В последнее время, как в России, так и за рубежом достаточно актуальной для исследователей является проблема развития социальной компетентности личности, которая формируется и разворачивается последовательно и происходит на протяжении всей жизни человека. Этот процесс начинается в семье, затем продолжается и наращивается в дошкольных детских учреждениях, школе, вузе и на протяжении всей жизни.
Поскольку предметом нашего исследования являются педагогические условия развития социальной компетентности старшеклассников, мы обратились к исследованиям последнего десятилетия, в которых рассматривалась эта проблема. В частности, для нашего исследования чрезвычайно важным являются выявленные Косоговой А.С. и Дьяковой М.Б. социально-педагогические характеристики старшеклассников независимо от региона России, которые, на наш взгляд, создают определенные предпосылки для успешного развития социальной компетентности. К таким характеристикам отнесены [1]:
стремление к более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, что выражается в отношении к творчеству, самостоятельности, самореализации, к собственной жизненной позиции – активности в отношении к будущему; существенное возрастание независимости, автономности в суждениях и самооценке;
высокая критичность при оценивании себя, своей ответственности в определенной ситуации, критика поведения окружающих людей;
стремление к расширению собственных общественных отношений и социальных связей, освоение новых социальных ролей;
повышение ряда показателей самоотношения, таких, как самоуважение, ощущение силы Я, ожидание положительного отношения окружающих, настойчивость и упорство в достижении целей, стремление к преодолению трудностей на своем пути и т.д.;
зарождение способности и готовности брать на себя ответственность за участие в происходящих событиях, анализировать свою роль в ситуациях социального взаимодействия, что связано с формированием внутреннего локуса контроля;
качественный сдвиг в социальном развитии, связанный с переходом от углубленного самопознания и познания окружающих людей к личностному самоопределению.
Содержание понятия социальной компетентности может рассматриваться в аспекте компетентного и социального явления. В толковом словаре русского языка понятие «компетентный» трактуется как знающий, осведомленный, авторитетный в какой-либо области человек, обладающий компетенцией, т.е. есть правами и полномочиями [2, с. 281]. Термин «социальный» понимается как общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе [3, с. 466].
Таким образом, лингвистически понятие «социальная компетентность» определяется как знания и способности в области общественных отношений.
Для проведения контент-анализа понятия «социальная компетентность» нами были выбраны 14 источников, отражающих проблему развития социальной компетентности человека на разных этапах его личностного развития (см. табл. 1).
Таблица 1
Характеристика содержания понятия «социальная компетентность»
№ |
Определение понятия |
Источник |
Основные элементы понятия |
1 |
интегрированный комплекс социальных компетенций, базирующийся на системе личностных психологических особенностей, нравственных ценностей и установок личности, в совокупности позволяющий индивиду успешно взаимодействовать с обществом и продуктивно выполнять различные социальные роли. |
Бехтенова Е.Ф. Педагогические условия формирования проектной деятельности учащихся: на материале национально-регионального компонента школьного исторического образования: дисс. канд. пед. наук / Е.Ф. Бехтенова. - Новосибирск, 2006. - 276 c. |
интегрированный комплекс социальных компетенций |
2 |
1) качество личности, сформированное в процессе социализации, где социальная адаптация является первым этапом вхождения индивида в социальные отношения/ 2) определенный уровень адаптации человека к эффективному выполнению заданной социальной роли/ 3) эффективное взаимодействие со средой, проявляющееся в социальных отношениях/ 4) результат социального развития. |
Писарева С. А. Диссертационные исследования «компетентности» учителя и ученика // Модернизация педагогического образования в Сибири: проблемы и перспективы. Часть 1: Сборник научных статей. – Омск: издательство ОмГПУ, 2002. – С.180-190. |
|
3 |
компетентность, возникающая в системе отношений, которые складываются в совместной жизни людей сходных интересов и потребностей, образующих общность (социум). |
Щедровицкий Г.П. Избранные труды. – М., 1995. |
система отношений |
4 |
социальная компетентность проявляется в способности и мотивации решать задачи, возникающие в процессе взаимодействия с обществом (индивид, группа, коллектив и т.д.) и государством. |
Аникеев А.С. Гражданское образование в современной школе сущность, содержание, модели .-Калуга, 2001.-С.89. |
способности и мотивации решать задачи |
5 |
способность человека эффективно решать проблемы взаимодействия с обществом на основе актуализации знаний и опыта в конкретной области жизнедеятельности. |
Материалы к разработке рекомендаций и учебных материалов для подготовки специалистов в области образования , реализующие стратегические цели обновления школы: Рукопись.–СПб.,2001.http://www.teacher-edu.ru/wmc/arts |
способность человека эффективно решать проблемы . |
6 |
способность человека при решении проблем взаимодействия с обществом выделять их социальную составляющую (подпроблемы), определять ее суть и на основе актуализации знаний и опыта в этой области жизнедеятельности, дальнейшей интеграции социальных действий в общий процесс решения поставленной проблемы. |
Материалы к разработке рекомендаций и учебных материалов для подготовки специалистов в области образования, реализующие стратегические цели обновления школы: Рукопись. –СПб.,2001.http://www.teacher-edu.ru/wmc/arts |
способность человека при решении проблем взаимодействия с обществом |
7 |
социально компетентным будет тот, чья деятельность в рамках общности адекватна ценностям общности и направлена на взаимодействие по решению реальных жизненно важных для общности и личности проблем. При этом действия, поведение человека соответствуют нормам общества, ориентированы на цели общности и реализуют способности, наклонности человека адекватно ситуации |
Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. – М.: Школьная Пресса, 2000. |
деятельность в рамках общности, адекватная ценностям общности |
8 |
понимание отношения «Я» - общество, умение выбрать правильные социальные ориентиры, умение организовать свою деятельность в соответствии с этими ориентирами. |
Кудаева И. А. Освоение социального опыта младшими школьниками в образовательном процессе :Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Саранск, 2004 268 c. РГБ ОД, 61:04-13/1393 |
|
9 |
результат социального развития, зависящего от эффективности взаимодействия с социальной средой. |
Зарипова Е. И. Становление социальной компетентности школьника в условиях региональной образовательной среды :Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Омск, 2005 215 c. РГБ ОД, 61:05-13/1333 |
результат социального развития |
10 |
качество личности дошкольника, сформированное в процессе активного творческого освоения социальных отношений, возникающих на разных этапах и разных видах социального взаимодействия, а также усвоение ребенком этических норм, являющихся основой построения и регулирования межличностных и внутриличностных социальных позиций, отношений. |
Яппарова Г.М. ДО №6 «Орман ертегі» г. Актобе, Казахстан Игровые технологии как средство формирования социальной компетентности старших дошкольников. www.rusnaukа.com/ESPR_ 2006/Pedagogica/6_japparova.doc.htm |
качество личности |
11 |
приобретаемые дошкольником компетенции, необходимые для вхождения в общество (познавательные, коммуникативные, общекультурные, физические, ценностно-смысловые, личностные) ценные для его последующей жизни умения и навыки коллективного поведения и коллективной деятельности, умение принимать общие цели, осуществлять познавательную деятельность. Благодаря этому формируется социальный опыт и социальная зрелость, раскрываются скрытые потенциальные возможности. |
Борисова О. Ф. Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста: дисс. канд. педагогических наук: Челябинск. 2009.-201с |
приобретаемые компетенции личности |
12 |
социальная компетентность сельского школьника включает информированность индивида о социальной действительности, готовность и умение вести диалог с другими людьми, принимать ответственные решения в жизненных ситуациях в соответствии с определенными нормативными требованиями сельского социума, способность предвидеть их последствия для себя и окружающих, владение первичными способами жизнедеятельности |
Басова В. М. Формирование социальной компетентности сельских школьников : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 : Ярославль, 2004 472 c. РГБ ОД, 71:05-13/217 |
|
13 |
способность дошкольника использовать ресурсы социального окружения и личностные ресурсы с целью достижения хороших результатов в развитии. |
Диагностика социальной компетентности у дошкольников Курс. Работа. Психология. 2011г. Revolution.allbest.ru/psychology/00360378_0.html |
способность дошкольника использовать ресурсы социального окружения и личностные ресурсы |
14 |
способность человека выстраивать стратегии взаимодействия с другими людьми в окружающей его изменяющейся социальной реальности |
Прямикова Е. В. Социальная компетентность школьников: смыслы и практики Социально-политический журнал. 2009. № 7. С. 126-132. |
способность человека выстраивать стратегии взаимодействия с другими людьми |
Сведения из данной таблицы позволяют выявить основные элементы понятия «социальная компетентность». При всей разности источников и используемых формулировок, достаточно явно прослеживается повторяемость основных структурных элементов этого понятия. Появляется возможность проанализировать данные элементы на предмет выявления наиболее часто упоминаемых актуальных характеристик социально компетентного человека. Полученные данные по частотности упоминаний основных элементов понятия «социальная компетентность» можно выстроить по убыванию от большего к меньшему. Это позволяет определить наиболее значимые социальные компетенции человека. Рейтинг наиболее часто встречающихся основных элементов понятия «социальная компетентность» выглядит следующим образом:
способность человека при решении проблем взаимодействия с обществом - 4;
способность человека эффективно решать проблемы – 3;
качество личности, умения взаимодействовать со средой, результат социального развития, готовность и умение вести диалог и выстраивать стратегии взаимодействия с другими людьми, владение первичными способами жизнедеятельности – 2;
способность и мотивации решать задачи, умение выбрать правильные социальные ориентиры и организовать свою деятельность в соответствии с этими ориентирами, информированность индивида, готовность и умение принимать ответственные решения в жизненных ситуациях, способность предвидеть последствия принятых решений для себя и окружающих, способность использовать ресурсы социального окружения и личностные ресурсы – 1.
Данные, полученные в результате контент-анализа понятия «социальная компетентность», показывают, что в целом позиции авторов свидетельствуют о комплексном подходе к определению набора основных элементов этого понятия.
Сущностные характеристики, выявленные в результате анализа различных трактовок понятий «социальная компетентность», позволяют сформулировать следующее определение понятия «социальная компетентность старшеклассника» - это его способность и готовность к решению задач взаимодействия с субъектами образовательного процесса с использованием знаний, учебного, жизненного опыта, ценностей и наклонностей школьника.
Под взаимодействием с субъектами образовательного процесса мы понимаем установление таких отношений, прямых и опосредованных, которые порождают взаимные связи, общение, совместные действия, переживания.
С позиций нашего исследования является ценным понимание социальной компетентности старшеклассника как результата социального развития, зависящего от эффективности взаимодействия с социальной средой, в качестве которой выступает образовательная среда школы.
Исходя из данного понимания социальной компетентности в отношении старшеклассника, для нашего исследования актуальной является проблема выбора вариантов взаимодействия с одноклассниками, учителями и родителями в образовательном процессе и выбора стратегий взаимодействия с другими социальными партнерами при переходе на более высокую ступень образования, например, вуз.
На основании осмысления результатов проведенного контент-анализа и определения социальной компетентности старшеклассника в исследовании выдвинуто предположение о том, что развитие социальной компетентности старшеклассников будет успешным, если будут определены и обоснованы педагогические условия развития их социальной компетентности, учитывающие особенности образовательной среды школы.
Литература:
Косогова А.С., Дьякова М.Б. Поликультурная среда в многонациональной школе как условие успешной адаптации выпускников // Современные проблемы науки и образования. – 2008. – № 3 – с. 44-48 URL: www.science-education.ru/22
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - 1992.
Словарь иностранных слов, - 1988, с.466.