Принципы обучения иноязычному говорению в рамках коммуникативно-деятельностной парадигмы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №44 (439) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 03.11.2022

Статья просмотрена: 671 раз

Библиографическое описание:

Аксенова, М. В. Принципы обучения иноязычному говорению в рамках коммуникативно-деятельностной парадигмы / М. В. Аксенова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 44 (439). — С. 324-326. — URL: https://moluch.ru/archive/439/96004/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье автор рассматривает основные теоретические положения обучения иноязычному говорению с учетом современной коммуникативно-деятельностной парадигмы иноязычного образования. Особое внимание уделено принципам обучения иноязычному говорению.

Ключевые слова: говорение, иноязычное говорение, принципы обучения иноязычному говорению.

В методике преподавания иностранных языков традиционно выделяется четыре вида речевой деятельности в зависимости от того, осуществляется ли эта речь письменно или устно, является ли человек адресантом или адресатом. Это чтение, письменная речь, аудирование и говорение. Рассмотрим же и проанализируем определения последнего.

По мнению И. Л. Бим, говорение является одним из компонентов устно-речевого общения. Это утверждение следует из определения устной речи, под которой И. Л. Бим понимает «речь в устной форме, которая складывается из слушания и понимания, с одной стороны, и говорения, с другой, и осуществляется при непосредственном контакте собеседников или может быть опосредована техническим средством» [1].

Н. Д. Гальскова и Н. И. Гез дают похожее определение. Они полагают, что говорением является «форма устного общения, с помощью которой происходит обмен информацией, осуществляемой средствами языка, устанавливаются контакт и взаимопонимание, оказывается воздействие на собеседника в соответствии с коммуникативным намерением говорящего» [2]. Г. В. Рогова и И. Н. Верещагина же подразумевают под говорением «сложный многогранный процесс, позволяющий осуществлять вместе с аудированием вербальное общение» [4].

Проанализировав и обобщив приведённые выше определения, дадаим определение говорению. Итак, говорение — это активный (экспрессивный) вид речевой деятельности, являющийся наряду с аудированием компонентом устно-речевого общения.

. К содержанию говорения относится речевое высказывание. В зависимости от подходов к пониманию речевого высказывания к нему могут приравниваться разные речевые единицы, начиная от реплик в диалоге, заканчивая фразой или даже целой речью.

Говорение выполняет несколько важных функций: когнитивную, побудительную, эмоционально-оценочную и этикетную. Когнитивная или, иными словами, информативная функция предполагает передачу информации собеседнику. Побудительная или регулятивная функция подразумевает, что говорящий оказывает влияние на слушающего, то есть побуждает собеседника к действию. Эмоционально-оценочная функция означает выражение говорящим своего отношения к кому-либо или чему-либо, оценивание высказывания другого, а также передачу собственных чувств и эмоций. Этикетная функция отражает установление и поддержание контакта говорящего с собеседником или собеседниками, создание комфортной, уважительной атмосферы и тождественности с другими людьми.

Следует подчеркнуть, что при обучении иноязычному говорению используются две стратегии: путь «снизу вверх» и путь «сверху вниз». Первая стратегия предполагает последовательную работу на каждом из названных выше уровней, начиная с первого и заканчивая четвёртым. Вторая стратегия предполагает работу сразу же с диалогом-образцом, а именно его чтение и воспроизведение.

Несмотря на то, что данная стратегия, по большому счёту, опирается просто на запоминание и репродукцию диалога и не придаёт действиям учащихся коммуникативной мотивированности, как в случае с первой стратегией, ею нельзя пренебрегать. Она является оптимальной при обучении типовым (стандартным) диалогам. Первая же стратегия подойдёт на начальной ступени обучения, когда учащиеся ещё не могут читать, и на старшей ступени, когда учащиеся обладают уже довольно высоким уровнем речевого развития. Помимо того, как утверждает И. Л. Бим, у обеих стратегий имеется связующее звено, коим является диалог с пошаговым управлением на II и III уровнях.

В настоящий момент доминирующим подходом в обучении иностранному языку является коммуникативно-деятельностный.

Коммуникативно-деятельностный подход (коммуникативно-деятельностная парадигма) предполагает, что субъектом учебной деятельности является сам ученик, объектом — речевая деятельность, а система обучения учитывает индивидуальные особенности его личности. Коммуникативно-деятельностный подход способствует достижению цели обучения иностранному языку: научить учащихся использовать иностранный язык как средство общения. Из этого вытекают принципы, в соответствии с которыми и реализуется обучение иностранному языку:

  1. Мотивированность

Поскольку общение — это деятельность, а в основе любой деятельности лежит мотив, то следует мотивировать учащихся через создание и поддержание потребности в общении на иностранном языке и получении личностно значимой информации с помощью иностранного языка.

  1. Коммуникативная направленность

Данный принцип подразумевает, что учащиеся направляют свою деятельность на решение коммуникативной задачи.

  1. Ситуативность

При обучении иностранному языку должны создаваться наиболее значимые и приближённые к реальности ситуации общения.

  1. Индивидуализация

Здесь имеется в виду построение обучения с учётом индивидуальных особенностей учащихся.

  1. Прагматическая направленность

Этот принцип предполагает овладение грамматическим и лексическим минимумом, которого было бы достаточно для иноязычной коммуникации.

  1. Использование групповых и парных форм обучения

Названные формы работы наилучшим образом обеспечивают активность, вовлечённость обучаемых в учебную деятельность и, таким образом, эффективное овладение иностранным языком.

Е. И. Пассов и Т. В. Кузовлева называют следующие принципы коммуникативного иноязычного обучения:

  1. Принцип речемыслительной активности

Чтобы поддерживать постоянный познавательный интерес у учащихся, который выступает в качестве мотивации их деятельности, необходима интенсификация речемыслительной деятельности с помощью постановки целей урока и речемыслительных задач.

  1. Принцип индивидуализации

Для того, чтобы обучение было успешным, необходимо учитывать индивидные, субъектные и личностные свойства учащихся. К первым относятся природные особенности, ко вторым — умения и навыки, к третьим — чувства, мысли, интересы и т. д.

  1. Принцип ситуативности

При обучении иностранному языку обязательным является создание ситуаций общения. «Ситуативность — условие, жизненно важное для овладения говорением», именно ситуация стимулирует говорение. Под ситуацией здесь понимается «система взаимоотношений собеседников» [3].

  1. Принцип функциональности

Данным принципом стоит руководствоваться, в первую очередь, при отборе языкового и речевого материала, а также при его организации. Прежде всего, нужно отбирать тот материал, который будет упрощённым, посильным, но в то же время позволяющим учащимся выполнять с помощью него все функции общения.

  1. Принцип новизны

Для поддержания заинтересованности учащихся и для подготовки их к общению на иностранном языке требуется новизна. Здесь под ней понимается вариативность речевых ситуаций, партнёров по общению, ролей, тем и т. д.

Подводя итог, обобщим приведённые выше принципы обучения в рамках коммуникативно-деятельностной парадигмы, но в отношении обучения иноязычному говорению.

Итак, обучение говорению на иностранном языке основывается на принципах мотивированности, коммуникативной направленности, ситуативности, функциональности, новизны и индивидуализации. К этому можно ещё добавить учёт особенностей обучения диалогической и монологической речи, а также поэтапность формирования речевых умений.

Литература:

  1. Бим, И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. Проблемы и перспективы / И. Л. Бим. — М.: Просвещение, 1988.
  2. Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. — М.: Издательский центр «Академия», 2006.
  3. Пассов, Е. И. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования: методическое пособие для преподавателей русского языка как иностранного / Е. И. Пассов, Н. Е. Кузовлева. — М.: Русский язык. Курсы, 2010.
  4. Рогова, Г. В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г. В. Рогова, Ф. М. Рабинович, Т. Е. Сахарова. — М.: Просвещение, 1991.
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, иноязычное говорение, говорение, обучение, принцип, принцип обучения, речевая деятельность, коммуникативная направленность, речевое высказывание, устно-речевое общение.


Ключевые слова

говорение, иноязычное говорение, принципы обучения иноязычному говорению

Похожие статьи

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции на основе коммуникативно-когнитивного подхода

Данная статья рассматривает формирование иноязычной коммуникативной компетенции по средства коммуникативно-когнитивного подхода. Описывает основные принципы данного подхода и его ключевые положения.

Педагогическая технология интегрированного смешанного обучения для иноязычной подготовки магистрантов неязыкового профиля

В данной статье рассмотрены субкомпетенции, составляющие компетентностную основу профессиональной иноязычной коммуникации будущих специалистов в области юриспруденции и гражданского строительства; обоснована и описана педагогическая технология интегр...

Обучение диалогической речи в контексте профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам

В статье рассматриваются психологические особенности диалогической речи, ее лингвистический компонент, виды диалога, а также подходы к обучению диалогической речи в условиях профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам в нефилологичес...

Научно-методические основы обучения компетенций связной речи в учебных программах по кыргызскому языку общесреднего образования

В статье проанализирована связная речь на основе компетентности в учебной программе по кыргызскому языку общесреднего образования, показаны методы преподавания связной речи на основе компетентности.

Коммуникативно-ориентированный подход в обучении английскому языку

В статье рассматривается коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам, направленное на формирование у обучающихся коммуникативной компетенции языковой, разговорной, практической, социально-лингвистической и мыслительной, когда обучающий...

Новые педагогические технологии в обучении устной иноязычной речи на старшем этапе обучения в общеобразовательной организации

Статья посвящена проблеме обучения устному иноязычному общению на старшем этапе школьного языкового образования. В статье рассматриваются современные образовательные технологии, способствующие эффективному формированию навыков устного иноязычного общ...

Прагматическое описание языка как основа обучения профессиональному общению иностранных студентов-медиков

В статье излагаются принципы составления пособия по обучению профессиональному общению иностранных студентов-медиков. Пособие основано на интенциональном описании жанров учебно-профессиональной сферы.

Формирование языковой компетенции обучающихся на современном этапе: методико-технологические аспекты

В статье автор определяет содержательно-смысловое наполнение понятия «языковая компетенция обучающихся», а также описывает методико-технологические аспекты ее формирования в условиях современной школы.

Проблемы усвоения понятийно-терминологического аппарата географии в условиях билингвизма

Данная статья посвящена современным проблемам обучения географии в условиях билингвизма. В статье акцентируется внимание на исследовании возможных путей и средств усвоения географических понятий и терминов в новых условиях реформирования образования....

Способы обучения устной речи на начальном этапе изучения русского языка как иностранного

В статье описаны основные методические приёмы, которые нацелены на обучение иностранцев устной речи на занятиях по русскому языку как иностранному. Отмечается важность введения в структуру занятия диалогизма, а также опоры на учебные тексты, в том чи...

Похожие статьи

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции на основе коммуникативно-когнитивного подхода

Данная статья рассматривает формирование иноязычной коммуникативной компетенции по средства коммуникативно-когнитивного подхода. Описывает основные принципы данного подхода и его ключевые положения.

Педагогическая технология интегрированного смешанного обучения для иноязычной подготовки магистрантов неязыкового профиля

В данной статье рассмотрены субкомпетенции, составляющие компетентностную основу профессиональной иноязычной коммуникации будущих специалистов в области юриспруденции и гражданского строительства; обоснована и описана педагогическая технология интегр...

Обучение диалогической речи в контексте профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам

В статье рассматриваются психологические особенности диалогической речи, ее лингвистический компонент, виды диалога, а также подходы к обучению диалогической речи в условиях профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам в нефилологичес...

Научно-методические основы обучения компетенций связной речи в учебных программах по кыргызскому языку общесреднего образования

В статье проанализирована связная речь на основе компетентности в учебной программе по кыргызскому языку общесреднего образования, показаны методы преподавания связной речи на основе компетентности.

Коммуникативно-ориентированный подход в обучении английскому языку

В статье рассматривается коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам, направленное на формирование у обучающихся коммуникативной компетенции языковой, разговорной, практической, социально-лингвистической и мыслительной, когда обучающий...

Новые педагогические технологии в обучении устной иноязычной речи на старшем этапе обучения в общеобразовательной организации

Статья посвящена проблеме обучения устному иноязычному общению на старшем этапе школьного языкового образования. В статье рассматриваются современные образовательные технологии, способствующие эффективному формированию навыков устного иноязычного общ...

Прагматическое описание языка как основа обучения профессиональному общению иностранных студентов-медиков

В статье излагаются принципы составления пособия по обучению профессиональному общению иностранных студентов-медиков. Пособие основано на интенциональном описании жанров учебно-профессиональной сферы.

Формирование языковой компетенции обучающихся на современном этапе: методико-технологические аспекты

В статье автор определяет содержательно-смысловое наполнение понятия «языковая компетенция обучающихся», а также описывает методико-технологические аспекты ее формирования в условиях современной школы.

Проблемы усвоения понятийно-терминологического аппарата географии в условиях билингвизма

Данная статья посвящена современным проблемам обучения географии в условиях билингвизма. В статье акцентируется внимание на исследовании возможных путей и средств усвоения географических понятий и терминов в новых условиях реформирования образования....

Способы обучения устной речи на начальном этапе изучения русского языка как иностранного

В статье описаны основные методические приёмы, которые нацелены на обучение иностранцев устной речи на занятиях по русскому языку как иностранному. Отмечается важность введения в структуру занятия диалогизма, а также опоры на учебные тексты, в том чи...

Задать вопрос