В статье указано значение финансовой грамотности для современного человека. Рассмотрены финансовые задачи для повышения финансовой грамотности школьников с 5 по 11 класс.
Ключевые слова: финансовая грамотность, уроки математики, проценты.
В результате расширения и усложнения диапазона финансовых услуг, непрерывного обновления и появления новых финансовых инструментов, возникающих с ростом товарно-денежных отношений, особенно актуальными становятся аспекты, рассматривающие проблемы повышения финансовой грамотности у населения.
Основополагающим фактором, влияющим на благополучие населения, становится их финансовая грамотность. Многие столкнулись с проблемой неэффективного управления личными финансовыми потоками, вследствие несоответствия имеющегося уровня финансовой грамотности и динамично развивающегося финансового рынка.
Современные школьники, являющиеся активными участниками торгово-экономических отношений, несущие ответственность за личные финансовые решения должны обладать спектром знаний в данной области, что требует внедрения в школьные образовательные программы основ финансовой грамотности как одного из основных элементов воспитания подрастающего поколения. Решение данной задачи возможно с помощью формирования умений не только в распоряжении, но и в приумножении финансов. Данной точки зрения придерживаются авторы О. В. Кривонос и А. Н. Коломейчук, говоря о том, что: «Финансовая грамотность формируется не только при изучении курса обществознания, но и на основе всего комплекса предметов, изучаемых в школе. Математике здесь принадлежит особая роль» [1, с.143]
Решение практико-ориентированных заданий помогает школьнику соотнести теоретические знания, полученные на уроках математики с различными жизненными ситуациями, вычисления коммерческого характера дают возможность обучающемуся увидеть практическую направленность математики. В связи с этим возникает необходимость в получении экономических знаний на уроках математики.
Алгоритм в освоении финансовой грамотности в рамках курса математики может быть представлен следующим образом, таблица 1.
Таблица 1
Система формирования финансовой грамотности в средней и старшей школе
Класс |
Описание |
5–6 |
Изучение темы «Проценты». В этих классах основными задачами являются задачи на нахождение процента от числа; задачи нахождение числа по данному проценту; задачи на нахождение процентного отношения двух чисел |
7–9 |
Решение финансовых задач с практическим содержанием, задачи на сплавы и смеси, задачи на производительность. Школьники учатся планировать бюджет, рассчитывать налоги, сравнивать прибыль от различных видов вложения денег |
10–11 |
Изучение темы «Простые и сложные проценты». Учащиеся решают задачи на проценты используя основные формулы, используя формулы сложных процентов, задачи финансового менеджмента |
Приведем некоторые виды заданий в соответствии с системой формирования финансовой грамотности по классовой принадлежности.
Примеры задач для школьников.
Задача 1. Одна конфета «Аленка» стоит 35 рублей. Каждые выходные (в субботу и воскресенье) в магазине действует акция «Выходного дня»: при покупке двух конфет, покупатель получает одну в подарок, то есть всего у покупателя будет три конфеты. Сколько конфет «Аленка» сможет купить покупатель, заплатив 200 рублей в субботу? ( Ответ: 7 конфет ).
Задача 2. Один воздушный шарик стоит 17 рублей 50 копеек. Какое максимальное количество шариков сможет купить первоклассник, если в его распоряжении имеется 270 рублей? ( Ответ: 15 шариков ).
Задача 3. Саша собрался пойти на праздник к Наташе и подарить ей букет из ромашек. Одна ромашка стоит 30 рублей, на букет у Саши есть только 500 рублей. Сколько ромашек будет в букете у Саши, если одним из обязательных условий является то, что в букете должно быть нечетное число ромашек? ( Ответ: 15 ромашек ).
Задача 4. Билет в цирк для взрослого человека стоит 720 рублей, а цена детского билета рассчитывается, как 50 % от стоимости билета для взрослого. Какая цена будет у билета, который будет у ребенка? ( Ответ: 360 рублей ).
Для повышения финансовой грамотности учащихся можно использовать следующие приведенные задачи.
Задача 1. Подключить интернет можно выбрав один из представленных тарифных планов.
Тарифный план |
«Временной» |
«Составной» |
«Безлимитный» |
Плата за использование тарифа за 1 месяц |
135 рублей |
255 рублей за 450 мегабайт |
380 рублей |
Плата за каждый дополнительный мегабайт |
0,3 рубля |
0,28 рублей за 1 мегабайт, сверх 450 мегабайт |
Абонент выбрал для себя наиболее дешевый тарифный план из имеющихся вариантов, что общий объем пользования интернетом составляет 650 мегабайт в месяц. Какую сумму заплатит потребитель, если объем пользования составит 650 мегабайт? Запишите ответ в рублях. (Ответ: 330).
Задача 2. Подрядной организации необходимо произвести ремонтные работы на объекте для этого им необходимо закупить напольную плитку. Напольная плитка расфасована в пачки. Пачки бывают трех размеров. Сколько рублей придется заплатить подрядной организации за закупку плитки для проведения ремонтных работы, если необходимо положить плитку на пол комнаты со сторонами 3 × 3 метра. Необходимо выбрать наиболее бюджетный вариант (дешевый). Данные приведены в таблице.
Размер плитки (см × см) |
20 × 20 |
20 × 30 |
30 × 30 |
Количество плиток в одной пачке |
25 |
16 |
11 |
Цена одной пачки, в рублях |
604 |
595,20 |
594 |
(Ответ: 5436).
Финансовую грамотность учащихся можно повысить, используя подборку задач из каталога заданий для подготовки к экзаменам в 11 классах [2].
Рассмотрим еще примеры, способствующие повышению финансовой грамотности учащихся.
1) Два друга Кирилл и Афиноген сравнивают свои доходы. По трудовому договору ежемесячный оклад Кирилла составляет 24 000 рублей, а Афиноген получает путем перечисления на карточный счет, открытый в банке, 21 000 рублей. Ставка налога на доходы физических лиц равна 13 %. Необходимо ответить на вопрос, чей доход в виде заработной платы больше? Какой оклад прописан в трудовом договоре у Афиноген? (Ответ: Афиноген, 24137,93).
2) Общий доход всей семьи в месяц составляет 78 000 рублей. Семья совершала покупки в период с января по май и их расходы составили: 55 000; 58 000; 49 000; 48 000; 57 000 рублей по месяцам соответственно.
а) Необходимо определить общую величину средств, которую семья смогла сэкономить.
б) Чему равны суммарные сбережения семьи за пять месяцев, если ее среднемесячные расходы были равны: минимальному значению с января по май; в) максимальному значению за этот же период? (Ответ: а) 123000, б)150000, в) 100000).
3) Иннокентий Петрович, для того чтобы увеличить свои сбережения решил купить 100 акций национальной газовой компании по цене 140 рублей за штуку, 50 акций японской промышленной компании по цене 45 долларов за штуку, 10 акций итальянской обрабатывающей — компании по цене 95 долларов за штуку. В день совершения покупки соотношение курса валюты к рублю составили 52 рубля за 1 доллар. Акции национальной газовой компании за год подорожали на 10 %, японской — подешевели на 7 %, итальянской обрабатывающей — подорожали на 35 %.
На какую годовую величину изменилась сумма сбережений Иннокентия в рублях, если курс доллара к концу года составил 64 рубля? (Ответ: вырастет на 40500).
4) Амелия планирует приобрести дачный участок, для этого ей необходимо взять кредит в банке, сумма которого составит 350 000 рублей под 10 % годовых. В соответствии с условиями кредитного договора, погашение кредита осуществляется только один раз в год после того как будут начислены проценты. Величина погашаемой суммы может быть любой, но не может быть меньше 70 000 рублей. Ежемесячная заработная плата после вычета подоходного налога составляет 50 000 рублей (на руки), а ее минимальные ежемесячные расходы равны 22 000 рублей. Также, за арендуемый автомобиль Амелия ежемесячно платит 20 000 рублей.
Какое минимальное количество лет потребуется Амелии чтобы полностью погасить кредит? (Ответ: 5).
5) Аполлинарий давно мечтает о новой ударной установке для своей музыкальной группы. Модель, которая нравится ему больше всего и соответствует звуковым характеристикам, стоит 39 500 рублей. В ближайшем будущем Аполлинарий рассчитывает получить гонорар за выступление 40 000 рублей, но ему не хочется ждать. Он принимает решение расплатиться за ударную установку кредитной картой. Условия пользования кредитной карты следующие, если долг банку будет возвращен в течение льготного периода пользования картой, то Аполлинарию не придется выплачивать проценты, но если он нарушит условия и выплатит долг позже, банк по будет вынужден начислить проценты по ставке 24 % годовых за весь период пользования кредитом (начиная со дня совершения платежа в магазине до дня возврата денег). Аполлинарий успел совершить покупку за 20 дней до окончания льготного периода, но гонорар за выступление, получил с опозданием, только через 15 дней после окончания льготного периода по карте. Какую сумму процентов должен будет уплатить Аполлинарий? Хватит ли ему полученного гонорара для того, чтобы полностью рассчитаться по кредиту (вернуть общую сумму долга (основной долг и проценты)? (Ответ: 909, премии не хватит).
В заключении хочется сказать, что каждый человек должен правильно распоряжаться финансами. Именно изучение этой темы и решение задач школьного курса математики поможет выпускнику в этом вопросе. Курс математики содержит весь спектр методов для эффективного повышения уровня финансовой грамотности. Азы, которые обучающиеся получат в школьном курсе, помогут им в дальнейшей жизни более лучше приспособится к постоянно меняющийся финансовой сфере.
Литература:
- Кривонос О. В. Формирование финансовой грамотности на уроках обществознания и математики [Текст] / О. В. Кривонос, А. Н. Коломийчук // Приоритетные направления развития науки и образования: Материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 29 янв. 2016 г.) / Редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», — № 1 (8). — С. 142–146, 2016.
- Решу ЕГЭ: математика. ЕГЭ-2021: образовательный портал для подготовки к экзаменам. Математика профильный уровень: задания, ответы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ege.sdamgia.ru/