В статье автор постарался определить основные тенденции современного визуального искусства, их трансформацию в условиях высокой динамики развития медиакоммуникативного пространства и системы визуальных коммуникаций.
Ключевые слова: визуальное искусство, визуальные коммуникации, медиакоммуникации.
В древности люди при помощи изобразительного искусства доносили свои мысли современниками или последователям, показывая будущим поколениям то, как был устроен мир в то время. В дальнейшем визуальное искусство выполняло больше функции сохранения, распространения, передачи информации от автора к зрителям, то есть выполняла коммуникативную функцию.
Для начала обратимся к такому понятию, как визуальные коммуникации. Под визуальными коммуникациями в научной литературе принято понимать совокупность определённых образов, символов, знаков и инфографики с помощью которых происходит процесс обмена между субъектом и объектом коммуникации [1]. Данное понятие сегодня получило широкое распространение в рекламной деятельности и PR-сообществе. Так как основные принципы рекламы и PR-деятельности построены на совокупности или, говоря более детально, слиянии информационной и визуальной составляющих.
До появления каналов массовой коммуникации, в частности, телевидения, радио и сети Интернет было сложнее распространять визуальное искусство до широкой аудитории. С появлением телевидения и развитием Интернет-сети передавать большому количеству широкой аудитории визуальное искусство стало намного проще. Однако появились другие проблемы, обуславливающие передачу визуального искусства как информации, до широкой аудитории. Среди них такие проблемы, как динамично развивающееся масс-медийное и цифровое пространство, которое повлекло в себе переизбыток информации, сложность поиска качественной информации, отсутствие знаний и инструментов продвижения в Интернете и другие особенности. С этими проблемами столкнулись современные художники, которые, в основном, занимаются только написанием картин, созданием произведений искусства и участием в выставках [2].
Поэтому сегодня многим представителям творческого сообщества важно понимать тот факт, что для продвижения и продажи результатов своей творческой деятельности недостаточно только лишь создавать продукты творческой культуры, их необходимо продвигать посредством современных каналов визуальной коммуникации в медиакоммуникативной среде.
Перед тем, как подтвердить тезис о том, что на распространение и продвижение визуального искусства виляют новые тенденции в виде каналов медиакоммуникативной среды, мы составили таблицу актуальных каналов коммуникации с оценкой их эффективности, исходя из опроса зрителей и потенциальной аудитории визуального искусства. Значение «5» является максимально возможной оценкой. Каналы визуальной коммуникации и оценка их эффективности, представлена в таблице 1.
Таблица 1
Каналы визуальной коммуникации и оценка их эффективности
Канал визуальной коммуникации |
Электронные ресурсы |
Социальные сети |
Телевидение |
Повседневная окружающая среда, наружная реклама, выставки, встречи |
Максимальная оценка канала визуальной коммуникации |
5 |
4 |
2 |
3 |
Таким образом, мы закономерно пришли к выводу о том, что основными каналами визуальной коммуникации, представляющими из себя эффективный инструмент коммуникации, являются электронные ресурсы и социальные сети. Так как мы проводили анализ требований аудитории на территории России, начиная с 14–15 сентября 2022 г., то социальные сети ввиду массовой блокировки на территории страны не получили предполагаемую возможную максимальную оценку.
Ещё в XX веке художнику для решения своих задач, связанных с продвижением собственных произведений было достаточно демонстрировать производимые работы на художественных выставках и размещать публикации об этих работах в специализированных журналах, газетах и других печатных изданиях, деятельность и редакционная политика которых так или иначе была связана с изобразительным искусством и помогала доносить продукты культурно-творческой деятельности художника до широкой аудитории [3].
Например, журнал «Художник» выпускала Всероссийская творческая общественная организация «Союз художников России» (СХР), начиная с 1958 года. В советский период это был ежемесячный иллюстрированный журнал по вопросам изобразительного искусства, а орган, выпускающий журнал — Союз художников РСФСР. Основное внимание в нём уделяли, в основном, практике советского изобразительного искусства народов РСФСР (монографические и обзорные статьи, рецензии на выставки, художественное наследие, материалы в помощь художникам — любителям и др.).
Несколькими годами позже, начиная с 80-х годов прошлого столетия, журнал, в большей степени, стал посвящён проблемам реалистической школы русского искусства. Большую часть материалов составляли искусствоведческие статьи, посвященные тем или иным деятелям искусства. Среди авторов и героев материалов были как раз члены СХР. Сегодня у журнала есть официальная группа «ВКонтакте», однако последний пост в ней датирован 2014 годом.
В настоящий момент официальный домен журнала был перерегистрирован или деактивирован, так как на момент 2021 года, перейдя по официальной доступной ссылке, пользователь попадал на сайт с неприемлемым, запрещённым в Российской Федерации контентом.
О популярности печатной версии журнала можно судить по его тиражам, статистика которых есть в общем доступе:
1) 1977 год — 50 000 экземпляров;
2) 2005–3 000 экземпляров;
3) 2007 — до 1 000 экземпляров.
Однако падение спроса на печатные версии журналов и газет связаны, в том числе, и со скоростью распространения новых каналов коммуникации посредством Интернет-сети. С помощью сайтов, социальных сетей и других площадок предоставляется возможность бесплатно и в неограниченном количестве найти нужные статьи об искусстве и картины художников со всего мира, а при желании ещё и распечатать понравившееся изображение на холсте.
При всем разнообразии Интернет-возможностей из-за большого количества изображений и текстовой информации в сети появились новые факторы, обуславливающие природу новых трудностей, рассматриваемой нами проблемы. Среди них можно выделать следующие сложности, а именно:
– поиск полезной и качественной информации из всего представленного в Интернет-сети;
– художнику для продвижения себя, как специалиста, в современном Интернет-пространстве недостаточно демонстрировать свои работы профессиональным выставочным комиссиям для получения доступа в участии на онлайн- и офлайн-выставках, ему необходимо обладать дополнительной информацией из диаметрально противоположной области знаний, как правило, опосредованно касающейся креативного визионера для продвижения себя и своих работ в сети и на новых арт-пространствах;
– необходимость нового уровня знаний или обращение к сторонним специалистам для использования инструментов управления как собственным временем, так и временем и вниманием и потенциальной аудитории.
И в современном мире появляется всё больше каналов визуальной коммуникации для продвижения визуального искусства. Например, одним из таких каналов является сайт в сети Интернет, под названием «Сosmoscow». Данный пример является ярким проявлением визуальной коммуникации в контексте медиакоммуникативной среды. Скриншот главной страницы представлен на рисунке 1.
Рис. 1. Скриншот главной страницы сайта Сosmoscow
Данный пример является проявлением не только визуального канала коммуникации, но и очным мероприятием визуального искусства в медиакоммуникативной среде.
Следовательно, основными тенденциями современного визуального искусства в контексте системы медиакоммуникативной среды сегодня являются:
- Тенденция дистанционной передачи визуального искусства.
- Слияние каналов визуальной коммуникации в искусстве.
- Разнообразие способов продвижения визуального искусства.
- Медиакоммуникативная среда, как основная платформы для общения создателей продуктов визуального искусства и продвижения результатов их творческой деятельности.
Литература:
1. Назаров, М. М. Визуальные образы в социальной и маркетинговой коммуникации / М. М. Назаров, М. А. Папантиму. — М.: Либроком, 2009. — 216 c.
2. Мельникова, Н. А. Событийный маркетинг в сфере культуры: анализ коммуникационного продвижения событий регионального музея / Н. А. Мельникова. — Текст: непосредственный // Наука о человеке: гуманитарные исследования. — 2014. — №. — С.
- Быков, И. А. Актуальные проблемы исследования коммуникационных аспектов PR-деятельности и журналистики: Сборник материалов IV Международного научного семинара, Псков, 15 февраля 2019 года. — Псков: Псковский государственный университет, 2020. — С. 33–49.