Современные общество предъявляет высокие требования к педагогу. Он должен быть компетентным в вопросах организации и содержания воспитательно-образовательной, учебно-методической и социально-педагогической деятельности. Важно подчеркнуть, что учитель должен обладать и медико-биологической компетенцией, что предполагает уделение особого внимания на обеспечение сохранения и укрепления здоровья школьников. Это связано с стремительным ростом числа поступающих в школы детей с ограниченными возможностями здоровья. Здесь педагоги начальных классов сталкиваются с проблемой — нехватка знаний о причинах заболеваний, их проявлениях, а также методах обучения детей с особыми образовательными потребностями.
Ключевые слова: медико-биологические компетенции, подготовка будущих учителей, компетентность, начальные классы, педагог.
Здоровье — это главная ценность человека. Проблема сбережения и укрепления здоровья наиболее остро стоит перед педагогами общеобразовательных учреждений. Задача учителя — воспитать здорового, гармонически развитого человека. К. Д. Ушинский в своей книге «Человек как предмет воспитания» писал о том, что «цель педагогического факультета могла бы быть определённее даже цели других факультетов. Этой целью было бы изучение человека во всех проявлениях его природы с специальным приложением к искусству воспитания». [4] В связи с этим педагог должен обладать совокупностью профессиональных компетенций, где отдельное место отводиться медико-биологическим знаниям.
Рассмотрим подходы к определению понятия «компетентность». Так, А. В. Хуторской понимает компетентность как «совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним» [5].
Почему компетентностный подход так важен в развитии профессионального мастерства учителя? Наличие у педагога компетенций позволяет установить равновесие «между теоретической базой знаний в образовании и реальными насущными потребностями профессионально-практической деятельности» [1].
Однако, стоит различать понятия «компетентность» и «компетенции».
И. А. Зимняя определяет компетенции как «некоторые внутренние, потенциальные, скрытые психологические новообразования (знания, представления, программы/алгоритмы/ действий, системы ценностей и отношений), которые затем выявляются в компактностях человека как актуальных, деятельностных проявлениях». Если применить это определение к конкретному примеру, например, здоровьесбережению, то стоит сказать о группе компетенций, относящихся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения. Сюда входят знание составляющих здорового образа жизни, знания о вредных привычках, знание и соблюдение гигиенических норм и т. п. [2].
По определению Н. С. Белой компетенция — это «не просто некий условный набор знаний и умений личности, а, в первую очередь, владение такими формами поведения и индивидуальными характеристиками, которые будут способствовать успешной и эффективной деятельности человека в любой выбранной им сфере деятельности» [1].
Таким образом, компетентностный подход в образовании имеет своей целью «построение собственного будущего, которое может реализоваться через успешность в личностной и профессиональной деятельности» [3].
Что же должен иметь будущий педагог? Во-первых, готовность к проявлению компетентности. Для этого необходимо владеть знанием содержания компетентности, то есть что именно входит в профессиональные компетенции учителя. Овладение общими и профессиональными компетенциями происходит как при изучении общепрофессиональных дисциплин, профессионального модуля, так и междисциплинарных курсов. Важным аспектом в подготовке будущих учителей начальных классов является опыт проявления полученных умений и навыков в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях. Это говорит о том, что подготовка педагогов должна включать проработку различных нестандартных ситуаций, требующих от учителя уметь подбирать полученные знания, умения и навыки, их сочетания под каждый конкретный случай в работе. Чем больше развитых компетенции имеет педагог, тем легче ему выполнять свои профессиональные задачи.
Современные реалии таковы, что любой учитель, не только коррекционный педагог, должен уметь работать с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Нельзя не согласиться со словами К. Д. Ушинского: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях». [4] Вследствие этого, рациональный подбор средств и методов обучения невозможен, без понимания процессов, происходящих в организме ребёнка, особенностей его онтогенеза.
Подготовка будущих учителей начальных классов предполагает не только планировать и проводить учебные занятия, осуществлять педагогический контроль, но и понимать возрастные анатомо-физиологические особенности младших школьников. Знания валеологического характера позволяют обеспечивать рациональное распределение учебной нагрузки на детей с учётом их возрастных возможностей, а также это важно при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Создание здоровьесберегающих условий для обучения и воспитания детей — важная задача, стоящая перед педагогом. Для этого учитель должен знать и следовать гигиеническим нормам, закреплённым в СанПин и постановлении главного санитарного врача. Здесь стоит употребить термин «гигиеническое образование, под которым понимается «комплекс специальных знаний, умений и навыков, позволяющих проводить грамотную гигиеническую регламентацию организации режима дня и учебно-воспитательного процесса учащихся» [6] Если педагог гигиенически грамотен, то рациональное построение процесса обучения позволит полностью исключить нарушение или уменьшить неблагоприятное влияния на здоровье и работоспособность обучающихся. Несомненно, это требует от него хорошего владения необходимым объёмом гигиенических знаний, практических навыков и умений по оценке ряда деятельности ведущих функциональный систем организма ребёнка, так и условий организации образовательно-воспитательного процесса, для активного формирования благоприятных условий учебных занятий.
Педагог должен уметь правильно организовать не только образовательную среду учащихся, но и учебный процесс, определять оптимальные нагрузки исходя из возрастных возможностей и наличия (отсутствия) патологий. Поэтому, гигиеническое образование учителя — залог здоровья учащихся.
Таким образом, студенты, обучающиеся по специальности «Преподавание в начальных классах» должны обладать широким спектром компетенций как общего, так и специфического характера. Будущие учителя должны не только знать иметь в своём арсенале определённые сведения о здоровье и патологии в развитии детского организма, но и уметь их использовать на практике.
Литература:
- Белая, Н. С. Компетентностный подход как объект исследования в трудах отечественных и зарубежных учёных / Н. С. Белая // Вестник МГУКИ. — 2013. — № 6 (56).- C.166–170.
- Зимняя, И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Эксперимент и инновации в школе. — 2009. — № 2.- С. 7–14.
- Топилина, И. И. Компетентностный подход к обучению и специфика образовательной среды при его реализации в начальной школе / И. И. Топилина // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. — 2019. — № 1.- С.157–163.
- Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания: опыт пед. антропологии / К. Д. Ушинский. — М.: Фаир-Пресс, 2004 (ОАО Можайский полигр. комб.). — 574 с.
- Хуторской, А. В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов / А. В. Хуторской // Политика в образовании [Электронный ресурс]. — Режим доступа: //http://www.eidos.techno.ru/news/compet/htm, 2002.
- Швецов, A.О гигиеническом образовании будущих педагогов / А. Швецов, Т. Швецова // Высшее образование в России. — 2008. — № 2. — С.166–168.