Международные нормативно-правовые акты и законодательство Российской Федерации регулируют защиту прав и законных интересов женщин. Однако устоявшиеся традиции и представления о социальных ролях женщин и мужчин препятствуют пользованию правами и свободами в равенстве и полном объеме. К примеру, на государственной гражданской службе РФ, несмотря на предоставленные ч. 1 ст. 3 Трудового кодекса РФ гарантии, обеспечивающие соблюдение принципа гендерного равенства при трудоустройстве, претендентки молодого возраста сталкиваются с трудностями в процессе поступления.
В данной статье мы исследуем возможность государственные учреждения нанимать беременных женщин или женщин с семейными обязанностями, а также молодых мужчин с семейными обязанностями.
Ключевые слова: гендер, гендерные исследования, госслужба, женщины на госслужбе, неравенство, дискриминация, дискриминация при найме.
Часто можно услышать, что государственная гражданская служба —«женская работа», поскольку есть множество вакансий секретарей, есть возможность после декретного отпуска вернуться на прежнюю должность. Также деятельность госслужбы осуществляется в сфере социальной защиты, образования, здравоохранения — распространено мнение, что они по специфике более «женские». И это подтверждает статистика — практически три четверти всех госслужащих в России — женщины.
Свидетельствует об актуальности данной сферы для женщин и тот факт, что поступают на образовательные программы высшего образования по направлению «Государственное и муниципальное образование» больше девушки, чем юноши. После выпуска из вузов появляется половая непропорциональность. Данные вопрос актуален в настоящее время, поскольку, несмотря на диспропорцию, женщины занимают должности «секретари», «специалисты» и «помощники», а мужчины — в основном руководящие должности. Помимо этого, возраст сотрудников, занимающих руководящие должности, в среднем составляет от 40 до 49 лет, в то время как основная рабочая сила до 30 лет сосредоточена на таких должностях, как «обеспечивающие специалисты», «специалисты» и «помощники».
Взаимосвязь между уровнем занимаемой должности на государственной службе и полом и возрастом работника обусловлена тем, что определенные социальные слои, особенно молодые женщины, имеют определенные ограничения при поступлении на государственную службу.
Объектом исследования является прием молодых женщин на государственную гражданскую службу Российской Федерации, а предметом — ограничение поступления молодых женщин на государственную службу Российской Федерации.
Целью данной работы является определение ограничений поступления молодых женщин на государственную гражданскую службу Российской Федерации. В статье анализируются теоретические основы гендерной дискриминации при приеме на работу и правовые основы поступления на государственную службу.
Основная причина трудностей, с которыми сталкиваются молодые женщины при поступлении на государственную гражданскую службу, заключается в том, что работодатели не соблюдают действующее трудовое законодательство. Во многом это связано с тем, что до сих пор живет устойчивое мнение о том, что молодые женщины профессионально не подходят для государственной службы. Мы считаем, что гендерные стереотипы, созданные обществом, являются причиной гендерной дискриминации при приеме на государственную службу молодых женщин.
Большинство женщин наравне осуществлением семейных обязанностей реализовывают свой профессиональный потенциал на рынке труда, обеспечивая финансовую независимость. В то время как повышение доходов помогает удовлетворить репродуктивные устремления молодых женщин, совмещение работы и семейных обязанностей часто отражается на обе сферы жизни, что приводит к проблемам с трудоустройством.
Следовательно, работодатель, учитывая, что женщина совмещает профессиональную деятельность и семейные обязанности, отдает предпочтение кандидату мужского пола, а женщина, понимая такую ситуацию, — не претендует на руководящие должности, соответственно принижая свои способности и самооценку.
Выявляется гендерное неравенство — женщины занимают низкие должности с более маленьким уровнем оплаты труда, однако госслужба является привлекательной для них. Гарантия льгот, отпусков, возможности вернуться на службу после рождения ребенка из декрета — часто становятся приоритетными при выборе места трудоустройства. Однако работодатель, учитывая это, становиться в невыгодное для себя положение, поскольку встанет необходимость несения издержек. Руководители организаций часто при проведении собеседования дают понять, что вероятность прохождения женщиной конкурса ниже, если на одну должность претендуют девушка и мужчина одного возраста и имеющие равный уровень образования.
Статья 19 Конституции РФ гласит — «государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, <...> должностного положения, а также других обстоятельств» [1]. В статье 21 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» указано, что на гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным данным законом [2]. Кроме этого, ст. 4 того же закона устанавливает, что одним из принципов государственной гражданской службы является равный доступ к ней вне зависимости от пола. Статья 22 ФЗ № 79 отражает, что поступление на гражданскую службу осуществляется по результатам конкурса, то есть оценки профессионального уровня претендентов и соответствия установленным квалификационным требованиям. Таким образом, по действующему законодательству, если кандидат или кандидатка отвечают формальным требованиям, вне зависимости от гендерной принадлежности, могут быть приняты на государственную гражданскую службу [2].
Законодатель в ст. 64 Трудового кодекса Российской Федерации закрепляет права беременных женщин, которым запрещено отказывать в найме по причине беременности или наличия детей. В соответствии с ч. 4 ст. 254 Трудового кодекса Российской Федерации, им гарантированы снижение норм выработки и перевод на работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе. Женщинам предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию согласно ч. 4 ст. 255 Трудового кодекса Российской Федерации. В порядке, установленном ч. 4 ст. 256 Трудового кодекса Российской Федерации, отпуск по уходу за ребенком может достигать трех лет, в течение которых за работником сохраняется место работы. Наряду с этим, в соответствии с ч. 4 ст. 261 Трудового кодекса Российской Федерации, расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременной женщиной не допускается [3].
Здесь усматривается противоречие норм — ч. 1 ст. 19 Трудового кодекса Российской Федерации прописано: «нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю», однако согласно Федеральному Закону от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» для гражданских служащих может устанавливаться ненормированный рабочий день, предполагающий работу госслужащего в дополнительное время сверх установленного режима. Кроме этого, об определенных ч. 4 ст. 258 Трудового кодекса Российской Федерации гарантиях для беременных женщин, а также женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет, в число которых входит и предоставление оплачиваемых перерывов для кормления ребенка в течение рабочего дня, ничего не сказано в Федеральном Законе «О государственной гражданской службе». Согласно статистике, представительниц женского пола на государственной гражданской службе в разы больше, чем представителей мужского пола (70 % служащих — женщины)
Трудовой кодекс — единственный нормативно-правовой акт, защищающий неустойчивое положение молодых женщин при поступлении на службу, закрепляя гарантии, даже находясь в отпуске по беременности и уходе за детьми.
Но стоит учитывать, что государственная гражданская служба предусматривает ненормированный рабочий день, командировки, сверхурочный труд. Часть 4 статья 259 Трудового кодекса РФ запрещает беременным женщинам, а женщинам с детьми до трех лет позволено лишь с их письменного согласия. В связи с этим руководитель организации, понимая данные нюансы, большее предпочтение отдает кандидатам мужского пола на этапе найма, избегая кандидатов девушек репродуктивного возраста.
Заключение
По сей день несмотря на развитие гендерного равноправия, борьбы за права женщин, при поступлении на государственную гражданскую службу представительницы женского пола сталкиваются с дискриминацией. Половая непропорциональность приводит к установке привилегий для выпускников-юношей вузов при трудоустройстве.
Женщины вынуждены мириться с неравным положением еще до трудоустройства, беря во внимание, установившееся в обществе положение. Мужчина, находясь в схожем положении, более «привлекателен» для работодателя.
Литература:
- Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : принята всенародным голосование 12 декабря 1993 года. : (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
- Федеральный закон от 27.07.2007 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ред. от 07.10.2022) // СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 02.08.2020) // СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/