Статья рассматривает основные теоретические положения моторного развития детей с ОВЗ. Описывается понятие «диспраксия». Отмечается необходимость применения различных упражнений для поддержания и формирования двигательной активности детей.
Ключевые слова : диспраксия, ОВЗ, здоровье, дети, активность.
The article examines the main theoretical provisions of the motor development of children with disabilities. The concept of «dyspraxia» is described. The necessity of using various exercises to maintain and form the motor activity of children is noted.
Keywords: dyspraxia, HIA, health, children, activity.
На сегодняшний день в Российской Федерации ставится приоритет развития и укрепления здоровья населения, а в особенности подрастающего поколения. Причиной этому является демографический спад и ухудшение показателей здоровья населения. Велика угроза спада сохранения и воспроизводства человеческих ресурсов, являющихся главным фактором национальной безопасности государства. Дальнейшее развитие общества может быть под угрозой. Постоянные реформы системы образования ставят в приоритет вопрос успеха детей в интеллектуальном плане, откладывая их успехи в развитии собственного здоровья. А ведь при развитии интеллектуального потенциала многих детей, их физическое и духовное развитие остается в хвосте.
Число детей с ограниченными возможностями здоровья за последнее время в нашей стране очень возросло [3].
Основная часть. Диспраксия представляет собой расстройство моторной функции, которое предполагает трудное выполнение двигательных действий. По-другому можно называть недостаточностью моторной деятельности организма. Для нее характерны неуклюжие движения, нарушение координации движений, неловкие движения руками и ногами. Также у детей с данным расстройством могут возникать трудности при написании и неточная артикуляция.
Данный тип расстройства может выявить психолог или логопед. Терапия включает физическую реабилитацию (кинезиотерапию, массаж), нейрокоррекцию (сенсорную интеграцию, мозжечковую стимуляцию), логотерапию (речевую гимнастику, логоритмику). Диспраксия имеет тесную связь с сенсорным развитием ребенка [2].
Развитие сенсорики имеет очень важное значение в формировании каждого ребенка. Посредством нее формируется восприятие внешнего мира, предметов в нем, их формы и размера. Ребенку очень важно ощутить запах и вкус предмета, потрогать его, изучить. Детство ребенка — лучшее время для развития сенсорных способностей. Ведь именно в это время ребенок формирует представление об окружающей среде. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Мы на протяжении нескольких лет фиксируем следующие факты:
– Дети с различными нарушениями развития испытывают трудности с пониманием собственного существования, не умеют управлять собственным телом и его движениями в пространстве.
– Дети с диспраксией не воспринимают свое тело как целостный организм. Он путает собственную схему тела, у него нарушена координация движений. Также наблюдаются трудности в расслаблении и напряжении отдельной группы мышц.
– Ребенок с диспраксией имеет трудности с осознанием собственного тела и не понимает его возможностей. Такие дети не знают, как управиться с собственным телом, не могут играть с тактильными книгами. У них часто отсутствует интерес к тактильным заданиям. Ребенок попросту не может понять возможности своего организма и применить их в нужное русло. Чувство успешности необходимо для закрепления результата и развития двигательной сферы;
– Волевая регуляция действий ребенка затруднена, наблюдаются вялость, отсутствие статичной позы, слабость в работе рук, что со стороны может выглядеть как проявление лености, неусидчивости, отсутствие мотивации и интереса к предлагаемым видам деятельности;
– Наблюдаются проблемы в удержании собственного тела, в поддержании его тонуса. При взятии предметов в руку мы отмечаем то, что локти провисают. При отбивании предметов мы видим вялость кистей рук. Ребенку трудно выполнять пальцевой захват. Даже при удержании легких предметов ему трудно выполнить задачу [1].
Заключение. Диспраксия у детей с ОВЗ представляет собой неврологическое нарушение, которое необходимо подвергать диагностике и профилактике. Дети с данной патологией развития демонстрируют нарушения сенсомоторных функций организма, которые необходимо подвергать коррекции.
Литература:
- Агрис А. Р. Нейропсихологические особенности детей с расстройством координации движений: аналитический обзор зарубежных исследований// Психологические исследования: электронный научный журнал. 2013. Т.6. № 6 (29). С.5.
- Агрис А. Р. Проявления дефицита активационных компонентов деятельности у детей с трудностями обучения // Культурно-историческая психология. — 2022. — № 2. — С. 29–35.
- Борисова Е. Ю. Возможности нейропсихологической диагностики риска формирования отклонений в развитии в дошкольном возрасте // Вестник Марийского государственного университета. — 2019. — № 5 (20). — С. 65–69.