Обладая многочисленными преимуществами по сравнению с обычной коммерцией, электронная коммерция как новая форма бизнеса быстро развивается. В этом исследовании рассматриваются налоговые аспекты операций электронной коммерции на онлайн-рынке.
Ключевые слова: электронная коммерция, торговая площадка, налогоплательщик, налогообложение.
После десятилетия поразительного роста интернет привлекает миллионы потребителей и миллиарды их долларов в свой гигантский, постоянно расширяющийся виртуальный торговый центр. Считается, что широкое распространение информационно-коммуникационных систем и превращение интернета в глобальную “сеть сетей” являются основными движущими силами “новой экономики”. Разумный уровень доступа к электронным сетям передачи данных стимулировал появление “кибербизнеса” и “электронной коммерции” (e-commerce), в частности, во всемирной паутине, которая представляет собой совершенно новый канал перемещения товаров и услуг по всему миру.
Электронная коммерция — это облегченный компьютером обмен миллионами товаров или услуг. Помимо онлайн-торговли товарами и услугами, электронная коммерция охватывает электронные денежные переводы, онлайн-торговлю финансовыми инструментами и обмен данными между компаниями.
Электронная коммерция произвела революцию в ведении бизнеса по всему миру. Ни физическое присутствие, ни физическая доставка товаров и услуг не являются необходимыми. Его технология преобразует создание и маркетинг товаров и услуг, бизнес-процессы, организационные структуры и функциональные области. Как подмножество электронного бизнеса, электронная коммерция бросает вызов глобальным налоговым режимам. Его модель отличается от обычной торговли, в которой электронная коммерция не имеет физической формы магазина, аутлета, демонстрационного зала и так далее. Однако эта модель электронной торговли не может быть отделена от налогообложения. При введении налога на операции электронной коммерции следует учитывать такие принципы налогообложения, как нейтральность, эффективность, определенность и простота, действенность, справедливость и гибкость.
Существующие системы налогообложения развивались в экономической среде, характеризующейся обменом материальными товарами и личными услугами. По мере того как глобальные электронные информационно-коммуникационные сети становятся все более всеобъемлющими, добавленная стоимость смещается в пользу нематериальных товаров и услуг, предоставляемых электронным способом, при которых поставщикам не обязательно присутствовать в точке продажи.
Это предъявляет новые требования к системам налогообложения. Во-первых, налоговые нормы должны быть адаптированы к новой экономико-технологической среде электронной коммерции.
Во-вторых, институциональные и технические последствия кибербизнеса имеют огромные последствия для налоговых процедур, например, в отношении функции мониторинга и контроля налоговых органов и соблюдения налогового законодательства, включая обязательство налогоплательщиков сотрудничать с властями.
Для обзора налоговых проблем, связанных с новой электронной экономикой, можно, на первом этапе, провести различие между законными и незаконными действиями налогоплательщиков. Благодаря техническим и институциональным характеристикам интернета, таким как указанные на pиc. 1, уклонение от уплаты налогов становится легким и сопряжено с низким риском.
Рис. 1. Технические и институциональные характеристики интернета
Казначейство часто не в состоянии обеспечить исполнение своих налоговых требований или требует для этого значительных расходов на персонал и материалы. Таким образом, фискальная цель сбора налогов с высокой доходностью и цель справедливого и равноправного налогообложения вряд ли будут достигнуты. Тесно связаны искажения конкуренции между старой и новой экономикой, если значительное уклонение от уплаты налогов в электронной торговле приводит к снижению там валовых цен по сравнению с традиционной торговлей.
Для систематизации проблем налогообложения в интеpнете на втором этапе можно провести различие между национальными и международными транзакциями. Сеть способствует экономической глобализации, в то время как финансовый суверенитет в основном остается на национальном уровне. Это приводит к международным различиям в налоговых системах, которые, с одной стороны, находятся в конкурентных отношениях как важные факторы местоположения, но, с другой стороны, нуждаются в координации, чтобы избежать нежелательного двойного налогообложения в электронной торговле, а также налоговых недостатков и искажений конкуренции.
Третий и последний aспeкт кластеризации, имеющий отношение к налогообложению электронной торговли, может быть проведен в отношении затрагиваемых типов налогов. Среди налогов, взимаемых при применении подоходного налога (так называемых косвенных налогов), налоговое обеспечение специальных акцизных сборов (на минеральное масло, табак, алкоголь и крепкие напитки и т. д.) представляется менее проблематичным в рамках Европейского союза (ЕС) из-за системы связанных налоговых хранилищ и довольно небольшое общее число производителей или оптовиков. На фоне этого налог с оборота гораздо важнее. Это связано с очень широкой базой оценки и, соответственно, чрезвычайно большим количеством налогооблагаемых поставок и облагаемых налогом операций в сети. Если смотреть за пределы границ ЕС, то проблемы с налоговым правоприменением могут возникнуть даже в отношении акцизов на табак или крепкие спиртные напитки, но только в том случае, если интернет будет использоваться контрабандистами в качестве инструмента прямого маркетинга.
Помимо налогов на использование дохода, существуют так называемые прямые налоги, которые облагают налогом получение дохода. Среди них подоходный налог, корпоративный налог и другие налоги на бизнес. Для регулярного сбора налога должен быть известен правовой статус, место жительства и владельцы компании или личность и место жительства облагаемого налогом лица. Таким образом, анонимность интернет-транзакций создает проблемы для сбора налогов. Но существуют проблемы, характерные для налогообложения интepнета, даже пpи рассмотрении законного налогового поведения, особенно с международными юридическими плательщиками налогов. Здесь определение налогооблагаемой прибыли и ее распределение между участвующими государствами являются сложными.
Более того, существует множество аспектов практической целесообразности, явно говорящих в пользу сбалансированного соотношения между прямым подоходным налогообложением и косвенным акцизным налогообложением. С другой стороны, электронная коммерция открывает большие возможности для улучшения надрегионального и международного разделения труда, а также для разработки новых продуктов в сфере телекоммуникаций и медиа-рынков, тем самым создавая важные стимулы для экономического развития. Тесно связанные с этим возможности экономического роста будут сведены на нет, если налогообложение приведет к мерам, которые сведут на нет преимущества онлайн-транзакций. Будущее технологическое развитие покажет, можно ли найти приемлемые автоматические и онлайновые методы налогообложения для обеспечения справедливой и экономически обоснованной налоговой системы.
В результате электpонная коммерция, все еще находящаяся на растущей арене, в настоящее время не является крупной экономической силой, но, по всей вероятности, станет будущим международной торговли. Конкретных налоговых правил, применимых конкретно к прямому налогообложению электронной коммерции, немного. Существует мало новых правил или законов, направленных на надлежащее налогообложение электронной торговли. В более широкой перспективе база налоговой системы должна быть расширена. Это также должно быть просто в рамках административных возможностей правительства.
Литература:
- Гурбангулы Бердымухамедов. Государственное регулирование социально-экономического развития Туркменистана, Ашхабад: 2010;
- Фролова Л. В. Электронная коммерция и подходы к ее налогообложению в новых экономических условиях. 2009г, № 6.
- www.turkmenportal.com.