Статья посвящена изучению проблемы физического воспитания обучающихся. Выдвинута и подтверждена гипотеза о том, что спортивные игры на уроках физической культуры в общеобразовательной организации способствуют повышению уровня физической культуры личности в результате педагогических воздействий.
Ключевые слова: физическая культура, обучающие, спортивные игры, воспитание.
Актуальность физического воспитания в общеобразовательных организациях составляет одну из основ структуры физической подготовки школьников и отражает уровень физического и психосоматического здоровья, функциональных возможностей, которые в последние годы вызывают серьезную медицинских работников, педагогов, педагогов-психологов и общественности. Как утверждает Е. В. Ефремова «…наглядным показателем неблагополучия в физическом развитии является то, что здоровье детей и подростков существенно ухудшилось по сравнению с их сверстниками прошлых лет» [2].
Наиболее значительное возрастание всех видов заболеваний приходятся на период, совпадающий с обучением в школе. Некоторые причины объясняются гиподинамией и постоянным использованием компьютеров и телефонов. Немаловажной причиной является низкая мотивация обучающихся к физическому развитию. В связи с этим физическая культура и спорт являются одними из главных средств укрепления и сохранения здоровья, повышения активности и физического совершенствования. Физическая культура и спорт являются важнейшим фактором развития человеческого потенциала, подготовки к олимпийским играм.
Степень разработанности темы исследования . В последнее время проведено достаточное количество исследований, посвященных включению спортивных игр в образовательную программу. Однако несмотря на достаточно обширное освещение в научной и методической литературе различных аспектов востребованности спортивных игр в целях общего физического развития школьников и воспитания культуры здоровья через физическую культуру, большая их часть, в основном, относится к спортивной тренировке, работе школ олимпийского резерва и др., оставляя открытым вопрос об особенностях использования спортивных игр в процессе физического воспитания школьников на уроках физической культуры.
А. А. Бишаева отмечает роль физической культуры в оздоровлении и воспитание человека, положительно оценивает введение в педагогический процесс Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» [1].
Теоретическую и методологическую основу исследования составили следующие направления: теория физической культуры и спорта (Е. М. Беспаленко, Л. П. Матвеев, Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов, А. С. Фетисов); современные концепции физического воспитания обучающихся образовательных организаций (Л. Н. Волошина, О. Г. Галимская, А. Ю. Журавлева, А. П. Матвеев, В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева, В. П. Лукьяненко и др.).
Анализ литературы позволил сформулировать цель исследования — включение спортивных игр в программу физической культуры образовательной организации как средства физического воспитания обучающихся.
Предмет исследования — спортивные игры как средство физического воспитания обучающихся среднего и старшего звена в школе.
Объект исследования — процесс физического воспитания обучающихся среднего и старшего звена в школе.
Задачи исследования:
– выявить предпосылки для успешного использования спортивных игр в физическом воспитании школьников среднего и старшего звена;
– разработать Модель образовательного процесса по физической культуре с включением спортивных игр;
– экспериментально обосновать эффективность Модели в практике физического воспитания школьников среднего и старшего звена.
Гипотеза исследования . Спортивные игры на уроках физической культуры как средство физического воспитания обучающихся будут целесообразными, если:
– педагогический процесс будет направлен не только на физическое, но и психологическое развитие детей;
– модель образовательного процесса по физической культуре с включением спортивных игр будет классифицироваться в соответствии с технической сложностью спортивных игр и уровнем взаимодействия школьников в рамках ее реализации.
Методы исследования и участники эксперимента
В исследовании приняли участие обучающиеся среднего и старшего звена и педагоги, преподающие физическую культуру в МБОУ «Новоусманский лицей» Воронежской области.
В качестве методологической основы исследования послужила «Модель образовательного процесса по физической культуре с включением спортивных игр». Разработка модели предполагала реализацию основной образовательной программы по физической культуре, направленной на оптимизацию учебного процесса.
Научная новизна результатов исследования заключается в том, что разработанная модель дает предпосылки успешного использования спортивных игр в физическом воспитании школьников.
Рис. 1. Модель образовательного процесса по физической культуре с включением спортивных игр
Описание модели образовательного процесса по физической культуре с включением спортивных игр. Модель представлена в виде системы физкультурно-спортивной деятельности в образовательной организации. Содержание процесса физической культуры в общеобразовательной организации обозначено образовательными, развивающими, воспитывающими и оздоровительными задачами. Организация процесса физической культуры в общеобразовательной организации имеет следующие формы организации: разработка технологической карты урока и разработка спортивно-воспитательных сценариев и мероприятий. Контрольно-диагностический компонент основан на оценки спортивных результатов по возрастным критериям. Результатом реализации модели является повышение уровня физической подготовленности, двигательной активности на уроках физической культуры и во вне учебных занятий, удовлетворенность обучающихся образовательным процессом, их мотивационно-ценностное отношение к занятиям физической культурой и спортом. В МБОУ «Новоусманский лицей» Воронежской области активно реализуется модель в следующих видах спорта: баскетбол юноши; баскетбол девушки; лыжные гонки.
Реализация модели позволяет сделать следующий вывод : в основе физического воспитания с использованием спортивных игр лежит учет их воздействия на физическое и психологическое развитие школьника. Системообразующим фактором педагогического процесса в области физического воспитания с использованием спортивных игр выступает цель, которая формулируется как единство трех направлений: оздоровительного, образовательного и воспитательного. Спортивные игры являются перспективными с точки зрения содержащихся в них развивающих возможностей, обеспечивающих последовательное повышение уровня физической подготовленности и показателей личностного развития школьников.
Литература:
- Бишаева А. А. Физическая культура: учебник / А. А. Бишаева, В. В. Малков. — М.: КНОРУС, 2016. — 312 с
- Ефремова Е. В. Системный подход к развитию выносливости у учащихся V — VI классов на уроках физической культуры: диссертация... кандидата Педагогических наук; 2017. — 156 с.