Конфликт интересов как административно-правовая мера противодействия коррупции в органах внутренних дел | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №44 (439) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 04.11.2022

Статья просмотрена: 227 раз

Библиографическое описание:

Нестулей, Е. А. Конфликт интересов как административно-правовая мера противодействия коррупции в органах внутренних дел / Е. А. Нестулей. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 44 (439). — С. 168-170. — URL: https://moluch.ru/archive/439/95995/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье автором представлен анализ конфликта интересов в качестве меры административно-правового противодействия коррупции в органах внутренних дел. В ходе исследования автор делает вывод о необходимости совершенствования данного института.

Ключевые слова: коррупция, органы внутренних дел, конфликт интересов в органах внутренних дел.

Согласно ФЗ РФ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность определенного лица (в нашем случае сотрудника ОВД) влияет на исполнение им служебных обязанностей [1].

В упрощенном понимании конфликт интересов представляется как ситуация, при которой личная заинтересованность сотрудника или работника, замещающих должности государственной или муниципальной службы, влияет или может повлиять на ненадлежащее выполнение им должностных обязанностей.

Личная заинтересованность рассматривается как возможность и как реальность получения широкого круга благ собственно сотрудником, его близкими родственниками либо лицами, связанными иными корпоративными и близкими отношениями. В литературе высказывается мнение, что в данном случае перечень родственников или иных лиц, видов выгоды чрезмерно расширен и выходит за пределы уголовно-правового понятия коррупции.

Конфликт интересов на ранних стадиях не всегда является предосудительной реально существующей ситуацией, а может быть кажущимся. У сотрудника возникают противоречия между общественными интересами и личной выгодой, но личная выгода не наступает, и он сам может сделать правильный выбор. В таких случаях подтолкнуть, помочь не допустить сотруднику наступления негативных последствий могут профилактические мероприятия воспитательного характера, в мягкой форме осуществляемые руководителем, кадровыми аппаратами, комиссиями по вопросам, связанным с соблюдением требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

Причины, по которым возникает конфликт интересов в рамках деятельности органов внутренних дел, следующие [4, c. 77]:

Во-первых, наличие подчиненности или подконтрольности между лицами, которые, так или иначе, связаны родственными узами.

Несмотря на то, что законодатель предусмотрел возникновение таких ситуаций, установив запрет на прохождение службы в ОВД близкими родственниками при условии наличия подчиненности и подконтрольности, понятие конфликта интересов все же выходит за рамки такого ограничения. Так, лица могут состоять в близких отношениях, которые выходят за рамки близкого родства или свойства, а также может возникнуть ситуация, когда один близкий родственник проводит проверку другого, но в другом отдела и признак подчиненности отсутствует. Указанные случаи являются примера возникновения конфликта интересов.

Во-вторых, конфликт интересов может возникнуть при наличии о сотрудника иной оплачиваемой работы. С целью ограничения возникновения такой ситуации законодатель установил запрет на осуществление предпринимательской деятельности.

В-третьих, для нейтрализации возможного конфликта интересов установлен запрет на получение подарков и услуг, связанных с осуществлением деятельности.

В законодательстве о противодействии коррупции предусмотрена возможность принятия любого рода законных мер с целью недопущения возникновения конфликта интересов и обязательном информирований о возникновении данной ситуации. Если такой конфликт возникает, то обязанность по его решению возлагается на руководство подразделения ОВД, к числу которых относят: возможное отстранение или перевод сотрудника ОВД, либо отказ от выгоды, возникшей в результате конфликта интересов.

Следует отметить, что обязанность по самоконтролю в части недопущения, предотвращения и урегулирования конфликта интересов возлагается на сотрудников и работников, включенных в перечни, предусмотренные Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Лицо, являющееся стороной конфликта интересов, в соответствии со ст. 11 Федерального закона № 273-ФЗ обязано:

– принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов;

– уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

Представитель нанимателя (работодатель), если ему стало известно о возникновении у лица, указанного в ч. 1 ст. 10 настоящего Федерального закона, личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Предотвращение или урегулирование конфликта интересов осуществляется путем отвода или самоотвода указанного лица в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Следует сказать и о п. 7 ст. 11 Федерального закона «О противодействии коррупции», где прописано, что в случае, если лицо, являющееся стороной в конфликте интересов, владеет ценными бумагами, оно обязано в целях предотвращения конфликта интересов передать эти ценные бумаги в доверительное управление. Однако условия передачи этих ценных бумаг в нормативных актах не определены.

Как показывает анализ содержания приведенных норм, их реализация носит многозатратный характер и может содержать элементы необъективности при оценке, нередко граничит с отступлением от принципа законности, поскольку они могут применяться на основе субъективных оценок конфликта интересов, нечетких условий распространения ограничений и запретов на близких родственников, да и само использование в ст. 10 Федерального закона № 273 понятия «связаны имущественными корпоративными или иными близкими отношениями» недостаточно точно: не ясно, по каким критериям определяется круг родственников, которые могут быть причастны к выгоде от конфликта интересов. Отсутствие в законодательстве необходимой нормы для регулирования определенной процедуры называется пробельностью закона и свидетельствует о его несовершенстве [2, c. 40].

Имеющиеся ведомственные методические рекомендации по правоприменению и научные комментарии проблему не разрешают, и даже комиссия по вопросам, связанным с соблюдением требований к служебному поведению и урегулированию конфликтов интересов, не всегда может это сделать. Судебные инстанции иногда тоже допускают ошибки. За нарушение правовых предписаний закон в части конфликта интересов, его предотвращения и урегулирования установил суровое наказание вплоть до увольнения виновных в связи с утратой доверия работника (п. 7.1 ст. 81 Трудового кодекса РФ) с помещением информации о данном факте в соответствии со ст. 15 Федерального закона «О противодействии коррупции» в Реестре лиц, уволенных в связи с утратой доверия, а в худшем случае — привлечение к уголовной ответственности.

При возникновении конфликта интересов и получении уведомления о нем со стороны сотрудника ОВД, создается комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов [3]. К статусу такой комиссии на сегодняшний день предъявляется ряд вопросов. Низкая работоспособность и недостаточная эффективность таких комиссий выражена в недостатке квалифицированных кадров. Также не урегулирована практика участия «сторонних» членов в составе комиссии, возникают сложности с привлечением к деятельности комиссий представителей научных и образовательных организаций. Нуждаются в регламентации на федеральном уровне вопросы компетентности указанных представителей, механизм их отбора и приглашения, а также недопущения возможности для включения в состав комиссии знакомых и лояльных членов. Стоит также отметить, что государственный или муниципальный служащий не может отказаться от сотрудничества с такой комиссией. Не может служащий и не исполнять требования законодателя об урегулировании конфликта интересов, в противном случае, такой служащий должен подлежать немедленному увольнению с занимаемой им должности и с государственной службы в целом [5, c. 458]. Однако приведенные меры не будут в полной мере эффективными, если большинство решений комиссий по урегулированию конфликта интересов не будут носить обязательный для руководителя государственного (муниципального) органа характер, а в настоящий момент, они как раз-таки носят рекомендательный характер, что делает систему регулирования и предотвращения конфликта интересов несовершенной.

В связи с этим представляется целесообразным на федеральном уровне законодательно закрепить право на создание единой для муниципального района и входящих в его состав поселений комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов путем внесения дополнений в Закон о противодействии коррупции.

Полномочия комиссий по служебному поведению и урегулированию конфликта интересов должны быть расширены не только с учетом высказанных предложений. Также весьма полезно рассмотреть вопрос о предоставлении права запроса информации, необходимой для разрешения вопросов, поставленных перед комиссиями, у граждан и организаций. Причем «... неисполнение законного требования комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих, урегулированию конфликта интересов должно обеспечиваться мерами административной, а в отношении должностных лиц органов государственной власти — и дисциплинарной ответственности», для реализации чего представляется необходимым внести соответствующие изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях и законодательство о государственной гражданской службе. Отказ от сотрудничества с такой комиссией или игнорирование требований законодательства должно быть безусловным основанием к увольнению с государственной службы.

Литература:

  1. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 07.10.2022) // Собрание законодательства РФ. — 2008. — № 52 (ч. 1). — Ст. 6228.
  2. Гаухман Л. Д., Журавлев М. П. Законотворческие проблемы Уголовного кодекса Российской Федерации / Л. Д. Гаухман, М. П. Журавлев // Уголовное право. — 2015. — № 1. — С. 40–43.
  3. Как работает комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов // СПС КонсультантПлюс. 2022.
  4. Сабинин А. А. Причины возникновения и способы урегулирования конфликта интересов в деятельности сотрудников ОВД / А. А. Сабинин // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова. — 2019. — № 4 (81). — С. 76–78.
  5. Шуман К. А. Законодательные новации в области предотвращения конфликта интересов / К. А. Шуман. // Молодой ученый. — 2021. — № 4 (346). — С. 458–460.
Основные термины (генерируются автоматически): конфликт интересов, урегулирование конфликта интересов, служебное поведение, соблюдение требований, комиссия, лицо, личная заинтересованность, государственная служба, личная выгода, Российская Федерация.


Ключевые слова

коррупция, органы внутренних дел, конфликт интересов в органах внутренних дел

Похожие статьи

Эффективность правового регулирования противодействия коррупции в системе государственной службы

В статье рассматриваются проблемы противодействия коррупции в системе государственной службы с позиции определения эффективности административно-правовых средств. В частности, в работе обращается внимание на систему административно-правовых средств п...

Деятельность прокуратуры в сфере противодействия коррупции

В данной статье автор, на основании анализа существующей практики, раскрывает существующие проблемы деятельности органов прокуратуры по противодействию коррупции, а также предлагает возможные пути совершенствования такой деятельности. Автором сделан ...

Противодействие коррупции в системе государственной и муниципальной службы

В статье автор исследует теоретические основы противодействия коррупции в системе государственной и муниципальной службы. Выявляет проблемные аспекты в данной сфере и предлагает пути решения, на основании анализа основных положений и концепций о корр...

Правовые основы организации работы отделов по противодействию коррупции на государственной службе

В статье автор пытается определить правовые основы организации противодействия и профилактики коррупции на государственной службе.

О некоторых вопросах повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции

В данной статье приводятся некоторые проблемные аспекты законодательного регулирования механизмов противодействия коррупции, с которыми в своей деятельности сталкиваются органы прокуратуры Российской Федерации. Автором приводится анализ правоприменит...

Борьба с коррупцией в органах государственной и муниципальной власти

В статье рассматривается проблема противодействия коррупции в России и зарубежных странах в органах государственной и муниципальной власти. Проанализированы основные проблемы антикоррупционной политики. Изучены основные направления противодействия ко...

Антикоррупционная экспертиза региональных нормативных правовых актов на примере Чувашской Республики

В статье исследуется значение антикоррупционной экспертизы как способа борьбы с проявлениями коррупции. Проанализировано законодательство Чувашской Республики по осуществлению антикоррупционной экспертизы, а также изучена статистика его применения.

Органы внутренних дел: коррупция и борьба с ней

Авторами отмечено, что противодействие коррупции является важным направлением в борьбе с преступностью в современном мире и потому предметом исследования статьи является борьба с коррупцией органами внутренних дел, а также их роль, как органа наиболе...

Роль прокуратуры в антикоррупционном просвещении как средстве предупреждения преступности

В статье приводится анализ статистики преступлений коррупционной направленности, раскрывается роль прокуратуры в антикоррупционном просвещении в качестве меры предупреждения преступности, освещаются существующие проблемы и предлагаются пути их решени...

Дискриминация в трудовом праве Российской Федерации: вопросы теории и практики

Актуальность данной работы обусловлена статистическими данными, связанными с дискриминацией при трудоустройстве, а также наличием материалов судебной практики по делам в данной области. Целью является выявление механизма противодействия дискриминации...

Похожие статьи

Эффективность правового регулирования противодействия коррупции в системе государственной службы

В статье рассматриваются проблемы противодействия коррупции в системе государственной службы с позиции определения эффективности административно-правовых средств. В частности, в работе обращается внимание на систему административно-правовых средств п...

Деятельность прокуратуры в сфере противодействия коррупции

В данной статье автор, на основании анализа существующей практики, раскрывает существующие проблемы деятельности органов прокуратуры по противодействию коррупции, а также предлагает возможные пути совершенствования такой деятельности. Автором сделан ...

Противодействие коррупции в системе государственной и муниципальной службы

В статье автор исследует теоретические основы противодействия коррупции в системе государственной и муниципальной службы. Выявляет проблемные аспекты в данной сфере и предлагает пути решения, на основании анализа основных положений и концепций о корр...

Правовые основы организации работы отделов по противодействию коррупции на государственной службе

В статье автор пытается определить правовые основы организации противодействия и профилактики коррупции на государственной службе.

О некоторых вопросах повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции

В данной статье приводятся некоторые проблемные аспекты законодательного регулирования механизмов противодействия коррупции, с которыми в своей деятельности сталкиваются органы прокуратуры Российской Федерации. Автором приводится анализ правоприменит...

Борьба с коррупцией в органах государственной и муниципальной власти

В статье рассматривается проблема противодействия коррупции в России и зарубежных странах в органах государственной и муниципальной власти. Проанализированы основные проблемы антикоррупционной политики. Изучены основные направления противодействия ко...

Антикоррупционная экспертиза региональных нормативных правовых актов на примере Чувашской Республики

В статье исследуется значение антикоррупционной экспертизы как способа борьбы с проявлениями коррупции. Проанализировано законодательство Чувашской Республики по осуществлению антикоррупционной экспертизы, а также изучена статистика его применения.

Органы внутренних дел: коррупция и борьба с ней

Авторами отмечено, что противодействие коррупции является важным направлением в борьбе с преступностью в современном мире и потому предметом исследования статьи является борьба с коррупцией органами внутренних дел, а также их роль, как органа наиболе...

Роль прокуратуры в антикоррупционном просвещении как средстве предупреждения преступности

В статье приводится анализ статистики преступлений коррупционной направленности, раскрывается роль прокуратуры в антикоррупционном просвещении в качестве меры предупреждения преступности, освещаются существующие проблемы и предлагаются пути их решени...

Дискриминация в трудовом праве Российской Федерации: вопросы теории и практики

Актуальность данной работы обусловлена статистическими данными, связанными с дискриминацией при трудоустройстве, а также наличием материалов судебной практики по делам в данной области. Целью является выявление механизма противодействия дискриминации...

Задать вопрос