В статье автор выделяет и изучает проблемы защиты интересов предпринимателей во взаимоотношениях с потребителями.
Ключевые слова: потребитель, защита интересов предпринимателей, взаимоотношение, гражданское законодательство.
Защита интересов предпринимателей во взаимоотношениях с потребителями является актуальной темой в настоящее время. Актуальность данной темы обусловлена сложной кодификацией данных правоотношений, что также не прибавляет им простоты и прозрачности, а только способствует увеличению нагрузки на судебную систему. В силу особого правового статуса, предприниматели нуждаются в способах защиты, адекватных степени нарушения их прав. Защита прав предпринимателей является одной из насущных проблем, решение которой напрямую зависит от надлежащей юридической основы, что еще раз подчеркивает нужность и своевременность для исследования данной темы.
Исследование проблем защиты интересов предпринимателей во взаимоотношениях с потребителями неразрывно связано с поиском, изучением, обработкой, систематизацией научной, методической литературы по теме исследования, анализе и систематизации нормативных правовых актов, материалов судебной практики, посредством которых будет сформирован наиболее полный взгляд на причины, проблемы, способы их решения по теме исследования в области права.
До обращения к правовому пласту, регулирующему проблемы защиты интересов предпринимателей во взаимоотношениях с потребителями, авторы, зачастую, в первую очередь обращаются к изучению научного направления данного вопроса.
Научное направление представляет собой сферу научных исследований научного коллектива, посвященных решению каких-либо крупных, фундаментальных теоретических и экспериментальных задач в определенной отрасли науки [3].
Но изучение и рассмотрение проблем защиты интересов предпринимателей во взаимоотношениях с потребителями нужно исследовать непосредственно в правовой базе, которая показывает динамичное появление, развитие и изменение в данной теме.
Рассмотрение вопроса в динамике дает возможность проследить общие тенденции его развития и перспективу направления темы исследования через работу с первичными документами, методической литературы, ее интерпретацию посредством определения исследуемых понятий, анализа нормативных правовых актов [4].
Обращаясь к вышеперечисленным источникам, по теме защиты интересов предпринимателей во взаимоотношениях с потребителями можно выделить одну из основных, значимых проблем, заключающуюся в сроках удовлетворения требований потребителя.
Согласно нормам Закона РФ от 07.02.1992 N 2300–1 (ред. от 14.07.2022) «О защите прав потребителей», а именно ст. 22 требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования [2].
Также, согласно ст.31 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300–1 (ред. от 14.07.2022) «О защите прав потребителей» требования потребителя об уменьшении цены за выполненную работу (оказанную услугу), о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами, а также о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора, предусмотренные пунктом 1 статьи 28 и пунктами 1 и 4 статьи 29 ЗПП, подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования. За нарушение предусмотренных настоящей статьей сроков удовлетворения отдельных требований потребителя исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню), размер и порядок исчисления которой определяются в соответствии с пунктом 5 статьи 28 ЗПП [2].
Рассмотрение данных статей показывает лучшее положение потребителя, чем предпринимателя в части условий о коротком сроке удовлетворения требований. Так, согласно ст. 23 Закона о защите прав потребителя за нарушение сроков, предусмотренных статьями 20, 21 и 22 ЗПП, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара, в случае нарушения сроков, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 31 ЗПП, потребитель вправе предъявить исполнителю иные требования, предусмотренные пунктом 1 статьи 28 и пунктами 1 и 4 статьи 29 ЗПП [2].
Второй проблемой защиты интересов предпринимателей во взаимоотношениях с потребителями, при анализе Гражданского Кодекса и Закона о защите прав потребителя можно выделить отсутствие в законе закрепления понятия «предприниматель».
Согласно преамбуле Закона РФ от 07.02.1992 № 2300–1 (ред. от 14.07.2022) «О защите прав потребителей» потребитель — это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности [2].
В свою очередь, понятие «предприниматель» в законе не является закрепленным, гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, зарегистрированными в качестве таковых в установленном нормами гражданского законодательства порядке, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг [1].
Кроме анализа и систематизации нормативных правовых актов по теме защиты интересов предпринимателей во взаимоотношениях с потребителями, важной составляющей в исследовании данного вопроса являются материалы судебной практики, обзоры Верховного Суда Российской Федерации наиболее актуальных вопросов по делам о защите прав потребителей, которые покажут практическую сторону данной темы.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о необходимости в более глубоком изучении правовой, практической стороны вопроса. Также необходимо использовать и опыт зарубежных ученых, юристов, которые раскрывают защиту интересов предпринимателей во взаимоотношениях с потребителями, их исследования по вопросам общих положений, способах и принципах защиты прав и интересов предпринимателей в отношениях с потребителями.
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022) // «Собрание законодательства РФ». — N 32. — 05.12.1994. — ст.3301.
- Закон РФ от 07.02.1992 N 2300–1 (ред. от 14.07.2022) «О защите прав потребителей» // «Собрание законодательства РФ». — 15.01.1996. — N 3. — ст. 140.
- Каргин, В. Р. Методология научных исследований. Выбор направления научного исследования и этапы научно-исследовательской работы [Электронный ресурс]: презентация лекционного курса / В. Р. Каргин; Минобрнауки России, Самар. гос. аэрокосм. унт им. С. П. Королева (нац. исслед. ун-т). — Электрон. текстовые и граф. дан. (0,82 Мбайт). — Самара, 2011. — 1 эл. опт. диск (CD-ROM).
- Методология подготовки и проведения научных исследований: учебное пособие / С. В. Гарник, Р. А. Бондаренко, О. В. Петрова. — Москва: Академия управления МВД России, 2021. — 120 с.