В статье рассмотрен сравнительный анализ работы по вопросам предоставления социальных услуг в странах скандинавского полуострова и стран восточной Азии и Тихоокеанского региона.
Ключевые слова: социальные услуги, социальное обслуживание, социальная модель.
The article presents a comparative analysis of the work on the provision of social services in the countries of the Scandinavian peninsula and the countries of East Asia and the Pacific region.
Keywords : social services, social service, social model.
В последние годы предоставление социальных услуг стало одним из основных новых направлений политики по увеличению продолжительности жизни во всем мире. Под социальными услугами можно понимать комплекс государственных мер, направленных не только на борьбу с бедностью и экономическими потрясениями, но и на преодоление социальной уязвимости, на продление жизни и обеспечение комфортного жизнеобеспечения [1].
Потребность в социальных услугах берет своё начало с самого образования государства. Одной из причин возникновения государственности была потребность людей в особом институте, способном решать общие проблемы, такие как ликвидация последствий природных и иных катаклизмов [2, с. 51]. Эта деятельность имела выраженную социальную направленность.
В данной статье автор будет рассматривать разные модели работы в социальной сфере, в зависимости от стран мира, в которой осуществляется та или иная социальная политика. Данной статьей автор хочет подчеркнуть полярное отношение политики государства в социальной сфере в странах Скандинавии, как пример сильной социальной политики, и стран восточной Азии и Тихоокеанском регионе, как пример уязвимой социальной системы.
Социальная модель Скандинавии характеризуется всеобъемлющей социальной службой, где политика социальных программ гарантировано предоставлена всем гражданам, так как эти страны имеют относительно высокий стандарт жизни. Местные власти играют центральную роль как производители социальных услуг и как организаторы комплексной социальной работы. Данная позиция предоставления социальных услуг вполне уникальна по международным стандартам [4, с. 42].
Другая отличительная черта данной модели является ее сравнительно большая доля квалифицированного персонала, высокий уровень обучения социальных работников. В основном социальные работники заняты государственным сектором, они приобретают двойную роль: как помощники и как контролеры. Система основана на применение закона и управления.
Социальная работа в скандинавских странах подчеркивается превентивной направленностью. В более критичном виде это указывается также на то, что социальные службы готовы к вмешательству, к принудительной заботе о детях и взрослых. Также со стороны жителей есть сильная вера в сферу социальных услуг, в ее компетентность и качество, поэтому социальные работники имеют большие результаты в работе с гражданами [3].
Социальное обеспечение в Восточной Азии и Тихоокеанском регионе — отличительно общая работа по социальному обеспечению и социальной работе. Состояние социального обеспечения и практики социальной работы рассматривается в таких странах, как Камбоджа, Индонезия, Малайзия, Таиланд. Самоа, Гуам.
За исключением Таиланда, тихоокеанские страны, обсуждаемые в данной статье, были колонизированы и в результате пострадали в экономическом, политическом, социальном и эмоциональном плане, с разной степенью успешного восстановления. Камбоджа, Индонезия, микронезийский регион и Самоа по-прежнему не в позитивной экономической позиции, в отличие от соседних стран, таких как Южная Корея, которые продолжают улучшать свой уровень жизни.
Профессия социального работника и образование в области социальной работы неразрывно связаны с историей и темпами развития изучаемых здесь стран. Религия — в основном конфуцианство и буддизм — ставит групповые и семейные потребности выше личных, высоко ценит семью и побуждает людей искать помощи в своих семьях и кланах. На тихоокеанских островах различные культуры коренных народов играют преобладающую роль в обращении к системе за помощью, которая требует практики социальной работы с учетом культурных особенностей.
Сегодня же Индонезия и Самоа — независимые республики; Камбоджа, Малайзия и Таиланд — демократические государства. С разным управлением и историей эти страны разработали независимые системы социального обеспечения. Там, где государственная доля высока, например, в Таиланде, мы видим хорошо организованную и устойчивую социальную политику и услуги социального обеспечения; однако в Камбодже, Индонезии, Малайзии и Самоа, где участие государства невелико, люди пользуются меньшим количеством социальных услуг.
Страны Азии имеют тенденцию к стремительному росту численности лиц старше 60 лет. Это является одной из важных проблем в решении социальных вопросов. Данная тенденция приводит к возникновению потребности в создании обширной государственной пенсионной системы. Но объясняя то, что некоторые страны были бывшими английскими колониями, у которых продолжительное время отсутствовали накопительные фонды для социальных нужд, сейчас отсутствует обязательное пенсионное страхование [5, с. 45].
Подводя выводы, можно сказать, что культуры Азиатско-Тихоокеанского региона имеют больше общего, чем казалось с расходящимися культурами Европы и Скандинавии. Социальная политика государств явно сталкивается со схожими социальными проблемами, такими как бедность, старшее поколение, защита детей. Отличие в широте охвата категорий населения. В странах Восточной Азии и Тихоокеанском регионе некоторые из социальных проблем локализованы, например, одна детская проблема, сельская бедность, одинокие пожилые люди, ранние браки, дискриминация мигрантов. Что отличает от стран Скандинавии, где социальная работа поставлена на более широкий охват.
Социальное обеспечение, кажется, хорошо развито в странах, чье правительство прозрачно, экономически стабильно, финансово благополучно и ориентировано на социальную политику.
Литература:
- Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (с изм. и доп. от 11.06.2021) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 30.12.2013, № 52 (часть I), ст. 7007.
- Аврутин, Ю. Е. Государство и право. Теория и практика / Ю. Е. Аврутин. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2009. — 504 c.
- Волков А. Масштабы и пределы социальной политики Северных стран // Мировая экономика и международные отношения. 1994. № 11
- Козлов А. А. Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы. М., 1998. С.224
- Олейников, И. В. Социально-политические системы стран Восточной Азии и Африки: учеб.-метод. комплекс / И. В. Олейников. — Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2014. — 204 с.