Образ тела у детей с расстройствами аутистического спектра | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №44 (439) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 02.11.2022

Статья просмотрена: 407 раз

Библиографическое описание:

Савинкова, Е. А. Образ тела у детей с расстройствами аутистического спектра / Е. А. Савинкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 44 (439). — С. 312-314. — URL: https://moluch.ru/archive/439/95980/ (дата обращения: 18.12.2024).



Статья рассматривает исследование актуальности образа тела для детей с аутизмом. Описывается развитие самосознания детей с РАС. Рассказано о сенсорном развитии детей с аутистическими расстройствами.

Ключевые слова : тело, образ, РАС, движение, схема.

The article examines the study of the relevance of body image for children with autism. The development of self-awareness of children with RA is described. It is told about the sensory development of children with autistic disorders.

Keywords: body, image, ASD, movement, scheme.

В настоящее время было выяснено, что дети с различными расстройствами, в том числе с расстройствами аутистического спектра имеют проблемы с восприятием и переработкой информации. Большинство из них имеют проблемы с познанием собственного тела и с получение и переработкой сенсорной информации.

В области тактильной памяти у детей с РАС имеются проблемы с реакцией на внешние прикосновения. В младенчестве такие дети негативно относятся к купанию и пеленанию, а в старшем возрасте они не любят одеваться, заниматься гигиеной.

В области слухового и зрительного восприятия у детей с РАС наблюдается плохая реакция на яркий свет и громкие звуки, либо слабая реакция на них. Если ребенок слабо реагирует на речь, световые изменения, в дальнейшем у него были обнаружены проблемы с коммуникативной реакцией речи [3].

Сенсорное развитие детей с РАС нередко становятся источником трудностей при обучении и воспитании, а также могут приводить к дезадаптивному поведению. Возникающие трудности преодолевают путем создания сенсорной среды, специальных упражнений и оборудования. Восприимчивые особенности отдельно взятого ребенка с аутизмом имеют свою индивидуальность.

Основная часть. Дети, имеющие аутистические расстройства, имеют проблемы с восприятием внешнего мира, сложности с ориентацией в пространстве, зрительные нарушения, слуховые нарушения, трудности в движении руками и ногами и так далее. Такому ребенку трудно удержать внимание на предмете, он плохо реагирует на собственное имя и боится многих звуков, плохо воспринимает тактильный контакт. Все это приводит к нарушениям восприятия собственного тела.

Ребенок плохо понимает собственное тело, у него нарушается координация движения, он не принимает собственное тело и боится находиться в пространстве. У него появляются непонятные движения, они характеризуются излишней активностью. Ребенку просто необходимо чувствовать собственное тело. Когда образ собственного тела не ясен, наблюдаются нарушения координации движений, неспособность ЦНС справляться с телодвижениями. Это все отражается на позе детей, они ищут опору во время ходьбы.

Было отмечено, что некоторые дети с РАС любят находиться с закрытыми глазами, так они чувствуют себя более защищенными в пространстве [1].

Если говорить о схеме и образе собственного тела, как о широком понятии — то необходимо понимать, что оно основано на всестороннем развитии личности. Результатом освоения воспитательных уроков становится формирование собственного «Я», мировоззренческой позиции, социальной компетенции, уровня самосознания, осознания норм поведения в обществе и так далее. Содержание воспитания строится на совместной работе родителей, ребенка, учителей, социума.

Дети с раннего возраста начинают процесс познания собственного «Я». Предпосылки познания собственного тела у детей направлены на взаимодействие ребенка с окружающей его средой, с другими детьми, с педагогом. Именно педагоги должны искать подход и методики развития образа тела у детей на начальном уровне.

Заключение. Ребенок с аутизмом не может корректировать ощущения собственного тела. В его мозгу возникает путаница при упорядочивании ощущений, которые обычный ребенок получает во время общения с большим количеством людей или соприкосновения с предметами. Он просто не может контролировать нагрузку на собственный организм, поток всей информации и мироощущений. ЦНС испытывает серьезные нагрузки и может привести к перегрузам. Такой ребенок уязвим в социуме и реагирует на каждый стресс, который может быть привычен для других людей. Ребенок с РАС плохо понимает свое физическое существование и не имеет развития схемы тела. От этого страдает формирование его индивидуальности и личности. Ребенок не понимает, что происходит в окружающей среде, что ему необходимо делать, какие движения совершать, о чем думать. Таким образом, формирование схемы тела через развитие проприоцептивной системы является базой для формирования идентичности ребенка, основой связи его личности и окружающего мира.

Литература:

  1. Арина Г. А., Николаева В. В. Психология телесности: методологические принципы и этапы клинико-психологического анализа. — // В Сб. Психология телесности между душой и телом. — Ред.-сост. В. П. Зинченко, Т. С. Леви. — М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2021, — Сс. 222–235.возрасте // Вестник Марийского государственного университета. — 2021. — № 5 (20). — С. 65–69.
  2. Богдашина О. Б. Особенности сенсорного восприятия при аутизме: введение в проблему / Пер. с англ. Т. Сафронова, А. Недомовная, М. Шахтарин // Сибирский вестник специального образования, 2019. № 2 (6). 5. Грэндин Т., Скариано М. Отворяя двери надежды. Мой опыт преодоления аутизма. М.: Теревинф, 2019.
  3. . Феррари П. Детский аутизм / П. Феррари; пер. с фр. О. Власовой. М.: РОО «Образование и здоровье», 2020. 127 с.
Основные термины (генерируются автоматически): собственное тело, ребенок, ASD, проблема, РАСА, сенсорное развитие детей.


Ключевые слова

образ, схема, движение, РАС, тело

Похожие статьи

Формирование пространственно-временных представлений у младших школьников с расстройством аутистического спектра

В данной статье автором рассматривается специфика формирования пространственно-временной ориентации у младших школьников с расстройством аутистического спектра. Особое внимание уделяется построению и содержанию коррекционной работы.

Альтернативная коммуникация. Введение PECS-системы в образовательный процесс особенного ребенка

Проблема формирования средств альтернативной и дополнительной коммуникации у детей, имеющих различные нарушения развития, является в настоящее время одной из актуальных, так как отсутствие средств коммуникации или их недостаточное развитие замедляет ...

Особенности развития социально-коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

В статье раскрываются особенности развития социально-коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.

Коррекция расстройств эмоционально-волевой сферы и поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье описывается опыт коррекции расстройств эмоционально-волевой сферы и поведения с использованием методов специальной психологии и педагогики. Приводятся данные сравнительного анализа реализации корригирующей программы.

Когнитивные нарушения у детей с расстройствами аутистического спектра

В статье исследуются и анализируются когнитивные нарушения у детей с аутизмом.

Пространственные функции в структуре психического развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья

В статье раскрывается психолого-педагогическое понятие «пространство». Описываются базовые составляющие психического развития ребенка с ОВЗ. Приводится нейропсихологическая модель формирования пространственных функций. Затрагиваются вопросы моделиров...

Изучение социальных эмоций у детей младшего дошкольного возраста

В статье описывается опыт проведения диагностической работы по развитию социальных эмоций у детей младшего дошкольного возраста.

Развитие эмоциональной компетентности у дошкольников, имеющих нарушения в речевом развитии

В статье рассматриваются способности детей дошкольного возраста, имеющих проблемы речевого развития к пониманию собственных эмоций и эмоционального состояния других людей в сравнении с «моделью психического». Проведен сравнительный анализ «модели пси...

Развитие коммуникативных умений у детей с расстройствами аутистического спектра

В данной статье рассмотрены особенности развития коммуникативных умений процессе онтогенеза в норме и при расстройствах аутистического спектра, а также перечислены основные этапы и принципы коррекционно-развивающей работы с учетом особенностей данной...

Характеристика личности и коммуникативной сферы подростков с нарушениями зрения

В статье отражены социально-психологические характеристики подростков с нарушениями зрения.

Похожие статьи

Формирование пространственно-временных представлений у младших школьников с расстройством аутистического спектра

В данной статье автором рассматривается специфика формирования пространственно-временной ориентации у младших школьников с расстройством аутистического спектра. Особое внимание уделяется построению и содержанию коррекционной работы.

Альтернативная коммуникация. Введение PECS-системы в образовательный процесс особенного ребенка

Проблема формирования средств альтернативной и дополнительной коммуникации у детей, имеющих различные нарушения развития, является в настоящее время одной из актуальных, так как отсутствие средств коммуникации или их недостаточное развитие замедляет ...

Особенности развития социально-коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

В статье раскрываются особенности развития социально-коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.

Коррекция расстройств эмоционально-волевой сферы и поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье описывается опыт коррекции расстройств эмоционально-волевой сферы и поведения с использованием методов специальной психологии и педагогики. Приводятся данные сравнительного анализа реализации корригирующей программы.

Когнитивные нарушения у детей с расстройствами аутистического спектра

В статье исследуются и анализируются когнитивные нарушения у детей с аутизмом.

Пространственные функции в структуре психического развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья

В статье раскрывается психолого-педагогическое понятие «пространство». Описываются базовые составляющие психического развития ребенка с ОВЗ. Приводится нейропсихологическая модель формирования пространственных функций. Затрагиваются вопросы моделиров...

Изучение социальных эмоций у детей младшего дошкольного возраста

В статье описывается опыт проведения диагностической работы по развитию социальных эмоций у детей младшего дошкольного возраста.

Развитие эмоциональной компетентности у дошкольников, имеющих нарушения в речевом развитии

В статье рассматриваются способности детей дошкольного возраста, имеющих проблемы речевого развития к пониманию собственных эмоций и эмоционального состояния других людей в сравнении с «моделью психического». Проведен сравнительный анализ «модели пси...

Развитие коммуникативных умений у детей с расстройствами аутистического спектра

В данной статье рассмотрены особенности развития коммуникативных умений процессе онтогенеза в норме и при расстройствах аутистического спектра, а также перечислены основные этапы и принципы коррекционно-развивающей работы с учетом особенностей данной...

Характеристика личности и коммуникативной сферы подростков с нарушениями зрения

В статье отражены социально-психологические характеристики подростков с нарушениями зрения.

Задать вопрос