В статье рассмотрена работа по вопросам предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидов, а также проанализировано новое социальное законодательство.
Ключевые слова: пожилые, социальные услуги, социальное обслуживание, социальное законодательство.
The article examines the work on the provision of social services to elderly and disabled citizens, as well as analyzes the new social legislation.
Keywords : elderly, social services, social services, social legislation.
В связи с текущим и будущим ростом спроса пожилых людей и инвалидов на социальные услуги вопрос о том, как общество удовлетворяет потребности в уходе за своими пожилыми гражданами и гражданами с ограниченными возможностями здоровья, приобретает большое значение.
В этой статье описывается спектр социальных услуг, которыми пользуются пожилые люди и люди с ограниченными возможностями здоровья, и рассматривается доступность услуг в социальном обслуживании в соответствии с новым социальным законодательством Российской Федерации.
В качестве основных методов исследования при обработке материала данной статьи были использованы общенаучные методы: анализ, синтез, теоретический, исторический и эмпирический методы, а также частные научные методы исследования: правовой, системно-структурный, описательно-аналитический.
Проведенное исследование позволило придти к следующим выводам.Впоследние годы предоставление социальных услуг стало одним из основных новых направлений политики по увеличению продолжительности жизни во всем мире. Социальное обслуживание — это комплекс государственных мер, направленных на обеспечение комфортного жизнеобеспечения своих граждан [9, с.855].
Социальная работа — это сочетание социальной стабильности и социальных изменений. Социальная стабильность способствует индивидуальному и социальному благополучию, а социальные изменения направлены на изменение негативных аспектов общества [7, с.9].
Согласно Конституции РФ важным ключевым аспектом государственной политики является социальная направленность [1]. Основным законом в работе по предоставлению социальных услуг после Конституции является Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», в котором закреплены права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг, правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания, полномочия организаций социального обслуживания [2]. Также там описаны принципы социального обслуживания, форма и виды, по которым идет работа по предоставлению социальных услуг, основные положения документационной базы, необходимой для работы с гражданами.
Закрепляет основной перечень всех социальных услуг, которые оказываются пожилым и инвалидам, Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг» [4].
В этот перечень входят следующие виды социальных услуг:
— социально-бытовые услуги (покупка продуктов, помощь в приготовлении пищи, уборка, оплата ЖКХ услуг; обеспечение площадью, питанием, мягким инвентарем в стационаре);
— социально-медицинские (организация ухода, систематическое наблюдение за состоянием здоровья);
— социально-психологические (социально-психологическая консультативная помощь, патронаж);
— социально-педагогические (обучение навыками по уходу за престарелыми родственниками, инвалидами);
— социально-трудовые (помощь в трудоустройстве, в получении образования);
— социально-правовые услуги (помощь в оформлении документов, помощь в защите прав и законных интересов);
— услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг (обучение компьютерной грамотности, обучение навыкам поведения в быту и общественных местах) [4].
Законодательство лежит в основе эффективной программы по предоставлению социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидов. Любая комплексная социальная программа по продолжительности жизни требует разработки и принятия законодательства и введения нормативных актов [6]. Законы общества — это наиболее торжественное и формальное выражение его ценностей; они признают, укрепляют и придают постоянство общественным нормам [8, с.13].
Согласно ст.4 п.2 ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» «Социальное обслуживание осуществляется на следующих принципах: равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям» [2].
Проведя анализ федерального законодательства и законодательства регионов Российской Федерации, автор выявил несоответствие в гарантиях полной доступности гражданам в социальном обслуживании. Анализ законодательных актов субъектов Российской Федерации позволил выявить следующее: получать социальные услуги гражданин может только в учреждении, которое территориально располагается в той области, где гражданин прописан.
Так, например, согласно ст.1 п.2 Закона Московской области «О некоторых вопросах организации социального обслуживания в Московской области» звучит это так: «Действие настоящего Закона распространяется на граждан Российской Федерации … постоянно проживающих на территории Московской области» [5].
Условие «постоянно проживающих» означает жилой дом, квартира, комната и т. п., в котором гражданин зарегистрирован (прописан), согласно Закону РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» [3].
Получается, что если пожилой человек или инвалид, который фактически проживает на территории Московской области, и нуждается в услугах центра социального обслуживания в городе Подмосковья, зарегистрирован по паспорту в другом регионе, то в обслуживании ему будет отказано.
Важность социальной работы заключается в том, что она направлена на решение социальных проблем во всех сферах жизни — от индивидуальной поддержки благополучия до формирования законодательной политики, искореняющей системную несправедливость. Доступность социального обслуживания — одно из важных условий полноценной социальной программы государства по продолжительности жизни.
Законодательные положения на первый взгляд представляются достаточными, чтобы защитить права граждан в области социального обслуживания, однако практика показывает, что законодательством Российской Федерации, а также субъектов РФ закреплены такие нормы, которые ущемляют права некоторых категорий граждан. Например, тех, кто желает получить обслуживание, но не прописан в определенном регионе, хотя фактически проживает там.
Но даже с учетом очевидной несправедливости таких условий можно сделать вывод, что законодательство в большей степени реализуется, хотя нуждается в дальнейшей доработке.
Литература:
- Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с учетом поправок от 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
- Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (с изм. и доп. от 11.06.2021) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 30.12.2013, № 52 (часть I), ст. 7007.
- Закон Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242–1 (ред. от 01.07.2021) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» // Российская газета, 10.08.1993, № 152.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 24.11.2014 № 1236 (с изм. и доп. от 14.12.2020 г.) «Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг» // Собрание законодательства РФ, 01.12.2014, № 48, ст. 6872.
- Закон Московской области от 04.12.2014 № 162/2014-ОЗ (с изм. и доп. от 08.07.2022) «О некоторых вопросах организации социального обслуживания в Московской области» // Интернет-Портал Правительства Московской области www.mosreg.ru, 08.12.2014.
- Постановление Правительства Московской области от 25.10.2016 № 783/39 (с изм. и доп. от 14.04.2020) «Об утверждении государственной программы Московской области «Социальная защита населения Московской области» на 2017–2024 годы» // Интернет-Портал Правительства Московской области www.mosreg.ru, 25.10.2016.
- Гуслова М. Н. Теория и методика социальной работы / М. Н. Гуслова. — М.: Academia, 2017. — 160 c.
- Николаева Е. Ю. Право социального обеспечения / Е. Ю. Николаева. — М.: РИОР, Инфра-М, 2017 . — 559 c.
- Российская энциклопедия социальной работы / Под общ. ред. д.и.н., проф. Е. И. Холостовой. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2016. — 1032 с.
- Сулейманова Г. В. Право социального обеспечения / Г. В. Сулейманова. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2017. — 464 c.