Упоминание программной книги розенкрейцеров в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №44 (439) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 31.10.2022

Статья просмотрена: 87 раз

Библиографическое описание:

Королев, К. А. Упоминание программной книги розенкрейцеров в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» / К. А. Королев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 44 (439). — С. 378-379. — URL: https://moluch.ru/archive/439/95888/ (дата обращения: 16.11.2024).



Цель данного исследования — поиск в комедии «Ревизор» Н. В. Гоголя отсылок к популярному розенкрейцеровскому произведению о самопознании.

Ключевые слова: Гоголь, Ревизор, самопознание.

Поскольку сюжет программной комедии Гоголя «Ревизор» известен большинству ещё со школьной скамьи, многие нюансы комедии становятся нечёткими, что затрудняет исследование произведения.

Итак, в доме городничего собираются, чтобы обсудить совместные действия к приезду инкогнито из Петербурга следующие действующие лица: попечитель богоугодных заведений, смотритель училищ, судья, частный пристав, лекарь, два квартальных и сам городничий.

Несмотря на то, что «Ревизор»— это комедия, для читателя, знакомого с Евангелием, произведение можно трактовать и как «увещание к бодрствованию». Блаженный Иероним Стридонский говорит, толкуя евангелие от Матфея: «Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придёт вор, то бодрствовал бы и не дал подкопать дома своего» [1].

Явление чиновника — проверяющего, представляющегося частным лицом, по мнению исследователя Гоголевской эсхатологии, связано также и с самозванством. Хлестакову двадцать три года, и Лжедмитрию I тоже было 23, — внимательные читатели этот фрагмент из истории Государства Российского знали хорошо.

Судья Аммос Федорович Тяпкин-Ляпкин, «человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумный», произносит фразу, где упоминается книга, очень популярная в кругах русских тайных обществ XIX в.

«Артемий Филиппович. Что ж, Антон Антонович? — ехать парадом в гостиницу.

Аммос Федорович. Нет, нет! Вперед пустить голову, духовенство, купечество; вот и в книге «Деяния Иоанна Масона» ... [2]

Книга, упомянутая Аммосом Фёдоровичем Ляпкиным-Тяпкиным, была очень почитаема среди розенкрейцеров в России и за её пределами. Автор книги— Джон Мейсон (John Mason, 1706–1763). В русской транскрипции XVIII в. фамилия автора была обозначена как «Масон», что соответствовало роду занятий и образу жизни автора книги: Джон Мейсон был розенкрейцером. Н. И. Новиков, один из крупнейших представителей московского розенкрейцерства, в 1783 г. издал популярную в этих кругах книгу Джона Мейсона «Познание самого себя» в переводе И. П. Тургенева. До этого времени текст бытовал среди розенкрейцеров в рукописных свитках на английском и немецком языках.

Огромное внимание в книге Мэйсон уделяет внутренней психологической работе: познание себя, самоусовершенствование. Целью такого испытания было постепенное «одержание верха над своими страстями». В трактате он заложил основы «науки самопознания». Трактат этот использовался как учебник по психологии самопознания для учеников лож.

Перевод книги осуществил Иван Петрович Тургенев (1752–1807), соратник Новикова, привлечённый к следствию по делу Новикова в 1792 году, и сосланный в своё родовое поместье.

Исследователем Соколовской Т. О. была достаточно подробно описана работа по первоначальному обучению неофитов в российских ложах:

Для каждого новопосвященного ложей определялся опытный куратор, который руководил учеником на этапе совершения им первых шагов в масонстве.

« Не теряя времени, поэтому руководитель вручал посвященному книгу Иоанна Масона «О самопознании», требуя внимательно прочесть и отметить все, что произведет впечатление и все, что покажется неясным, непонятным » [3].

Иоанн Масон рекомендовал в своей книге следующее: «Надо испытать себя, надо собрать свои блудящие мысли и сравнить со своим «предписанием…» [4].

Поскольку работу над своими «блудящими мыслями и страстями» неофит совершал вместе с наставником, можно предположить, что наставник, таким образом, мог иметь компромат на своего подопечного, что позволяло в будущем этим компроматом воспользоваться.

Однако, в процессе работы над статьёй, автор обнаружил, что профессор Борис Куркин детально исследовав комедию Гоголя «Ревизор», написал книгу «Оперативное дело «Ревизор». Опыт криминального расследования», в которой отразил связь гоголевских отсылок в комедии и тогдашнее положение с тайными обществами в России.

Дело в том, что после восстания декабристов масонские ложи в России были запрещены официально, и со всех членов тайных обществ были взяты подписки о том, что в политических тайных обществах они больше не будут иметь членство. Поэтому, с известной долей вероятности, можно предположить, что ссылка одного из персонажей комедии на книгу, которая являлась основной для членов запрещённых в России организаций, у Гоголя не случайна.

В нарушение указа императора Николая, изданного в 1826 году, политические тайные общества не прекратили своё существование, а просто перешли на нелегальное положение.

Поэтому, когда персонаж комедии, (между прочим, чиновник восьмого класса уездного города, судья), упоминает со сцены о литературе запрещённой организации спустя несколько лет после указа о запрещении подобных организаций в России, вполне можно предположить, что это намёк автора образованной публике на то, что запрещённые общества всё ещё функционируют [5].

Знаменитое «А подать сюда Ляпкина-Тяпкина!» означает пристальное внимание со стороны властей к судье, состоящему в тайной организации. Внимание, которое повлечёт за собой либо ссылку, либо каторгу, — в зависимости от тяжести содеянного.

И поскольку «Деяния И. Масона» Аммос Федорович вспоминает в критический момент в кругу единомышленников, можно сделать вывод о том, что практически весь нобилитет уездного города, где происходит действие комедии, состоит в локальном тайном обществе и замешан в политических преступлениях.

Литература:

  1. Иероним, Стридонский Евангелие по Матфею 24:42 / Стридонский Иероним. — Текст: электронный // azbyka.ru: [сайт]. — URL: https://azbyka.ru/biblia/in/?Mt.24:42&r (дата обращения: 29.10.2022).
  2. Гоголь, Н. В. Ревизор / Н. В. Гоголь. — Москва: Детская литература, 1970. — 158 c. — Текст: непосредственный.
  3. Соколовская, Т. О. В масонских ложах. (1817–1822 гг.) / Т. О. Соколовская. — Петроград: тип. П. П. Сойкина, 1914. — 54 c. — Текст: непосредственный.
  4. Иоана Масона А. М. Познание самого себя / Иоанн Масон. — Текст: электронный // НЭБ: [сайт]. — URL: https://viewer.rusneb.ru/ru/000199_000009_005458431?page=1&rotate=0&theme=white (дата обращения: 18.09.2022).
  5. Куркин, Борис Оперативное дело «Ревизор». Опыт криминального расследования / Борис Куркин. — Москва: Эльф ИПР, 2011. — 201 c. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): книга, Россия, персонаж комедии, уездный город.


Ключевые слова

ревизор, самопознание, Гоголь

Похожие статьи

Мотив покоя в свете христианского идеала в повести Н. В. Гоголя «Старосветские помещики»

В статье рассматривается мотив покоя в творчестве Н. В. Гоголя и его связь с христианской традицией. Статья может быть использована на факультативных занятиях по литературе, предметных кружках с целью углубления знаний.

Фольклорные и литературные источники повести Н. В. Гоголя «Вий»

В статье автор исследует фольклорные и литературные источники повести Н. В. Гоголя «Вий», ищет аналоги образа Вия в славянском фольклоре, анализирует сюжет о смерти ведьмы, обобщает современные подходы филологов и историков к данной проблеме.

Литературный анализ пьесы А. Н. Островского «Гроза»

В статье делается попытка проанализировать драматическое произведение А. Н. Островского «Гроза», выстраивающая своё художественное целое посредством всякого рода контрастов (нравственных, психологических и бытовых), достигающих философского уровня.

Метафизика бытия в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

В статье ставится задача рассмотреть роман «Мастер и Маргарита» как парадоксальную литературную провокацию к осмыслению метафизики бытия в аспекте реальности потустороннего мира. Автор предлагает обратить внимание на тот факт, что М. А. Булгакова инт...

Бунт против Бога как мифологический мотив в русской литературе XIX — начала ХХ века и европейском кинематографе ХХ века

В статье анализируется бунт против Бога как мифологический мотив на примере богоборческих бунтов Ипполита Терентьева в романе Ф. Достоевского «Идиот», героя поэмы В. Маяковского «Облако в штанах» и бунта Александра Экделя против Бога и епископа Верге...

Феномен «неквадратности» в повести Н. В. Гоголя «Иван Федорович Шпонька и его тетушка»

В статье обнаруживается и анализируется музыкальный феномен «неквадратность», в аллегорической форме присутствующий в повести Н. В. Гоголя «Иван Федорович Шпонька и его тетушка». Делается вывод о том, что данный феномен непосредственно влияет на сюже...

К вопросу о литературной полемике по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»

В публикации анализируется развернувшаяся полемика среди литературных критиков и публицистов России 1860-х гг. в связи с появлением романа И. С. Тургенева, а также приводится реакция самого писателя на выпады в его адрес.

Тема казуистики в романе «Братья Карамазовы»

В статье рассматривается одна из граней моральной проблематики творчества Достоевского. Такой узкий взгляд открывает путь к решению более широких проблем, в том числе к проблеме правдивости или правдоподобности языкового творчества с точки зрения авт...

«Разбойники» Шиллера в зеркале русской театральной критики эпохи романтизма (на примере публикации в журнале «Московский Телеграф»)

В статье анализируется рецепция русской театральной постановки знакового произведения Шиллера «Разбойники» на страницах журнала «Московский Телеграф». Небывалый культурный подъем в Германии на стыке XVIII — XIX в. в. обусловил интерес к немецкой лите...

Структурные особенности речевых актов согласия (на материале романа У. С. Моэма «Театр»)

В статье рассматривается структура речевых актов согласия и приводятся результаты исследования, проведённого на материале романа У. С. Моэма «Театр».

Похожие статьи

Мотив покоя в свете христианского идеала в повести Н. В. Гоголя «Старосветские помещики»

В статье рассматривается мотив покоя в творчестве Н. В. Гоголя и его связь с христианской традицией. Статья может быть использована на факультативных занятиях по литературе, предметных кружках с целью углубления знаний.

Фольклорные и литературные источники повести Н. В. Гоголя «Вий»

В статье автор исследует фольклорные и литературные источники повести Н. В. Гоголя «Вий», ищет аналоги образа Вия в славянском фольклоре, анализирует сюжет о смерти ведьмы, обобщает современные подходы филологов и историков к данной проблеме.

Литературный анализ пьесы А. Н. Островского «Гроза»

В статье делается попытка проанализировать драматическое произведение А. Н. Островского «Гроза», выстраивающая своё художественное целое посредством всякого рода контрастов (нравственных, психологических и бытовых), достигающих философского уровня.

Метафизика бытия в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

В статье ставится задача рассмотреть роман «Мастер и Маргарита» как парадоксальную литературную провокацию к осмыслению метафизики бытия в аспекте реальности потустороннего мира. Автор предлагает обратить внимание на тот факт, что М. А. Булгакова инт...

Бунт против Бога как мифологический мотив в русской литературе XIX — начала ХХ века и европейском кинематографе ХХ века

В статье анализируется бунт против Бога как мифологический мотив на примере богоборческих бунтов Ипполита Терентьева в романе Ф. Достоевского «Идиот», героя поэмы В. Маяковского «Облако в штанах» и бунта Александра Экделя против Бога и епископа Верге...

Феномен «неквадратности» в повести Н. В. Гоголя «Иван Федорович Шпонька и его тетушка»

В статье обнаруживается и анализируется музыкальный феномен «неквадратность», в аллегорической форме присутствующий в повести Н. В. Гоголя «Иван Федорович Шпонька и его тетушка». Делается вывод о том, что данный феномен непосредственно влияет на сюже...

К вопросу о литературной полемике по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»

В публикации анализируется развернувшаяся полемика среди литературных критиков и публицистов России 1860-х гг. в связи с появлением романа И. С. Тургенева, а также приводится реакция самого писателя на выпады в его адрес.

Тема казуистики в романе «Братья Карамазовы»

В статье рассматривается одна из граней моральной проблематики творчества Достоевского. Такой узкий взгляд открывает путь к решению более широких проблем, в том числе к проблеме правдивости или правдоподобности языкового творчества с точки зрения авт...

«Разбойники» Шиллера в зеркале русской театральной критики эпохи романтизма (на примере публикации в журнале «Московский Телеграф»)

В статье анализируется рецепция русской театральной постановки знакового произведения Шиллера «Разбойники» на страницах журнала «Московский Телеграф». Небывалый культурный подъем в Германии на стыке XVIII — XIX в. в. обусловил интерес к немецкой лите...

Структурные особенности речевых актов согласия (на материале романа У. С. Моэма «Театр»)

В статье рассматривается структура речевых актов согласия и приводятся результаты исследования, проведённого на материале романа У. С. Моэма «Театр».

Задать вопрос