В статье раскрываются не урегулированные законодательством РФ вопросы наложения административной ответственности на субъектов правонарушений в области нарушений пожарной безопасности.
Ключевые слова: административная ответственность, наложение ответственности, пожарная безопасность, нарушения в сфере пожарной безопасности.
Законодательство РФ, закрепленное в кодексах, в число которых входит и КоАП, имеют ключевую роль в регулировании пожарной безопасности и определении наложения административной ответственности за правонарушения в данной сфере. В частности, ст. 20.4 КоАП устанавливает виды административной ответственности за правонарушения пожарной безопасности.
Обеспечение правовых норм различных отраслей права обуславливается таким правовым механизмом как юридическая ответственность, в число которых входит и административная ответственность за несоблюдение пожарной безопасности. В качестве объекта применения административной ответственности в данном случае выступает пожарная безопасность.
Основные понятия пожарной безопасности, правовые критерии по ее обеспечению утверждены в ФЗ- № 69 от 21.12.94 «О пожарной безопасности».
Как известно, сегодня имеется многочисленные трактовки понятия «административная ответственность в сфере пожарной безопасности» разными авторами. Проанализировав понятия данного термина, мы пришли к выводу, что они все имеют общую концепцию, которая заключается в том, административная ответственность является одним из видов юридической ответственности, которая налагается должностным лицом государственного органа на виновное в правонарушении пожарной безопасности юридическое или физическое лицо.
Следует отметить, что помимо общих характеристик привлечения к административной ответственности, в сфере пожарной безопасности регулируются конкретные признаки, которые включают особые правовые основания, механизмы участия и связанные с ними процедуры.
На этом этапе отмечено, что основой для привлечения к административной ответственности является законодательная база, утвержденная на федеральном уровне, которая регулирует такие понятия, как общий и специальный предмет, предусматривает собой ряд законодательно закрепленных наказаний, таких как штраф, дисциплинарная ответственность, предупреждение, приостановление деятельности и, как правило, является альтернативой при определении юрисдикции по этим административным делам.
В качестве субъектов правонарушений в области противопожарной безопасности на основании ч. 1 ст. 20.4 КоАП граждане, должностные лица, в должностные функции которых входит прямая ответственность за соблюдение правил, и стандартов пожарной безопасности на закрепленном за ним участке, юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Для дальнейшего анализа рассмотрим ч. 2 ст. 20.4 КоАП, которая предусматривает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в особых условиях.
Согласно трактовке понятия «особый противопожарный режим», закрепленный в ст. 1 ФЗ «О пожарной безопасности», то необходимо подчеркнуть, что данному режиму присуще дополнительные требования к пожарной безопасности, которые устанавливаются органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях.
При сравнении ч. 1 ст. 20.4 и ч. 2 ст. 20.4 КоАП выявлено отсутствие такой санкции как предупреждение. Отсутствие данной санкции обусловлено степенью серьезности правонарушения, предусмотренного данной частью ст. 20.4 КоАП. Следует подчеркнуть, что даже если правонарушитель впервые совершил деяние в сфере пожарной безопасности в условиях особого противоправного режима, то к нему в любом случае будут применен штраф или иная административная ответственность, минуя предупреждение. В данном случае считается, что лицо своими виновными действиями или бездействиями создало прямую угрозу пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима, что является категорически недопустимым.
Как известно, в более ранней редакции КоАП РФ, а в частности в ч. 3–5 статьи предусматривались четкие размеры штрафов за конкретные правонарушения в сфере пожарной безопасности, например, за нарушение правило пожарной безопасности предметов и средств тушения, электроустановок зданий и т. д., однако с течением времени данные нормы были упразднены и исключены из КоАП. В связи с этим, сегодня мы фиксируем, что данные виды правонарушений отнесены под действие норм частей 1,2 и частей 6,6.1 ст. 20 КоАП.
Далее перейдем к рассмотрению положений п. 4 ч. 6 ст. 20.4 КоАП. Данная норма предусматривает собой особый режим санкций за административные правонарушения пожарного режима, напрямую повлекшие за собой тяжкие последствия такие как возникновение пожара, уничтожение собственного или иного имущества, причинение легкого, среднего здоровью пострадавшего.
Таким образом, объективной стороной преступления, предусмотренного пунктом 4 части 6 статьи 20 КоАП РФ является нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее пожар и уничтожение или повреждение чужого имущества или причинившее легкий или умеренный вред здоровью.
Здесь стоит отметить, что законодатель предусмотрел только три категории лиц в качестве субъектов административных правонарушении в области пожарной безопасности, а именно: граждан, должностных лиц и юридических лиц.
В данном случае нам не совсем ясна позиция законодателя, который исключил из субъектов административных правонарушителей в сфере пожарной безопасности такую категорию как индивидуальные предприниматели. Здесь, полагаем, следует заявить о выявленном правовом пробеле.
Наконец, следует учитывать норму части 6.1 статьи 20.4 Административного кодекса Российской Федерации, которая впоследствии была включена в Кодекс. Из части 6.1 статьи 20.4 КОАП РФ следует, что объектом административных правонарушений могут быть признаны только юридические лица — следовательно, данная норма не распространяется на граждан, должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, не имеющих юридического лица. В соответствии с частью 6.1 статьи 20.4 КоАП установлен особый режим санкций за нарушение норм пожарной безопасности в случаях, когда имеют место серьезные последствия в виде возникновения пожара, нанесения легкого, среднего или тяжкого вреда здоровью, смерь гражданина.
Тяжесть последствий в данном случае определяется также ужесточением применяемых санкций, альтернативных предусмотренным частью 6.1 статьи 20.4 Административного кодекса Российской Федерации, которые предусматривают либо наложение штрафа, либо административное приостановление деятельности.
В соответствии с частью 1 ст. 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности как вид санкций предусматривает собой временное приостановление деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Второй тип санкций особенно серьезен и имеет целый ряд серьезных негативных последствий для организаций, поскольку полностью лишает из возможности осуществлять свою деятельность, конечным итогом которой является извлечение прибыли. Особенно серьезна данная санкция отразится на организациях, находящихся на самообеспечении.
Здесь также стоит подчеркнуть, что и как в случае с ч. 6 ст. 20.4 нам не ясна логика законодателя, исключившего из состава субъектов административной ответственности такую категорию как индивидуальные предприниматели. Согласно практике, на протяжении последних двух десятилетий индивидуальные предприниматели владеют и осуществляют предпринимательскую деятельность на достаточно масштабных предприятиях, несоблюдение норм и правил пожарной безопасности которых может привести к серьезным, а зачастую необратимым последствиям.
На основании вышеизложенного нами представляется целесообразным распространение нормы ч. 6.1 ст. 20.4 КоАП РФ и на категорию индивидуальных предпринимателей. При распространении данной нормы на данную категорию субъектов потенциальных правонарушителей в случае возникновения правонарушения по их вине они будут подвергнуты административной ответственности как и юридические лица в форме штрафа в диапазоне от 600 тысяч до 1 млн. рублей либо приостановкой осуществления своей предпринимательской деятельности на срок до 90 дней. Здесь, хотим отметить, законодателю рекомендуется пересмотреть размеры штрафов для индивидуальных предпринимателей в сторону снижения пропорционально объему реального размера взыскания относительно деятельности индивидуального предпринимателя.
В заключении отметим, что проведенный анализ частей 1, 2, 6, 6.1 статьи 20.4 КоАП РФ регулируют сегодня основные административные санкции, применяемые в связи с нарушениями норм пожарной безопасности как гражданами, так и предприятиями, и должностными лицами предприятий.
Структурно статья 20.4 КоАП РФ в последние годы была значительно упрощена — из нее были исключены первоначально существовавшие разделы 3–5, но одновременно был добавлен раздел 6.1.
Однако, как показал анализ, система санкций, которая не была полностью предусмотрена в статье, является логичной и последовательной, что требует корректировки законодательства, в результате чего будут восполнены выявленные пробелы законодательства.
Литература:
- КоАП от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 10.10.2022) //СПС «Консультант плюс»
- О пожарной безопасности: Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ с изм. на 29 июля 2017 г. (ред. 13.10.2022)//СПС «Консультант плюс»