Развитие навыка чтения у детей дошкольного и младшего школьного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №44 (439) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 07.11.2022

Статья просмотрена: 136 раз

Библиографическое описание:

Фузайлова, В. Б. Развитие навыка чтения у детей дошкольного и младшего школьного возраста / В. Б. Фузайлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 44 (439). — С. 357-358. — URL: https://moluch.ru/archive/439/95719/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье представлен научно-популярный подход к развитию навыков чтения у дошкольников и младших школьников. Раскрыты взгляды видных психологов, занимающихся развитием и анализом интеллекта детей раннего возраста.

Ключевые слова: навыки чтения, ранний возраст, развитие интеллекта, действие и интеллект.

Слуховые навыки зарождаются у человека с первых секунд его появления на свет, однако способность классифицировать различные звуки появляется позже. С раннего возраста ребенок начинает изучать мир, в том числе через звуки, которые его окружают. С первых месяцев жизни младенец способен воспринимать каждый звук как отдельную единицу, позднее, к 4 месяцам жизни, появляется слоговая восприимчивость. Это тесно связано с развитием когнитивных навыков и необходимостью вертикализации человека, которая открывает более широкое видение окружающего мира.

Звук, имитация речи или процесс гуления являются индивидуальными моментами в развитии ребенка. По общестатистическим данным ребенок начинает воспроизводить звуки, похожие на слоговой набор, в период от 4 до 7 месяцев в зависимости от эмоциональных и интеллектуальных навыков.

Одним из первых о периодах интеллектуального развития ребенка упоминал швейцарский психолог и философ Жан Пиаже, получивший известность как основоположник теории интеллекта.

Жан Пиаже выделял четыре стадии развития интеллекта ребенка. Для обучения детей навыку чтения необходимо ознакомиться с первыми двумя, так как они являются базовыми и необходимы учителю для понимания соотношения способностей детей раннего возраста.

Первая — стадия сенсомоторного интеллекта. Основываясь на чувственном восприятии, ребенок познает мир и себя как отдельную единицу. Он также глубинно изучает действие не просто как процесс, а пытается установить связь действия и мысли.

На первом этапе развития интеллекта дети очень чувствительны к внешним факторам, имеют тесную взаимосвязь с семьей. Ребенок познает мир через восприятие звуков и предметов, которые демонстрируют родители и близкие. Очень важно на данном этапе познакомить ребенка с разными звуками и тембрами речи. В возрасте от 1 до 2 лет ребенок способен отличить речь человека от языка животного, а также сымитировать звуки наиболее часто встречающихся животных. На первой стадии ребенок имеет небольшой словарный запас, поэтому обучение чтению на столь раннем этапе не актуально. Более важную роль играет развитие когнитивных навыков, которые активно влияют на развитие речи у детей раннего возраста.

Вторая стадия — период дооперационных представлений (от 2 до 7 лет). Ребенок пытается соотносить форму нового предмета с уже знакомыми, используя ассоциативное мышление и воображение.

Навыки, приобретенные на этом этапе развития, такие как ассоциативное мышление, можно использовать при обучении чтению, проводя визуальную аналогию предмета и звука, на который он начинается. Данный метод может быть применим в работе с детьми раннего возраста с учетом того, что буквы и звуки относятся к родному языку.

Однако данная концепция будет иметь более усложненный формат, если язык обучения иностранный. При изучении английского как второго языка ребенок будет испытывать сложности соотнесения картинок со звуками на иностранном языке, путая их с доминирующими названиями на родном языке, что может вызвать негодование и растерянность ребенка при обучении. Таким образом, наиболее эффективно использовать ассоциативный метод соотнесения буквы и звука в работе с детьми от 2 лет при наличии у них речевых признаков и необходимого словарного запаса на родном языке.

Аналогичная методика обучения может быть применима к группе детей более старшего возраста (от 4 лет) при наличии у них способности фонетического восприятия иностранного языка. При обучении иностранному языку необходимо поэтапное формирование словарного запаса и соотнесение предметов с картинками и новыми звуками, так как фонетически языки различаются.

Основываясь на теории развития интеллекта Жана Пиаже и понимая особенности двух базовых периодов, учитель может поэтапно развивать навык чтения у детей раннего возраста.

Из других видных ученых, изучавших развитие ребенка, необходимо отметить Марию Монтессори. Она исходила из представления, что существуют внутренние импульсы детского развития, которые нужно познать и учитывать при обучении детей. Необходимо предоставить ребенку возможность самому овладеть теми знаниями, к которым он предрасположен в данное время — период чувствительности (к порядку, деталям, владению руками) [1, с. 45].

Опираясь на данный подход, учитель может задействовать творческую составляющую детского мышления для создания букв из пластилина или другого мягкого материала, тем самым активировать несколько спектров мышления. Также позднее Жан Пиаже упоминал о необходимости действия как ключевого двигателя развития мысли ребенка раннего возраста.

«Интеллект ребенка строится на основе действия, на основе действия с вещами. Чтобы познать объекты, субъект должен действовать с ними: схватывать, ощупывать, приближать, удалять, перемещать, соотносить и т. д.» [1, с. 116].

Данный метод можно использовать при обучении детей чтению на иностранном языке. Для лучшего восприятия, помимо картинок, изготовления букв, можно ассоциировать предметы с определенными звуками. В игровом формате ребенок может брать предметы в руки, трясти, рассматривать, ощупывать, дифференцируя цвет и фактуру. Использование всех вышеперечисленных методов даст наибольший эффект при обучении чтению детей раннего возраста. Это вовлечет в процесс обучения с ранних лет и позволит быстрее анализировать текст уже в более взрослом возрасте.

Необходимо также учитывать, что методика раннего развития не является общепринятой, однако некоторые подходы могут быть применены частично на этапе подготовки к школе. Развитие навыков чтения и изучения алфавита поможет в формировании памяти, вырабатывании аналитических способностей, а также научит концентрации. Все это обогатит ребенка и поможет более быстрому усвоению школьного материала.

Литература:

  1. Возрастная психология. — М., 2005.
Основные термины (генерируются автоматически): ранний возраст, ребенок, звук, иностранный язык, обучение детей, родной язык, ассоциативное мышление, месяц жизни, навык чтения, отдельная единица.


Ключевые слова

ранний возраст, развитие интеллекта, навыки чтения, действие и интеллект

Похожие статьи

К проблеме формирования личности в юношеском возрасте

В статье проанализирована проблема формирования личности в юношеском возрасте. Представлены положительные и отрицательные стороны развития личности старшеклассника в зависимости от школьного воспитания. Предпринята попытка разработки рекомендаций для...

К вопросу о развитии эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

В статье авторы пытаются показать значение развития уровня эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.

Особенности развития интеллектуальных операций: анализа, обобщения и классификации у детей младшего школьного возраста

В статье представлены результаты исследования уровня развития интеллектуальных операций (анализ, обобщение и классификация) младших школьников.

Влияние сказкотерапии на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста

В данной статье раскрыты ключевые новообразования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, также представлены методы эмоционального развития дошкольников в дошкольных образовательных учреждениях.

К вопросу о развитии двигательной активности детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается значимость учета уровня двигательной активности старших дошкольников в обеспечении оптимизации двигательного режима в условиях дошкольного учреждения.

Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются возможности использования дидактических игр в развивающем пространстве детского сада. Даются методические рекомендации по использованию дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста, описывается опыт работы.

Опыт организации образовательной деятельности по развитию социального интеллекта в старшем дошкольном возрасте

В статье актуализируется проблема развития социального интеллекта у старших дошкольников. Указаны причины социальной дезадаптации детей дошкольного возраста. Описан опыт организации образовательной деятельности по развитию социального интеллекта в ст...

Использование проблемного обучения в формировании здорового образа жизни у дошкольников

В статье рассматривается проблемное обучение как одной из эффективных образовательных технологий, позволяющей сформировать культуру здоровья у дошкольников. Дается обоснование использования проблемного обучения, и обзор литературы по проблеме формиро...

Развитие связной речи у старших дошкольников средствами творческих заданий и игр

В статье раскрывается проблематика речевого развития детей старшего дошкольного возраста, его основные компоненты. Рассматриваются также приемы и методы, посредством которых реализуется работа по развитию речи у детей в дошкольных образовательных учр...

Использование игровых педагогических технологий с целью повышения познавательной активности дошкольников старшего возраста

В статье авторы отражают работу по активизации познавательного мышления через использование игровых технологий.

Похожие статьи

К проблеме формирования личности в юношеском возрасте

В статье проанализирована проблема формирования личности в юношеском возрасте. Представлены положительные и отрицательные стороны развития личности старшеклассника в зависимости от школьного воспитания. Предпринята попытка разработки рекомендаций для...

К вопросу о развитии эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

В статье авторы пытаются показать значение развития уровня эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.

Особенности развития интеллектуальных операций: анализа, обобщения и классификации у детей младшего школьного возраста

В статье представлены результаты исследования уровня развития интеллектуальных операций (анализ, обобщение и классификация) младших школьников.

Влияние сказкотерапии на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста

В данной статье раскрыты ключевые новообразования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, также представлены методы эмоционального развития дошкольников в дошкольных образовательных учреждениях.

К вопросу о развитии двигательной активности детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается значимость учета уровня двигательной активности старших дошкольников в обеспечении оптимизации двигательного режима в условиях дошкольного учреждения.

Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются возможности использования дидактических игр в развивающем пространстве детского сада. Даются методические рекомендации по использованию дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста, описывается опыт работы.

Опыт организации образовательной деятельности по развитию социального интеллекта в старшем дошкольном возрасте

В статье актуализируется проблема развития социального интеллекта у старших дошкольников. Указаны причины социальной дезадаптации детей дошкольного возраста. Описан опыт организации образовательной деятельности по развитию социального интеллекта в ст...

Использование проблемного обучения в формировании здорового образа жизни у дошкольников

В статье рассматривается проблемное обучение как одной из эффективных образовательных технологий, позволяющей сформировать культуру здоровья у дошкольников. Дается обоснование использования проблемного обучения, и обзор литературы по проблеме формиро...

Развитие связной речи у старших дошкольников средствами творческих заданий и игр

В статье раскрывается проблематика речевого развития детей старшего дошкольного возраста, его основные компоненты. Рассматриваются также приемы и методы, посредством которых реализуется работа по развитию речи у детей в дошкольных образовательных учр...

Использование игровых педагогических технологий с целью повышения познавательной активности дошкольников старшего возраста

В статье авторы отражают работу по активизации познавательного мышления через использование игровых технологий.

Задать вопрос