Спортивные игры на уроках физической культуры как средство физического воспитания обучающихся | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №44 (439) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 02.11.2022

Статья просмотрена: 678 раз

Библиографическое описание:

Колпачева, Е. В. Спортивные игры на уроках физической культуры как средство физического воспитания обучающихся / Е. В. Колпачева, Е. А. Шуравина, А. Е. Колпачев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 44 (439). — С. 362-364. — URL: https://moluch.ru/archive/439/95967/ (дата обращения: 17.10.2024).



Статья посвящена изучению проблемы физического воспитания обучающихся. Выдвинута и подтверждена гипотеза о том, что спортивные игры на уроках физической культуры в общеобразовательной организации способствуют повышению уровня физической культуры личности в результате педагогических воздействий.

Ключевые слова: физическая культура, обучающие, спортивные игры, воспитание.

Актуальность физического воспитания в общеобразовательных организациях составляет одну из основ структуры физической подготовки школьников и отражает уровень физического и психосоматического здоровья, функциональных возможностей, которые в последние годы вызывают серьезную медицинских работников, педагогов, педагогов-психологов и общественности. Как утверждает Е. В. Ефремова «…наглядным показателем неблагополучия в физическом развитии является то, что здоровье детей и подростков существенно ухудшилось по сравнению с их сверстниками прошлых лет» [2].

Наиболее значительное возрастание всех видов заболеваний приходятся на период, совпадающий с обучением в школе. Некоторые причины объясняются гиподинамией и постоянным использованием компьютеров и телефонов. Немаловажной причиной является низкая мотивация обучающихся к физическому развитию. В связи с этим физическая культура и спорт являются одними из главных средств укрепления и сохранения здоровья, повышения активности и физического совершенствования. Физическая культура и спорт являются важнейшим фактором развития человеческого потенциала, подготовки к олимпийским играм.

Степень разработанности темы исследования . В последнее время проведено достаточное количество исследований, посвященных включению спортивных игр в образовательную программу. Однако несмотря на достаточно обширное освещение в научной и методической литературе различных аспектов востребованности спортивных игр в целях общего физического развития школьников и воспитания культуры здоровья через физическую культуру, большая их часть, в основном, относится к спортивной тренировке, работе школ олимпийского резерва и др., оставляя открытым вопрос об особенностях использования спортивных игр в процессе физического воспитания школьников на уроках физической культуры.

А. А. Бишаева отмечает роль физической культуры в оздоровлении и воспитание человека, положительно оценивает введение в педагогический процесс Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» [1].

Теоретическую и методологическую основу исследования составили следующие направления: теория физической культуры и спорта (Е. М. Беспаленко, Л. П. Матвеев, Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов, А. С. Фетисов); современные концепции физического воспитания обучающихся образовательных организаций (Л. Н. Волошина, О. Г. Галимская, А. Ю. Журавлева, А. П. Матвеев, В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева, В. П. Лукьяненко и др.).

Анализ литературы позволил сформулировать цель исследования — включение спортивных игр в программу физической культуры образовательной организации как средства физического воспитания обучающихся.

Предмет исследования — спортивные игры как средство физического воспитания обучающихся среднего и старшего звена в школе.

Объект исследования — процесс физического воспитания обучающихся среднего и старшего звена в школе.

Задачи исследования:

– выявить предпосылки для успешного использования спортивных игр в физическом воспитании школьников среднего и старшего звена;

– разработать Модель образовательного процесса по физической культуре с включением спортивных игр;

– экспериментально обосновать эффективность Модели в практике физического воспитания школьников среднего и старшего звена.

Гипотеза исследования . Спортивные игры на уроках физической культуры как средство физического воспитания обучающихся будут целесообразными, если:

– педагогический процесс будет направлен не только на физическое, но и психологическое развитие детей;

– модель образовательного процесса по физической культуре с включением спортивных игр будет классифицироваться в соответствии с технической сложностью спортивных игр и уровнем взаимодействия школьников в рамках ее реализации.

Методы исследования и участники эксперимента

В исследовании приняли участие обучающиеся среднего и старшего звена и педагоги, преподающие физическую культуру в МБОУ «Новоусманский лицей» Воронежской области.

В качестве методологической основы исследования послужила «Модель образовательного процесса по физической культуре с включением спортивных игр». Разработка модели предполагала реализацию основной образовательной программы по физической культуре, направленной на оптимизацию учебного процесса.

Научная новизна результатов исследования заключается в том, что разработанная модель дает предпосылки успешного использования спортивных игр в физическом воспитании школьников.

Модель образовательного процесса по физической культуре с включением спортивных игр

Рис. 1. Модель образовательного процесса по физической культуре с включением спортивных игр

Описание модели образовательного процесса по физической культуре с включением спортивных игр. Модель представлена в виде системы физкультурно-спортивной деятельности в образовательной организации. Содержание процесса физической культуры в общеобразовательной организации обозначено образовательными, развивающими, воспитывающими и оздоровительными задачами. Организация процесса физической культуры в общеобразовательной организации имеет следующие формы организации: разработка технологической карты урока и разработка спортивно-воспитательных сценариев и мероприятий. Контрольно-диагностический компонент основан на оценки спортивных результатов по возрастным критериям. Результатом реализации модели является повышение уровня физической подготовленности, двигательной активности на уроках физической культуры и во вне учебных занятий, удовлетворенность обучающихся образовательным процессом, их мотивационно-ценностное отношение к занятиям физической культурой и спортом. В МБОУ «Новоусманский лицей» Воронежской области активно реализуется модель в следующих видах спорта: баскетбол юноши; баскетбол девушки; лыжные гонки.

Реализация модели позволяет сделать следующий вывод : в основе физического воспитания с использованием спортивных игр лежит учет их воздействия на физическое и психологическое развитие школьника. Системообразующим фактором педагогического процесса в области физического воспитания с использованием спортивных игр выступает цель, которая формулируется как единство трех направлений: оздоровительного, образовательного и воспитательного. Спортивные игры являются перспективными с точки зрения содержащихся в них развивающих возможностей, обеспечивающих последовательное повышение уровня физической подготовленности и показателей личностного развития школьников.

Литература:

  1. Бишаева А. А. Физическая культура: учебник / А. А. Бишаева, В. В. Малков. — М.: КНОРУС, 2016. — 312 с
  2. Ефремова Е. В. Системный подход к развитию выносливости у учащихся V — VI классов на уроках физической культуры: диссертация... кандидата Педагогических наук; 2017. — 156 с.
Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, игра, образовательный процесс, старшее звено, физическое воспитание обучающихся, общеобразовательная организация, педагогический процесс, физическое воспитание, Воронежская область, методологическая основа.


Похожие статьи

Игры спортивного характера как основное средство развития физических качеств детей дошкольного возраста

Статья посвящена проблеме развития физических качеств детей дошкольного возраста посредством проведения и организации игр спортивного характера. Автор статьи методически раскрывает поэтапность проведения спортивных игр, доступных пониманию детей и ис...

Теория и методология обучения физической культуре в общеобразовательной организации

В статье дается обоснование теории и методологии обучения физической культуре в общеобразовательной организации. Установлено, что теоретические и методологические основы обучения физической культуре позволяют формировать у учащихся компетенции здоров...

Роль спортивных игр в системе довузовских общеобразовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации

В данной статье анализируются основные подходы к использованию спортивных игр в системе довузовских общеобразовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации физического воспитания. Главными целями занятий по спортивным играм в данных...

Особенности влияния занятий физическими упражнениями и спортом на формирование здорового образа жизни студентов

В статье проводится краткий анализ существующей системы физического воспитания подрастающего поколения. Подчеркивается важная роль занятий физическими упражнениями и спортом для ведения здорового образа жизни человека. Отмечается, что созданная в стр...

Физическая культура и спорт как средство профилактики асоциального поведения обучающихся

В статье подчеркивается значимость физической культуры и спорта для воспитания здорового образа жизни обучающихся и профилактики отклоняющегося поведения. Показана интеграция образовательных областей для достижения цели.

Комплексный подход в изучении социальной роли физической культуры и спорта в студенческом коллективе, отношение студенчества к физическому воспитанию в вузе

В данной статье рассматривается вопрос социальной значимости физической культуры и спорта для студенческого коллектива, а также отношение студенческой молодёжи к занятиям по физическому воспитанию в вузе.

Особенности спортивно-массовых мероприятий в Тувинском государственном университете

В статье рассматривается методика проведения занятий по физической культуре с тувинскими студентами на примере игры волейбол, как массового вида спорта. Для реализации данной методики автором были выбраны студенты Тувинского государственного универси...

Влияние физической культуры на физическую форму и психическое здоровье обучающегося

В статье рассматривается проблема малоподвижного образа жизни населения, в частности студентов. А также польза занятий физической культурой для физического и психического здоровья обучающихся. Ценность положительного влияния упражнений на организм.

Влияние физической культуры на жизнь студента

Рассматриваются результаты исследования, направленные на выявление положительных факторов влияния физической культуры на работоспособность студентов. Доказано, что физическая культура в жизни студентов и следование принципам здорового образа жизни га...

Сущность готовности будущего преподавателя физического воспитания к профессиональной деятельности в современных условиях

В статье изучается анализ существующих научных исследований по разработке проблемы подготовки будущего преподавателя физического воспитания к работе в новых социально-экономических условиях позволивший разработать собственный подход к определению сущ...

Похожие статьи

Игры спортивного характера как основное средство развития физических качеств детей дошкольного возраста

Статья посвящена проблеме развития физических качеств детей дошкольного возраста посредством проведения и организации игр спортивного характера. Автор статьи методически раскрывает поэтапность проведения спортивных игр, доступных пониманию детей и ис...

Теория и методология обучения физической культуре в общеобразовательной организации

В статье дается обоснование теории и методологии обучения физической культуре в общеобразовательной организации. Установлено, что теоретические и методологические основы обучения физической культуре позволяют формировать у учащихся компетенции здоров...

Роль спортивных игр в системе довузовских общеобразовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации

В данной статье анализируются основные подходы к использованию спортивных игр в системе довузовских общеобразовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации физического воспитания. Главными целями занятий по спортивным играм в данных...

Особенности влияния занятий физическими упражнениями и спортом на формирование здорового образа жизни студентов

В статье проводится краткий анализ существующей системы физического воспитания подрастающего поколения. Подчеркивается важная роль занятий физическими упражнениями и спортом для ведения здорового образа жизни человека. Отмечается, что созданная в стр...

Физическая культура и спорт как средство профилактики асоциального поведения обучающихся

В статье подчеркивается значимость физической культуры и спорта для воспитания здорового образа жизни обучающихся и профилактики отклоняющегося поведения. Показана интеграция образовательных областей для достижения цели.

Комплексный подход в изучении социальной роли физической культуры и спорта в студенческом коллективе, отношение студенчества к физическому воспитанию в вузе

В данной статье рассматривается вопрос социальной значимости физической культуры и спорта для студенческого коллектива, а также отношение студенческой молодёжи к занятиям по физическому воспитанию в вузе.

Особенности спортивно-массовых мероприятий в Тувинском государственном университете

В статье рассматривается методика проведения занятий по физической культуре с тувинскими студентами на примере игры волейбол, как массового вида спорта. Для реализации данной методики автором были выбраны студенты Тувинского государственного универси...

Влияние физической культуры на физическую форму и психическое здоровье обучающегося

В статье рассматривается проблема малоподвижного образа жизни населения, в частности студентов. А также польза занятий физической культурой для физического и психического здоровья обучающихся. Ценность положительного влияния упражнений на организм.

Влияние физической культуры на жизнь студента

Рассматриваются результаты исследования, направленные на выявление положительных факторов влияния физической культуры на работоспособность студентов. Доказано, что физическая культура в жизни студентов и следование принципам здорового образа жизни га...

Сущность готовности будущего преподавателя физического воспитания к профессиональной деятельности в современных условиях

В статье изучается анализ существующих научных исследований по разработке проблемы подготовки будущего преподавателя физического воспитания к работе в новых социально-экономических условиях позволивший разработать собственный подход к определению сущ...

Задать вопрос