Организация работы с детьми-инофонами в рамках проекта «Мы разные, мы вместе» (из опыта работы МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 35» г. Калуги) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №44 (439) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 06.11.2022

Статья просмотрена: 545 раз

Библиографическое описание:

Бударин, С. И. Организация работы с детьми-инофонами в рамках проекта «Мы разные, мы вместе» (из опыта работы МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 35» г. Калуги) / С. И. Бударин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 44 (439). — С. 328-330. — URL: https://moluch.ru/archive/439/96017/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье автор представляет опыт работы с детьми цыганской национальности в общеобразовательной школе.

Ключевые слова: инофоны, общеобразовательная школа.

Мы разные, но Земля у нас одна.

Наша школа сельская, располагается в деревне Канищево, в очень живописном уголке, окруженном со всех сторон зеленью. У нас учатся дети из Канищево и 11 близлежащих деревень. Всего в школе 296 учеников. Из них 34 — цыганской национальности.

Все наши цыгане живут в деревне Матюнино. Именно там было маленькое здание, где ребята и обучались. Преподаватели ездили к ним и в соответствии с расписанием проводили занятия и внеурочные мероприятия. В связи с реорганизацией школы филиал был ликвидирован, и все цыганские дети были переведены в основное здание. Было принято решение посадить цыган в обычные классы, хотя были сомнения, что ребята потеряются и перестанут посещать школу. Но это оказалось не главной проблемой. Возникли трудности с восприятием и усвоением учебного материала в большом классе, где индивидуальная работа намного меньше. Ученики цыганской национальности не всегда усваивают материал наравне со всеми учащимися. Ребята часто становятся неуспевающими по итогам года. В связи с введением ГИА в форме ОГЭ эта проблема усугубилась. Усложнение экзаменационной работы вызвало огромные трудности у цыган при сдаче экзаменов. Только единицы выпускников-цыган получают аттестаты, большинство заканчивают школу со справкой об обучении. Языковой барьер играет немаловажную роль. Пришлось искать пути выхода из сложившейся ситуации и решать проблему. С этой целью педагоги проводили индивидуальные занятия с цыганскими детьми, но ребята «привязаны» к школьному автобусу, и для старшей школы (особенно) это является большим неудобством. На сегодняшний день количество детей-цыган в нашей школе не уменьшается. Они идут в школу, хотят учиться, поэтому наша задача — дать им полноценное образование и социализировать в обществе — остается актуальной. Сейчас это три-четыре человека в каждом классе. Но это не предел. Родители детей-цыган выражают заинтересованность в том, чтобы их дети не просто закончили школу, но и получили аттестат.

В течение всего пребывания детей-цыган в школе с ними ведется работа по социализации и обучению русскому языку. Уровень владения цыганами русским языком почти одинаков, но есть и исключения. Это бытовой уровень, набор слов, нужный для ограниченного общения в социуме. Цыгане думают на своем языке, затем переводят на русский, из-за этого происходит недопонимание и замедленность общения. Теперь уже воспринимается учениками и родителями нашей школы адекватно, что в каждом классе по 3–4 ребенка цыганской национальности. Но каждый год обязательно появляются вопросы, связанные с адаптацией цыган в школе. Это происходит чаще в 1 классе, а также в подростковом возрасте. Педагогам школы приходится уделять взаимоотношениям класса и цыган много времени. Главная цель этой работы — не противопоставить эти группы друг другу, а сделать их единым коллективом. На это направлены и отдельные мероприятия в школе, и точечная кропотливая работа педагогов.

Работа по социализации — это не только отдельные мероприятия, это жизнь детей в школе, а затем и вне школы. Вместе со всеми ребятами цыгане активно влились в жизнь школы. К концу первого года совместного пребывания в школе мы даже организовали хор на основе детей-цыган. Правда, затем он преобразовался в просто школьный хор. Так даже лучше: ребята все перемешались. Вместе со всеми цыгане посещают спектакли, выставки, ходят в походы, в сельскую библиотеку, иногда даже ездят в дальние поездки. Это не значит, что все так активно ведут себя. Конечно, нет. Но это довольно большой процент цыганских детей. С теми, кто не хочет активно участвовать в школьной жизни, индивидуально работают классные руководители, и ребята тоже не выпадают из общих дел. Каждый классный руководитель следит за тем, чтобы ребенок-цыган не остался один в классе. Если возникает какое-то недопонимание (а это бывает), тут же подключаются социально-педагогические службы школы и конфликт улаживается. Наверное, поэтому за все время пребывания детей-цыган в школе серьезных конфликтов не было. Следует отметить, что цыганские дети довольно активны. Когда они чувствуют интерес к себе, отвечают тем же. Наши ученики цыганской национальности почти все доучиваются до 9 класса.

В 2020 году наша школа стала участницей проекта «Мы разные, мы вместе!». С сентября наша команда педагогов работает над составлением программ, планов работы и проводят непосредственно занятия с детьми. Команда школы состоит из двух педагогов РКИ и педагога по социализации.

Началом нашей работы было проведение диагностики по представленным руководителями проекта материалам. В ходе диагностики было определено следующее:

— Учащиеся-цыгане 1–4 классов неплохо владеют русским языком в устной речи. Тем не менее дети первого класса определены в нулевую группу, поскольку они не читают, не владеют письменной речью, а в устной речи у них присутствуют грамматические ошибки, активный словарь развит недостаточно. Учащимся 2–4 классов был предложен тест вариант 2, учитывая не только их коммуникативные способности, но и уровень владения письменной речью на данный момент. Тестирование письменной речи показало, что в среднем они справились с половиной вопросов, но в ответах много следующих грамматических и орфографических ошибок: не дифференцируют существительные женского и среднего рода, пишут предлоги слитно с существительными, путают времена глаголов, испытывают трудности с орфограммами и т. д. На основании этого учащиеся 2–4 классов определены в группу начинающих.

— Учащиеся цыганской национальности 5–9 классов владеют устным русским языком на среднем уровне. Словарный запас развит недостаточно. Тестирование письменной речи показало, что они справились с половиной вопросов, но много грамматических и орфографических ошибок: пишут слитно слова, путают времена глаголов, род имен существительных, неправильно сочетают существительные и прилагательные, испытывают трудности с орфограммами и т. д. На основании этого все учащиеся определены в группу начинающих. Ученики разделены на две подгруппы по возрасту.

В итоге выявлены три группы начинающих (одна — 2–4 классов, 5–7 классов и 8–9 классов) и одна группа нулевая — 1 класс.

В конце сентября проведены родительские собрания для родителей-цыган. Собрания проведены в разной форме: групповые в начальной школе, индивидуальные — в старших классах (в связи с эпидемиологической ситуацией). На собраниях родителям разъяснены цели работы с детьми-цыганами, озвучены основные моменты плана работы, а также роль родителей в работе проекта.

Следующий этап — расписание занятий. Важную роль при составлении расписания сыграло время пребывания детей-цыган в школе, а также нагрузка учителей, задействованных в проекте. В итоге было составлено расписание работы педагогов и общий план работы команды в рамках проекта «Мы разные, мы вместе!» (приложение).

Все педагоги, задействованные в проекте, прошли курсы повышения квалификации по теме: «Организация социально-педагогической работы с детьми мигрантов и вынужденных переселенцев по их адаптации и социально-культурной интеграции». В конце октября начались занятия с детьми в соответствии с расписанием. Первые занятия показали, что интерес у цыган к скрупулезному изучению языка присутствует, они делятся впечатлениями с родителями, радуются даже небольшому продвижению вперед. Важной составляющей является УМК Кокориной Е. В. «Русский язык: от ступени к ступени», предоставленный руководителями проекта. Учебники необычны, интересны для детей, с ними приятно работать, методическое пособие составлено практично и легко в использовании.

Несмотря на небольшой промежуток времени реализации проекта, есть свои результаты:

— работа школы с детьми-цыганами обрела систему во всех направлениях: каждый педагог (не только включенные в проект) имеет свой план работы с конкретными планируемыми результатами в соответствии с общим планом работы;

— дети-цыгане включились в работу по РКИ и пытаются изучать русский язык с помощью новых интересных учебников;

— школа приобрела хорошие методическое сопровождение для занятий (учебники, методички), которые раньше проводились каждым педагогом по своему отдельному плану в меру своих знаний и умений, часто без методической поддержки;

— занятия по социализации и в рамках объединений дополнительного образования способствуют повышению уровня самооценки детей-цыган (начали участвовать в конкурсах, например, агитбригада ЮИД, конференция «Огонь — опасная игра»).

Работа в проекте способствует активизации деятельности школы по социализации и адаптации учеников цыганской национальности.

В планы работы школы входит в первую очередь систематическая работа всех участников образовательного процесса в соответствии с общим планом работы проекта.

Команда проекта поставила перед собой следующие задачи:

— научить детей-цыган целесообразно, активно использовать в своей речи два языка — родной и русский — не ущемляя прав ни одного из них, ведь каждый язык ярок, индивидуален и важен по-своему;

— приобрести и не потерять интерес к русскому языку, как бы дальше не сложилась судьба детей;

— познакомить детей-цыган с русской культурой, особенностями быта с целью формирования доброго отношения к миру, в котором живешь.

Мы убеждены, что владение русским языком, в том числе как иностранным, — это навык, который можно развить. Часто человеку сложно использовать чужой язык, но если он ему нужен, то он на нем заговорит. А если не нужен…

Цель работы нашей команды: сделать русский язык для детей цыган нужным : интересным, вдохновляющим, своим и правильным в использовании. Каждый из нас обладает каким-то талантом: кто-то поет, кто-то танцует, кто-то говорит на нескольких языках. Мы хотим, чтобы владение русским языком дало детям-цыганам чувство внутреннего комфорта, личной победы, уверенности в своих силах, стало их маленьким (а может быть, и большим) достижением. Мы надеемся, что наша работа поможет детям-цыганам успешно учиться, сдать экзамены и стать полноправными членами нашего многонационального общества.

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, цыганская национальность, школа, класс, письменная речь, группа начинающих, работа, ребенок, цыган, общеобразовательная школа.


Ключевые слова

общеобразовательная школа, инофоны

Похожие статьи

Развитие творческой индивидуальности детей с ограниченными возможностями здоровья в вокальной студии

В статье автор представляет материалы из опыта работы со слабослышащими детьми в вокальной студии «Родничок».

Ресурсный центр руководителей по охране труда — одна из форм работы по созданию безопасных условий в образовательной организации

Авторы делятся опытом работы ресурсного центра, по изучению условий охраны труда в ДОО города Чебоксары.

Проект по адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Первые встречи»

В статье описана технология взаимодействия с родителями и их детьми раннего дошкольного возраста в период адаптации к ДОУ.

Педагогические условия использования цифровых образовательных ресурсов в процессе развития умений и навыков самостоятельной работы младших школьников на уроках математики

В статье представлено исследование уровня самостоятельности младших школьников в МКОУ «Маломинусинская СОШ № имени Героя Советского Союза Н. И. Михайлова» с. Малая Минуса Красноярского края.

Использование визуального расписания в работе с неговорящими детьми в ГКУ ЦСПР «Роза ветров»

Статья выполнена в рамках Гранта «Мир без границ» Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации В статье раскрываются возможности формирования альтернативной коммуникации у неговорящих детей с помощью визуального расписания в режим...

Реализация наставничества между возрастными группами ДОУ через проект «Содружество»

В статье авторы раскрывают опыт организации наставничества между старшими и младшими группами детей в детском саду.

Проблемы обучения детей-инофонов русскому языку в поликультурных классах

Проект «Организация музейно-педагогического пространства в ДОО»

В статье представлена проектная деятельность участников образовательных отношений как одно из направлений деятельности базовой кафедры инновационных практик дошкольного образования МГПУ им. М. Е. Евсевьева на базе МАДОУ «Центр развития ребенка — Детс...

Особенности преподавания в инклюзивных группах СПО Калужской области

В статье предлагается краткий обзор накопленного опыта по работе с студентами-инвалидами при преподавании в инклюзивных группах.

План-конспект интегрированного урока «Окружающий мир и английский язык» для обучающихся 2-го класса по программе «Школа России»

В статье представлен план-конспект интегрированного урока по теме «Семья», где ребята могут применить на практике знания английского языка и определить смысл понятий «семья», «культура общения» и другие.

Похожие статьи

Развитие творческой индивидуальности детей с ограниченными возможностями здоровья в вокальной студии

В статье автор представляет материалы из опыта работы со слабослышащими детьми в вокальной студии «Родничок».

Ресурсный центр руководителей по охране труда — одна из форм работы по созданию безопасных условий в образовательной организации

Авторы делятся опытом работы ресурсного центра, по изучению условий охраны труда в ДОО города Чебоксары.

Проект по адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Первые встречи»

В статье описана технология взаимодействия с родителями и их детьми раннего дошкольного возраста в период адаптации к ДОУ.

Педагогические условия использования цифровых образовательных ресурсов в процессе развития умений и навыков самостоятельной работы младших школьников на уроках математики

В статье представлено исследование уровня самостоятельности младших школьников в МКОУ «Маломинусинская СОШ № имени Героя Советского Союза Н. И. Михайлова» с. Малая Минуса Красноярского края.

Использование визуального расписания в работе с неговорящими детьми в ГКУ ЦСПР «Роза ветров»

Статья выполнена в рамках Гранта «Мир без границ» Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации В статье раскрываются возможности формирования альтернативной коммуникации у неговорящих детей с помощью визуального расписания в режим...

Реализация наставничества между возрастными группами ДОУ через проект «Содружество»

В статье авторы раскрывают опыт организации наставничества между старшими и младшими группами детей в детском саду.

Проблемы обучения детей-инофонов русскому языку в поликультурных классах

Проект «Организация музейно-педагогического пространства в ДОО»

В статье представлена проектная деятельность участников образовательных отношений как одно из направлений деятельности базовой кафедры инновационных практик дошкольного образования МГПУ им. М. Е. Евсевьева на базе МАДОУ «Центр развития ребенка — Детс...

Особенности преподавания в инклюзивных группах СПО Калужской области

В статье предлагается краткий обзор накопленного опыта по работе с студентами-инвалидами при преподавании в инклюзивных группах.

План-конспект интегрированного урока «Окружающий мир и английский язык» для обучающихся 2-го класса по программе «Школа России»

В статье представлен план-конспект интегрированного урока по теме «Семья», где ребята могут применить на практике знания английского языка и определить смысл понятий «семья», «культура общения» и другие.

Задать вопрос