В статье раскрываются не урегулированные законодательством РФ вопросы наложения административной ответственности на субъектов правонарушений в области нарушений пожарной безопасности.
Ключевые слова: административная ответственность, наложение ответственности, пожарная безопасность, нарушения в сфере пожарной безопасности.
Обеспечение правовых норм различных отраслей права обуславливается таким правовым механизмом как юридическая ответственность, в число которых входит и административная ответственность за несоблюдение пожарной безопасности. В качестве объекта применения административной ответственности в данном случае выступает пожарная безопасность.
Основные понятия пожарной безопасности, правовые критерии по ее обеспечению утверждены в ФЗ-69 от 21.12.94 «О пожарной безопасности».
Согласно статистическим данным, количество пожаров, возникших на территории России за 2021 г. составило 1 981 666 случаев, в результате которых погибло 9612 человек. [3] Эти статистические показатели за прошедший год свидетельствуют о повышенной пожарной опасности, а также приводят к необходимости усиления надзора и привлечения к административной ответственности как граждан, так и юридических лиц.
При определении состава административного правонарушения следует руководствоваться статьей 20.4 Административного кодекса, а также статьями 8.32 и 11.16 Административного кодекса Российской Федерации, которые в относительно статьи 20.4 трактуются как специальные статьи, где основным отличительным признаком должно быть место совершения общеопасного административного правонарушения. Статья 19.5 КоАП РФ предусматривает административную ответственность в отношении должностных лиц и органов, в непосредственную ответственность которых входит обеспечение пожарной безопасности.
Следует отметить, что помимо общих характеристик привлечения к административной ответственности, в сфере пожарной безопасности регулируются конкретные признаки, которые включают особые правовые основания, механизмы участия и связанные с ними процедуры.
На этом этапе отмечено, что основой для привлечения к административной ответственности является законодательная база, утвержденная на федеральном уровне, которая регулирует такие понятия, как общий и специальный предмет, предусматривает собой ряд законодательно закрепленных наказаний, таких как штраф, дисциплинарная ответственность, предупреждение, приостановление деятельности и, как правило, является альтернативой при определении юрисдикции по этим административным делам.
Пункт 4 статьи 20 КоАП Российской Федерации содержит перечень специальных правонарушений, которые, как правило, представляют повышенную опасность. На сегодняшний день в данной статье предусмотрено 6 составов административных правонарушений.
Особенностью состава правонарушений, предусмотренных пунктом 1 части 6 статьи 20 КоАП, является причинение материального ущерба, то есть наличие материальных последствий, необходимых для привлечения к административной ответственности согласно ст. 20 КоАП РФ.
В некоторых случаях факультативные признаки состава правонарушения в соответствии с частью 6 ст. 20 КоАП РФ являются обязательными.
Согласно административному законодательству, в состав субъектов противопожарных правонарушений включают граждан, ответственных должностных лиц, в должностные обязанности которых непосредственно входит обеспечение соблюдения норм и требований к обеспечению пожарной безопасности, юридических лиц и их подразделений.
Обеспечение соблюдения норм, требований и норм соблюдения пожарной безопасности юридических лиц возлагается непосредственно на руководителей, которые, в свою очередь, вправе возложить эту ответственность на сотрудников, в обязанности которых входит обеспечение соблюдения пожарной безопасности в определенном месте: здании, сооружении, цехе, других помещениях.
Граждане самостоятельно осуществляют обеспечение требований пожарной безопасности для своих объектов, собственниками которых они являются.
Следует подчеркнуть, что вопрос об объекте административного правонарушения в области пожарной безопасности до сих пор не решен в достаточной степени.
Так, Сурков А. В. в своей публикации отметил, что муниципальные организации имеют право на оперативное владение государственным имуществом для обеспечения осуществления своей хозяйственной деятельности. В соответствии с этим имущество муниципальной организации используется временно, в то время как государство признается собственником. В результате возникает вопрос: как распределяется административная ответственность за нарушение пожарной безопасности между временным пользователем имущества и его непосредственным владельцем?
Чтобы ответить на данный вопрос, мы изучили значительный объем судебной практики. На основании анализа решений, принятых по данному вопросу, мы установили, что в настоящее время в законодательстве Российской Федерации отсутствует четкость и точность в вопросе определения ответственности между лицом, осуществляющим временное владение и пользование имуществом, и между его непосредственным владельцем. Опираясь на анализ вынесенных решений по поводу разграничения административной ответственности между данными лицами, мы пришли к выводу, что подавляющее большинство судей при анализе материалов и последующем вынесении решений руководствуется индивидуальными обстоятельствами каждого конкретного дела.
Также стоит отметить, что на законодательном уровне отнесения административной ответственности арендатора в случае выявления нарушения пожарной безопасности до сих пор не урегулирован. Как правило, в договоре аренды прописывается обязанность арендатора по несению ответственности за пожарную безопасность арендуемого помещения, однако детально данный объем не прописывается, что на практике при наступлении соответствующих обстоятельств порождает массу проблем.
Сурков А. В., исследуя данный вопрос, отметил наличие достаточного числа требований по пожарной безопасности к зданиям, сооружениям, машинам, агрегатам оборудования, которые подразделяются на требования капитального и режимного характера, но ясного конкретного разграничение данных требований между ними нет.
Здесь же необходимо отметить и созданное противоречие между данными формами требований, заключающееся в том, что арендатор обязан соблюдать режимные требования, и не обязан соблюдать капитальные.
Рассматривая данный вопрос на материалах судебной практики, нами был выявлен общий подход судей в решении данного вопроса. Так, подавляющее большинство решений опиралось на конкретные условия каждого конкретного договора аренды. В связи с чем, следует заключить, что на современном этапе объем распределения административной ответственности между арендатором и собственником в обязательном порядке должен быть прописан в договоре аренды.
Проанализированные нами решения судебной практики по вопросу наложения административной ответственности за нарушения пожарной безопасности выявили тот факт, что при данном нарушении ответственность в основном налагается на собственника объекта, за которым он закреплен на праве собственности, в то время как административная ответственность на арендатора не возлагается или возлагается точечно, согласно пунктам заключенного договора аренды или субаренды между арендодателем и арендатором.
Таким образом, проанализировав наложение административной ответственности за противопожарное правонарушение между собственником и арендатором объекта, мы пришли к выводу, что законодательство Российской Федерации сегодня требует устранения пробелов в данном правовом направлении, урегулировав спорный момент.
Литература:
- КоАП от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 10.10.2022) / [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_327409/c5103d04161807aed98b80d5598e01eab0bab190/#dst100418 (дата обращения 03.11.2022)
- О пожарной безопасности: Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ с изм. на 29 июля 2017 г. (ред. 13.10.2022)//СПС «Консультант плюс» / [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_79205/8380989558813fb92f9733edbf50aade797a6ae232366c/#dst100049 (дата обращения 03.11.2022)
- Официальный сайт МЧС России/ [Электронный ресурс] / Режим доступа: //www.mchs.gov.ru/activities/statsognetushiteli- analitika/statistika-pozharov656 (дата обращения 03.11.2022)