В статье представлен научно-популярный подход к развитию навыков чтения у дошкольников и младших школьников. Раскрыты взгляды видных психологов, занимающихся развитием и анализом интеллекта детей раннего возраста.
Ключевые слова: навыки чтения, ранний возраст, развитие интеллекта, действие и интеллект.
Слуховые навыки зарождаются у человека с первых секунд его появления на свет, однако способность классифицировать различные звуки появляется позже. С раннего возраста ребенок начинает изучать мир, в том числе через звуки, которые его окружают. С первых месяцев жизни младенец способен воспринимать каждый звук как отдельную единицу, позднее, к 4 месяцам жизни, появляется слоговая восприимчивость. Это тесно связано с развитием когнитивных навыков и необходимостью вертикализации человека, которая открывает более широкое видение окружающего мира.
Звук, имитация речи или процесс гуления являются индивидуальными моментами в развитии ребенка. По общестатистическим данным ребенок начинает воспроизводить звуки, похожие на слоговой набор, в период от 4 до 7 месяцев в зависимости от эмоциональных и интеллектуальных навыков.
Одним из первых о периодах интеллектуального развития ребенка упоминал швейцарский психолог и философ Жан Пиаже, получивший известность как основоположник теории интеллекта.
Жан Пиаже выделял четыре стадии развития интеллекта ребенка. Для обучения детей навыку чтения необходимо ознакомиться с первыми двумя, так как они являются базовыми и необходимы учителю для понимания соотношения способностей детей раннего возраста.
Первая — стадия сенсомоторного интеллекта. Основываясь на чувственном восприятии, ребенок познает мир и себя как отдельную единицу. Он также глубинно изучает действие не просто как процесс, а пытается установить связь действия и мысли.
На первом этапе развития интеллекта дети очень чувствительны к внешним факторам, имеют тесную взаимосвязь с семьей. Ребенок познает мир через восприятие звуков и предметов, которые демонстрируют родители и близкие. Очень важно на данном этапе познакомить ребенка с разными звуками и тембрами речи. В возрасте от 1 до 2 лет ребенок способен отличить речь человека от языка животного, а также сымитировать звуки наиболее часто встречающихся животных. На первой стадии ребенок имеет небольшой словарный запас, поэтому обучение чтению на столь раннем этапе не актуально. Более важную роль играет развитие когнитивных навыков, которые активно влияют на развитие речи у детей раннего возраста.
Вторая стадия — период дооперационных представлений (от 2 до 7 лет). Ребенок пытается соотносить форму нового предмета с уже знакомыми, используя ассоциативное мышление и воображение.
Навыки, приобретенные на этом этапе развития, такие как ассоциативное мышление, можно использовать при обучении чтению, проводя визуальную аналогию предмета и звука, на который он начинается. Данный метод может быть применим в работе с детьми раннего возраста с учетом того, что буквы и звуки относятся к родному языку.
Однако данная концепция будет иметь более усложненный формат, если язык обучения иностранный. При изучении английского как второго языка ребенок будет испытывать сложности соотнесения картинок со звуками на иностранном языке, путая их с доминирующими названиями на родном языке, что может вызвать негодование и растерянность ребенка при обучении. Таким образом, наиболее эффективно использовать ассоциативный метод соотнесения буквы и звука в работе с детьми от 2 лет при наличии у них речевых признаков и необходимого словарного запаса на родном языке.
Аналогичная методика обучения может быть применима к группе детей более старшего возраста (от 4 лет) при наличии у них способности фонетического восприятия иностранного языка. При обучении иностранному языку необходимо поэтапное формирование словарного запаса и соотнесение предметов с картинками и новыми звуками, так как фонетически языки различаются.
Основываясь на теории развития интеллекта Жана Пиаже и понимая особенности двух базовых периодов, учитель может поэтапно развивать навык чтения у детей раннего возраста.
Из других видных ученых, изучавших развитие ребенка, необходимо отметить Марию Монтессори. Она исходила из представления, что существуют внутренние импульсы детского развития, которые нужно познать и учитывать при обучении детей. Необходимо предоставить ребенку возможность самому овладеть теми знаниями, к которым он предрасположен в данное время — период чувствительности (к порядку, деталям, владению руками) [1, с. 45].
Опираясь на данный подход, учитель может задействовать творческую составляющую детского мышления для создания букв из пластилина или другого мягкого материала, тем самым активировать несколько спектров мышления. Также позднее Жан Пиаже упоминал о необходимости действия как ключевого двигателя развития мысли ребенка раннего возраста.
«Интеллект ребенка строится на основе действия, на основе действия с вещами. Чтобы познать объекты, субъект должен действовать с ними: схватывать, ощупывать, приближать, удалять, перемещать, соотносить и т. д.» [1, с. 116].
Данный метод можно использовать при обучении детей чтению на иностранном языке. Для лучшего восприятия, помимо картинок, изготовления букв, можно ассоциировать предметы с определенными звуками. В игровом формате ребенок может брать предметы в руки, трясти, рассматривать, ощупывать, дифференцируя цвет и фактуру. Использование всех вышеперечисленных методов даст наибольший эффект при обучении чтению детей раннего возраста. Это вовлечет в процесс обучения с ранних лет и позволит быстрее анализировать текст уже в более взрослом возрасте.
Необходимо также учитывать, что методика раннего развития не является общепринятой, однако некоторые подходы могут быть применены частично на этапе подготовки к школе. Развитие навыков чтения и изучения алфавита поможет в формировании памяти, вырабатывании аналитических способностей, а также научит концентрации. Все это обогатит ребенка и поможет более быстрому усвоению школьного материала.
Литература:
- Возрастная психология. — М., 2005.