В статье рассматриваются возможности мобильных приложений, использование которых будет способствовать формированию информационной культуры младших школьников. В ходе проведенного исследования были получены результаты, которые позволили сделать выводы о функционале мобильных приложений, об удобстве их использования. Знакомство со спецификой рассмотренных цифровых инструментов поможет учителю активнее использовать их в учебно-воспитательном процессе по предмету «Окружающий мир».
Ключевые слова: младший школьник, цифровые инструменты, информационная культура, мобильные приложения, окружающий мир.
The article discusses the possibilities of mobile applications, the use of which will contribute to the formation of the information culture of younger schoolchildren. In the course of the study, the results were obtained, which allowed us to draw conclusions about the functionality of mobile applications, about the convenience of their use. Familiarity with the specifics of the considered digital tools will help the teacher to use them more actively in the educational process on the subject «The world around».
Keywords: junior high school student, digital tools, information culture, mobile applications, the surrounding world.
На сегодняшний день такие гаджеты, как смартфоны, ноутбуки, моноблоки, планшеты — заполнили современный мир, и мы уже трудно представляем себе жизнь без их использования. Они используются чаще всего для общения и развлечения.
Однако мы полагаем, что уже на начальном этапе обучения в школе можно знакомить младших школьников с разнообразными возможностями современных гаджетов, обращая внимание на то, как они помогают детям исследовать, изучать разнообразный мир природы. Работа с современными цифровыми инструментами способствует формированию информационной культуры обучающихся, о роли которой заявлено в программных документах.
По мнению Н. И. Гендиной информационная культура — совокупность знаний, умений и навыков, эффективного использования необходимой информации, что подразумевает под собой разностороннее умение её поиска и пользования. [2, с. 24–27]
Также под информационной культурой понимается способность общества более продуктивно использовать средства коммуникаций и информационные ресурсы, иметь возможность совершать новые достижения в области развития средств информатизации и информационных технологий.
Интерес к информационным технологиям в образовании вызван тем, что их могут использовать в процессе обучения, как младшие школьники, так и ученики средней и старшей школы. Уже сегодня в школах активно используются интерактивные доски, компьютеры. В домашних условиях младшие школьники могут активно использовать планшеты, компьютеры и собственные смартфоны порой для развлечения, но что если найти немного другое применение данным электронным ресурсам?
Мобильные приложения занимают важное место в жизни каждого человека, их спектр широк и в учебно-познавательном процессе, поскольку содержание приложений и их дидактические возможности очень разнообразны. [5, с 123–126]
Работа с мобильными приложениями развивает познавательный интерес школьников к предмету, показывает интегрированный характер предмета, «вписывается» в исследовательский подход, формирует информационную грамотность. [6, с 241–244]
Подобных мобильных приложений [1] для изучения окружающего мира, которые можно найти в свободном доступе на Play Market или App Store. Рассмотрим некоторые из них более подробно.
- PlantNet. Данное приложение доступно для скачивания, как на операционных системах Android, так и на iOS. Им могут пользоваться, как младшие школьники, так и их родители. Приложением пользоваться просто. Увидев на прогулке незнакомое дерево, куст или цветок, можно просто сфотографировать его и загрузить фото: приложение проведет анализ фотографии и выдаст названия всех похожих видов и их изображения, ранее загруженные другими пользователями. В данном приложении младший школьник может изучать не только растения, но и совершенствовать свой навык фотографии, тем самым он может найти себе новое увлечение. Ниже представлен анализ отзывов пользователей данного приложения в Play Market.
Оценка приложения «PlantNet» пользователями
Было изучено 100 отзывов. Анализируя данную диаграмму можно сделать вывод о том, что большинство пользователей дают высокую оценку данному приложению (40 человек), 25 человек оценивают приложение на 4 звезды, на 2* и 3* оценивают 15 человек и лишь 5 человек оценили приложение на 1*. Средняя оценка данного приложения: 3,8.
- iNaturalist. Данное приложение доступно для скачивания, как на операционных системах Android, так и на iOS. Оно схоже по принципу использования с приложением, описанным выше, однако, у него есть одна особенность, которая позволяет вести внутренний дневник наблюдений за растениями и животными, а также читать дневники других людей. Кроме того, имеется возможность открыть карту местности и почитать отчеты о растениях и насекомых, которые другие пользователи обнаружили в местности, где проживает младший школьник. Безусловно, данное приложение поможет школьнику улучшить навыки чтения, расширить круг географических представлений, поможет изучить окружающий мир более глубоко и повысит эффективность школьных занятий.
Проведем оценку приложения также по отзывам пользователей, возьмем, как и в прошлом случае 100 отзывов и покажем результаты анализа в виде диаграммы.
Оценка приложения «iNaturalist» пользователями
Анализируя данную диаграмму можно сделать вывод о том, что большинство пользователей дают высокую оценку данному приложению (36 человек), 30 человек оценивают приложение на 4 звезды, на 3 звезды — 17 человек, на 2 звезды — 15 человек и лишь 2 человека поставили оценку — 1 звезда. Средняя оценка данного приложения: 3,83.
- eBird. Данное приложение также доступно для скачивания в Play Market и App Store. Отличается от приложений выше оно тем, что данное приложение создано исключительно для наблюдения за птицами. Оно автоматически создает чек-лист для наблюдения за птицами в районе, где проживает школьник, исходя из местоположения, времени года и других параметров. Здесь также можно общаться с единомышленниками и публиковать свои собственные наблюдения, которые потом используются для решения задач в области охраны природы. Так как большая часть информации в данном приложении представлена на английском языке, то помимо окружающего мира младший школьник может знакомиться с новой лексикой на английском языке.
Также проведем анализ данного приложения по 100 отзывам среди пользователей. Оценка данного приложения представлена на рисунке ниже.
Оценка приложения «eBird» пользователями
Анализируя данную диаграмму можно сделать вывод о том, что большинство пользователей дают высокую оценку данному приложению (45 человек), 33 человек оценивают приложение на 4 звезды, на 3 звезды — 20 человек, на 2 звезды — 2 человек. На 1 не оценил никто. Средняя оценка данного приложения: 4,51.
- YouTube. Большинство школьников и преподавателей знакомы с данным приложением, которое позволяет расширить свой кругозор, изучая познавательные видеоролики. Рассмотрим несколько интересных каналов:
— Дети и наука [3]. Данный YouTube канал специализируется на контенте для детей. Можно встретить плейлисты на тему астрономии для начальной школы, множество плейлистов, которые посвящены изучению курса «Окружающий мир» для школьников с 1 по 3 классы. Также есть контент и для старшей школы.
— Смешарики. Пин-код [4]. Большинство младших школьников предпочитают смотреть мультфильмы, но не стоит забывать и о образовательных мультфильмах, к которым относятся «Смешарики. Пин-код», в данных мультфильмах затрагиваются различные темы, которые помогут младшему школьнику сформировать интерес не только к окружающему миру, но и к изобретательству, техническому творчеству и привить тягу к знаниям.
Таким образом, в данной статье был рассмотрен потенциал некоторых приложений, с помощью которых младший школьник может изучать окружающий мир. Применение подобных приложений на уроках по предмету «окружающий мир» поможет учителям активнее привлекать школьников к проектной и исследовательской деятельности, создавать мотивацию к изучению этого предмета. Вовлечение обучающихся в самостоятельную работу с рассмотренными выше цифровыми инструментами позволяет формировать информационную культуру младших школьников.
Литература:
- Бесплатные приложения для юных любителей окружающего мира // LittleOne URL: https://littleone.com/ (дата обращения: 03.11.2022).
- Гендина Н. И. Дидактические основы формирования информационной культуры // Школьная библиотека. — 2002. — № 1. — С. 24–27.
- Дети и наука // YouTube URL: https://www.youtube.com/c/CHILDRENscience (дата обращения: 03.11.2022).
- Смешарики. Пин-код // YouTube URL: https://www.youtube.com/c/smeshariki (дата обращения: 03.11.2022).
- Смирнова М. С., Редькина И. Д. Использование мобильных приложений при изучении естественнонаучных дисциплин // материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. — Москва: Перо, 2020. — С. 123–126.
- Смирнова М. С., Штанова Л. Е. Возможности информационно-образовательной среды для изучения предмета «Окружающий мир» // материалы научно-практических конференции. — Москва: Издательский дом «Среда», 2019. — С. 241–244.