«Правда» и «Кривда» в комедии Аристофана «Облака», или Духовные проблемы общества эпохи афинской демократии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №44 (439) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 06.11.2022

Статья просмотрена: 979 раз

Библиографическое описание:

Артеменко, А. А. «Правда» и «Кривда» в комедии Аристофана «Облака», или Духовные проблемы общества эпохи афинской демократии / А. А. Артеменко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 44 (439). — С. 389-391. — URL: https://moluch.ru/archive/439/96059/ (дата обращения: 16.11.2024).



Статья посвящена комедии Аристофана «Облака» в аспекте отражения в ней ключевых проблем эпохи афинской демократии. Анализируются проблемы увлечения общества софистикой, религиозного кризиса общественного сознания по комедии «Облака».

Ключевые слова: комедия, Аристофан, политика, философия, софистика, Сократ, ирония, религиозный культ, афинская демократия.

Статья посвящена проблеме отражения ключевых духовных проблем общества афинской демократии в комедии Аристофана «Облака».

Сюжет комедии, безусловно, интересен и способен увлечь даже самого притязательного читателя. Персонаж комедии земледелец Стрепсиад, который совершенно ничего не смыслит в политике и философии, вынужден пойти в «мыслильню» Сократа, который в комедии назван «безбожником с Мелоса» [1]. И опять же нам следует обратить на то, как Аристофан называет жилище Сократа — «мыслильня»… Ироничное отношение Аристофана проявляется во всем.

Другой очевидный комический «удар» по софистике Аристофан наносит, показывая нам цель визита земледельца (которая весьма утилитарна и не связана с «высокими материями» бытия) — ему надо отвадить от своего дома кредиторов, а также найти какую-то управу на сына Фидиппида и его избалованную жену-горожанку, которые проматывают все деньги и предаются разного рода излишествам.

Таким образом, герои комедии стали забывать о том, что составляет ценность человеческой жизни — семью. Отсутствие почтения сына к отцу, забвение моральных ценностей предков, как результат — распущенность, легкомыслие — все это сполна отражено на примере того, как выстраиваются взаимоотношения между молодым Фидиппидом и его отцом, который в комедии символизирует прошлое и те традиции, которые почитает Аристофан. Жизнь напоказ и полное отсутствие уважения к старшим — вот плачевный удел того общества, которое столь колоритно и иронично обрисовано драматургом. «Жеребцы вороные, кобылы с клеймом и женитьба меня разорили» [1].

Выбирая в качестве основы комический сюжет, Аристофан все же делает акцент на психологической и моральной проблематике. Его вердикт обществу не слишком оптимистичен: те добродетели, которые составляли фундамент прошлого, теперь стали не актуальны, молодое поколение гонится лишь за развлечениями, удовольствиями и богатством. И самое страшное заключается в том, что и представители старшего поколения поддаются «демократическим» соблазнам — Стрепсиад, несмотря на то, что всю жизнь работал на земле, вдруг «хочет постигнуть мудрость». Ситуация поистине неоднозначная и комическая по своей сути. Философия Сократа и софистов определяется Аристофаном как «кривые речи», которые, тем не менее, помогают «всегда, везде одерживать верх, хотя б ты был кругом неправ». Сократ в комедии предстает отнюдь не как великий философ, а в совершенно неожиданном ракурсе — как представитель «кривой» «мудрости».

Огромная проблема современного Аристофану общества состоит в забвении религии и религиозного культа, в увлечении «кривдой». С позиции Аристофана «кривда» софистов уводит людей от земной жизни, от тех потребностей и проблем, которые действительно реальны, а не надуманы.

Лишним доказательством тому служит и тот вид, в котором нам Аристофан репрезентует Сократа: философ висит в гамаке, рассуждает о светилах: «Бессильна мысль проникнуть в тайны мира запредельного, в пространствах не повиснув»... [1]. Практическая польза от такого рода времяпрепровождения Аристофаном, конечно же, не усматривается.

«Мыслильня» Сократа — это и место, где делятся псевдомудростью, но… далеко не бесплатно. И это опять же подвергается осмеянию со стороны Аристофана, который был бесспорным ценителем знания и образования, но именно как ценностей духовного бытия, но не предмета «рыночной торговли». Однако софисты придерживаются иной позиции, которую Аристофан решительно осуждает: «И тех, кто денег даст им, пред судом они обучат кривду делать речью правою».

Прием гротескного осмеяния используется Аристофаном и в отношении тех методов обучения, которые используют софисты. Так, ученики Сократа решают ничтожные проблемы, которые совершенно не нужны ни науке, ни обществу: «на сколько стоп блошиных блохи прыгают?», или «пищит комар гортанью или задницей» [1]. Такую псевдомудрость Аристофан называет «божественным роем» облаков.

Итак, герои комедии «Облака», обольщаясь «словоблудием» идет к своей нравственной деградации, к культу лживости и наживы. Все ученики Сократа прямо определяются, как «босоногие, бахвалы, негодяи бледнорожие» [1].

Образование благодаря софистам становится услугой, тогда как софисты совершенно не способны дать глубокие и системные знания. И итог «обучения» Стрепсиада также закономерен: «кривым речам» ему не удается научиться в полной мере. Впрочем, это и не удивительно, учитывая то, как его обучали: «Плащом закройся! Основную мысль найди, развей ее и расчлени по косточкам, определи и сопряги!», «направь свободно мысль свою по воздуху, как стрекозу, привязанную за ногу» [1]. Сократ как «священнослужитель речей плутовских», увы, не смог помочь Стрепсиаду, который, впрочем, считает, что во всем виновны его преклонные года. Однако в «мыслильню» Сократа отправляется его должник — сын.

Отношения между отцом и сыном Аристофаном показаны весьма подробно, что не случайно, ведь нравственная деградация молодого поколения является прямым следствием того, что «отцы» не научили молодежь почитать старших и богов. В данном случае подтвердим этот тезис словами отца о богах, которые не проникнуты верой и почтением: «Нет никакого Зевса, мой сынок. Царит какой-то Вихрь. А Зевса он давно прогнал» [1]. Отправляясь к софистам, Фидиппид осваивает науку «ловчить и долгов не платить».

В контексте рассматриваемой темы следует обратить внимание на агон пьесы Аристофана. Здесь он разворачивается между Правдой (Справедливое слово) и Кривдой (Несправедливое слово). Правда — это традиционные ценности, это почитание богов, уважение к старшим, стремление к образованию, получению новых знаний. Правда — это также и воспитание «естественного» человека, «наука поколенья бойцов марафонских». А Кривда — это то, чем занимаются софисты, это наука «ловчить», это торговля образованием, отсутствие уважения к традициям.

Финал комедии очевиден и закономерен, исходя из той позиции, которая выражена в агоне Правдой: наученный софистами «ловкач» — сын побивает родного отца. Но тот осознает все свои прежние ошибки: «За бога принял я пустые выдумки! <...> Ах, я дурак! Ах, сумасшедший, бешеный! Богов прогнал я, на Сократа выменял» [1]. Особое внимание следует обратить на то, что в самый решающий момент отец обращается именно к богам, к Гермесу, что знаменует собой возврат к традиционной религии и соответствующим ей ценностям. Соответственно, с позволения Гермеса Стрепсиад совершает поджог «мыслильни» Сократа:

Так, так, совет прекрасный: не сутяжничать,

А поскорее подпалить безбожников

Лачугу.

Ксанфий, Ксанфий! Поспеши сюда!

Беги сюда, топор возьми и лестницу,

И на мыслильню поскорей вскарабкайся,

И крышу разбросай, любя хозяина,

И опрокинь стропила на мошенников!

А мне подайте факел пламенеющий!

Сегодня же заставлю расплатиться их

За все грехи: они не что, как жулики!

Таким образом, с огромным мастерством и решительностью, нетривиально Аристофан в своей комедии «Облака» обличает пороки современного ему общества, призывая к уважению традиционной духовности. В образе Сократа и софистов драматург высмеивает «новую науку» и ее псевдоценности. Несмотря на то, что сейчас софисты считаются основоположниками европейской гуманистической философской традиции, отношение Аристофана, исходя из сюжета комедии «Облака», к софистике было резко отрицательным (это следует из того, как Аристофан создает образ Сократа, описывает рассуждения софистов о тех проблемах, которые совершенно пусты и не несут в себе чего-то полезного для общества). Комедия «Облака» — это протест против словесных манипуляций и подмены понятий, это призыв к честности, открытости и традиционности. Этот протест, в частности, выражен в поджоге «мыслильни» Сократа, который имеет символический смысл.

Литература:

  1. Аристофан. Облака: античная комедия. — Ростов н/Д: Феникс, 1997. — С. 13–99. — Режим доступа: http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1489071693
Основные термины (генерируются автоматически): афинская демократия, софист, бог, комедия, молодое поколение, нравственная деградация, общество, отец, религиозный культ.


Ключевые слова

политика, ирония, философия, Сократ, софистика, комедия, Аристофан, религиозный культ, афинская демократия

Похожие статьи

Платон против Гомера в «Битве за Грецию»: сравнительный анализ социально-философских воззрений

В статье проводится анализ основных положений социально философских взглядов и концепций Гомера и Платона. Отметается, что главное сражение за умы греков произошло в IV веке до. н. э. в Афинах, когда Платон описал «идеальное государство». Указывается...

Деконструкция древнегреческой трагедии в романе «Тайная история» Д. Тартт

В статье исследуется влияние античной культуры на сюжет и композицию романа «Тайная история» Донны Тартт. Писательница активно использует античный код, переосмысляя сюжет древнегреческих трагедий. Восприятие античной культуры проявляется через повест...

Образ Сократа в комедии Аристофана «Облака»

В статье рассматривается образ Сократа в сатире Аристофана и соотнесение его с общекультурным представлением о Сократе. Выясняются причины негативной окраски Сократа в творчестве Аристофана.

Раскольников-теоретик как эскапист

В данной статье нами рассмотрены понятия эскапизм и эскапистское сознание. Задача этой работы заключается в доказательстве целесообразности применения этих понятий к Раскольникову и его теории. В статье рассматриваются некоторые предпосылки возникнов...

Традиции житийной литературы в повести Л. Н. Андреева «Жизнь Василия Фивейского»

В статье рассматриваются традиции житийной литературы в повести Л. Н. Андреева «Жизнь Василия Фивейского». Отмечается связь произведения с житиями на жанровом, идейно-образном, композиционном уровнях. Автор приходит к выводу о том, что писатель, испо...

Экзистенциальные переживания в контексте темы крепостного права в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Пошехонская старина»

В статье описаны экзистенциальные мотивы в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Пошехонская старина». Проанализировано их воплощение в произведении: система персонажей, лирические отступления. Определена специфика экзистенциальных переживаний в произведен...

Женские образы в романе «Война и мир» в аспекте экофеминистской литературной критики

Предмет статьи составляют отношения между женщинами и природой, женщинами и мужчинами, мужчинами и природой в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Рассматриваются женские образы в романе, выявляется тесная связь между женщинами и природой в свете эко...

Использование мировоззренческих наставлений сказки в современных социальных практиках

Данная статья рассматривает мировоззренческие наставления сказки в некоторых социальных практиках терапевтического, педагогического и экзистенциального характера. Особое внимание уделено механизму действия мифологий современного мира, представленных ...

«Большие надежды» как энциклопедия викторианского общества

Статья посвящена исследованию викторианского социума через призму романа Чарльза Диккенса «Большие надежды». Обосновывается идея, что в романе присутствуют все черты реалистического описания, а произведение «Большие надежды» можно смело назвать энцик...

Роман В.Я. Брюсова «Огненный ангел» в контексте мистического реализма

В статье исследуется такой феномен литературы XX века, как мистический реализм, природа его возникновения и влияние на произведения русских авторов. В частности рассматривается исторический роман В.Я. Брюсова «Огненный ангел» и анализируются черты ми...

Похожие статьи

Платон против Гомера в «Битве за Грецию»: сравнительный анализ социально-философских воззрений

В статье проводится анализ основных положений социально философских взглядов и концепций Гомера и Платона. Отметается, что главное сражение за умы греков произошло в IV веке до. н. э. в Афинах, когда Платон описал «идеальное государство». Указывается...

Деконструкция древнегреческой трагедии в романе «Тайная история» Д. Тартт

В статье исследуется влияние античной культуры на сюжет и композицию романа «Тайная история» Донны Тартт. Писательница активно использует античный код, переосмысляя сюжет древнегреческих трагедий. Восприятие античной культуры проявляется через повест...

Образ Сократа в комедии Аристофана «Облака»

В статье рассматривается образ Сократа в сатире Аристофана и соотнесение его с общекультурным представлением о Сократе. Выясняются причины негативной окраски Сократа в творчестве Аристофана.

Раскольников-теоретик как эскапист

В данной статье нами рассмотрены понятия эскапизм и эскапистское сознание. Задача этой работы заключается в доказательстве целесообразности применения этих понятий к Раскольникову и его теории. В статье рассматриваются некоторые предпосылки возникнов...

Традиции житийной литературы в повести Л. Н. Андреева «Жизнь Василия Фивейского»

В статье рассматриваются традиции житийной литературы в повести Л. Н. Андреева «Жизнь Василия Фивейского». Отмечается связь произведения с житиями на жанровом, идейно-образном, композиционном уровнях. Автор приходит к выводу о том, что писатель, испо...

Экзистенциальные переживания в контексте темы крепостного права в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Пошехонская старина»

В статье описаны экзистенциальные мотивы в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Пошехонская старина». Проанализировано их воплощение в произведении: система персонажей, лирические отступления. Определена специфика экзистенциальных переживаний в произведен...

Женские образы в романе «Война и мир» в аспекте экофеминистской литературной критики

Предмет статьи составляют отношения между женщинами и природой, женщинами и мужчинами, мужчинами и природой в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Рассматриваются женские образы в романе, выявляется тесная связь между женщинами и природой в свете эко...

Использование мировоззренческих наставлений сказки в современных социальных практиках

Данная статья рассматривает мировоззренческие наставления сказки в некоторых социальных практиках терапевтического, педагогического и экзистенциального характера. Особое внимание уделено механизму действия мифологий современного мира, представленных ...

«Большие надежды» как энциклопедия викторианского общества

Статья посвящена исследованию викторианского социума через призму романа Чарльза Диккенса «Большие надежды». Обосновывается идея, что в романе присутствуют все черты реалистического описания, а произведение «Большие надежды» можно смело назвать энцик...

Роман В.Я. Брюсова «Огненный ангел» в контексте мистического реализма

В статье исследуется такой феномен литературы XX века, как мистический реализм, природа его возникновения и влияние на произведения русских авторов. В частности рассматривается исторический роман В.Я. Брюсова «Огненный ангел» и анализируются черты ми...

Задать вопрос