Статья рассматривает исследование актуальности образа тела для детей с аутизмом. Описывается развитие самосознания детей с РАС. Рассказано о сенсорном развитии детей с аутистическими расстройствами.
Ключевые слова : тело, образ, РАС, движение, схема.
The article examines the study of the relevance of body image for children with autism. The development of self-awareness of children with RA is described. It is told about the sensory development of children with autistic disorders.
Keywords: body, image, ASD, movement, scheme.
В настоящее время было выяснено, что дети с различными расстройствами, в том числе с расстройствами аутистического спектра имеют проблемы с восприятием и переработкой информации. Большинство из них имеют проблемы с познанием собственного тела и с получение и переработкой сенсорной информации.
В области тактильной памяти у детей с РАС имеются проблемы с реакцией на внешние прикосновения. В младенчестве такие дети негативно относятся к купанию и пеленанию, а в старшем возрасте они не любят одеваться, заниматься гигиеной.
В области слухового и зрительного восприятия у детей с РАС наблюдается плохая реакция на яркий свет и громкие звуки, либо слабая реакция на них. Если ребенок слабо реагирует на речь, световые изменения, в дальнейшем у него были обнаружены проблемы с коммуникативной реакцией речи [3].
Сенсорное развитие детей с РАС нередко становятся источником трудностей при обучении и воспитании, а также могут приводить к дезадаптивному поведению. Возникающие трудности преодолевают путем создания сенсорной среды, специальных упражнений и оборудования. Восприимчивые особенности отдельно взятого ребенка с аутизмом имеют свою индивидуальность.
Основная часть. Дети, имеющие аутистические расстройства, имеют проблемы с восприятием внешнего мира, сложности с ориентацией в пространстве, зрительные нарушения, слуховые нарушения, трудности в движении руками и ногами и так далее. Такому ребенку трудно удержать внимание на предмете, он плохо реагирует на собственное имя и боится многих звуков, плохо воспринимает тактильный контакт. Все это приводит к нарушениям восприятия собственного тела.
Ребенок плохо понимает собственное тело, у него нарушается координация движения, он не принимает собственное тело и боится находиться в пространстве. У него появляются непонятные движения, они характеризуются излишней активностью. Ребенку просто необходимо чувствовать собственное тело. Когда образ собственного тела не ясен, наблюдаются нарушения координации движений, неспособность ЦНС справляться с телодвижениями. Это все отражается на позе детей, они ищут опору во время ходьбы.
Было отмечено, что некоторые дети с РАС любят находиться с закрытыми глазами, так они чувствуют себя более защищенными в пространстве [1].
Если говорить о схеме и образе собственного тела, как о широком понятии — то необходимо понимать, что оно основано на всестороннем развитии личности. Результатом освоения воспитательных уроков становится формирование собственного «Я», мировоззренческой позиции, социальной компетенции, уровня самосознания, осознания норм поведения в обществе и так далее. Содержание воспитания строится на совместной работе родителей, ребенка, учителей, социума.
Дети с раннего возраста начинают процесс познания собственного «Я». Предпосылки познания собственного тела у детей направлены на взаимодействие ребенка с окружающей его средой, с другими детьми, с педагогом. Именно педагоги должны искать подход и методики развития образа тела у детей на начальном уровне.
Заключение. Ребенок с аутизмом не может корректировать ощущения собственного тела. В его мозгу возникает путаница при упорядочивании ощущений, которые обычный ребенок получает во время общения с большим количеством людей или соприкосновения с предметами. Он просто не может контролировать нагрузку на собственный организм, поток всей информации и мироощущений. ЦНС испытывает серьезные нагрузки и может привести к перегрузам. Такой ребенок уязвим в социуме и реагирует на каждый стресс, который может быть привычен для других людей. Ребенок с РАС плохо понимает свое физическое существование и не имеет развития схемы тела. От этого страдает формирование его индивидуальности и личности. Ребенок не понимает, что происходит в окружающей среде, что ему необходимо делать, какие движения совершать, о чем думать. Таким образом, формирование схемы тела через развитие проприоцептивной системы является базой для формирования идентичности ребенка, основой связи его личности и окружающего мира.
Литература:
- Арина Г. А., Николаева В. В. Психология телесности: методологические принципы и этапы клинико-психологического анализа. — // В Сб. Психология телесности между душой и телом. — Ред.-сост. В. П. Зинченко, Т. С. Леви. — М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2021, — Сс. 222–235.возрасте // Вестник Марийского государственного университета. — 2021. — № 5 (20). — С. 65–69.
- Богдашина О. Б. Особенности сенсорного восприятия при аутизме: введение в проблему / Пер. с англ. Т. Сафронова, А. Недомовная, М. Шахтарин // Сибирский вестник специального образования, 2019. № 2 (6). 5. Грэндин Т., Скариано М. Отворяя двери надежды. Мой опыт преодоления аутизма. М.: Теревинф, 2019.
- . Феррари П. Детский аутизм / П. Феррари; пер. с фр. О. Власовой. М.: РОО «Образование и здоровье», 2020. 127 с.