Участники дорожного движения, чтобы избежать аварий на железнодорожных переездах (ЖДП), должны строго соблюдать правила дорожного движения. Для обеспечения безопасности движения переезд должен быть оборудован светофорами, шлагбаумами и звуковой сигнализацией, а также УЗП (заградительное устройство).
Важное значение в повышении безопасности эксплуатации ЖДП должно составлять определение причин нарушений правил и выбор рекомендаций по их дальнейшему сокращению. Причины нарушения правил дорожного движения водителями на ЖДП многочисленны. Но для анализа лучше всего подходят статистические методы, как средство выявления закономерностей и важных факторов нарушений.
Решена задача сбора и анализа информации о ДТП. Собраны данные о ДТП на ЖДП ЗСЖД за период 2015–2020 гг. Эти данные были рассортированы на основе различных социальных факторов. Затем распределения, полученные от ДТП на перекрестках по отдельным факторам, сравнивались с распределением общего количества ДТП в этом регионе для тех же факторов. Результаты анализа в процентах представлены ниже.
На рисунке 1 показана гистограмма нарушителей по полу.
Рис. 1. Распределение нарушителей по полу
Из рисунка видно, что женщины реже попадают в аварии на ЖДП. На фоне общего соотношения женщин и мужчин водителей (37 % и 63 %) это может свидетельствовать о том, что на аварийность на переездах сильно влияет манера вождения.
На рисунке 2 показана гистограмма нарушителей по возрасту.
Рис. 2. Распределение нарушителей по возрасту
Из представленных данных видно, что основной группой нарушителей на ЖДП являются водители в возрасте 30–40 лет. Отличие от распределения общей аварийности по возрасту заключается в большей доле старшей возрастной группы 60–70 лет и более 70 лет в аварийности на переездах. Это может свидетельствовать о том, что, на аварийность на переездах сильнее влияет скорость реакции водителя.
На рисунке 3 показана гистограмма аварий по виду транспорта.
Рис. 3. Распределение аварий по виду транспорта
Анализ по виду транспортного средства показал, что наиболее частые нарушители на легковом транспорте. Из представленных данных видно, что, относительно общей аварийности сильно выделяются аварии грузовиков и мотоциклов на ЖДП (12,8 % и 4,6 % относительно 7 % и 3 % общей аварийности). Причинами большей доли грузового транспорта среди аварий на ЖДП может являться сложный профиль переезда.
На рисунке 4 показана гистограмма аварий по дням недели.
Рис. 4. Распределение аварий по дням недели
Как видно из гистограммы максимальное количество столкновений на переездах за 12 месяцев в период с 2010 по 2020 г. по дням недели происходило по средам, пятницам, субботам и воскресеньям, а минимальное количество по понедельникам. Но если брать в расчет все ДТП, то максимальное количество столкновений по дням недели происходило в пятницу, а минимальное в воскресенье.
Безопасность и организация движения на ЖДП отличается от безопасности организации движения в общем на дорогах. Это видно, что на основании статистика распределения ДТП на переездах отличается на 10–20 % от статистики на общих дорогах. Поэтому нужно использовать дополнительные средства, методы потому, что ж. д. переезд требует отдельного отношения не такого как к автомобильной организации безопасного движения
Литература:
- Госавтоинспекция. Показатели безопасности дорожного движения: официальный сайт. Москва. URL: http://stat.gibdd.ru (дата обращения: 16.12.2020). Текст: электронный.
- Теег Г. Системы автоматики и телемеханики на железных дорогах мира: Учебное пособие для вузов железнодорожного транспорта. — М.: Интекст, 2010. 488 с.