В статье рассматривается процесс становления и формирования отечественной прокуратуры.
Ключевые слова : прокуратура, надзор, прокуратура Российской империи, советская прокуратура, прокуратура РФ.
В этом году 12 января исполнилось 300 лет со дня учреждения в 1722 году Петром Великим института российской прокуратуры.
Возникновение отечественной прокуратуры ознаменовано тремя ключевыми указами: «О создании при Сенате должности генерал-прокурора и обер-прокурора, а также о введении прокурорской должности в каждой коллегии»; «Об установлении должности прокуроров в надворных судах»; «О должности генерал-прокурора».
Первым генерал-прокурором был государственный деятель и дипломат Ягужинский Павел Иванович: с 1722 -1735 (с перерывом в 1726–1730 гг.), а первым обер-прокурором — Иван Васильевич Болтин, замещавший эту должность с 1722–1725 гг.
Уже с этого момента формируются характерные черты прокуратуры как единой централизованной системы органов государственной власти, имеющих соответствующую компетенцию, по осуществлению надзора за соблюдением законодательства, выражающуюся в совокупности полномочий, прав и обязанностей ее должностных лиц и прокурорских работников. Были и существенные отличия от современной прокуратуры, главное из которых — превалирование надзорной функции прокурора при отсутствии функции обвинения в суде.
Немаловажный вклад в развитие института отечественной прокуратуры внесла, пусть и считающаяся в истории одиозной фигурой, Императрица Анна Иоанновна. Так, в 1733 году ее указом учреждается пост прокуроров в губерниях.
При Екатерине II роль прокуратуры начинает возрастать. Так, в соответствии с Манифестом от 15 декабря 1763 года, генерал-прокурор наделяется функциями контроля за деятельностью Сената и его департаментов [1].
На положении прокуратуры сказалась и реформа местного самоуправления, так, принятым 7 ноября 1775 года «Учреждением для управления губерний Российской империи», губернские прокуроры помимо надзора за исполнением закона, были уполномочены давать заключения по конкретным ситуациям, разъяснять законодательство, согласовывать правоприменительную практику с генерал-прокурором, как отмечалось в самом акте [2].
В это время учреждаются должности прокуроров в уездах, имевших при себе стряпчих — помощников прокурора по уголовным делам.
Немалый интерес представляет и период правления Павла I. С одной стороны, он сократил численность органов прокуратуры, с другой — прокуратура при нем превращается в основной орган, надзирающий за военными, финансовыми, административными, полицейскими, судебными сфера государственного управления, произошло слияние должности генерал-прокурора с должностями министров юстиции, финансов и внутренних дел.
Той же дорогой пошел и сын Павла — Александр I. При нем 8 сентября 1802 года издается Манифест «Об учреждении министерств», который напрямую проводит знак равенства между министром юстиции и генерал-прокурором [3].
Однако теперь он был подчинен Сенату как министр юстиции и осуществлял за ним надзор как генерал-прокурор, что низвело его функции, помимо прочего, до осуществления надзора лишь за деятельностью судов, де-факто сводя его положение до министра юстиции.
Помимо своей литературной деятельности, Державин Г. Р. также примечателен и тем, что, занимая пост генерал-прокурора, подписал 22 сентября 1802 года циркулярный ордер, направленный прокурорам в губерниях и впервые в отечественной истории возложивший на них надзор за следствием [4].
Свою лепту в процесс развития прокуратуры внесла судебная реформа императора Александра II. Согласно основным идеям реформы 1864 года надзорные полномочия прокуроров ограничиваются осуществлением оных за дознанием и следствием, происходит наделение прокуроров функцией поддержки обвинения в судопроизводстве. Также прокуроры окружных судов и судебных палат заменяют прокуроров в губерниях. Важным нововведением было и учреждение военной прокуратуры.
Еще одной новеллой стало и то, что отныне у прокуроров появляются функции государственного обвинения в суде, т. е. прокурор становится стороной в судебном производстве. С определенной долей условности, можно сказать, что в это время отечественная прокуратура, приобретает современные очертания.
Принятый 7 марта 1866 года закон «О некоторых изменениях и дополнениях в законах о правах и обязанностях лиц прокурорского надзора» закрепил положения, в соответствии с которыми прокуроры надзирая за пенитенциарной системой, лично осуществляли управление тюрьмами [5].
Однако стоит отметить, что в рассматриваемый период времени в деятельности прокуратуры превалировали функции, связанные с уголовным судопроизводством, основной задачей прокурора в уголовном судопроизводстве стало уголовное преследование.
С 1881 года, в период правления Александра III, ознаменованный таким явлением, как контрреформы, происходит, с одной стороны, вытеснение прокуратуры в губерниях, а с другой, возрастание надзорных функций прокуратуры Окружного суда за деятельностью судов и адвокатуры. Также происходит присвоение прокуратуре полномочий государственного юрисконсульта. На прокуроров в губерниях и уездах было возложено проведение надзора и контроля за жандармерией и полицией.
Прокуроры, обладающие высшими чинами, имели правомочия по осуществлению ревизорских функций над мировыми и окружными судами.
Тем самым прокуратура в каком-то смысле де-факто становится ревизионным органом, подотчетным Министерству юстиции Российской империи.
Прокуроры Окружного суда координировали деятельность жандармерии и полиции по поддержанию правопорядка.
Словом, прокуратура в это время приобретает в большей степени карательные, нежели надзорные полномочия.
Ситуация не изменилась и при Николае II, так прокуратура, будучи структурным элементом государственного механизма, проводила в жизнь самодержавную политику российского императора.
После Октябрьской революции СНК 24 ноября 1917 года принимается Декрет о суде № 1, которым, помимо прочего, упраздняется институт прокуратуры [6].
Вскоре, однако, возникла необходимость в специализированном надзорном органе и уже 28 мая 1922 года Постановлением Всероссийского центрального исполнительного комитета в составе Народного комиссариата юстиции создается Государственная прокуратура. Постановление примечательно тем, что, во-первых, функции надзора обособляются как самостоятельная деятельность, во-вторых, надзор переходит из ведения отделов Наркомюста в сферу деятельности прокуроров [7].
В 1923 году учреждается прокуратура Верховного Суда СССР, имевшая право, помимо прочего, приостанавливать его постановления, а также право законодательной инициативы.
Однако, до 1933 года она не имела возможности эффективно осуществлять возложенные на нее полномочия по надзору за гражданским и уголовным судопроизводством, т. к. была подотчетна Верховному Суду.
Но уже 20 июня 1933 года учреждена Прокуратура СССР, обладавшая, всей возможной для того периода самостоятельностью. Будучи централизованной системой, она объединяла под собой все органы прокуратуры, существовавшие в СССР. Ей были подотчетны все прокуратуры союзных республик.
Нельзя не упомянуть и о том, как на работе органов прокуратуры сказалась война с нацистской Германией. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении», приоритетным направлением работы органов прокуратуры, как военных, так и территориальных, становится обеспечение законности в сфере обороны [8].
Важной вехой в истории советской прокуратуры стал Закон о Прокуратуре СССР 1979 года, принятый через два года после новой Конституции СССР. Закрепляется подотчетность генерального прокурора перед Верховным Советом СССР, а в период между его сессиями — Президиуму Верховного Совета СССР. Расширяется и компетенция прокуратуры. Теперь у генерального прокурора появляется право законодательной инициативы [9].
Распад СССР и переход на иной общественно-политический строй не мог не повлечь за собой преобразования института прокуратуры. Так, в 1992 г., принимается Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», где, помимо прочего, дается определение прокуратуры, устанавливаются принципы ее организации и деятельности, как самостоятельного органа, не относящегося ни к одной ветви власти, устанавливается запрет на вмешательство прокуратуры в хозяйственную деятельность, закладывается примат надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, таким образом, происходит процесс формирования прокуратуры в ее современном виде [10]. В статье 129 Конституции Российской Федерации, закрепляется принцип единства и централизации системы органов прокуратуры.
В 2007 г., в соответствии с изменениями, внесенными в УПК и ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» у прокуратуры появляются полномочия в сфере уголовного преследования, для чего учреждается Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации.
Однако 15 января 2011 г., в связи с вступлением в силу Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» вышеуказанные полномочия прокуратуры по осуществления предварительного расследования уголовных дел упраздняются [11].
Значительным преобразованием в правовом статусе прокуратуры за последние годы явилась Конституционная реформа 1 июля 2020 года. Отныне, в соответствии со ст. 129, назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ и его заместителей является прерогативой Президента РФ после консультаций с Советом Федерации, в то время как ранее на это был уполномочен сам Совет Федерации [12].
Литература:
- Электронный ресурс: https://base.garant.ru/58105182/.
- Российское законодательство Х — ХХ веков. М., 1987. Т. 5. С. 170, 176, 181, 278–281.
- Электронный ресурс:https://minfin.khabkrai.ru/portal/Show/ Content/216.
- Электронный ресурс: // https://derzhavin.petrsu.ru/site/notes-view?id=32//.
- Электронный ресурс: https://nlr.ru/eres/law_r/search.php?part=843®im=3.
- Электронный ресурс: https://constitution.garant.ru/history/act1600–1918/5312/?ysclid=l9zuojxjnx245466911.
- Электронный ресурс: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_1334.htm?ysclid=l9zuzs4nl3913411640
- Электронный ресурс: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=9366&ysclid=l9zv3hg7pe298222805#YQz33MTK4Nv5b5it1
- Электронный ресурс: https://base.garant.ru/3985075/?ysclid=l9zv4lr2nd64252675.
- Электронный ресурс: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_262/?ysclid=l9zv5jpy2k506889783
- Электронный ресурс: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108565/?ysclid=l9zv66ttw1329615015
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 129.