Статья посвящена познавательным русским народным сказкам как средствам патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО. В статье представлены русские народные сказки, которые призывают детей к патриотизму.
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, формирование патриотического воспитания, познавательное развитие, русские народные сказки, фольклор.
На сегодняшний день патриотическое воспитание детей занимает важное место при реализации ФГОС ДО и стоит очень остро. У детей полностью отсутствует патриотическое воспитание. Сейчас ребёнок, начиная с раннего возраста, смотрит далеко не нравственные мультики, под этим влиянием у детей полностью или частично искажены такие нравственные качества как: доброта, милосердие, справедливость, совестливость, чувства ответственности, солидарности. У детей отсутствует понятие патриотизма, как и само понятие Родины.
Патриотизм — это политический принцип, социальное чувство, осознанное привязанность к Родине, преданность Родине, готовность к жертвам ради неё, осознанная любовь к своему народу, его традициям. Желание сделать для Родины что то нужное [1].
Все эти принципы патриотизма как нельзя лучше нужно объяснять детям с самого детства через сказки, передавая интонациями в процессе прочтения сказок и вопросами после прочтения нужные эмоции. Именно сказки позволяют развивать патриотизм у маленьких граждан [2].
Кто и когда сложил первую сказку никто не знает, но стоит нам прочитать: «В некотором царстве, в некотором государстве» — а именно так обычно начинаются многие русские сказки — и вот мы уже далеко, далеко от дома, отступает куда то обыденная жизнь и вокруг — леса дремучие, луга заповедные, сады диковинные, дворцы беломраморные… И в этом волшебном, полном чудес краю живут и Иван-Царевич, и Василиса Премудрая, и Кощей Бессмертный, и Баба-яга, и Конёк-горбунок….
Там мчится по нему летучий корабль, там «30 витязей прекрасных чередой из вод выходят ясных», там в диковинном саду у чудовища безобразного растет цветочек аленький, краше которого нет на белом свете, а в таинственных владениях богатырки Синеглазки журчит живая вода….
А вот «Золотой дворец стоит, как жар горит. У ворот кишат страшные змеи, на золотых цепях прикованы, огнём пышут. Возле колодца золотой ковш на золотой цепи прикован. Иван-царевич зачерпнул воды, напоил змей — они улеглись, присмирели. Зашёл Иван-царевич во дворец …»..
«Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается…» Как нелегко было Андрею-стрелку добыть для завистливого царя кота-баюна, а Иванушки-дурачку — Царь-девицу! Сколько бед испытал Иван-царевич, прежде чем привёз царю-батюшке молодильные яблоки и живую воду!
Без волшебства нашим героям никогда бы не справится ни с Кощеем, ни с царём подводным, ни с вихрем-злодеем. Да не всем приходят на помощь чудесные силы — они только с теми, кто сердцем щедр, к людям справедлив, слабым защитник, труда не боится. Тут уж и Баба-яга и хищная птица Нагай и сват Наум, который «то, не знает, что», и неуловимая голубая змейка, помогают смелым героям во всех их добрых делах [3].
«Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Сказка — это тот жанр в мировой литературе с которым человек встречается назарее своей жизни и с которым не расстается до её конца. И это понятно. Ведь настоящие сказки создаются всегда как бы «на вырост», с годами человек открывает в сказке всё новые и новые пласты и глубины, познание окружающего мира. Именно в сказке сконцентрированы извечные категории морали — Добро и Зло, Правда и Ложь, Счастье и Беда, — которые должен с первых же шагов по жизни усвоить человек, что бы вырасти настоящим Гражданином. Подобное отношение к сказке всегда в традициях народа — будь то сказки народные, уходящие своими корнями в фольклорные глубины, в славянскую мифологию, в язычество, будь то сказки великих русских писателей.
По словам К. И. Чуковского, «Цель сказочников воспитать в человеке эту дивную способность волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу как свою» [4].
Этих принципах в своих сказках придерживался А. М. Горький, оставаясь на позициях своих взрослых воззрений он являлся ярким сторонником совести, правды и справедливости. Человеком остро чувствующим красоту окружающего мира и жизни. В своих публичных выступлениях А. М. Горький подчеркивал особую роль сказки в воспитании подрастающего поколения, составлял рекомендательные списки для детского чтения куда неизменно включал сказки [5].
Особое место в детской литературе занимают сказки А. П. Гайдара. Он написал их всего две — известнейшую «Сказку о Военной Тайне, о Мальчише-Кибальчише и о его твёрдом слове», и менее известную сказку «Горячий камень». Это сказки не просто героика романтического повествования — это притча глубокого философского взгляда на сущность бытия понятного ребёнку.
Большую роль в привитии ребёнку любви и понимании родной природы играют сказки В. В. Бианки. Его сказки учат любить птиц, зверей, родные просторы, стойко переносить любые невзгоды. Характерны слова, вложенные писателем в разговор Зиньки (синичка) обращающейся к соловью: «Да ведь ты соловей, тебе-то что: сегодня здесь спел, а завтра там. А я Синичка. Я где родилась, там всю жизнь и проживу». В этой фразе сконцентрирована горячая связь к родной земле, к родной природе, дороже которой нет ничего на свете.
Непосредственно к детской аудитории в детских произведениях обращался и К. Г. Паустовский. Он был убеждён в том, что «Сказка — это воплощённая в поэтической форме мечта человека о прекрасном». В своих сказках Паустовский ориентировался, прежде всего на реальную жизнь, а сказочной формой пользовался, по тому, что полагал: именно сказочная форма наиболее доступна детскому восприятию и пониманию. Кроме высокой гражданственности и патриотизма, сказки Паустовского отличают и романтическая тональность, поэтичность повествования. Всё это воплощено в сказке «Стальное колечко» и «Тёплый хлеб».
В ориентации на воспитании в ребёнке уважения к труду — этой первооснове единственно справедливого человеческого существовании наиболее последовательно был в своём творчестве Е. А. Пермяк, он обращался непосредственно к детям и юношеству, следовал идеям Горького о том, что всё лучшее у нас создаётся энергией трудового народа.
Это только небольшой список писателей, которые в своём творчестве обращались к жанру сказки. Можно бесконечно продолжать этот список: П. П. Бажов, В. П. Катаев «Дудочка и кувшинчик», В. А. Каверин, С. В. Михалков «Праздник непослушания» и т. д.
Каждый воспитатель должен стремиться к тому, чтобы оставить после прочтения сказки в душах своих маленьких слушателей ощущения победы добра и света над злобным коварством и тьмой. Именно со сказки начинается формироваться желание маленького гражданина сделать для Родины, для людей что-то нужное и полезное. При необходимости совершить подвиг. Именно русские народные сказки положили начало региональным сказкам, в которых описывается неизведанный, загадочный мир в давние времена, который и по сей день окружает маленьких слушателей. На региональных сказках воспитывается маленький патриот малой Родины [6].
Региональные сказки описывают природу родного края и подвиги героев защитивших родной край от бед. И эти герои должны становится кумирами детей. При прочтении сказок эти расшифровки сказочных ситуаций должны воспитывать нравственность у подрастающего поколения [7].
Предположим невероятное: человечество утратило нравственное представление. Исчезла память, т. е. знания прошлого опыта, люди забыли, как относится к злу и добру, к верности и предательству, к правде и кривде, — всё спуталось. Но сохранились народные сказки. По ним одним можно восстановить основные моральные нормы, потому что все русские сказки учили и сейчас учат, как жить человеку среди людей и как нельзя жить. Одна из основных идейных формул сказки — «Что посеешь, то и пожнёшь». Если герой не добр, равнодушен, жаден, он в нужный момент не получает поддержки и терпит поражения. Сострадательный, щедрый в конце концов всегда вознаграждён, и это даже не плата за добро, а естественное следствие добра. Сказки учат детей и в окружающей действительности наблюдать победу добра над злом, вознаграждение работоспособности, порицание лени. Видеть героев среди окружающих людей, которые совершают подвиги ради своего народа и Родины [8].
Старые добрые сказки разных народов, живущие в стране и за её пределами, родились давно, веками передавались из уст в уста, над каждой трудилось множество талантливых рассказчиков. Поэтому так хороши и так мудры народные сказки. Сказки разных народов отличаются по своей форме и стилю. Различны герои и их приключения. В каждой из них отражены характер и психология народа, своеобразие национального колорита. Но есть в этих сказках и много общего — это стремление всех народов рассказать о своей истории, борьбе за свободу и счастье, о желании стать полноправными хозяевами своей жизни. Это вера в свои силы, свою непобедимость. Ради счастья своей Родины, своего народа герои многих сказок, не щадя жизни, идут на испытания и трудности. Мир сказок — мир народной мудрости, народных идеалов, нравственных и эстетических ценностей. Утверждая высокие моральные принципы, уважение к человеку, совестливость, честность, они являются веками испытанным воспитателем каждого нового поколения. Сказки обогащают ум, учат доброте и трудолюбию, пробуждают желание бороться со злом, развивают творческую фантазию, воспитывают любовь к родной земле, чувство гордости за свой народ, прививают уважение к другим народам и национальностям. Полон чудес сказочный мир, всё возможно в нём.
Богатейший опыт развития литературы для детей убедительно показывает, что можно и необходимо говорить о её особой сфере — о сфере русской сказки. Можно утверждать с полным основанием, что русская сказка занимает ведущее место в детской литературе и перспективы её дальнейшего развития самые оптимистичные.
Ребёнок, сопоставляя сказки с окружающим миром, начинает учиться патриотизму. Задача воспитателя ДОО — помочь ребёнку сделать правильный вывод. Важную роль в формировании патриотизма занимают беседы педагога с родителями. В этих беседах воспитатель нарабатывает одинаковую линию вопросов и объяснений при прочтении рекомендуемых произведений.
Литература:
1. Афанасьева, Л. И. Развитие звуковой стороны речи в дошкольном возрасте [Текст] // Развитие речи и речевого общения дошкольников Виноградова А. М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников // Дошкольное воспитание. — 2004. — № 4. — С. 33–35.
2. Виноградова Н. Ф. Воспитателю о работе с семьей // Дошкольное воспитание. — 2003. — № 2. — С. 25–27.
3. Выготский Л. С. Детская психология // Собр. Соч. — М., 1982.- т. 4. — 386 с.
4. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребёнка.- СПб.: Речь, 2004.- 272 с.
5. Денисенко Н. Г. Ваш ребёнок познаёт мир // Дошкольное воспитание. — 2000. — № 1. — с. 100.
6. Диалоги о воспитании: (Книга для родителей). Ваш ребёнок. Педагогика семейных отношений. Когда наступает зрелость / Под ред. В. Н. Столетова, О. Г. Свердлова. — М.: Педагогика, 1980.- 320 с.
7. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста // Под общ. ред. О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьевой. — М.: Детский центр Венгера, 1996. — 60 с.