В настоящей статье рассмотрены новые вызовы для дальнейшего существования компании (фирмы) в эпоху цифровой трансформации для адаптации и выживания в конкурентной среде. Цифровая трансформация бизнес-модели является одним из важных факторов повышения конкурентоспособности и прибыльности предприятий, ведь за ней стоят новые профессии, рабочие места и вообще изменения в других сферах жизни общества. Приведены теоретические обоснования необходимости цифровой трансформации бизнеса. Анализ основан на литературном исследовании, которое дает представление об основных представлениях о цифровой трансформации (оцифровке) экономики. В основу научного труда положен способ теоретического анализа, изучения современных авторов об особенностях в области цифровой трансформации бизнес-моделей компаний.
Ключевые слова : бизнес-модель, сервисизация, цифровая экономика, оцифровка, тренды, продуктизация, фиджитал, гибрид, цифровая трансформация.
В настоящее время у предприятий международного уровня, малых и средних давно разработанная бизнес-модель работает с самого начала и по сегодняшний день. С цифровой трансформацией все меняется стремительным образом, наступает эпоха цифровой экономики. Чтобы бизнес приносил доход, смотрят на последние тренды и изменения. Цифровая трансформация затронула тот аспект, на который предприятия мало обращают внимания — использование наработанной, старой бизнес-модели. В эту успешную стратегию верили с 80-х годов по наше время. Мир и экономика будут постоянно подвергаться изменению и большой корректировке, организации уже начинают испытывать давление и сильнейший рост конкуренции. Нужно учесть следующий момент, как только наступила эпоха цифровой экономики, бизнес-модель необходимо радикально менять. Это подтверждают последние исследования.
Цифровая трансформация бизнес-модели предприятия рассматривалась в научных работах таких ученых, как Маковейчук К. А., Федосимова М. А., Петренко С. А., Мрочковский Н. С., Пушкин И. С., Олифиров А. В., Ляднау Ю. В.
Анализом бизнес-моделей выделяются такие известные зарубежные авторы, как Карстен Линц, Пол Хейг, Оливер Гассман, Каролин Франкенбергер и Микаэла Шик, которые вдоль и поперек изучили, и составили бизнес-модели для разных форм бизнеса и отраслей, бизнес стратегии по маркетингу. Исследователи отмечают, что источником успеха будет являться полный пересмотр способов ведения бизнеса, наложенных на современные тенденции.
Объединяются две актуальные темы: цифровая трансформация и бизнес-модель [7, c. 64–70].
Многое в разработке бизнес-модели, ее ключевые проблемы, с которыми сталкиваются предприятия остаются без ответа. Особенно у компаний остается открытым вопрос, как и когда менять существующую бизнес-модель, на бизнес-модель будущего, чтобы конкурировать на рынке. Большинство компаний, как говорилось ранее, действуют в рамках конкретной (определенной) модели и сталкиваются с трудностями, поэтому не могут переосмыслить бизнес-модель с чистого листа.
Трудно не согласиться с высказыванием Карстена Линца о том, что абсолютное большинство компаний прорабатывают свою бизнес-модель ограниченно внутри и не видят главной проблемы: бизнес-модель корректируют, по необходимости, но совершенно не смотрят на ее тип. Сильная конкуренция сместилась с инноваций и прорывных технологий в сторону бизнес-моделей, цифровой трансформации и цифровой экономике [1, c.12].
Цифровая трансформация влияет непосредственно на экономику. Оцифровка является частью развития в мировом экономическом пространстве. [2, c. 104–107].
Быстрое развитие технологий и широкая глобализация мировой экономики заставляют традиционные компании преобразовывать свою деятельность в соответствии с явлениями современного (цифрового) рынка. [3, c. 312–319, 4, c. 388–393].
Оцифровка открывает новые сетевые функции и позволяет различным игрокам работать вместе, например, для обмена данными.
Следует заметить, что цифровизация бизнес-модели в пределах коммерческого подхода позволяет получить определенные конкурентные преимущества, которые проявляются в рамках:
— сокращение затрат компании;
— повышение уровня доходов;
— увеличение чистой прибыли;
— ускорение переговоров;
— повышение рентабельности бизнеса;
— увеличение ликвидности.
При этом выделяются не только положительные стороны, но и проблемы:
— возможность предоставления информации конкурентам в границах ценового диапазона или ассортимента продукции;
— потребность вовлечения экспертов для оцифровки бизнеса;
— дополнительные первоначальные затраты на оцифровку бизнес-процессов.
По словам зарубежных авторов, профессора Дональда А. Маршана и профессора Майкла Р. Уэйда, размеры и скорость цифровой трансформации бизнеса настолько велики, что некоторые эксперты считают ее одновременно перспективной и опасной [5,6,12].
Цифровизация сосредоточена на мобильных устройствах и направлена на создание ценности для клиентов за счет использования различных типов персональных данных о клиентах, которые мобильные технологии могут генерировать в больших масштабах. Компании могут использовать эту информацию, чтобы лучше приспособить свои продукты, связи и взаимодействие к конкретным потребностям клиентов [8, с. 31–34, 9, c. 26–32, 10, c 61–68, 11, c. 52–56].
Уровень цифровой трансформации включает как постепенные, так и коренные изменения в бизнес-моделях. Образцом уровня новизны является в первую очередь клиент, но оцифровка может также затрагивать собственный бизнес, партнеров, отрасль и конкурентов. В рамках цифровизации бизнес-моделей для создания новых приложений и услуги используются такие инструменты и технологии, как большие данные. Эти активаторы требуют навыков сбора и обмена данными, а также умения анализировать, рассчитывать и оценивать варианты. Оцененные вариации затем используются в новых процессах в бизнес-модели.
Цифровая трансформация бизнес-модели основана на последовательном подходе к решению проблем и поиску решений, связанных друг с другом в логическом и временном контексте. [13].
Компании, давно присутствующие на рынке и прочно закрепившиеся на своем уровне, имеют главное преимущество, поскольку знают, какие продукты и клиенты есть на рынке, а также обладают важными навыками и ресурсами. Их опыт может быть трудно воспроизвести, но они часто контролируют доступ к критически важным ресурсам, таким как данные и знания.
Две мегатенденции — цифровая трансформация и ориентация на услуги («сервисизация») — сделали изменение бизнес-модели одним из главных стратегических приоритетов для многих руководителей. В то время как цифровая трансформация влияет на технические возможности разработки, производства и доставки продуктов, а также управления крупномасштабным взаимодействием с клиентами, сервисизация представляет собой большой сдвиг в ценностном предложении и персонализации.
Нам кажется верна типология автора Карстена Линца, цифровая трансформация покажет баланс между цифровыми и физическими активами, называться это будет «фиджитал», а «гибрид» — баланс между направлением на услуги и продукт, именуемый как «гибрид»). Как мы считаем, его наиболее удачная визуализация представлена на рисунке 1 [1, c. 15–16].
Рис. 1. Баланс между цифровыми и физическими активами, ориентация на услуги и ориентация на продукт [1]
На рисунке 1, как написано выше, показан баланс трансформированных активов «фиджитал» и баланс ориентации для фирмы «гибрид». Пример фиджитала — Госуслуги. Пример гибрида — Iphone + подписка Apple music.
Далее, на рисунке 2, расположенном ниже, мы раскроем понятия «фиджитал» и «гибрид».
Рис. 2. Раскрытие понятий «фиджитал» и «гибрид»
В заключении, стоит сказать, что цифровая трансформация заставит фирмы пересматривать бизнес-модели. Речь идет не просто о функционировании определенных отделов, а перестройке с нуля.
Цифровизация стала важнейшей частью конкурентоспособности компаний на современном этапе развития мировой экономической сферы. Необходимость оцифровки корпоративных бизнес-процессов обусловлена стремительным развитием технологий и процессов наращивания потенциала в условиях глобализации мировой экономики.
Основными эффектами оцифровки бизнес-модели компании являются экономия затрат, увеличение общего дохода и чистой прибыли предприятия, повышение уровня конкурентоспособности предприятия и повышение экономической эффективности хозяйствующего субъекта.
Литература:
- Линц, К. Радикальное изменение бизнес-модели: адаптация и выживание в конкурентной среде / Карстен Линц, Гюнтер Мюллер-Стивенс, Александр Циммерман; пер. с англ. — Москва: Альпина Паблишер, 2019. — 311 с. — ISBN 978–5-96142–170–5. — Текст: электронный. — URL: https://znanium.com/catalog/product/1078433 (дата обращения: 28.10.2022). — Режим доступа: по подписке.
- Слугин О. В., Белентьева Т. Н. Анализ влияния цифровой трансформации бизнеса на изменениебизнес-модели компании // Карельский научный журнал. — 2019. — № 4 (29). — С. 104–107. Статья: электронный. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-vliyaniya-tsifrovoy-transformatsii-biznesa-na-izmenenie-biznes-modeli-kompanii (дата обращения: 28.10.2022). — Режим доступа: свободный.
- Панфилова Е. Е. Цифровая трансформация бизнеса: тренды и модели // Московский экономический журнал. — 2019. — № 11. — С. 312–319. DOI:10.24411/2413–046X-2019–10127. Статья: электронный. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-transformatsiya-biznesa-trendy-i-modeli (дата обращения: 28.10.2022). — Режим доступа: свободный.
- Schwertner K. Digital transformation of business // Trakia Journal of Sciences. — 2017. — № 15(1). — P. 388–393. Статья: электронный. — URL: http://tru.uni-sz.bg/tsj/TJS_Suppl.1_Vol.15_2017/65.pdf (дата обращения: 28.10.2022). — Режим доступа: свободный.
- Блейман Н. Дивиденды цифровой эпохи. Текст: электронный. — URL: https://plus.rbc.ru/news/59ef050d7a8aa91b5266834d (дата обращения: 28.10.2022). — Режим доступа: свободный.
- Маслова Е. Блокчейн — это навсегда, готовьтесь. Текст: электронный. — URL: https://secretmag.ru/cases/interview/elena-masolova-tokenstars-blokchein-eto-navsegda-gotovtes.htm (дата обращения: 28.10.2022). — Режим доступа: свободный.
- Рогатных Е. Б. Влияние цифровизации на развитие современной мировой экономики // Экономика и управление: проблемы, решения. 2017. № 11. Т. 5. C. 64–70. Статья: электронный. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30686181 (дата обращения: 28.10.2022). — Режим доступа: свободный.
- Сафрончук М. В. Влияние информационной экономики и глобализации на факторы экономического роста // Вестник Академии. 2014 г. № 4. С. 31–34. Статья: электронный. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22835994 (дата обращения: 28.10.2022). — Режим доступа: свободный.
- Сафрончук М. В. Глобализация и экономический рост // Экономика и управление: проблемы, решения. 2017. № 4.С. 26–32. Статья: электронный URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29007131 (дата обращения: 28.10.2022). — Режим доступа: свободный.
- Сафрончук М. В. Ценообразование на монопольном рынке //Экономика и управление: проблемы, решения. 2016. № 4. С. 61–68. Статья: электронный. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25988376 (дата обращения: 28.10.2022). — Режим доступа: свободный.
- Сафрончук М. В. Цифровая поступь революции (четвертаяпромышленная революция и цифровая трансформация) // Экономика и управление: проблемы, решения. 2017. № 11. Т. 5. С. 52–56. Статья: электронный. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30686179 (дата обращения: 28.10.2022). — Режим доступа: свободный.
- Пикетти Т. Капитал в XXI веке: монография. М.: Ад Маргине Пресс, 2016. 592 с. Монография: электронный. URL: https://www.libfox.ru/572983-tomas-piketti-kapital-v-xxi-veke.html (дата обращения: 28.10.2022). — Режим доступа: свободный.
- Банке Барт Аналитический отчет BCG. Vlast.kz. [Электронный ресурс]. URL:https://vlast.kz/corporation/24539-cifrovizacia-biznesa.html (дата обращения: 28.10.2022). — Режим доступа: свободный.