История возникновения органов финансового контроля в современном Забайкалье | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №44 (439) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 30.10.2022

Статья просмотрена: 41 раз

Библиографическое описание:

Кондакова, А. А. История возникновения органов финансового контроля в современном Забайкалье / А. А. Кондакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 44 (439). — С. 261-263. — URL: https://moluch.ru/archive/439/95883/ (дата обращения: 15.11.2024).



Статья отражает исторические этапы становления финансового контроля в Забайкальском крае. Органы государственного финансового контроля играют важную роль в управлении государственными и муниципальными финансами в стране, их грамотном распределении между субъектами страны, объектами получения. В течение более 20 лет органы контроля претерпевали изменения, менялись их функции, связанные с контрольной деятельностью. На сегодняшний день органами, осуществляющими контрольную деятельность в финансово-бюджетной сфере в Забайкальском крае, являются Контрольно-счетная палата Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края, Управление Федерального казначейства по Забайкальскому краю.

Ключевые слова: финансовый контроль, органы финансового контроля, Министерство финансов, Контрольно-счетная палата, Управление Федерального казначейства.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 1998 г. № 888 «О территориальных контрольно-ревизионных органах Министерства финансов Российской Федерации» на базе аппарата Главного контролера-ревизора Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Российской Федерации с 1 октября 1998 г. происходит образование Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Российской Федерации в Читинской области, как самостоятельное юридическое лицо. Структура Управления состояла из 9 отделов, в том числе 6 функциональных отделов в г. Чита, ревизионный отдел в Агинском Бурятском автономном округе, отдел ревизий по Восточному региону области в г. Нерчинск, отдел ревизий по юго-восточному региону области в г. Борзя. Контрольно-ревизионное управление в июле 2004 г. реорганизовано в Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора. С 1 ноября 2004 г. Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора стало правопреемником Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Российской Федерации в Читинской области. В связи с объединением Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа управление реорганизовано в Территориальное управление федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Забайкальском крае. В 2016 г. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 февраля 2016 г. № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» Федеральная служба финансово-бюджетного надзора упразднена, функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, по внешнему контролю в Забайкальском крае переданы Управлению Федерального казначейства по Забайкальскому краю, созданы следующие отделы для проведения контрольной деятельности: организационно-аналитический отдел, контрольно-ревизионный отдел в сфере деятельности силовых ведомств и судебной системы, контрольно-ревизионный отдел в социально-экономической сфере.

Среди задач контрольного блока Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю «осуществление внутреннего государственного финансового контроля за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности, судебной системе и оборонном комплексе, в социально-экономической сфере; принятие мер по повышению эффективности контроля и надзора в сфере деятельности силовых ведомств и судебной системе; контроль в соответствии с частью 8 статьи 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд; проверка осуществления органами государственного (муниципального) финансового контроля, являющимися органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций), контроля за соблюдением Закона о контрактной системе в соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе в отношении закупок для обеспечения нужд субъектов российской Федерации (муниципальных нужд); осуществление контроля за использованием средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального, направленных на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда и предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местном бюджете на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда и модернизации системы коммунальной инфраструктуры; осуществление контроля за использованием специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют свою деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, средств, полученных в качестве государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора» и другие.

Контрольно-счетная палата (далее — КСП) Забайкальского края была основана Читинской областной Думой первого созыва в качестве специального органа, который бы осуществлял внешний финансовый контроль за использованием средств областного бюджета, внебюджетных фондов и областной государственной собственности. Таким образом в Уставе Читинской области появилось положение о праве создания областной Думой КСП. 30 мая 1996 г. одним из первых в стране был принят Закон Читинской области № 48-ЗЧО «О Контрольно-счетной палате Читинской области», определивший статус, функции и полномочия контрольного органа.

В результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа в Забайкальский край, КСП Читинской области была преобразована в КСП Забайкальского края, принят Закон Забайкальского края от 30 апреля 2009 г. № 170-ЗЗК «О Контрольно-счетной палате Забайкальского края».

На сегодняшний день численность сотрудников КСП Забайкальского края составляет 28 человек, включая председателя КСП, заместителя председателя КСП, четырёх аудиторов и аппарат, состоящий из информационно-аналитического отдела, отделов финансового обеспечения и кадров и правового обеспечения.

Для планирования и организации деятельности палаты, выработки методологии контрольной и экспертно-аналитической деятельности, рассмотрения и утверждения материалов контрольных мероприятий и решения других важнейших вопросов образована Коллегия КСП.

В марте 2010 года была создана Ассоциация контрольно-счетных органов Забайкальского края, которая в сентябре 2013 года была преобразована в Совет контрольно-счетных органов Забайкальского края, целью деятельности которых является обеспечение эффективности деятельности органов государственного и муниципального внешнего финансового контроля в регионе, координации деятельности контрольно-счетных органов и укрепления сотрудничества между ними.

Законодательным собранием принят Закон Забайкальского края от 2 ноября 2011 г. № 579-ЗЗК «О Контрольно-счетной палате Забайкальского края», который регламентирует деятельность КСП Забайкальского края.

«Контрольно-счетная палата Забайкальского края является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля, образуется Законодательным Собранием Забайкальского края и подотчетна ему, обладает организационной и функциональной независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно».

Постановлением Администрации Читинской Области от 19 сентября 2001 г. № 561 «Об организации финансового контроля за использованием средств областного бюджета, осуществляемого органами исполнительной власти Читинской области» установлено, что в соответствии со статьями 266, 269, 270 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в целях упорядочения проведения контрольных мероприятий за использованием средств областного бюджета, финансовый контроль, осуществляемый органами исполнительной власти Читинской области, осуществляют Комитет по финансам Администрации Читинской области, установлен порядок проведения комплексных проверок (ревизий) и проверок органами исполнительной власти Читинской области, осуществляющими финансовый контроль.

В соответствии со статьей 266 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 21 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в целях упорядочения проведения мероприятий по контролю за использованием средств бюджета Забайкальского края Постановлением Правительство Забайкальского края от 16 декабря 2008 года № 126 «Об утверждении Порядка и форм осуществления финансового контроля исполнительными органами государственной власти Забайкальского края» утверждены Порядок и формы осуществления финансового контроля исполнительными органами государственной власти Забайкальского края. Согласно данному Постановлению Финансовый контроль осуществляют Министерство финансов Забайкальского края, Государственная финансовая инспекция Забайкальского края, главные распорядители средств краевого бюджета, главные администраторы доходов краевого бюджета и главные администраторы источников финансирования дефицита краевого бюджета.

В 2014 году Постановление утратило силу на основании Постановления Правительства Забайкальского края от 17 апреля 2014 г. № 209, согласно которому внутренний финансовый контроль осуществлялся Министерством финансов Забайкальского края.

На сегодняшний день внутренним финансовым контролем занимается Управление государственного финансового контроля Министерства финансов Забайкальского края, в состав которого входят отдел контроля за расходованием средств краевого бюджета и отдел контроля в сфере закупок.

В настоящий момент внутренний и внешний государственный контроль в крае осуществляется системно, полномочия органов разделены в зависимости от проверяемых средств, объектов контроля. Система проведения контрольных мероприятий совершенствуется в соответствии с действующим законодательством, подстраиваясь под факторы, влияющие на поступление и расходование средств бюджета.

Литература:

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ;
  2. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 августа 1998 г. № 888 «О территориальных контрольно-ревизионных органах Министерства финансов Российской Федерации»;
  4. Постановление Администрации Читинской Области от 19 сентября 2001 г. № 561 «Об организации финансового контроля за использованием средств областного бюджета, осуществляемого органами исполнительной власти Читинской области»;
  5. Постановление Правительства Забайкальского края от 16 декабря 2008 года № 126 «Об утверждении Порядка и форм осуществления финансового контроля исполнительными органами государственной власти Забайкальского края»;
  6. Борисова Е. 95 лет на страже финансов / Е. Борисова // Забайкальский рабочий. — 2018. — 17 октября. — С. 7.;
  7. Положение о контрольно-ревизионном отделе в сфере деятельности силовых ведомств и судебной системы Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю [Электронный ресурс] — Режим доступа:https://chita.roskazna.gov.ru/o-kaznachejstve/struktura/51754/(дата обращения 09.09.2022);
  8. Положение о контрольно-ревизионном отделе в социально-экономической сфере Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю [Электронный ресурс] — Режим доступа:https://chita.roskazna.gov.ru/o-kaznachejstve/struktura/51756/(дата обращения 09.09.2022);
  9. История Контрольно-счетной палаты Забайкальского края [Электронный ресурс] — Режим доступа:https://kspzab.ru/?page_id=16/(дата обращения 09.09.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): Забайкальский край, Читинская Область, контрольно-счетная палата, Российская Федерация, Министерство финансов, краевой бюджет, Федеральная служба, финансово-бюджетный надзор, Финансовый контроль, Агинский Бурятский автономный округ.


Похожие статьи

Роль государственного контроля на региональном уровне

Статья посвящена роли государственного финансового контроля в использовании бюджетных средств на региональном уровне. В данной работе рассматриваются результаты деятельности Контрольно-счетной палаты Вологодской области за период 2013–2015 гг.

Особенности кассового обслуживания исполнения регионального бюджета (на примере департамента финансов администрации Приуральского района Ямало-Ненецкого автономного округа России)

В статье проведен анализ организации кассового исполнения бюджета Департамента финансов Приуральский район. Проведенный анализ показал, что финансовый контроль на данном этапе развития в Российской Федерации играет существенную роль в функционировани...

Виды и формы государственного финансового контроля в бюджетной сфере

Статья посвящена изучению различных видов и форм государственного финансового контроля в бюджетной сфере. Особое внимание уделяется роли государственных органов и их функций в обеспечении финансовой прозрачности и эффективности в управлении бюджетным...

Контрольно-надзорная деятельность как организационно-правовой способ обеспечения законности в жилищно-коммунальном хозяйстве

В статье подвергается анализу контрольно-надзорная деятельность органов государственной власти на федеральном, региональном и местном уровне в сфере жилищно-коммунального хозяйства. На основе проведенного исследования были выявлены основные положения...

Виды и формы организации государственного финансового контроля в РФ

Традиционный последующий контроль в финансово-бюджетной сфере в связи с принятием в последнее время новых законодательных актов, вводящих новую компетенцию органов финансового контроля, уступил место мероприятиям по предварительному контролю. На прак...

Повышение эффективности и прозрачности деятельности Контрольно-счетной палаты Администрации ГО «Город Калининград» как мера предотвращения нецелевого использования бюджетных денежных средств

Ст.28 БК РФ определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования. В городском округе «Город Калининград» органом, осущ...

Муниципальный финансовый контроль

В статье авторы анализируют понятие и значение муниципального финансового контроля как вида финансового контроля в Российской Федерации, определяют его разновидности и обозначают различия. Приводятся полномочия контрольно-счетного органа муниципально...

Правовое регулирование финансового контроля государственных компаний (на примере государственной компании «Российские автомобильные дороги»)

Научная статья посвящена исследованию и анализу роли финансового контроля как инструмента воздействия государства на деятельность государственных компаний. Автор акцентирует свое внимание на рассмотрении положений, связанных с осуществлением финансов...

Организация деятельности государственных органов исполнительной власти в Сахалинской области

В данной статье рассматривается организация исполнительных органов власти Сахалинской области, автор описывает значение и анализирует структуру системы исполнительной власти в регионе. В своей работе автор также отмечает эффективность государственных...

Банковский контроль и надзор в деятельности Банка России

Целью написания статья является анализ и изучения понятия банковского контроля и надзора деятельности Банка России. Основная задача Центрального банка РФ является в методике анализа кредитно-денежной политики РФ и в обеспечении развитии государства,...

Похожие статьи

Роль государственного контроля на региональном уровне

Статья посвящена роли государственного финансового контроля в использовании бюджетных средств на региональном уровне. В данной работе рассматриваются результаты деятельности Контрольно-счетной палаты Вологодской области за период 2013–2015 гг.

Особенности кассового обслуживания исполнения регионального бюджета (на примере департамента финансов администрации Приуральского района Ямало-Ненецкого автономного округа России)

В статье проведен анализ организации кассового исполнения бюджета Департамента финансов Приуральский район. Проведенный анализ показал, что финансовый контроль на данном этапе развития в Российской Федерации играет существенную роль в функционировани...

Виды и формы государственного финансового контроля в бюджетной сфере

Статья посвящена изучению различных видов и форм государственного финансового контроля в бюджетной сфере. Особое внимание уделяется роли государственных органов и их функций в обеспечении финансовой прозрачности и эффективности в управлении бюджетным...

Контрольно-надзорная деятельность как организационно-правовой способ обеспечения законности в жилищно-коммунальном хозяйстве

В статье подвергается анализу контрольно-надзорная деятельность органов государственной власти на федеральном, региональном и местном уровне в сфере жилищно-коммунального хозяйства. На основе проведенного исследования были выявлены основные положения...

Виды и формы организации государственного финансового контроля в РФ

Традиционный последующий контроль в финансово-бюджетной сфере в связи с принятием в последнее время новых законодательных актов, вводящих новую компетенцию органов финансового контроля, уступил место мероприятиям по предварительному контролю. На прак...

Повышение эффективности и прозрачности деятельности Контрольно-счетной палаты Администрации ГО «Город Калининград» как мера предотвращения нецелевого использования бюджетных денежных средств

Ст.28 БК РФ определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования. В городском округе «Город Калининград» органом, осущ...

Муниципальный финансовый контроль

В статье авторы анализируют понятие и значение муниципального финансового контроля как вида финансового контроля в Российской Федерации, определяют его разновидности и обозначают различия. Приводятся полномочия контрольно-счетного органа муниципально...

Правовое регулирование финансового контроля государственных компаний (на примере государственной компании «Российские автомобильные дороги»)

Научная статья посвящена исследованию и анализу роли финансового контроля как инструмента воздействия государства на деятельность государственных компаний. Автор акцентирует свое внимание на рассмотрении положений, связанных с осуществлением финансов...

Организация деятельности государственных органов исполнительной власти в Сахалинской области

В данной статье рассматривается организация исполнительных органов власти Сахалинской области, автор описывает значение и анализирует структуру системы исполнительной власти в регионе. В своей работе автор также отмечает эффективность государственных...

Банковский контроль и надзор в деятельности Банка России

Целью написания статья является анализ и изучения понятия банковского контроля и надзора деятельности Банка России. Основная задача Центрального банка РФ является в методике анализа кредитно-денежной политики РФ и в обеспечении развитии государства,...

Задать вопрос