Проблема неполных семей на сегодняшний день остается острой. Неполная семья образуется, как правило, вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания. Воспитание ребенка в неполной семье может повлечь за собой ряд сложностей. Отсутствие одного из родителей затрудняет для ребенка знакомство с паттернами семейных отношений, осложняется уход за ребенком и воспитательный процесс, из-за отсутствия образа полового поведения ребенок нередко не получает необходимые мужские или женские черты поведения. Такой ребенок, который вырос в неполной семье, чаще повторяет негативный родительский опыт в собственной семье. Неоспоримо велико влияние семьи на воспитание, социализацию, формирование и укрепление, сохранение здоровья ребенка.
Привязанность как устойчивая эмоциональная связь между людьми формируется с младенческого возраста. Первой и наиболее значимой для развития личности является привязанность к матери, через эмоциональное общение с которой формируется доверие ребенка к миру. Дж. Боулби [2] выделил четыре основных типа привязанности: надежный тип, тревожно-амбивалентный тип, избегающий тип и дезорганизованный тип.
Надежная привязанность . В этом случае дети, первоначально будут рядом с матерью, но постепенно пойдут играть с игрушками, регулярно оглядываясь назад, чтобы увидеть, где мать, а затем продолжали играть и исследовать. Такую привязанность отличает стрессовое состояние, возникающее у ребёнка, когда взрослый его покидает, и радость от того, что он вернулся. Испугавшись, дети с надёжным стилем привязанности будут искать утешение как раз у взрослых. Эти дети знают, что их родители или опекуны способны обеспечить им комфорт и уверенность в случае необходимости.
Тревожно-амбивалентный стиль привязанности . Ребёнок с таким типом привязанности будет стандартно исследовать немного, часто настороженно относиться к чужим, даже если родитель присутствует. Когда мать уходит, ребёнок часто сильно огорчен. При этом, когда она вернется, ребёнок будет амбивалентен. Это дети, чьи матери говорят ребенку теплые слова, играют с ребенком, но не проявляют тесный контакт. Такие дети показали меньше исследовательского поведения, отсутствие эмпатии, избегания тесных эмоциональных связей. В зрелом возрасте они не доверяют другим людям и проявляют страх близости.
Избегающий стиль привязанности . Дети с избегающим стилем привязанности, как правило, стараются избегать родителей или опекунов. Такие дети не оказали бы предпочтения своему родителю перед совершенно незнакомым человеком, если бы им предложили такой выбор. Этот стиль привязанности обычно является результатом оскорбительного или нерадивого отношения опекунов. Дети, которых наказывают за то, что они полагаются на взрослого, впоследствии перестают обращаться к ним за помощью в будущем.
Дезорганизованный стиль привязанности. Дети с дезорганизованным стилем привязанности часто демонстрируют запутанное сочетание моделей поведения и могут казаться дезориентированными, ошеломленными, сконфуженными. Такие дети могут как избегать взрослых, так и противостоять им. Родители таких детей обычно проявляют непоследовательность и могут служить как источником комфорта, так и источником страха, что приводит к выработке неорганизованного поведения.
Именно в семье складывается определенный тип привязанности, который выступает фактором формирования целостного образа Я, частью которого является образ тела.
В подростковом и юношеском возрасте в период формирования идентичности особое внимание уделяется собственному образу тела.
Термин «образ тела» в психологию ввел американский психиатр П. Шильдер. По его мнению, образ тела — это субъективное переживание человеком своего тела как психический пространственный образ, который формируется за счет межличностного взаимодействия [7].
Образ тела — это структурный компонент Я-концепции, который оказывает воздействие на личность, а также служит источником информации о характере личности, его проблемах, комплексах и стереотипах (Р. Бернс [1], М. О. Мдивани [19], П. Шильдер [7]).
По определению О. А. Скугаревского, феномен образа собственного тела — это стабильный интегративный социально-психологический феномен, который включает перцептивные искажения (например, утверждения о явной избыточности веса на фоне объективного истощения); неудовлетворенность образом собственного тела (например, ощущение полноты); сверхценный характер переживаний о теле (например, является наиболее значимой детерминантой самооценки), страх полноты [4].
В настоящее время особое внимание уделяется образу тела у девушек из неполных семей с разным типом привязанности. В юношеском возрасте возрастает значимость содержательного наполнения образа тела, поскольку происходит личностное самоопределение и закладывается основа
Среди факторов, которые влияют на развитие личности девушки в неполной семье выделяют: затруднение полоролевой идентификации, формирование таких черт личности, как эгоизм, замкнутость, неуверенность в себе, развитие негативных установок на брак и семейные отношения, а также межличностные отношения с представителями противоположного пола в целом, а также нарушение детско-родительских отношений (гиперопека, педагогическая запущенность, конфликты и т. д.).
По итогам различных исследований получены следующие результаты. У девушек из полных семей с надежным типом привязанности более позитивный образ тела, чем у девушек из неполных семей с надежным типом привязанности; у девушек из полных семей с тревожным типом привязанности более позитивный образ тела, чем у девушек из неполных семей с тревожным типом привязанности; у девушек из полных семей с избегающим типом привязанности более позитивный образ тела, чем у девушек из неполных семей с избегающим типом привязанности. Кроме того, было выявлено, что девушки из полных и неполных семей с надежным типом привязанности имеют более позитивный образ собственного тела, чем девушки из полных и неполных семей с тревожным типом привязанности.
Исходя из полученных данных, можно сказать, что действительно существуют значимые статистические различия в образе тела у девушек из полных и неполных семей с разными типами привязанности к матери.
Литература:
- Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание: пер. с англ. / Р. Бернс. — Москва: Прогресс,1986. — 400 с.
- Боулби Дж. Привязанность / Дж. Боулби. — Москва: «Гардарики», 2003. — 245 c.
- Мдивани М. О. Исследование структуры образа физического «Я» школьников. Автореф. … канд. псих. наук. Москва, 1991. — 106 с.
- Парехина К. И., Суняйкина Т. В. Некоторые особенности социально-психологического самочувствия подростков из неполных семей / К. И. Парехина, Т. В. Суняйкина // Концепт. — 2017. — № 52. — 1–6 с.
- Скугаревский О. А. Нарушения пищевого поведения. Монография / О. А. Скугаревский. — Минск: БГМУ, 2007. — 340 с.
- Хохлова В. А. Особенности семейного воспитания в полной и неполной семьях, его влияние на развитие ребёнка / В. А. Хохлова // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — Москва: Буки-Веди, 2016. — С. 91–94. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/208/11291/ (дата обращения: 30.04.2022).
- Schilder, P. The image and appearance of the human body. Barnes & Noble, 1999.