Современное общество несёт колоссальные материальные и человеческие потери от несчастных случаев, техногенных аварий, катастроф, стихийных бедствий. Во всём мире всё больше внимания уделяется вопросам безопасности человека: анализируются итоги различных видов трудовой деятельности, изучаются проблемы производственной безопасности и охраны окружающей среды, рассматриваются теоретические вопросы защиты от опасностей природного, социального, техногенного и социального происхождения, идёт интенсивный поиск путей формирования у подрастающего поколения привычек здорового образа жизни.
Поэтому одной из наиболее приоритетных и важнейших для человечества потребностей является обеспечение безопасности его жизнедеятельности, что находит отражение в исследованиях многих отечественных учёных, начиная с М. В. Ломоносова, В. А. Левицкого, И. М. Сеченова, А. А. Скочинского, Вернадского и др. Также большой вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных учёных Л. Адлера, Б. Паскаля, З. Фрейда, П. Маслоу и др.
Цель педагогической деятельности: формирование сознательного отношения ребёнка к личной безопасности и безопасности других людей, умение ориентироваться в экстремальных ситуациях, сохраняя жизнь себе и другим, способность оказать помощь себе и пострадавшим.
Задачи опыта:
— выявить возможности старшего дошкольника в овладении основ безопасности жизнедеятельности.
— организовать специальные условия, способствующие формированию основ безопасности.
— определить методы ознакомления детей с основами безопасности жизнедеятельности.
Для решения поставленных задач использовался комплекс методов:
— изучение и анализ психолого-педагогической литературы;
— индивидуальные беседы с детьми;
— чтение художественной литературы с последующим разбором;
— педагогические ситуации;
— ситуативные задачи;
— анкетирование родителей;
— беседы с детьми;
— педагогический эксперимент.
На первом этапе работа проводилась с детьми среднего дошкольного возраста. В данном разделе ставились задачи — выявить уровень знаний по основам безопасности жизнедеятельности была проведена диагностика.
Целью диагностики является определение знаний детей об источниках опасности, о мерах предосторожности при обращении с опасными предметами, о приёмах оказания первой медицинской помощи и действиях в опасных ситуациях в быту, а также возможность скорректировать дальнейшую работу по воспитанию безопасного поведения детей
Для того чтобы понять, что именно дети знают, думают, чувствуют, использовались беседы, дискуссии — это позволило избежать передачи уже известных им знаний или таких, которые они пока не могут использовать из-за их непонятности или удаленности от реальной жизни. В то же время, опираясь на уже имеющиеся у детей знания и представления, были выявлены те направления, по которым необходимо провести специальное обучение и выбрать адекватную методику (занятие, игра, чтение, беседа, тренинги).
После диагностического обследования дошкольников, изучения методической литературы и составления перспективного планирования педагогом проводилась целенаправленная работа по формированию основ безопасности жизнедеятельности с детьми старшего дошкольноо возраста.
Убедились, что прямолинейное, декларативное требование соблюдать принятые в обществе правила поведения чаще всего оказывается малоэффективным. Тем не менее можно выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Для этого очень важно найти адекватный способ объяснения детям этих правил, а затем следить за их выполнением. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому надо стимулировать развитие у них самостоятельности и ответственности. Надо уделить больше внимания организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определенного навыка поведения, опыта. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.
На втором этапе ставились следующие задачи:
— знакомить детей с социальной действительностью, сформировать у детей представление о своем организме, о чувствах, о мыслях, о поступках, об умениях, о семье, о родословной, о том, как мы живем в детском саду;
— дать понятия, кто такие дети и взрослые, зачем и как работают взрослые люди, зачем и как люди отдыхают.
Дети могут не только усвоить эти знания, но и стараться применить это в жизни. О природе, о здоровье мы говорим постоянно, но о том, какие опасности подстерегают ребенка дома, какие могут быть экстремальные ситуации в быту — эти вопросы зачастую выпадают из нашей практики. Был разработан материал на эту тему, где раскрывается цели и задачи данной проблемы, принципы, условия, методы и средства ознакомление детей с основами безопасности, как сотрудничать с родителями, раскрывается воспитательно-образовательная работа с детьми, дана подборка стихов, загадок, пословиц связанные с содержанием той или иной темы. Материал на эту тему давался детям в доступной форме и строился на раскрытии причинно-следственных связей. Особенность содержания предлагаемого материала заключается в важной роли положительного примера со стороны взрослых и необходимости контактов между педагогами и родителями.
В тесном сотрудничестве с родителями создана необходимая предметно развивающая среда для формирования у воспитанников системы знаний безопасного поведения на улицах и дорогах. Оборудован игровой уголок, где размещены макеты улиц с разметками дороги, перекрестками, участниками дорожного движения — пешеходами, автотранспортом, оформлены дорожные знаки, нагрудные обозначения разных видов транспорта, шапочки, различные атрибуты.
Одной из основных задач стало обогащение предметно развивающей среды такими элементами, которые могли бы стимулировать познавательную активность детей. Были изготовлены разнообразные учебные пособия по ознакомлению детей с основами безопасности : альбомы «Дорожная азбука», «Светофорик приглашает»
Готовясь к проведению тематических вечеров досуга, учитывались опыт детей, имеющийся материал. При этом включался материал, помогающий развивать не только умственное активность ребят, смекалку, конструктивные умения, но и осуществлять разносторонние развитие детей, формировать у них такие жизненно важные качества, как находчивость, самостоятельность, быстрота, ловкость, привычка к трудовому, умственному, физическому усилию.
Художественная литература. Является одновременно источником знаний и источником чувств. Были отобраны литературные произведения разных жанров: сказки, рассказы, стихи, пословицы, загадки.
Игра. Даёт ребёнку «доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности» (А. Н. Леонтьев).
Наблюдение. Особое место занимает наблюдение. Оно обогащает социальный опыт ребенка. Чтобы ни делал ребенок, он всегда наблюдает и все запоминает (поведение взрослых в опасных ситуациях, взаимоотношения с другими людьми
Непосредственно образовательная деятельность. Важна для познания социального мира. В процессе нее ребенок имеет возможность приобретать знания под руководством взрослого человека, который организует сообщение знаний, и контролирует их усвоение детьми, вносит необходимую коррекцию.
Метод моделирования ситуаций. Дети учились составлять план-карту группы, участка дошкольного учреждения, дороги в детский сад и др. Также учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, «читать» карту. Задания типа «Составим план-карту групповой комнаты, отметим опасные места красными кружочками».
Игровые приемы. Повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств.
Придумывание сказок на разные темы. Придумаем сказку «Как я спасал куклу от пожара…о доме, где я живу и где много электрических приборов
Работу по своему опыту осуществлялась на основе следующих направлений:
1) социально-психологического , направленного на формирование потребности к освоению навыков безопасного поведения и здорового образа жизни. Для этого использовала различные игровые методы и приёмы, физкультурно-театрализованные представления и стандартные формы работы;
2) интеллектуального, предполагающего получение комплекса теоретических знаний. Необходимо в доступной форме дать детям знания о правилах дорожного движения, пожарной безопасности, опасных ситуациях и нормах здорового образа жизни. С этой целью использовались различные методы и формы работы;
3) оздоровительного , направленного на развитие физических качеств, повышение сопротивляемости организма неблагоприятным факторам внешней и внутренней среды. В этом направлении использовались традиционные и нетрадиционные методы оздоровления.
Сотрудничество с родителями
В воспитании детей неоспорима роль семьи. Каков эталон родителей, ориентированный на воплощение этой цели? Это — «идеальные родители», то есть строящие гармоничные взаимоотношения в семье на основе житейской мудрости, терпения, взаимопонимания, уважения, истины, красоты, добра. Это — родители, которые показывают положительный пример своим детям.
Давала детям задание на дом вместе с родителями: зарисовать зоны особой опасности в вашей квартире, придумать модели ситуаций, которые могут вызвать пожар в доме.
У детей появилось стремление расширять свой кругозор по данной теме, желание выявлять и вникать в существующие в нашем мире связи и отношения. Появилась потребность утвердиться в своем отношении к окружающей действительности, следовать правилам поведения в определенных ситуациях. Этим самым мы сохраняем жизнь и здоровье детей, способствуем формированию осознанного поведения в опасных ситуациях.
Литература:
- Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность. / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. — 133, [3] с
- Анастасова Л. П., Иванова И. В., Ижевский П. В. Жизнь без опасностей. / Л. П. Анастасова, Н. В. Иванова, П. В. Ижевский 1996. — 64 с.: ил.; 29 см. — (Основы безопасности жизнедеятельности).
- Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. / Л. В. Артемова. — М.: Просвещение, 1992. — 95, [2] с. — М., 1992.