Формирование орфографической зоркости у младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №44 (439) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 08.11.2022

Статья просмотрена: 588 раз

Библиографическое описание:

Ким, И. Г. Формирование орфографической зоркости у младших школьников / И. Г. Ким. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 44 (439). — С. 340-342. — URL: https://moluch.ru/archive/439/95919/ (дата обращения: 15.11.2024).



Перед начальной школой стоит важная роль — изучение родного языка. Преподавание русского языка в начальном обучении составляет главный предмет, который входит во все другие предметы и обобщает их результаты.

Одной из главных задач обучения русскому языку младших школьников является формирование орфографической грамотности. В будущем грамотный человек успешен во всех сферах жизни. Орфографическая грамотность является частью общей языковой культуры, обеспечивая точность и определенность выражения мысли и взаимопонимания при письменном общении.

Практика обучения в начальных классах показывает, что орфографическая грамотность учащихся не доходит до высокого уровня, о чем говорит результативность итоговых контрольных работ по русскому языку, проводимых по окончанию обучения.

Определенную тревогу у учителей, родителей и любого интеллектуально развитого человека вызывает качество грамотности учащихся. Если грамотность в начальных классах и осталась на определенном уровне (хоть и не повысилась), то в старших классах грамотность учащихся весьма снизилась.

Многие ученые, лингвисты, психологи, педагоги, методисты, ищут причины такого явления как низкая орфографическая грамотность, и пытаются улучшить показатель грамотности у школьников, при этом приняв определенные меры в этой составной и немаловажной части обучения.

Н. С. Рождественский писал: «Грамотное письмо — не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание» [2, с. 118].

Орфографическая грамотность является составной частью общей языковой культуры, залогом точных выражений и взаимопонимания между участниками общения.

Как считают педагоги, орфографическая грамотность закладывается в начальных классах.

Конкретную зависимость результатов обучения орфографии от её первоначального этапа, и от того, насколько развита у учащихся способность выявлять в словах места, которые нужно писать по определенным правилам, подчеркивают многие ученые. При этом основной задачей учителя в начальных классах является формирование орфографической зоркости учащихся. Дети должны знать, что, приступая к изучению орфографии, они, они, в конечном итоге, будут способны грамотно общаться, точно передавать свою речь оппоненту по общению.

Несформированность орфографической зоркости у младших школьников, т. е. неумение «видеть» орфограммы, является одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности у детей.

В современной методике обучения орфографии не обозначено специальное обучение, направленное на развитие орфографической зоркости у учащихся.

При этом процент видения орфограмм младшими школьниками определенно низкий. Это показало изучение состояния орфографической зоркости учащихся начальных классов. В начальной школе такое положение дел наблюдается по следующим причинам: во-первых, из-за отсутствия единства взглядов на природу русской орфографии, на лежащие в ее основе принципы. До настоящего времени вполне обосновано определились две теоретические концепции русской орфографии: морфологическая и фонематическая; во-вторых, из-за не рпроработки научно обоснованной системы формирования орфографической зоркости у младших школьников.

В начальных классах три линии овладения правописанием:

1) на основе правильного соотнесения звука и буквы обучение правописанию;

2) на основе запоминания обучение правописанию;

3) на основе проверки орфограмм, с применением правил обучение правописанию.

Для детей младшего школьного возраста орфография остается малопривлекательным компонентом обучения, и усваивается она нелегко. Дети считают, что оценка по русскому языку ставится им только за орфографическую грамотность, но они не обращают внимание на знание грамматики, богатство словаря, речь. Для них это не существенно. Из-за сделанных ошибок школьник теряет уверенность в своих силах. Орфографическую работу с учащимися необходимо строить на основе:

1) формирования познавательных интересов;

2) структурирования дидактического материала, многообразия видов работ;

3) использования занимательных материалов, увлекательных форм и методов работы;

4) повышения уровня самостоятельности и активности детей в процессе обучения;

5) положительной самооценки: школьники должны быть постоянно убеждены в своём успехе;

6) введения гибкой и эффективной системы контроля и оценки навыков, знаний и умений;

7) организации взаимопомощи в всем коллективе, одобрения одноклассников, похвалы учителя за успех.

По мнению Р. Л. Трубниковой, «орфографическая зоркость — это способность быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определять их типы, находить свои и чужие ошибки» [3, с. 49]. Именно отсутствие орфографической зоркости, а также её низкая сформированность является одной из главных причин сделанных учащимися ошибок.

По данным И. В. Коваленко, младшие школьники самостоятельно обнаруживают от 15 до 45 % орфограмм в тексте и лишь в отдельных классах 70–90 %, где возрастные индивидуальные различия весьма выражены [1, с. 90].

Орфографическая зоркость у младших школьников развивается поэтапно и постепенно, через разнообразные занятия, при чтении текстов разной сложности, при написании диктантов, при списывании с учебника, если оно усложнено определенными заданиями. Успешность развития орфографической зоркости зависит от установки учащихся на осуществляемую работу. Если ребёнок по окончанию написания сочинения или изложения, а также диктанта самостоятельно нашёл сделанные им ошибки и исправил их, то, по мнению педагогов, оценка за работу у учащихся снижаться не должна.

Разработанные специальные памятки способствуют развитию навыков самопроверки. Например:

Проверь!

  1. Не пропустил ли ты буквы?
  2. Правильно ли ты написал безударные гласные? А парные согласные?
  3. Не уверен, спроси у учителя [1, с. 52].

Обучение поиску орфограмм должно начинаться в системе с первого года обучения в процессе звуко-буквенного анализа слов.

Так постепенно в памяти детей накапливается набор тех звуков и звукосочетаний, которые могут выступать в качестве орфограммы и привести к орфографической ошибке. Вначале в процессе обучения грамоте учащиеся запоминают «опасные» звуки и сочетания, а продолжают в дальнейшем при изучении состава слова, частей речи и других тем. В результате у детей вырабатывается определённый автоматизм как основа орфографической зоркости, они обращают внимание на «ошибкоопасные» места, быстро ориентируются и находят орфограммы в тексте.

Орфографические задачи для детей сложные и трудные, но основа обучения правописанию лежит через орфограмму, через применение правил правописания. И только это единственный и надёжный путь. Интерес также представляет обучение вообще без изучения правил — на основе «языкового чувства», феноменальной зрительной памяти.

Сделаем определенные выводы по формированию орфографической зоркости у младших школьников:

  1. В работе над формированием орфографической зоркости у младших школьников важно опираться не только на знание основных принципов орфографии в школе, но и учитывать возрастные и психологические особенности детей, сложности и особенности изучаемой темы и т. д.
  2. Использование разнообразных приемов, методов, форм, используемых в ходе целенаправленной работы: в результате проведения звуко-буквенного анализа выработка фонематического слуха, решение орфографических задач методом запоминания и другие; систематическая и целенаправленная работа над орфографическими ошибками.
  3. В практическом обучении учебный материал по орфографии усваивается прочнее и эффективнее детьми тогда, когда он подается не в «сухой» форме правила из учебника, а в процессе занимательных ситуаций, использования наглядности, игровых приемов. Такие приёмы эффективны и достигают своей цели сознательного усвоения даже самых трудных правил и понятий.

Таким образом, орфографическая зоркость, заложенная в начальной школе, является базисом грамотности ребят. Эта основа поможет школьникам в среднем и старшем звене совершенствовать свои знания, развивать интеллект, быть достаточно грамотными.

Литература:

  1. Коваленко И. В., Брянцева Т. И., Балакирева В. Д. Орфографическая зоркость как базовое орфографическое умение // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт. 2019. С. 88–94.
  2. Рождественский Н. С. Свойства русского правописания как основа методики его преподавания. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1960. 304 с.
  3. Трубникова Р. Л., Невежина М. Л. Орфографическая зоркость как инструмент формирования орфографических компетенций // В сб.: Инновационные методики преподавания: практическое применение. сборник статей по материалам I городской научно-практической конференции по педагогике с международным участием. 2015. С. 49–58.
Основные термины (генерируются автоматически): орфографическая зоркость, орфографическая грамотность, русский язык, школьник, класс, начальная школа, общая языковая культура, орфографическая зоркость учащихся, процесс обучения, целенаправленная работа.


Задать вопрос