В представленной статье автором рассматривается влияние сложившейся в мире ситуации на франчайзинг, как вид предпринимательской деятельности. На сегодняшний день российский бизнес находится под влиянием санкций ЕС и США, что оказывает на него определенное негативное влияние и вынуждает известные мировые бренды уходить с российского рынка. Проведя исследование, автор приходит к выводу, что с правовой точки зрения, влияние санкций не столь заметно, как с экономической.
Ключевые слова: договор франчайзинга, договор коммерческой конфессии, франшиза, санкции, влияние санкций, правовое регулирование договора.
В общем понимании франчайзинг представляет собой способ ведения бизнеса, при котором одна сторона, на условиях, установленных договором, приобретает у другой комплекс исключительных прав.
В российском праве понятие договора франчайзинга отсутствует и вместо него в ГК РФ существует понятие договора коммерческой концессии.
Понятию коммерческой концессии в отечественной и зарубежной литературе уделяется большое внимание, однако единый подход к определению основных понятий данного института в настоящее время отсутствует. Как отмечает Н. А. Ющенко, теоретический анализ понятия коммерческой концессии должен иметь практическое значение, а выработка рекомендаций по унификации терминологии — ее реальное применение [1, c. 238].
Так, согласно статье 1027 Гражданского кодекса Российской Федерации [2], по договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя, принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающих право на товарный знак, знак обслуживания, а также право на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение и секрет производства.
Впервые в российском праве термин «франчайзинг» появился в проекте Федерального закона Российской Федерации «О франчайзинге» [3], однако данный закон использует определение, которое не совпадает с термином «коммерческая концессия», отраженном в ГК РФ.
Несмотря на отсутствие понятийного аппарата «ведение бизнеса по иностранной франшизе» (как, впрочем, и по российской) достаточно распространенное явление на российском рынке. Начиная еще с 2014 г. с введением первых санкций против РФ, затем в 2020 г. из-за пандемии коронавируса, а затем и специальной военной операции, начатой в феврале 2022 г. рассматриваемый вид бизнеса в нашей стране, начал переживать определенный кризис.
Начиная с марта 2022 г. практически все известные иностранные компании начали заявлять об уходе с российского рынка, в их числе известные бренды одежды Zara, Bershka, Oysho, Pull&Bear, автомобильные производители BMW, Porshe, предприятия общественного питания, такие как McDonald's, Domino’s и т. д. Некоторые компании сразу же закрыли все свои торговые точки, некоторые компании просто приостановили свою деятельность, а кто-то не смог этого сделать, так как не являлись единоличными владельцами сети.
Как заявил директор Российской ассоциации франчайзинга Михайленко Ю.: «с правовой точки зрения просто отозвать лицензию и закрыть франчайзи нельзя. Для расторжения договора коммерческой концессии нужны очень грубые его нарушения, и занимает эта процедура год-полтора» [4].
В качестве примера можно привести, пожалуй, самую известную мировую франшизу — сеть кафе быстрого питания McDonald's, которая после объявления об уходе с рынка России не смогла закрыть все имеющиеся точки по указанной причине. Например, в г. Санкт-Петербурге две из них остались работать под указанным брендом. Окончательное закрытие данной сети все же произошло, когда все точки сети, в том числе и ранее закрытые были выкуплены российским бизнесменом Говаром А., после чего был произведен ребрендинг и сеть получила название «Вкусно и точка», превратившись в уже российскую франшизу [5].
Отметим, что с правовой точки зрения с рынка уходит не франшиза, а непосредственное бренд и на основании этого и возникают сложности, так как некоторые из них работают не только по договору коммерческой концессии, но и по лицензионному договору.
Профессор Е. А. Суханов отстаивает позицию, согласно которой, «договор коммерческой концессии не относится ни к числу смешанных, ни к числу разновидностей известных гражданскому праву договоров, в частности, лицензионного договора, вместе с тем признавая, что российский франчайзинг вырос на базе последнего» [6, c. 627]. Действительно, у данных договоров много общего, и наиболее трудно на практике «размежевать» между собой именно их. Различие лежит в предмете рассматриваемых договоров. В лицензионном договоре это — исключительное право на определенный объект интеллектуальной собственности, когда как для коммерческой концессии обязателен именно комплекс объектов исключительных прав. Этот критерий — «основа многих судебных решений по делам о разграничении данных договоров» [7, c. 57].
Согласно ГК РФ по общему правилу договор может быть расторгнут в связи с существенными нарушениями его условий, но если говорить о санкциях, то таких нарушений со стороны франчайзи нет, поэтому они не могут стать условием для расторжения. Также важно отметить, что санкции представляют собой нормы публичного права, и они не обладают экстерриториальным характером. Как отмечает ВС РФ: «Санкционное законодательство ЕС и США не порождает прав и не налагает обязанностей на российских граждан и юридических лиц. Это соответствует фундаментальным принципам о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств и их суверенитета» [8].
Таким образом, безусловно, невозможно не отмечать влияние санкций на отношения в сфере франчайзинга, но на наш взгляд, и влияние скорее экономическое, нежели правовое. Единственным возможным «условием» приостановки деятельности иностранных компаний на территории РФ, которые выразили желание уйти с рынка является отказ в поставке по договору или ее задержание. В связи с распространением указанного действия и недобросовестности иностранных компаний, Правительство РФ внесло на рассмотрение законопроект «О внешней администрации по управлению организацией», который «возьмет в руки» иностранные предприятия, объявившие о временной приостановке деятельности.
Несмотря на указанные сложности, представители статистических компаний утверждают о продолжении развития франчайзинга в нашей стране, но уже не с иностранными, а с российскими брендами.
Литература:
- Ющенко Н. А. Проблемы разграничения понятий «коммерческая концессия» и «франчайзинг» // Актуальные проблемы экономики и права. — 2016. — № 4 (32). — С. 236–241.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 года № 14-ФЗ [в редакции 1 июля 2021 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. — № 5. — Ст. 410.
- Проект Федерального закона № 503845–6 «О франчайзинге» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 21.04.2014) [Электронный ресурс] // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Какую роль займет франчайзинг в новой экономике России // Сноб. — URL: https: //snob.ru/money/kakuyu-rol-zaj met-franchaj zing-v-novoj-ekonomike-rossii/ (дата обращения: 25.10.2022).
- Плеханов А. Почему McDonald's в России теперь называется «Вкусно и точка» — и какими были другие варианты // ГОЛ. — URL: https://gol.ru/materials/19112-tasty-and-point (дата обращения: 25.10.2022).
- Суханов Е. А. Российское гражданское право: Учебник. В 2 т. Т. II: Обязательственное право. — М.: Статут, 2011. — 1208 с.
- Демичева Е. А. Дифференцирование договора коммерческой концессии от смежных договоров // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. — 2013. — № 6. — С. 54- 62.
- Определение ВС РФ № 305-ЭС22–11060 от 17.07.2022 // КАД Арбитр. — URL: https://kad.arbitr.ru/Card/29ad7bf5–7c56–4145-aff0–1f30d2856832 (дата обращения: 25.10.2022).