Конституционное право на образование в Ханты-Мансийском районе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №44 (439) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 31.10.2022

Статья просмотрена: 31 раз

Библиографическое описание:

Давлетбаева, З. Ш. Конституционное право на образование в Ханты-Мансийском районе / З. Ш. Давлетбаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 44 (439). — С. 105-107. — URL: https://moluch.ru/archive/439/95912/ (дата обращения: 18.12.2024).



Рассмотрение темы конституционное право на образование в Ханты-Мансийском районе актуально в связи с большим количеством разнообразных проектов и мероприятий в вопросе образования в столь небольшом муниципалитете. При этом необходимо уделить внимание именно Ханты-Мансийскому району, который за последние несколько лет преобразился, а также представил множество планов по дальнейшему улучшению в представленной сфере.

Ключевые слова: конституция, право, образование, право на образование, Ханты-Мансийский район.

Право на образование — основное естественное право человека, имеющее целью удовлетворение потребности лица в информации и формировании личности, и, закрепленное Всеобщей декларацией прав человека 1948 года.

Образование является специфической деятельностью, связанной с получением человеком определенного количества знаний для подготовки его к жизни, труду, приобретение им профессиональных и научных данных. В Конституции Российской Федерации данному праву отводится особое место (статья 43).

Право на образование подразумевает собой процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства. Это право обеспечивает каждого человека общедоступным и бесплатным дошкольным, общим и средним профессиональным образованием в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Кроме того, каждый вправе на конкурсной основе получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении [1].

В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни [2].

Также, в содержании права на образование выделяются два правомочия — право на дошкольное образование и право на основное общее образование. В настоящее время право на образование в Российской Федерации реализуется гражданами в следующих формах:

— в пределах государственного образовательного стандарта, составляющего девять классов, являющийся обязательным и гарантирующим лицу общедоступность и бесплатность данной ступени образования;

— право на получение образования свыше девяти классов, которое может быть реализовано гражданином двумя способами: во-первых, бесплатное обучение на конкурсной основе в государственном образовательном учреждении или, во-вторых, за определенную плату как в государственном, так и в частном учреждении [4].

Вместе с тем, в настоящее время развита сеть платных образовательных учреждений (частные школы, колледжи, университеты, институты, академии). Есть формы семейного образования, самообразования, экстерната.

Установлены единые стандарты образования на всей территории России, поскольку они формируют единство образовательного пространства, преемственность основных образовательных программ в школах, университетах, колледжах и других образовательных учреждениях, а также духовно-нравственное воспитание и развитие обучающихся.

Основной закон, касающийся сферы образования и действующий на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры является Закон ХМАО-Югры от 01.07.2013 № 68-оз «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре».

В Ханты-Мансийском районе реализация права на образование осуществляется Комитетом по образованию администрации Ханты-Мансийского района (далее — Комитет). Основной целью Комитета является повышение доступности качественного образования на территории района, соответствующего требованиям развития экономики и современным потребностям общества.

Осуществление данной цели можно увидеть в следующем.

Ханты-Мансийский район активно проводит работу по обеспечению конституционными правами граждан на качественное образование посредством модернизации нормативной правовой базы и контроля за исполнением существующего действующего законодательства, как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Так, к примеру, в Ханты-Мансийском районе из года в год достаточно динамично и эффективно исполняется Распоряжение администрации Ханты-Мансийского района от 22.02.2018 г. № 182-р «Об утверждении Плана мероприятий (дорожной карты) по реализации проекта создания объектов образования Ханты-Мансийского района» [5].

В районе проводятся мероприятия по повышению эффективности использования финансовых и материальных ресурсов, где целью выступает создание единой образовательной информационной платформы и развитие материально-технической базы [4].

Ежегодно администрацией Ханты-Мансийского района выделяются денежные средства на обеспечение повышения профессионализма педагогических кадров и на реализацию мер по повышению качества среднего образования посредством перехода образовательных учреждений района, в том числе находящихся в труднодоступных населенных пунктах района, где отсутствует дорожное покрытие, на новые образовательные стандарты.

Вместе с тем, Комитет проводит работу по совершенствованию системы определения учащихся с выдающимися способностями и их поддержкой, также реализует меры, направленные на повышение доступности всех форм образования через многообразие предлагаемых образовательных услуг.

Помимо прочего, на территории Ханты-Мансийского района реализуется муниципальная программа «Развитие образования в Ханты-Мансийском районе на 2019–2023 годы».

Согласно показателям, муниципальная программа достаточно эффективна, поскольку реализация мероприятий в пределах 98–100 % от плановых значений в 100 %. По трем показателям муниципальной программы наблюдается перевыполнение.

Образование несомненно является приоритетным направлением в Ханты-Мансийском районе. В рамках реализуемой программы в районе денежные средства направлены на такие мероприятия как Всероссийская олимпиада школьников 9–11 классов, окружные конкурсы профессионального мастерства педагогов, приобретение учебно-методических наборов по программе «Истоки» для дошкольников и учащихся 1 классов, проведение капитальных ремонтов зданий, сооружений образовательных учреждений в населенных пунктах и иные мероприятия.

Создаются условия для удовлетворения потребностей населения района в оказании услуг в образовательных учреждениях дошкольного, общего среднего, дополнительного образований.

Вместе с тем, в районе отмечается регулярная организация и участие учащихся в мероприятиях по развитию одаренных детей Севера, выявлению и развитию талантливых детей и молодежи: районный шахматный турнир, конференция «Шаг в будущее», Всероссийский конкурс исследовательских и творческих работ «Мы — гордость Родины».

Также около 96 % муниципальных образовательных учреждений соответствуют современным стандартам и требованиям обучения. Все школьники района переведены на обучение в одну смену.

Невозможно не затронуть тему реализации прав детей с ограниченными возможностями в образовательных учреждениях. Создание условий для реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из приоритетных задач развития образования Ханты-Мансийского района.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в Ханты-Мансийском районе осуществляется в условиях образовательных организаций или по заключению врачебной комиссии на дому.

Так, на 1 сентября 2021 года в общеобразовательных организациях района 274 ребенка с ограниченными возможностями здоровья и 49 детей-инвалидов; в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, обучаются 62 ребенка с ограниченными возможностями здоровья и 9 детей-инвалидов.

В общеобразовательных организациях района для детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе для детей-инвалидов, сформированы специализированные условия для получения образования: разработаны адаптированные общеобразовательные программы, организовано психолого-педагогическое сопровождение детей (коррекционно-развивающие занятия с педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом), педагогами применяются специальные методы обучения и воспитания, специальные учебники, учебные пособия, дидактические материалы, адаптированные для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дети-инвалиды, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать общеобразовательные организации, обучаются по индивидуальной программе на дому. Основанием для организации обучения на дому ребёнка — инвалида являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей). В 2021 году организовано обучение 80 детей-инвалидов на дому по общеобразовательным и адаптированным общеобразовательным программам.

Охват общим и специальным образованием детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов составляет 100 %.

Образовательные организации детям-инвалидам, обучающимся на дому создают следующие условия:

1) предоставляют бесплатно учебники, учебную и справочную литературу на время обучения;

2) обеспечивают специалистами из числа педагогических работников;

3) оказывают методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ;

4) разрабатывают адаптированные образовательные программы и адаптированные основные общеобразовательные программы;

5) осуществляют психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов.

В дошкольных образовательных организациях также создаются специальные условия для пребывания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе для детей-инвалидов: разработаны адаптированные образовательные программы дошкольного образования для 70 детей, организовано психолого-педагогическое сопровождение, приобретено оборудование для развития общей и мелкой моторики, тренажёры для развития зрительного восприятия, речи, дидактические игры, спортивные тренажёры и др.

Для всех родителей, дети которых не зарегистрированы в образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования, созданы условия для оказания консультативной, методической, психолого-педагогической помощи (организована работа консультационных пунктов, семейных клубов).

В 35 образовательных организациях Ханты-Мансийского района, что составляет 100 % всех образовательных организаций, имеются пандусы (капитальные и приставные), в рамках реализации муниципальной программы «Формирование доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения Ханты-Мансийского района на 2022–2024 годы», в соответствии с постановлением администрации Ханты-Мансийского района от 07.08.2013 № 196 «Об организации обследования и формирования Паспортов доступности объектов социальной инфраструктуры» на все образовательные учреждения Ханты-Мансийского района имеются паспорта доступности.

Дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, не имеющие медицинских противопоказаний, охвачены физкультурно-спортивными мероприятиями, проводимыми в образовательных организациях Ханты-Мансийского района, на 100 %.

Удовлетворенность населения качеством общего образования в 2021 году составила 96,3 % (2020 год — 96,0 %), дошкольного образования 97,2 %, (2020 год — 97,1 %), дополнительного образования 97,3 % (2020 год — 97,6 %).

Таким образом, если рассматривать реализацию конституционного права на образование в Ханты-Мансийском районе в динамике в период 2018–2022 гг., видится значительная проработка слабых сторон региона и их усовершенствование.

В районе укрепляется и развивается материально-техническая база дошкольных образовательных организаций, периодически повышается профессионализм педагогов и их квалификация, внедряются инновационные программы развивающего характера. А также за счет обеспечения обучения детей в односменном режиме, у детей появилась возможность дополнительной общественно-полезной, творческой деятельностей в сферах культуры, спорта и искусства. Закрепленное Конституцией право на образование в районе уверенно модернизируется и применяется, соответствует требованиям федерального, регионального и местного законодательства.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации: (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). — Текст: электронный // Официальный интернет-портал правовой информации. — URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007040001 (дата обращения: 30.10.2022).
  2. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ: (ред. от 07.10.2022). — Текст: электронный // КонсультантПлюс. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 30.10.2022).
  3. Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре: Закон Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 01.07.2013 № 68-оз.: (ред. от 01.07.2022). — Текст: электронный // КoнсультaнтПлюc. — URL: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?from=258614–0&req=doc&rnd=yPjkNQ&base=RLAW926&n=258610#WlzogLTIwh1z8qpG (дата обращения: 30.10.2022).
  4. Смоленский, М. Б. Конституционное право России в схемах и таблицах: учебное пособие / М. Б. Смоленский, Т. А. Антоненко, Ю. В. Милявская. Текст: непосредственный // — Ростов н/Д: Феникс, 2018. — 240 с. — (Среднее профессиональное образование).
  5. Об утверждении Плана мероприятий (дорожной карты) по реализации проекта создания объектов образования Ханты-Мансийского района: распоряжение Администрации Ханты-Мансийского района от 22.02.2018 г. № 182-р. Текст: электронный // Ханты-Мансийский район, официальный сайт администрации. — URL: http://hmrn.ru/raion/socs/ДОРОЖНАЯ %20КАРТА.pdf (дата обращения: 30.10.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): Ханты-Мансийский район, ограниченная возможность здоровья, дошкольное образование, образование, муниципальная программа, программа, ребенок, Российская Федерация, получение образования, учреждение.


Ключевые слова

образование, Конституция, право, право на образование, Ханты-Мансийский район

Похожие статьи

Реализация государственной политики в сфере образования на муниципальном уровне

Статья посвящена исследованию роли местных органов власти в реализации государственной политики в сфере образования на муниципальном уровне управления. Проведен анализ реализации государственной политики в сфере общего образования на примере Кировгра...

Хабаровский край – территория развития промышленного туризма

В статье рассмотрен потенциал Хабаровского края с точки зрения развития промышленного туризма. Автор показывает отличительные особенности и достоинства организации промышленных туров по Краевому государственному бюджетному образовательному учреждению...

Виртуальная экскурсия как инструмент приобщения молодежи к культурно-историческому пространству города Николаевска-на-Амуре

Статья обобщает опыт создания проектной работы «Виртуальная экскурсия как инструмент приобщения молодежи к культурно-историческому пространству города Николаевска-на-Амуре». Проектная работа представляет пример взаимодействия возможностей современног...

Теоретические основы инвестиционной деятельности и ее особенности на территории ЗАТО г. Железногорска

В статье раскрыты и проанализированы понятия «инвестиции», «инвестирование» и «инвестиционная деятельность». Изучена роль инвестиционной деятельности в совершенствовании социального положения в обществе и в развитии экономики в целом. Детально рассмо...

Особенности организации нормотворческой деятельности в органах государственной власти Владимирской области

В статье анализируются проблемы организации нормотворческой деятельности в органах государственной власти Владимирской области. Особое внимание уделено проблеме доступности информации об обсуждении проектов законов. Предлагается активизировать ресурс...

Специфика управления муниципальной собственностью в современных условиях (на примере Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края)

В данной статье отображены основные вопросы и проблемы, касающиеся управления муниципальной собственностью. Обращено внимание на недостаточную разработанность нормативно-правовой базы по управлению муниципальной собственностью. Произведен анализ упра...

Национальный проект «Спорт — норма жизни»

В статье описана необходимость реализации национального проекта «Спорт — норма жизни» и отражены основные положения данного проекта. Особое внимание уделено мерам, принимаемым в Воронежской области в рамках реализации национального проекта.

Морская доблесть континентального города: региональный фактор в деятельности школьного музея

Школьный музей играет огромную роль в реализации образовательно-воспитательной задачи. При этом деятельность такой подструктуры отвечает требованиям ФГОСа, а также общей регионально-патриотической направленности процесса обучения.

Деятельность педагогов МБОУ СОШ с. Тербуны в условиях сетевого взаимодействия

Статья посвящена деятельности педагогов МБОУ СОШ села Тербуны в условиях сетевого взаимодействия, работе школьного университета BITEDUCATION.

Реализация проекта «Образовательный интенсив «МедиаСтарт» на базе МБОУДО «Дворец детского (юношеского) творчества» г. Пензы

В данной статье авторы делятся опытом реализации проекта «Образовательный интенсив «МедиаСтарт», который был проведен на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества» ...

Похожие статьи

Реализация государственной политики в сфере образования на муниципальном уровне

Статья посвящена исследованию роли местных органов власти в реализации государственной политики в сфере образования на муниципальном уровне управления. Проведен анализ реализации государственной политики в сфере общего образования на примере Кировгра...

Хабаровский край – территория развития промышленного туризма

В статье рассмотрен потенциал Хабаровского края с точки зрения развития промышленного туризма. Автор показывает отличительные особенности и достоинства организации промышленных туров по Краевому государственному бюджетному образовательному учреждению...

Виртуальная экскурсия как инструмент приобщения молодежи к культурно-историческому пространству города Николаевска-на-Амуре

Статья обобщает опыт создания проектной работы «Виртуальная экскурсия как инструмент приобщения молодежи к культурно-историческому пространству города Николаевска-на-Амуре». Проектная работа представляет пример взаимодействия возможностей современног...

Теоретические основы инвестиционной деятельности и ее особенности на территории ЗАТО г. Железногорска

В статье раскрыты и проанализированы понятия «инвестиции», «инвестирование» и «инвестиционная деятельность». Изучена роль инвестиционной деятельности в совершенствовании социального положения в обществе и в развитии экономики в целом. Детально рассмо...

Особенности организации нормотворческой деятельности в органах государственной власти Владимирской области

В статье анализируются проблемы организации нормотворческой деятельности в органах государственной власти Владимирской области. Особое внимание уделено проблеме доступности информации об обсуждении проектов законов. Предлагается активизировать ресурс...

Специфика управления муниципальной собственностью в современных условиях (на примере Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края)

В данной статье отображены основные вопросы и проблемы, касающиеся управления муниципальной собственностью. Обращено внимание на недостаточную разработанность нормативно-правовой базы по управлению муниципальной собственностью. Произведен анализ упра...

Национальный проект «Спорт — норма жизни»

В статье описана необходимость реализации национального проекта «Спорт — норма жизни» и отражены основные положения данного проекта. Особое внимание уделено мерам, принимаемым в Воронежской области в рамках реализации национального проекта.

Морская доблесть континентального города: региональный фактор в деятельности школьного музея

Школьный музей играет огромную роль в реализации образовательно-воспитательной задачи. При этом деятельность такой подструктуры отвечает требованиям ФГОСа, а также общей регионально-патриотической направленности процесса обучения.

Деятельность педагогов МБОУ СОШ с. Тербуны в условиях сетевого взаимодействия

Статья посвящена деятельности педагогов МБОУ СОШ села Тербуны в условиях сетевого взаимодействия, работе школьного университета BITEDUCATION.

Реализация проекта «Образовательный интенсив «МедиаСтарт» на базе МБОУДО «Дворец детского (юношеского) творчества» г. Пензы

В данной статье авторы делятся опытом реализации проекта «Образовательный интенсив «МедиаСтарт», который был проведен на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества» ...

Задать вопрос