Основные профессиональные качества руководителя подразделения Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Молодой учёный №44 (439) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 31.10.2022

Статья просмотрена: 181 раз

Библиографическое описание:

Резкин, И. В. Основные профессиональные качества руководителя подразделения Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации / И. В. Резкин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 44 (439). — С. 394-399. — URL: https://moluch.ru/archive/439/95890/ (дата обращения: 16.11.2024).



В данной статье рассматриваются основные профессиональные качества руководителя подразделения, определяющие умелое руководство воинскими формированиями, особенно в боевой обстановке и способствующие успешному выполнению поставленных задач в короткие сроки и с наименьшими потерями.

Ключевые слова: войска национальной гвардии, управление, задачи, цели, защита, безопасность.

This article discusses the main professional qualities of the head of the unit which determine the skillful leadership of military formations, especially in a combat situation, and contribute to the successful completion of tasks in a short period of time and with the least losses.

Keywords: National Guard troops, governance, tasks, objectives, protection, security.

Для обеспечения нормального (устойчивого и эффективного) функционирования любой организации (артели, бригады, завода, учреждения), а воинского формирования в особенности, необходимо управление. «Всякий непосредственно общественный труд, — писал К. Маркс, — нуждается в большей или меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, возникающие из движения всего производственного организма в отличие от движения его самостоятельных органов. Отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере» [1, с. 342].

Этим «дирижером» в подразделениях войск национальной гвардии Российской Федерации является руководитель подразделения, наделенный конкретными полномочиями: правами, обязанностями и мерой ответственности.

Объем полномочий руководителя подразделения определяется законами «О воинской обязанности и воинской службе», «О статусе военнослужащих» и др., Положением «О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации», общевоинскими и боевыми уставами, инструкциями и наставлениями, приказами и распоряжениями старших начальников.

Права, обязанности и мера ответственности руководителя подразделения определяют уровень его компетенции, соответствующий месту подразделения в войсковой иерархии.

Управление — основная функция руководителя подразделения, выполняемая им непрерывно в различных сферах (областях, направлениях) его деятельности. Такими сферами в повседневной деятельности являются: обучение и воспитание подчиненных, содержание оружия и боевой техники в исправном и готовом к применению состоянии, обеспечение подчиненных необходимыми для выполнения оперативно-служебных задач материальными средствами, организация мероприятий по видам боевого и морально-психологического обеспечения; организация внутренней службы; контроль состояния здоровья подчиненных и создание благоприятных санитарно-гигиенических условий их жизни и быта; формирование в подразделении здоровой морально-нравственной атмосферы и др.

В условиях боевой обстановки ведущей главной функцией начальника становится организация боевых действий и руководство подчиненными силами и средствами при выполнении поставленной задачи.

Управление невозможно без определения цели действий (функционирования) организации.

Для обозначения цели обычно применяются в порядке взаимозаменяемости (как синонимы) такие термины, как: задача, задание, результат, последствия и др. Четко выраженные цели способствуют улучшению обмена информацией, достижению высокого уровня мотивации персонала, побуждают людей работать более продуктивно. Исследуя значение четкого определения цели для организации, западные ученые Эдвин Локк и Гэри Лэтем сделали такие выводы:

1) цели концентрируют внимание людей на самых значимых факторах;

2) цели служат регуляторами фактической интенсивности труда;

3) цели придают человеку решимость.

Самоотверженное выполнение воинского долга, готовность к самопожертвованию, способность ценой своей жизни защитить руководителя в бою или спасти товарищей, — все эти и подобные им качества личности военнослужащих обусловлены высокой целью защиты Отечества. Цели помогают выбрать такие действия и поступки, которые имеют наибольшую значимость и обеспечивают сосредоточение наших усилии на получении пусть немногих, но зато самых важных результатов. Так, ради достижения общей цели — овладеть высотой у деревни Чернушки — рядовой А. Матросов своим телом закрыл амбразуру вражеского дзота, обеспечив тем самым успешную атаку своего подразделения. Подвиг А. Матросова в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов повторили более 400 воинов. Сотни летчиков совершили воздушные тараны фашистских самолетов во имя достижения победы над врагом.

В теории менеджмента (управления производством) цель определяется как характеристика необходимых конечных состояний организации, способствующих достижению высокой производительности труда, повышению качества продукции, ее конкурентоспособности, снижению себестоимости и др.

Целей может быть много, но лица, принимающие решения, не могут преследовать одну из них за счет отказа от других, поскольку достижение успеха организацией окажется под большим сомнением. Так успешное выполнение поставленной подразделению боевой задачи достигается: постоянной боевой готовностью; комплексным применением народных сил и средств; своевременным обнаружением противника и уничтожением его огнем; решительностью, активностью, непрерывностью ведения боя и внезапностью действий; применением мер по обману противника; умелым сочетанием огня с движением и применением маневра; постоянным и четким взаимодействием; умелыми действиями ночью и в других условиях ограниченной видимости; непрерывным всесторонним обеспечением и твердым управлением подразделением. И, если руководитель подразделения не обеспечит выполнение хотя бы одного из перечисленных условий, то боевая задача может оказаться невыполненной. Цели должны быть достижимыми. Если цель недостижима, она теряет смысл, и мотивация трудовой деятельности людей, боевой активности воинов резко снижается.

Образно говоря, цель — это спрогнозированный и запланированный результат деятельности. Цель, если она правильно определена и правильно понята, наполняет деятельность человека глубоким смыслом.

Цели могут быть индивидуальными и коллективными, перспективными, общими и частными, краткосрочными (промежуточными).

Для примера рассмотрим афоризм великого русского полководца генералиссимуса А. В. Суворова: «Возьми в пример себе героя. Догони его, поравняйся с ним, обгони его — слава тебе!» В этом высказывании военачальника кратко и емко раскрывается цель повседневной боевой учебы воина: добиться признания и уважения сослуживцев и старших начальников. Эта перспективная цель (уважение) включает в себя несколько промежуточных целей: догнать, поравняться, обогнать.

В военном деле достижение цели часто сопряжено с риском для жизни.

В этой связи руководитель, который определяет цель и сам же участвует в ее практическом осуществлении, должен «обладать большой силой воли и чувством ответственности, уметь преодолеть боязнь смерти, заставить себя находиться там, где его присутствие необходимо для дела, для поддержания духа войск, даже если по занимаемому положению там ему не следовало бы появляться» [2, с. 31].

«На войне, — отмечал К. К. Рокоссовский, — возникают ситуации, когда решение стоять насмерть является единственно возможным. Оно безусловно оправдано, если этим достигается важная цель — спасение от гибели большинства или же создаются предпосылки для изменения трудного положения и обеспечивается общий успех, во имя которого погибнут те, кто должен с самоотверженностью солдата отдать свою жизнь» [2, с. 81].

Общей целью функционирования подразделений войск национальной гвардии Российской Федерации является обеспечение государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина [8]. Эта цель достигается при определенных условиях: подразделение должно быть укомплектовано личным составом, обучено различным способам выполнения оперативно-служебных задач, обеспечено в полном объеме материальными средствами и иметь необходимые вооружение и технику; руководитель должен быть способен принимать оптимальные решения в сложных условиях обстановки, твердо управлять действиями подчиненных и добиваться достижения поставленных целей; личный состав подразделения должен иметь высокую сознательность, активность и дисциплинированность, сплоченность, психологическую и физическую готовность к преодолению неблагоприятных факторов боевой обстановки в условиях опасности и риска.

Перечисленные условия характеризуют в основном состояние боевой готовности подразделения. Следовательно, общая цель управления подразделением войск национальной гвардии Российской Федерации заключается в достижении такого уровня боевой готовности, такого состояния сил и средств при обеспечении государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина, которое обеспечивает в любых условиях обстановки выполнение подразделением любой оперативно-служебной задачи, соответствующей его предназначению и боевым возможностям.

Понятно, что эта цель не может быть достигнута сразу, одномоментно. Для ее достижения требуются значительное время, ресурсы, напряженная работа начальников и всего личного состава по решению ряда промежуточных задач.

Если общие задачи войск национальной гвардии Российской Федерации четко определены в Федеральном законе «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», то текущие задачи определяются лично начальниками подразделений, отделений. Особенностью деятельности офицеров подразделений, отделений является то обстоятельство, что все мероприятия по достижению целей управления проводятся в условиях непрекращающегося обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина, и носят обеспечивающий, т. е. подчиненный ей (безопасности и защите) характер.

Множественность решаемых задач обусловливает необходимость понимания профессиональных качеств, которыми должен обладать руководитель подразделения.

Руководитель должен обладать некими универсальными качествами, позволившими ему стать лидером. Тид Ордуэй, американский исследователь, в своей работе «Искусство администрирования» отметил, что «лишь немногие призваны быть лидерами, большинство людей хотят, чтобы их вели, и чувствуют себя удовлетворенными в качестве ведомых». Он сформулировал пять основных, по его мнению, качеств личности руководителя, необходимых для эффективного лидерства:

  1. Лидерство — это тяжелая работа, поэтому лидер должен обладать физической и эмоциональной выносливостью.
  2. Лидер должен четко понимать и определять цели и направления деятельности организации, воодушевлять других людей на их достижение.
  3. Лидер обязан проявлять инициативу и энтузиазм в работе. Его внутренний энтузиазм каким-то образом трансформируется во властные распоряжения и другие формы влияния на ведомых.
  4. Лидеру необходимо уважение ведомых, он должен быть вежливым и обаятельным. Лучше, чтобы его любили, а не боялись.
  5. Лидер должен быть порядочным, заслуживающим доверие человеком.

«Хорошие лидеры коммуникабельны, имеют чувство юмора и, в первую очередь, являются хорошими учителями», — обобщает Дункан [3, с. 149, 236].

Можно не соглашаться с такой характеристикой качеств лидера, поскольку можно быть формальным лидером по должности и при отсутствии некоторых из перечисленных качеств. Однако, если обратиться к отечественной военно-исторической, военно-педагогической и военно-мемуарной литературе, то мы обнаружим полнейшее сходство перечисленных качеств лидера и качеств, которыми должен обладать офицер — руководитель подразделения.

Так, еще Петр I указывал: «Офицеры суть солдатам, яко отцы детям, того ради надлежит их равного образа отечески содержать». В приказах и уставах основателя регулярной Российской армии подчеркивалось: «Капитан должен вести себя с солдатами, яко отец с детьми, увещевая непорядочных, поправляя их советами и наказывать милости недостойных, отмечать и любить добрых». «Полковнику надлежит знатному и искусному благовзрачному мужу быть, чтобы полку своему во всех случаях не гнусен был, и имел бы старания о добрых обер- и унтер-офицерах…

Прапорщику подобает во все дни немощных посещать и смотреть, нет ли в чем недостатка. Ему подобает великую любовь к солдатам иметь, и когда они в наказание впадут, тогда ему об них бить челом вольно» [4, с. 11].

Известный русский генерал — педагог М. И. Драгомиров справедливо считал, что близость офицера к солдату обеспечивает в мирное время правильное воспитание последнего. «В военное время, — писал он, — эта близость послужит той внутренней спайкой в армии, которая сделает самоотвержение ее безграничным; армия, в которой офицер пользуется доверием солдата, имеет на своей стороне такое преимущество, которое не может быть приобретено ни численностью, ни совершенством техники, ничем-либо иным» [4, с. 18]. В предисловии к учебнику тактики он отметил: «Руководитель должен вооружиться терпением, самоотвержением и уважением к чужим мнениям; он должен радоваться малейшим проблескам оригинальной мысли, уметь поддерживать и развивать их. Без этих качеств он не годится в руководители» ... [4, с. 125].

Нравственному воспитанию офицеров в российской армии уделялось огромное внимание, поскольку требования общества и государства к личности защитника Отечества всегда были очень высокими. В «Военном журнале» за 1812 год (книга 18) в статье «О нравственном образовании военных людей» [4, с. 52] приводится следующее описание качеств военного человека: «Я изображаю себе защитника Отечества, неустрашимого, искусного и равнодушного во бранях, неутомимого в трудах, мудрого в советах и начертаниях, неусыпного в рачении о пользе общей, преисполненного верности Отечеству, усердия к службе, честности и правдолюбия, руководствуемого всегда правилами добродетели и старающегося о покорении малейших человеческих слабостей, пекущегося о благе войск своих как отец и подавающего им пример соединения нравственных и гражданских добродетелей с военными доблестями». Даже по прошествии чуть более двух веков слова эти звучат весьма актуально и для сегодняшних дней.

А если обратиться к более поздним источникам? Например, к известному труду «Мозг армии» бывшего начальника Генерального штаба советского маршала Б. М. Шапошникова. Маршал пишет, что для отличной работы штаба требуется:

1) идейная связь всех сотрудников в одинаковом понимании различных явлений военной деятельности.

2) совершенствование самих работников в военном деле, быстро идущем вперед;

3) воспитание их в смысле выработки характера;

4) совершенствование в технике штабной службы;

5) укрепление их физических качеств, так как штабная служба требует отличного здоровья и выносливости.

В чисто служебных отношениях сверху должны соблюдаться такт, терпимость к чужим мнениям и взглядам, отсутствовать дергание в работе. Начальник никогда не должен терять свой авторитет, который создается не строгостью и неприступностью, а духовными и нравственными качествами. Когда установится полная гармония между начальниками и подчиненными, тем больше шансов на успех [5, с. 412–413].

Не правда ли, что после этих слов создается впечатление: современные теоретики менеджмента позаимствовали характеристику лидера у нашего маршала. Справедливости ради следует отметить, что самую короткую характеристику качествам военного человека дал Наполеон. В своих записках об итальянской кампании он отмечал: «Военный человек должен иметь столько же характера, сколько и ума. Люди, имеющие много ума и мало характера, мало пригодны к этой профессии. Лучше иметь больше характера и меньше ума. Люди, имеющие посредственный ум, но достаточно наделенные характером, часто могут иметь успех в этом искусстве. Полководцы, обладавшие большим умом и соответствующим характером, — это Цезарь, Ганнибал, Тюренн, Принц Евгений и Фридрих» [6, с. 388]. Видимо, в силу своего вредного характера Наполеон не причислил к выдающимся полководцам своего современника А. В. Суворова, лишившего Францию всех завоеваний Бонапарта в Италии в невиданно короткие сроки и разбившего его любимых генералов Шерера и Моро. После поражения в России в войне 1812 года Наполеон уже не теоретизировал о соотношении ума и характера (квадрат Наполеона). Российский фельдмаршал М. И. Кутузов, как и генералиссимус А. В. Суворов, кроме великого ума и стойкого характера, отличался и другими моральными и нравственными качествами, позволившими руководимым им войскам на голову разбить французскую армию в Отечественной войне.

Представляются интересными размышления военачальников периода Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. о качествах офицера, относящихся к качествам руководителя воинского формирования любого уровня. Так, прославленный полководец К. К. Рокоссовский отмечал [2], что офицеру должны быть присущи такие качества, как самостоятельность, решительность и смелость, творческое мышление, развитые способности и знания, истинная храбрость и трезвый расчет. Напускная бравада и рисовка не отвечают правилам поведения командира, — указывал маршал.

У каждого руководителя формируется своя манера общения, свой стиль работы с ближайшими сотрудниками. Следует стараться создать благоприятную рабочую атмосферу, исключающую отношения, построенные по правилу «как прикажите», исключающую ощущение скованности, когда люди опасаются высказать суждение, отличное от суждения старшего, — рекомендовал Константин Константинович.

Необходимыми качествами всякого начальника, утверждал он, являются его выдержка, спокойствие, глубокое понимание возложенной на него задачи, способность быстро разобраться в запутанной обстановке и проявить инициативу, высокая требовательность, железная воля, сочетающиеся с чуткостью к подчиненным, умением опираться на их ум. «Только командир, обладающий такими качествами, мог быть на высоте требований, предъявляемых боем», — заключает маршал.

В научной литературе мы также находим положения, раскрывающие качества руководителя, качества лидера коллектива или организации.

В учебном пособии «Основы военной психологии и педагогики» изданном в 1981 году под редакцией А. В. Барабанщикова и Н. Ф. Феденко обращается внимание на такие качества, как: «умение ставить задачи, требовательность, тактичность, простота в общении, доступность, откровенность, отзывчивость, чувство юмора, забота о подчиненных и др.» [7, с. 145].

Взаимоотношения между начальниками и подчиненными строятся на взаимном уважении и авторитете начальника. Авторитет не возникает сам по себе, он утверждается не властными полномочиями, а высоким уровнем профессиональных знаний, искусством руководства подчиненными, умением обеспечить успех в бою без потери личного состава, справедливостью и заботой о солдате, самоотверженным отношением к делу.

Надо признать, что по форме современные требования к руководителю подразделения (офицеру, прапорщику, мичману) мало отличаются от требований прошлых лет. Они характеризуют: направленность личности руководителя; уровень профессионального образования и практических навыков; интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера; способность переносить тяготы и лишения военной службы (состояние здоровья и физического развития); педагогические качества и навыки (навыки общения). Однако эти требования наполняются новым содержанием, отражающим происходящие изменения в жизни людей, общества и государства. Сегодняшний офицер-руководитель подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации должен быть всесторонне, гармонично развитым специалистом-профессионалом, сочетающим глубокие теоретические знания, высокие нравственно-психологические качества и практическую готовность взять на себе ответственность за будущее развития войск национальной гвардии Российской Федерации.

Литература:

1. Маркс К, Энгельс Ф. Соч., т. 23. М.: Государственное издательство политической литературы 1960.

2. Рокоссовский К. К. Солдатский долг. М.: Воениздат, 1984.

3. У. Джек Дункан. Основополагающие идеи в менеджменте. М.: Дело, 1996.

4. Галушко Ю. А., Колесников А. А. (сост.). О долге и чести воинской в Российской армии: Собрание материалов, документов и статей. М.: Воениздат, 1991.

  1. Шапошников Б. М. Воспоминания: военно-науч. Тр. 2-е изд. М.: Воениздат, 1982.
  2. По кн.: Михайлов О. Н. Суворов: исторический роман. М.: Воениздат, 1979.
  3. Барабанщиков А. В., Феденко Н. Ф. Основы военной психологии и педагогики. М.: Воениздат, 1981.
  4. Федеральный закон от 03.07.2016 № 226-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О войсках национальной гвардии Российской Федерации».
Основные термины (генерируются автоматически): национальная гвардия, Российская Федерация, качество, руководитель подразделения, Военный человек, достижение, личной состав, общественная безопасность, свобода человека, Суворов.


Похожие статьи

Задачи и функции военной полиции

В статье рассмотрены основные задачи и функции военной полиции. Изучены основные направления деятельности военной полиции согласно Уставу военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации. Установлено, что военная полиция выполняет ряд задач, связ...

Система планирования и организации снабжения материальными средствами в войсках национальной гвардии Российской Федерации: цель, задачи, функции

В статье рассматриваются вопросы анализа системы планирования и организации снабжения материальными средствами в войсках национальной гвардии Российской Федерации, ее основные элементы и актуальные вопросы нормативно-правового обеспечения ее функцион...

Росгвардия: целесообразное решение или стратегическая ошибка?

В статье рассматривается Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (далее — Росгвардия) как вновь образовавшаяся силовая структура, не имеющая аналогов. Рассмотрены основные задачи Росгвардии и ее структура. Выделены актуальн...

Методика обоснования мероприятий повышения эффективности функционирования объектов хранения материально-технических средств войск национальной гвардии Российской Федерации

Статья содержит информацию о возможных путях и способах повышения эффективности функционирования объектов хранения материальных средств.

Вооружение и военная техника войск национальной гвардии

В данной статье рассмотрено вооружение и военная техника войск национальной гвардии. Росгвардия должна обеспечивать государственную и общественную безопасность, защиту прав и свобод человека.

Обоснование предложений по внедрению новых образцов технических средств помывки личного состава

Настоящая статья посвящена рассмотрению вопроса разработки и внедрения новых образцов технических средств служб тыла в войсках национальной гвардии Российской Федерации.

Опыт организации военно-патриотического воспитания в суворовских военных училищах НКВД СССР в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

Статья посвящена опыту организации военно-патриотического воспитания в суворовских военных училищах НКВД СССР в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. В целях реализации Концепции военно-патриотического воспитания в войсках национальной гвард...

Теоретические основы вневедомственной охраны в рамках структуры национальной гвардии РФ

В статье автор пытается определить теоретические основы вневедомственной охраны, историю ее возникновения и развития, назначение, цели, задачи и нормативно-правовые аспекты ее деятельности в рамках структуры национальной гвардии Российской Федерации.

Особенности организации и проведения тактико-специальных учений в органах внутренних дел Российской Федерации

В статье рассматриваются некоторые теоретические и прикладные вопросы организации и проведения тактико-специальных учений, как в территориальных органах внутренних дел, так и в образовательных организациях системы МВД России.

Совершенствование профессионально-важных качеств военнослужащих бригады морской пехоты

В данной статье представлен один из вариантов совершенствования профессионально-важных качеств военнослужащих бригады морской пехоты.

Похожие статьи

Задачи и функции военной полиции

В статье рассмотрены основные задачи и функции военной полиции. Изучены основные направления деятельности военной полиции согласно Уставу военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации. Установлено, что военная полиция выполняет ряд задач, связ...

Система планирования и организации снабжения материальными средствами в войсках национальной гвардии Российской Федерации: цель, задачи, функции

В статье рассматриваются вопросы анализа системы планирования и организации снабжения материальными средствами в войсках национальной гвардии Российской Федерации, ее основные элементы и актуальные вопросы нормативно-правового обеспечения ее функцион...

Росгвардия: целесообразное решение или стратегическая ошибка?

В статье рассматривается Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (далее — Росгвардия) как вновь образовавшаяся силовая структура, не имеющая аналогов. Рассмотрены основные задачи Росгвардии и ее структура. Выделены актуальн...

Методика обоснования мероприятий повышения эффективности функционирования объектов хранения материально-технических средств войск национальной гвардии Российской Федерации

Статья содержит информацию о возможных путях и способах повышения эффективности функционирования объектов хранения материальных средств.

Вооружение и военная техника войск национальной гвардии

В данной статье рассмотрено вооружение и военная техника войск национальной гвардии. Росгвардия должна обеспечивать государственную и общественную безопасность, защиту прав и свобод человека.

Обоснование предложений по внедрению новых образцов технических средств помывки личного состава

Настоящая статья посвящена рассмотрению вопроса разработки и внедрения новых образцов технических средств служб тыла в войсках национальной гвардии Российской Федерации.

Опыт организации военно-патриотического воспитания в суворовских военных училищах НКВД СССР в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

Статья посвящена опыту организации военно-патриотического воспитания в суворовских военных училищах НКВД СССР в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. В целях реализации Концепции военно-патриотического воспитания в войсках национальной гвард...

Теоретические основы вневедомственной охраны в рамках структуры национальной гвардии РФ

В статье автор пытается определить теоретические основы вневедомственной охраны, историю ее возникновения и развития, назначение, цели, задачи и нормативно-правовые аспекты ее деятельности в рамках структуры национальной гвардии Российской Федерации.

Особенности организации и проведения тактико-специальных учений в органах внутренних дел Российской Федерации

В статье рассматриваются некоторые теоретические и прикладные вопросы организации и проведения тактико-специальных учений, как в территориальных органах внутренних дел, так и в образовательных организациях системы МВД России.

Совершенствование профессионально-важных качеств военнослужащих бригады морской пехоты

В данной статье представлен один из вариантов совершенствования профессионально-важных качеств военнослужащих бригады морской пехоты.

Задать вопрос