В статье рассматривается концепция открытых инноваций, ее основные преимущества и недостатки при реализации в банковской сфере.
Ключевые слова: банковская инновация, концепция открытых инноваций, финансовые инновации.
«Банковская инновация — это результат инновационной деятельности банка, финансовая инновация, применяемая в сфере банковского бизнеса, являющая собой совершенно новую или усовершенствованную банковскую услугу, продукт, процесс или процессинговую операцию на новом или традиционном сегменте рынка» [1, с. 70].
В последние годы банки все чаще прибегают к открытым инновациям — инновационной модели, основанной на партнерских подходах, первоначально опробованной нефинансовыми фирмами. Концепция открытых инноваций основана на идее, что компании могут обращаться к другим участникам (исследовательским группам, клиентам, поставщикам или другим компаниям) в своем инновационном процессе, но также могут передавать свои идеи на аутсорсинг, способствуя инновациям внешних партнеров.
«Основополагающей базой открытых инноваций является идея глобального (т. е. всеобъемлющего на любом уровне) и свободного трансфера высоких технологий (по вертикали и горизонтали)» [2, с. 99].
Согласно исследованию ОЭСР, проведенному в 2008 году, привлекательность открытых инноваций зависит от специфики промышленных структур и технологической среды организаций. Выделяют четыре ключевых фактора, определяющих возможности открытых инноваций:
— условия возможностей, отражающие легкость или сложность, с которыми организация может вводить новшества поступательным (прогрессивным) или радикальным (подрывным) образом;
— условия присвоения, представляющие собой степень защиты преимущества, возникающего в результате инновации;
— кумулятивные условия знания относительно степени, в которой текущие инновации служат основой для будущих инноваций;
— степень мульти дисциплинарных знаний (природа знаний и способ их передачи).
К перечисленным выше можно добавить еще один определяющий фактор для анализа возможностей открытых инноваций, а именно объект, на который влияет инновация: продуктовая инновация (разработка нового продукта), процессная инновация (лучший или новый метод производства или распределения), рыночная инновация (новые рынки), сырьевая инновация (новые компоненты) или организационная инновация (новая организация труда). Все эти факторы играют решающую роль в привлекательности открытых инноваций.
Исследования открытых инноваций сосредоточены в первую очередь на высокотехнологичных отраслях. Внедрение открытых инноваций в банковском секторе находится только в зачаточном состоянии. Тем не менее, в последние годы все больше и больше финансовых учреждений внедряют эту концепцию. Рассмотрим особенности применения открытых инноваций в банковской сфере.
Во-первых, банковская деятельность характеризуется фактическим отсутствием защиты интеллектуальной собственности. Действительно, финансовые инновации редко являются предметом патентов. С одной стороны, охрану интеллектуальной собственности юридически сложно реализовать в банковском секторе, поскольку достаточно незначительного изменения характеристик финансового продукта, чтобы отличить его от оригинального продукта. С другой стороны, высокая мобильность сотрудников банковских фирм способствует распространению опыта и знаний из одного банка в другой, что еще больше усложняет защиту инноваций. Более того, финансовые инновации легко распространяются на международном уровне. Тем не менее, в банковской сфере иногда достаточно быть первым, кто внедряет инновации, чтобы извлечь выгоду из финансовых последствий. В таких условиях банки, по сути, сотрудничают со своими клиентами в рамках открытых инноваций, тем самым ограничивая свое сотрудничество с конкурентами, чтобы сохранить преимущество перед ними.
Во-вторых, в отличие от промышленных инноваций внедрение новых финансовых продуктов позволяет разнообразить ассортимент уже существующих продуктов, не вызывая их устаревания. Действительно, финансовые инновации редко исчезают. Эта характеристика финансовых инноваций побуждает банки к инновациям, поскольку внедряемые новые финансовые продукты продолжают существовать даже после изменения исходных экономических условий, которые способствовали их созданию. В частности, такая долговечность финансовых инноваций способствует открытости инновационного процесса банков, в частности сотрудничества с клиентами для удовлетворения их меняющихся потребностей.
В-третьих, переход к открытым инновациям предполагает радикальные организационные изменения. Банки должны внедрять новые методы управления. Действительно, открытые инновации требуют органичной, гибкой организационной структуры со значительной приспособляемостью. В открытой инновационной модели банки должны обеспечить переход от жесткой бюрократической структуры, основанной на географических зонах, функциях или типах продуктов, к новой, более децентрализованной и менее иерархической организации, ориентированной на клиентов и услуги.
Культура открытых инноваций учитывает индивидуальные знания и идеи, чтобы обслуживать новые категории клиентов (исламские финансы, богатые женщины и т. д.), предлагать разнообразные продукты и услуги и создавать новые возможности. Таким образом, культура открытых инноваций требует обеспечения прозрачности, доступности и обмена информацией внутри банка с использованием Интернета, регулярных встреч и конференций или даже совместных технологий. Основная задача этой новой корпоративной культуры — успокоить клиентов, которые по-прежнему считают конфиденциальность и банковскую тайну определяющим фактором при принятии инвестиционного решения.
Финансовые инновации, связанные со сложностью структурированных финансовых продуктов и низкой прибыльностью традиционных инвестиций, в значительной степени способствовали умножению мошенничества и финансовых махинаций в 2000-х годах. Кризис ипотечных кредитов выявил определенные мошеннические схемы (основанные на схеме Понци, заключающейся в вознаграждении инвестиций клиентов за счет взносов новых инвесторов). Однако новая задача открытых инноваций в банковском секторе заключается в установлении партнерства между банками и компетентными органами для внедрения инноваций в борьбе с коррупцией, отмыванием денег и мошенничеством. Такое сотрудничество необходимо для улучшения этики банковских учреждений. Для решения этой серьезной задачи необходимы инновации с точки зрения обмена информацией и координации, позволяющие повысить степень финансовой прозрачности. Проект открытого банка предлагает программное обеспечение для обнаружения мошенничества, предлагая возможность контролировать счета организаций, получивших государственные субсидии, и отслеживать использование пожертвований, перечисленных в благотворительные фонды.
В последние годы банки все чаще прибегают к открытым инновациям, что вызывает вопросы о возможных последствиях такого подхода для финансового сектора. В этой статье показано, что открытые инновации предлагают множество возможностей для банков. Однако это представляет значительные риски с точки зрения финансовой стабильности. Хотя открытые инновации имеют много преимуществ с точки зрения экономии времени и обмена знаниями, затрат и рисков, сильная взаимосвязь между банками в сочетании с высокой сложностью финансовых продуктов может привести к неконтролируемой ситуации, а значит, и к повышенному системному риску.
Литература:
- Назаренко Г. В. Банковские инновации как результат инновационной банковской деятельности в условиях конкурентной борьбы // Финансовые исследования. 2014. № 2 (43). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bankovskie-innovatsii-kak-rezultat-innovatsionnoy-bankovskoy-deyatelnosti-v-usloviyah-konkurentnoy-borby (дата обращения: 31.10.2022).
- Иода Е. В. О концепции открытых инноваций // Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-kontseptsii-otkrytyh-innovatsiy (дата обращения: 31.10.2022).