В статье мы рассматриваем проблемы развития психомоторной функции у детей раннего возраста с задержкой речевого развития и способы коррекции ЗРР с помощью плавания.
Ключевые слова: психомоторика, психомоторные функции, нарушение речи, задержка речевого развития.
Введение.
Наше исследование связано с изучением проблем развития психомоторной функции у детей раннего возраста с задержкой речевого развития.
По данным Чутко Л. С. (2007) частота специфических речевых расстройств и связанных с ними психомоторных нарушений у детей, обусловленных нарушением онтогенеза, составляет 7,2–10 %. В эту группу входят дети, чьи родители официально обратились к психиатру по поводу нарушений развития ребенка и им был поставлен диагноз F.80 (нарушение развития речи) по МКБ-10 (международная классификация болезней 10 пересмотра). В действительности, количество речевых нарушений у детей раннего возраста во много раз больше. Но многие дети наблюдались лишь у педиатров и неврологов, не получив консультации психиатра, что не позволяет им поставить соответствующий диагноз, а их психомоторные и психоречевые нарушения не учитываются в статистических отчетах.
Нарушения речи, психомоторной функции негативно отражаются на характере целостного развития ребенка, на освоении им социальных и трудовых навыков.
Актуальность проблемы заставляет искать новые возможности для профилактики речевых и психомоторных нарушений, а также технологий и методик, позволяющих оптимизировать лечебные и коррекционные мероприятия, развивающие занятия и коррекционную работу.
Цель исследования: Изучение теоретических и прикладных аспектов развития и коррекции психомоторной функции у детей раннего возраста с задержкой речи средствами плавания
Задачи исследования:
— рассмотреть теоретические аспекты развития психомоторной функции у детей раннего возраста в современных исследованиях;
— изучить особенности развития психомоторной функции у детей раннего возраста с задержкой речевого развития;
— разработать программу развития и коррекции психомоторной функции у детей раннего возраста с ЗРР на материале плавания.
Основоположником изучения проблем психомоторного и психоречевого развития детей занимались можно считать отечественного ученого, физиолога И. М. Сеченова. Он создал предпосылки для введения самого понятия «психомоторная функция», сформулировал принцип единства познавательного процесса и двигательного акта в психической деятельности, чем расширил и уточнил понятие «психомоторных центров», которое существовало до его исследований. И. М. Сеченов И. М. акцентировал внимание на рефлекторную природу психического у человека и животных, указал на связь психики, речи и моторики.
Н. А. Бернштейн, рассматривал психомоторную функцию в качестве системообразующей, объединяющую биомеханические, физиологические и психологические аспекты. Так он обнаружил специфику психологической детерминации движений человека.
Исследователи М. О. Озерецкий и Н,И. Гуревич рассматривали психомоторику через призму взаимосвязи нескольких компонентов движения: сознательного, автоматического и автоматизированного. Благодаря этому происходит быстрое и последовательное «приспособление» к изучаемому движению. В результате получилась классификация движений:
— по механизмам управления движениями;
— по отношению к внешней среде;
— по существу движения (энергия, сила, точность, последовательность, ритмичность, плавность, грациозность);
— по количеству движений (длительность, непрерывность, богатство, одновременность);
— по целевой установке (бытовые, трудовые, спортивные).
Подробно обобщил и систематизировал В. Д. Шадриков разные свойства психомоторики. К ним он отнёс виды движений, реакций и действий, а также характеристики движений и мышечной активности. Они и раньше были описаны в трудах отечественных и зарубежных ученых, но не в обобщенном виде. В. Д. Шадриков рассмотрел характеристики продуктивности психомоторных процессов, это позволило ставить вопрос о развитии опреационных механизмов психомоторных способностей в обучении. Он выделил основные показатели (скорость, точность, ловкость, темп, ритм, координированность, силу, выносливость).
Е. П. Ильин выделил интеллектуальный компонент психомоторики, который состоит не столько из психомоторных способностей человека, сколько из психомоторной активности. Этот ученый в свое время определил три направления изучения психомоторики: — двигательную систему, управление ею; — двигательные или психомоторные качества; — двигательные умения и навыки.
М. О. Гуревичем был представлен широкий спектр особенностей психомоторных процессов, в соответствии с анатомо-физиологическим принципом.
К. К. Платонов выделил группы сенсомоторных процессов: простые и сложные сенсомоторные реакции, и координации.
О. К. Сечкина в свою очередь установила наиболее частые психомоторные качества, которые изучены в литературе. К ним она отнесла такие психомоторные качества: сила, скорость, координация движений, развитость чувства ритма и мелкой моторики рук.
Особенность раннего детского возраста не всегда позволяет изучать уровень развития этих психомоторных качеств, а также осуществлять целенаправленное их формирование. Известные психологи (Л. А. Венгер, А. В. Запорожец и др.) отмечали, что период раннего детства является сензитивным периодом для развития таких качеств: координация движений, мелкая моторика, развитие чувства ритма.
В развитии психомоторной сферы могут выявляться следующие нарушения:
— произвольной регуляции движений;
— недостаточной координации и четкости непроизвольных двигательных актов;
— трудностей автоматизации сложных движений;
— недостатков переключаемости движений.
Развитие психомоторики позволяет решать многие задачи развития ребенка.
Во все этапы дошкольного возраста ребенок реализует разнообразные двигательные задачи. Ведущими видами деятельности детей являются игровая деятельность, а ближе к 7 годам появляется учебная деятельность. Совершенствование психомоторного развития дошкольников осуществляется посредством рисования, штриховок, обводок, детского ручного труда, позднее письма, игр и действий с различными бытовыми предметами, игрушками, спортивными снарядами и т. п. Большое значение имеют физкультурные занятия, ритмика, включая детские спортивные секции и кружки. Они направлены на развитие координации движений, формирование ритмической координации и организации движений, ориентирование в собственном теле и пространстве, бросание и ловлю предметов и спортивного инвентаря.
Проблема нашего исследования заключается в том, что большая часть исследований раскрывает особенности развития психомоторной функции у детей дошкольного возраста и значительно меньше работ посвящено детям раннего возраста с ЗРР.
Нами была проведена диагностика развития психомоторной функции у детей с ЗРР. В диагностике приняли участие 5 детей в возрасте 2–3 лет. За основу мы взяли диагностику психомоторики по Е. А. Стребелевой. У автора представлено 10 различных заданий. Для проведения исследования нами были выбраны 4 задания и методика для определения уровня развития мелкой моторики Н. О. Озерецкого и Н. И. Гуревич.
В результате диагностики психомоторики по Е. А. Стребелевой было выявлено, что 1 ребенок из 5 имеет высокий уровень психомоторного развития. 3 детей имеют средний уровень психомоторного развития. 1 ребенок с низким уровнем психомоторного развития.
В результате методики для определения уровня развития мелкой моторики Н. О. Озерецкого и Н. И. Гуревич было выявлено, что 3 балла (средний уровень развития мелкой моторики) смогли набрать только 2 детей. Это говорит о том, что они в целом справлялись с заданиями, однако в их движениях присутствовали «лишние», например, они могли отвести кисти рук назад или отвлечься от выполнения задания с помощью перебирания в пальцах каких-либо деталей. Вместе с тем, 2 балла (ниже среднего уровня) смогли набрать 2 детей. Это говорит о низком уровне развитости мелкой моторики. При выполнении задания в их движениях присутствовали «лишние» движения в большом количестве. Также во 2 задании они не смогли уловить суть. Один ребенок набрал 1 балл (низкий уровень), что говорит о низшем уровне развитости мелкой моторики. Он не смог справиться ни с первым, ни со вторым заданием.
Таким образом, нами было выявлено, что психомоторная функция слабо развита у детей с задержкой речевого развития. В силу такого положения необходимо развивать ее, что может быть сделано различными средствами. На наш взгляд, одним из эффективных средств является плавание, в связи с чем мы предлагаем систему плавания для коррекции психомоторной функции детей с ЗРР.
Заключение
Очень часто дети с задержкой речевого развития проявляют высокий уровень возбудимости, они могут быть расторможенными, либо наоборот, являться достаточно инфантильными и пассивными. Внимание таких детей характеризуется неустойчивостью и непроизвольностью. Длительный период времени игровая деятельность находится на уровне целенаправленного манипулирования с помощью игрушек. Ребенок с ЗРР не понимает вопросов косвенных падежей, ему очень трудно соориентироваться в названиях действий.
В нашем исследовании мы остановились на плавании как средстве коррекции и профилактики ЗРР. На занятиях ребенка плаванием, у него происходит закрепление навыков основных движений. Это связано с тем, что упражнения, которые проводятся в воде, полностью повторяют подвижные игры, которые часто применяются в физкультурном зале.
Помимо укрепления мышц, плавание помогает снять мышечное напряжение у детей с гипертонусом, таким образом перезапуская всю нервную систему, все психические процессы.
Диагностика показала, что психомоторная функция слабо развита у детей с задержкой речевого развития. Таким образом можно разработать план дальнейшей коррекционной работы с детьми средствами плавания.
Литература:
- Бобылова М. Ю., Браудо Т. Е., Казакова М. В., Винярская И. В. Задержка речевого развития у детей: введение в терминологию // Русский журнал детской неврологии. — 2017. — № 12(1). — С. 56–62.
- Бондаренко С. М. Ранняя коррекция психомоторных функций плаваньем у детей с задержкой психического и речевого развития в возрасте 3–4, 4–5, 5–6, 6–7 лет // Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports. — 2007. — № 1. — С. 34–37.
- Выготский Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. — М.: Лабиринт, 2008. — 352 с.
- Дудьев, В. П. Психомоторика детей с ограниченными возможностями здоровья: учеб. пособие / В. П. Дудьев. — Барнаул: АлтГПУ, 2020–360 с.
- Чиркина, Г. В. Коррекция нарушений речи / Г. В. Чиркина. — М.: Просвещение, 2009. — 190 с.
- Психолого-педагогическая диагностика развития П86 детей раннего и дошкольного возраста: метод, пособие: с прил. альбома «Нагляд. материал для обследования детей»/ [Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др.]; под ред. Е. А. Стребелевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 2004. — 164 с.