Актуальность электронной коммерции для налогообложения: проблемные вопросы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №44 (439) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 05.11.2022

Статья просмотрена: 94 раза

Библиографическое описание:

Хемрайев, Д. М. Актуальность электронной коммерции для налогообложения: проблемные вопросы / Д. М. Хемрайев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 44 (439). — С. 278-280. — URL: https://moluch.ru/archive/439/96076/ (дата обращения: 15.11.2024).



Обладая многочисленными преимуществами по сравнению с обычной коммерцией, электронная коммерция как новая форма бизнеса быстро развивается. В этом исследовании рассматриваются налоговые аспекты операций электронной коммерции на онлайн-рынке.

Ключевые слова: электронная коммерция, торговая площадка, налогоплательщик, налогообложение.

После десятилетия поразительного роста интернет привлекает миллионы потребителей и миллиарды их долларов в свой гигантский, постоянно расширяющийся виртуальный торговый центр. Считается, что широкое распространение информационно-коммуникационных систем и превращение интернета в глобальную “сеть сетей” являются основными движущими силами “новой экономики”. Разумный уровень доступа к электронным сетям передачи данных стимулировал появление “кибербизнеса” и “электронной коммерции” (e-commerce), в частности, во всемирной паутине, которая представляет собой совершенно новый канал перемещения товаров и услуг по всему миру.

Электронная коммерция — это облегченный компьютером обмен миллионами товаров или услуг. Помимо онлайн-торговли товарами и услугами, электронная коммерция охватывает электронные денежные переводы, онлайн-торговлю финансовыми инструментами и обмен данными между компаниями.

Электронная коммерция произвела революцию в ведении бизнеса по всему миру. Ни физическое присутствие, ни физическая доставка товаров и услуг не являются необходимыми. Его технология преобразует создание и маркетинг товаров и услуг, бизнес-процессы, организационные структуры и функциональные области. Как подмножество электронного бизнеса, электронная коммерция бросает вызов глобальным налоговым режимам. Его модель отличается от обычной торговли, в которой электронная коммерция не имеет физической формы магазина, аутлета, демонстрационного зала и так далее. Однако эта модель электронной торговли не может быть отделена от налогообложения. При введении налога на операции электронной коммерции следует учитывать такие принципы налогообложения, как нейтральность, эффективность, определенность и простота, действенность, справедливость и гибкость.

Существующие системы налогообложения развивались в экономической среде, характеризующейся обменом материальными товарами и личными услугами. По мере того как глобальные электронные информационно-коммуникационные сети становятся все более всеобъемлющими, добавленная стоимость смещается в пользу нематериальных товаров и услуг, предоставляемых электронным способом, при которых поставщикам не обязательно присутствовать в точке продажи.

Это предъявляет новые требования к системам налогообложения. Во-первых, налоговые нормы должны быть адаптированы к новой экономико-технологической среде электронной коммерции.

Во-вторых, институциональные и технические последствия кибербизнеса имеют огромные последствия для налоговых процедур, например, в отношении функции мониторинга и контроля налоговых органов и соблюдения налогового законодательства, включая обязательство налогоплательщиков сотрудничать с властями.

Для обзора налоговых проблем, связанных с новой электронной экономикой, можно, на первом этапе, провести различие между законными и незаконными действиями налогоплательщиков. Благодаря техническим и институциональным характеристикам интернета, таким как указанные на pиc. 1, уклонение от уплаты налогов становится легким и сопряжено с низким риском.

Технические и институциональные характеристики интернета

Рис. 1. Технические и институциональные характеристики интернета

Казначейство часто не в состоянии обеспечить исполнение своих налоговых требований или требует для этого значительных расходов на персонал и материалы. Таким образом, фискальная цель сбора налогов с высокой доходностью и цель справедливого и равноправного налогообложения вряд ли будут достигнуты. Тесно связаны искажения конкуренции между старой и новой экономикой, если значительное уклонение от уплаты налогов в электронной торговле приводит к снижению там валовых цен по сравнению с традиционной торговлей.

Для систематизации проблем налогообложения в интеpнете на втором этапе можно провести различие между национальными и международными транзакциями. Сеть способствует экономической глобализации, в то время как финансовый суверенитет в основном остается на национальном уровне. Это приводит к международным различиям в налоговых системах, которые, с одной стороны, находятся в конкурентных отношениях как важные факторы местоположения, но, с другой стороны, нуждаются в координации, чтобы избежать нежелательного двойного налогообложения в электронной торговле, а также налоговых недостатков и искажений конкуренции.

Третий и последний aспeкт кластеризации, имеющий отношение к налогообложению электронной торговли, может быть проведен в отношении затрагиваемых типов налогов. Среди налогов, взимаемых при применении подоходного налога (так называемых косвенных налогов), налоговое обеспечение специальных акцизных сборов (на минеральное масло, табак, алкоголь и крепкие напитки и т. д.) представляется менее проблематичным в рамках Европейского союза (ЕС) из-за системы связанных налоговых хранилищ и довольно небольшое общее число производителей или оптовиков. На фоне этого налог с оборота гораздо важнее. Это связано с очень широкой базой оценки и, соответственно, чрезвычайно большим количеством налогооблагаемых поставок и облагаемых налогом операций в сети. Если смотреть за пределы границ ЕС, то проблемы с налоговым правоприменением могут возникнуть даже в отношении акцизов на табак или крепкие спиртные напитки, но только в том случае, если интернет будет использоваться контрабандистами в качестве инструмента прямого маркетинга.

Помимо налогов на использование дохода, существуют так называемые прямые налоги, которые облагают налогом получение дохода. Среди них подоходный налог, корпоративный налог и другие налоги на бизнес. Для регулярного сбора налога должен быть известен правовой статус, место жительства и владельцы компании или личность и место жительства облагаемого налогом лица. Таким образом, анонимность интернет-транзакций создает проблемы для сбора налогов. Но существуют проблемы, характерные для налогообложения интepнета, даже пpи рассмотрении законного налогового поведения, особенно с международными юридическими плательщиками налогов. Здесь определение налогооблагаемой прибыли и ее распределение между участвующими государствами являются сложными.

Более того, существует множество аспектов практической целесообразности, явно говорящих в пользу сбалансированного соотношения между прямым подоходным налогообложением и косвенным акцизным налогообложением. С другой стороны, электронная коммерция открывает большие возможности для улучшения надрегионального и международного разделения труда, а также для разработки новых продуктов в сфере телекоммуникаций и медиа-рынков, тем самым создавая важные стимулы для экономического развития. Тесно связанные с этим возможности экономического роста будут сведены на нет, если налогообложение приведет к мерам, которые сведут на нет преимущества онлайн-транзакций. Будущее технологическое развитие покажет, можно ли найти приемлемые автоматические и онлайновые методы налогообложения для обеспечения справедливой и экономически обоснованной налоговой системы.

В результате электpонная коммерция, все еще находящаяся на растущей арене, в настоящее время не является крупной экономической силой, но, по всей вероятности, станет будущим международной торговли. Конкретных налоговых правил, применимых конкретно к прямому налогообложению электронной коммерции, немного. Существует мало новых правил или законов, направленных на надлежащее налогообложение электронной торговли. В более широкой перспективе база налоговой системы должна быть расширена. Это также должно быть просто в рамках административных возможностей правительства.

Литература:

  1. Гурбангулы Бердымухамедов. Государственное регулирование социально-экономического развития Туркменистана, Ашхабад: 2010;
  2. Фролова Л. В. Электронная коммерция и подходы к ее налогообложению в новых экономических условиях. 2009г, № 6.
  3. www.turkmenportal.com.
Основные термины (генерируются автоматически): электронная коммерция, электронная торговля, институциональная характеристика интернета, искажение конкуренции, место жительства, налог, подоходный налог, сбор налогов, уплата налогов, услуга.


Похожие статьи

Преимущества и перспективы налогового мониторинга как шаг к цифровизации налогового контроля

В данной статье рассматривается новый режим налогового контроля — налоговый мониторинг, в основе которого лежит доступ в онлайн-среде налоговым органам к учётным записям налогоплательщиков. Новая форма пришла на замену имеющимся традиционным проверка...

Инвестирование в сайты как современный способ получения пассивного дохода

В этой статье рассматривается проблема инвестирования в веб-сайты. Интерес к изучению данного вопроса обусловлен современным развитием компьютерной индустрии, а также тенденцией стремительного роста количества сделок по купле-продаже сайтов. В данном...

Применение перспективных информационных технологий в сфере таможенного администрирования

В условиях глобализации таможенного администрирования, а также её интеграции в мировую экономику рождаются новые идеи и технологии которые нужно реализовать в повседневной жизни. Такой технологией выступает блокчейн, которая является относительно нов...

Электронная коммерция — инновационная форма ведения бизнеса

В статье рассматриваются основные вопросы развития инновационных форм электронной коммерции.

Роль инфокоммуникационных технологий в повышении эффективности функционирования трансграничной электронной торговли

В этом исследовании рассматривается влияние внедрения инфокоммуникационных технологий в повышении эффективности функционирования трансграничной электронной торговли. Анализ научных источников показывает, что лучший доступ к современным ИКТ и внедрени...

Геймификация как инструмент продвижения банковских онлайн-сервисов

Широкое распространение сервисов онлайн-банкинга и конкуренция на рынке привели к тому, что банки, в свою очередь, стали прилагать большие усилия для продвижения, увеличения лояльности и привлечения внимания к своим онлайн-сервисам. Многие из них обр...

Адаптация рекламы как маркетинговый инструмент международных компаний

В статье рассматривается адаптация как неотъемлемый маркетинговый инструмент международных компаний, а также дано разъяснение, почему в условиях современного глобального рынка не всегда возможна полная стандартизация рекламных кампаний. На примере ро...

Применение машинного обучения в управлении человеческими ресурсами: перспективы и вызовы

Современные технологии искусственного интеллекта и машинного обучения проникают во все сферы нашей жизни, и управление человеческими ресурсами (HR) не является исключением. Внедрение машинного обучения в HR-практики открывает новые перспективы для по...

Технология блокчейн. Криптовалюта: сущность и будущее

Блокчейн — это принципиально новая парадигма, которая позволяет организовать деятельность с меньшими усилиями, более эффективным способом и в большем масштабе, чем другие существующие парадигмы. В данной статье исследуется тема влияния криптоиндустри...

Преимущества применения автоматизированных систем управления в гостиничном бизнесе

В связи с увеличением количества гостиниц в мире, возрастает и конкуренция среди них. Автоматизация процессов функционирования гостиницы — это обязательное условие успешной работы предприятия, а эффективное использование собранных данных является клю...

Похожие статьи

Преимущества и перспективы налогового мониторинга как шаг к цифровизации налогового контроля

В данной статье рассматривается новый режим налогового контроля — налоговый мониторинг, в основе которого лежит доступ в онлайн-среде налоговым органам к учётным записям налогоплательщиков. Новая форма пришла на замену имеющимся традиционным проверка...

Инвестирование в сайты как современный способ получения пассивного дохода

В этой статье рассматривается проблема инвестирования в веб-сайты. Интерес к изучению данного вопроса обусловлен современным развитием компьютерной индустрии, а также тенденцией стремительного роста количества сделок по купле-продаже сайтов. В данном...

Применение перспективных информационных технологий в сфере таможенного администрирования

В условиях глобализации таможенного администрирования, а также её интеграции в мировую экономику рождаются новые идеи и технологии которые нужно реализовать в повседневной жизни. Такой технологией выступает блокчейн, которая является относительно нов...

Электронная коммерция — инновационная форма ведения бизнеса

В статье рассматриваются основные вопросы развития инновационных форм электронной коммерции.

Роль инфокоммуникационных технологий в повышении эффективности функционирования трансграничной электронной торговли

В этом исследовании рассматривается влияние внедрения инфокоммуникационных технологий в повышении эффективности функционирования трансграничной электронной торговли. Анализ научных источников показывает, что лучший доступ к современным ИКТ и внедрени...

Геймификация как инструмент продвижения банковских онлайн-сервисов

Широкое распространение сервисов онлайн-банкинга и конкуренция на рынке привели к тому, что банки, в свою очередь, стали прилагать большие усилия для продвижения, увеличения лояльности и привлечения внимания к своим онлайн-сервисам. Многие из них обр...

Адаптация рекламы как маркетинговый инструмент международных компаний

В статье рассматривается адаптация как неотъемлемый маркетинговый инструмент международных компаний, а также дано разъяснение, почему в условиях современного глобального рынка не всегда возможна полная стандартизация рекламных кампаний. На примере ро...

Применение машинного обучения в управлении человеческими ресурсами: перспективы и вызовы

Современные технологии искусственного интеллекта и машинного обучения проникают во все сферы нашей жизни, и управление человеческими ресурсами (HR) не является исключением. Внедрение машинного обучения в HR-практики открывает новые перспективы для по...

Технология блокчейн. Криптовалюта: сущность и будущее

Блокчейн — это принципиально новая парадигма, которая позволяет организовать деятельность с меньшими усилиями, более эффективным способом и в большем масштабе, чем другие существующие парадигмы. В данной статье исследуется тема влияния криптоиндустри...

Преимущества применения автоматизированных систем управления в гостиничном бизнесе

В связи с увеличением количества гостиниц в мире, возрастает и конкуренция среди них. Автоматизация процессов функционирования гостиницы — это обязательное условие успешной работы предприятия, а эффективное использование собранных данных является клю...

Задать вопрос