Статья посвящена комедии Аристофана «Облака» в аспекте отражения в ней ключевых проблем эпохи афинской демократии. Анализируются проблемы увлечения общества софистикой, религиозного кризиса общественного сознания по комедии «Облака».
Ключевые слова: комедия, Аристофан, политика, философия, софистика, Сократ, ирония, религиозный культ, афинская демократия.
Статья посвящена проблеме отражения ключевых духовных проблем общества афинской демократии в комедии Аристофана «Облака».
Сюжет комедии, безусловно, интересен и способен увлечь даже самого притязательного читателя. Персонаж комедии земледелец Стрепсиад, который совершенно ничего не смыслит в политике и философии, вынужден пойти в «мыслильню» Сократа, который в комедии назван «безбожником с Мелоса» [1]. И опять же нам следует обратить на то, как Аристофан называет жилище Сократа — «мыслильня»… Ироничное отношение Аристофана проявляется во всем.
Другой очевидный комический «удар» по софистике Аристофан наносит, показывая нам цель визита земледельца (которая весьма утилитарна и не связана с «высокими материями» бытия) — ему надо отвадить от своего дома кредиторов, а также найти какую-то управу на сына Фидиппида и его избалованную жену-горожанку, которые проматывают все деньги и предаются разного рода излишествам.
Таким образом, герои комедии стали забывать о том, что составляет ценность человеческой жизни — семью. Отсутствие почтения сына к отцу, забвение моральных ценностей предков, как результат — распущенность, легкомыслие — все это сполна отражено на примере того, как выстраиваются взаимоотношения между молодым Фидиппидом и его отцом, который в комедии символизирует прошлое и те традиции, которые почитает Аристофан. Жизнь напоказ и полное отсутствие уважения к старшим — вот плачевный удел того общества, которое столь колоритно и иронично обрисовано драматургом. «Жеребцы вороные, кобылы с клеймом и женитьба меня разорили» [1].
Выбирая в качестве основы комический сюжет, Аристофан все же делает акцент на психологической и моральной проблематике. Его вердикт обществу не слишком оптимистичен: те добродетели, которые составляли фундамент прошлого, теперь стали не актуальны, молодое поколение гонится лишь за развлечениями, удовольствиями и богатством. И самое страшное заключается в том, что и представители старшего поколения поддаются «демократическим» соблазнам — Стрепсиад, несмотря на то, что всю жизнь работал на земле, вдруг «хочет постигнуть мудрость». Ситуация поистине неоднозначная и комическая по своей сути. Философия Сократа и софистов определяется Аристофаном как «кривые речи», которые, тем не менее, помогают «всегда, везде одерживать верх, хотя б ты был кругом неправ». Сократ в комедии предстает отнюдь не как великий философ, а в совершенно неожиданном ракурсе — как представитель «кривой» «мудрости».
Огромная проблема современного Аристофану общества состоит в забвении религии и религиозного культа, в увлечении «кривдой». С позиции Аристофана «кривда» софистов уводит людей от земной жизни, от тех потребностей и проблем, которые действительно реальны, а не надуманы.
Лишним доказательством тому служит и тот вид, в котором нам Аристофан репрезентует Сократа: философ висит в гамаке, рассуждает о светилах: «Бессильна мысль проникнуть в тайны мира запредельного, в пространствах не повиснув»... [1]. Практическая польза от такого рода времяпрепровождения Аристофаном, конечно же, не усматривается.
«Мыслильня» Сократа — это и место, где делятся псевдомудростью, но… далеко не бесплатно. И это опять же подвергается осмеянию со стороны Аристофана, который был бесспорным ценителем знания и образования, но именно как ценностей духовного бытия, но не предмета «рыночной торговли». Однако софисты придерживаются иной позиции, которую Аристофан решительно осуждает: «И тех, кто денег даст им, пред судом они обучат кривду делать речью правою».
Прием гротескного осмеяния используется Аристофаном и в отношении тех методов обучения, которые используют софисты. Так, ученики Сократа решают ничтожные проблемы, которые совершенно не нужны ни науке, ни обществу: «на сколько стоп блошиных блохи прыгают?», или «пищит комар гортанью или задницей» [1]. Такую псевдомудрость Аристофан называет «божественным роем» облаков.
Итак, герои комедии «Облака», обольщаясь «словоблудием» идет к своей нравственной деградации, к культу лживости и наживы. Все ученики Сократа прямо определяются, как «босоногие, бахвалы, негодяи бледнорожие» [1].
Образование благодаря софистам становится услугой, тогда как софисты совершенно не способны дать глубокие и системные знания. И итог «обучения» Стрепсиада также закономерен: «кривым речам» ему не удается научиться в полной мере. Впрочем, это и не удивительно, учитывая то, как его обучали: «Плащом закройся! Основную мысль найди, развей ее и расчлени по косточкам, определи и сопряги!», «направь свободно мысль свою по воздуху, как стрекозу, привязанную за ногу» [1]. Сократ как «священнослужитель речей плутовских», увы, не смог помочь Стрепсиаду, который, впрочем, считает, что во всем виновны его преклонные года. Однако в «мыслильню» Сократа отправляется его должник — сын.
Отношения между отцом и сыном Аристофаном показаны весьма подробно, что не случайно, ведь нравственная деградация молодого поколения является прямым следствием того, что «отцы» не научили молодежь почитать старших и богов. В данном случае подтвердим этот тезис словами отца о богах, которые не проникнуты верой и почтением: «Нет никакого Зевса, мой сынок. Царит какой-то Вихрь. А Зевса он давно прогнал» [1]. Отправляясь к софистам, Фидиппид осваивает науку «ловчить и долгов не платить».
В контексте рассматриваемой темы следует обратить внимание на агон пьесы Аристофана. Здесь он разворачивается между Правдой (Справедливое слово) и Кривдой (Несправедливое слово). Правда — это традиционные ценности, это почитание богов, уважение к старшим, стремление к образованию, получению новых знаний. Правда — это также и воспитание «естественного» человека, «наука поколенья бойцов марафонских». А Кривда — это то, чем занимаются софисты, это наука «ловчить», это торговля образованием, отсутствие уважения к традициям.
Финал комедии очевиден и закономерен, исходя из той позиции, которая выражена в агоне Правдой: наученный софистами «ловкач» — сын побивает родного отца. Но тот осознает все свои прежние ошибки: «За бога принял я пустые выдумки! <...> Ах, я дурак! Ах, сумасшедший, бешеный! Богов прогнал я, на Сократа выменял» [1]. Особое внимание следует обратить на то, что в самый решающий момент отец обращается именно к богам, к Гермесу, что знаменует собой возврат к традиционной религии и соответствующим ей ценностям. Соответственно, с позволения Гермеса Стрепсиад совершает поджог «мыслильни» Сократа:
Так, так, совет прекрасный: не сутяжничать,
А поскорее подпалить безбожников
Лачугу.
Ксанфий, Ксанфий! Поспеши сюда!
Беги сюда, топор возьми и лестницу,
И на мыслильню поскорей вскарабкайся,
И крышу разбросай, любя хозяина,
И опрокинь стропила на мошенников!
А мне подайте факел пламенеющий!
Сегодня же заставлю расплатиться их
За все грехи: они не что, как жулики!
Таким образом, с огромным мастерством и решительностью, нетривиально Аристофан в своей комедии «Облака» обличает пороки современного ему общества, призывая к уважению традиционной духовности. В образе Сократа и софистов драматург высмеивает «новую науку» и ее псевдоценности. Несмотря на то, что сейчас софисты считаются основоположниками европейской гуманистической философской традиции, отношение Аристофана, исходя из сюжета комедии «Облака», к софистике было резко отрицательным (это следует из того, как Аристофан создает образ Сократа, описывает рассуждения софистов о тех проблемах, которые совершенно пусты и не несут в себе чего-то полезного для общества). Комедия «Облака» — это протест против словесных манипуляций и подмены понятий, это призыв к честности, открытости и традиционности. Этот протест, в частности, выражен в поджоге «мыслильни» Сократа, который имеет символический смысл.
Литература:
- Аристофан. Облака: античная комедия. — Ростов н/Д: Феникс, 1997. — С. 13–99. — Режим доступа: http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1489071693