Развитие связной речи и обучение составлению описательного рассказа по схеме | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Павлова, З. Н. Развитие связной речи и обучение составлению описательного рассказа по схеме / З. Н. Павлова, М. А. Павлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 9 (44). — С. 293-296. — URL: https://moluch.ru/archive/44/5305/ (дата обращения: 16.11.2024).

Речь старших дошкольников является мощным резервом их умственного развития. А.В.Запорожец, сравнивая речь среднего и младшего дошкольника, отмечал, что и по содержанию, и по своему строению речь первого сложнее. Ребенок пятого- шестого года жизни расширяет сферу своего общения, он уже в состоянии рассказать не только непосредственно воспринимаемые обстоятельства, но и то, что было воспринято или сказано раньше. Начинается активное употребление определений. Изменение в строении речи (подчинение предложений в соответствии с характером описываемых явлений), по мнению Запорожца, связано с появлением рассуждающего, логического мышления. Вместе с тем в речи ребенка пятого- шестого года жизни сохраняются черты предыдущего этапа развития: в рассказывании ребенок часто пользуется указательными местоимениями «этот», «там»; встречаются и самые разнообразные ошибки в звуковом оформлении высказывания. Д.Б. Эльконин считал, что на пятом году жизни у ребенка появляется форма речи-сообщения в виде монолога.

К началу учебного года в старшей группе дети уже могут самостоятельно создавать рассказы (хотя не всегда в соответствии с заданной темой), повысился уровень пересказывания знакомого литературного текста, у некоторых детей отмечается осознание передачи полноты текста. В обучении основное внимание уделяется работе над смысловой стороной слова и умению составлять рассказы в соответствии с заданной темой. Высказывания по заданному образцу.

Но нельзя сводить проблему формирования речи к обучению грамоте (освоению навыков чтения и письма), так как развитие речи- сложный процесс, в котором освоение письма является лишь составной частью.

Развитие речи осуществляется в разных видах деятельности детей: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, явлениями окружающей действительности, обучению грамоте, на всех остальных занятиях, а также вне их - в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни. Однако обучение родному языку, развитие речи на специальных занятиях являются главной, центральной задачей.

Предполагаемая методика по развитию речи:

  1. Учет индивидуальных и возрастных особенностей развития речи ребенка.

  2. Использование педагогических технологий по развитию речи.

  3. Охват всех сторон речи: произношение, словарь, грамматический строй и связную речь.

  4. Систематическое использование обучения грамоте, как часть занятия по развитию речи.

Практическая часть.

Занятие по обучению детей грамоте и развитию речи: «Составление описательного рассказа по схеме о животных» (старшая группа). Программное содержание:

  1. Учить составлять описательный рассказ о животных по заданной схеме и по образцу воспитателя.

  2. Закрепить умение детей разгадывать кроссворд, делить слова на слоги, определять согласные и гласные звуки и находить позицию.

  3. Совершенствовать умение классифицировать животных по месту обитания (дикие и домашние), закрепить умение составлять описательный рассказ по схеме. Закреплять название основных цветов, повторить и закрепить счет до 7.

  4. Воспитывать бережное отношение и любовь к животным.

  5. Развивать у детей внимание, память, связную речь.

Предшествующая работа:
  1. Разгадывание кроссвордов, деление слов на слоги.

  2. Игры: «Придумай слово на заданный звук», «Скажи наоборот», «Назови первое слово, конец предложения» и т.д.

  3. Составление описательных рассказов про игрушку.

  4. Беседа о домашних и диких животных.

  5. Чтение произведений о животных.

Методические приемы:
  1. Игровая мотивация (Карлсон оставил письмо)

  2. Создание проблемных ситуаций:

  • разгадать кроссворд;

  • определить гласные и согласные звуки;

  • деление слова на слоги.

  1. Вторая ситуация.

Собрать цветик-семицветик, составив описательный рассказ о животных по схеме (классификация, определить среду обитания, величину, покров и чем питаются).

  1. Вопросы.

  2. Игра «Назови детеныша».

Материал: письмо от Карлсона, кроссворд, семь лепестков цветика-семицветика с готовыми схемами. Ход занятия:

Воспитатель (В): (Закличкой собирает детей на занятие).

Тара-ра, тара-ра,

Собирайтесь, детвора!

Тара-ра, тара-ра,

Начинается игра!

Словесная игра «Наоборот». Дети стоят по кругу, воспитатель в середине. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет слово, например (маленький), ребенок бросает мяч воспитателю и называет слово аноним, например (большой).

В: Ой, ребята, посмотрите, кто-то нам оставил письмо (конверт висит на окне, достает письмо и читает):

«Ребята, помогите мне, пожалуйста, разгадать кроссворд и собрать цветик-семицветик. Он волшебный». Карлсон

В: Поможем Карлсону?

Дети (Д): Да!

В: Вот он, кроссворд (вывешивает на доску).

Ребята, определите, сколько букв в этом кроссворде. В каждой клеточке живет одна буква. Д: пять

В: Здесь есть схема этого слова. Отгадайте, какие буквы спрятались в ней, гласные или согласные?

Д: Первая буква согласная.

В: Как ты догадался?

Ребенок: Клетка синего цвета, а согласные буквы мы отмечаем синим цветом.

Дети определяют буквы по схеме, красный цвет-гласная буква, синий цвет-согласная.

В: Молодцы! Хорошо усвоили гласные и согласные!

А теперь будем отгадывать буквы этого кроссворда. Послушайте внимательно. В первой и четвертой клеточке живет буква, с которой начинается слово кит. Какая это буква? Д: К

В: Правильно. Иди, Ваня, напиши эту букву.

Во второй клеточке спряталась буква, с которой начинается слово окно.

Д: это буква О (записывают).

В: В третьей клеточке спряталась буква, которая находилась на последнем месте в слове камыш.

Д: буква Ш (записывают).

В: А чтобы узнать пятую букву, вы должны отгадать загадку:

Сам алый, сахарный,

Кафтан зеленый, бархатный

Д: Арбуз

В: Первая буква этой отгадки живет в последней клетке.

Д: Буква А.

В: Какое слово у нас получилось?

Д: Кошка

В: Разделите это слово на части. Подставьте ладошки под подбородок. Назовите первый слог.

Д: Кош

В: Второй слог?

Д: Ка

В: Молодцы! Вы, наверное, устали. Давайте поиграем.

Физкультминутка.

Движения выполняют в соответствии с текстом

Два притопа, два прихлопа

Ежики, ежики

Наковали, наковали

Ножницы, ножницы

Мы бежали, мы бежали

Зайчики, зайчики

Ну-ка вместе, ну-ка дружно

Девочки, мальчики

В: (обращает внимание на конверт) Ребята, нам еще нужно выполнить второе задание Карлсона.

Посмотрите, в конверте лежат какие-то лепестки. Карлсон просит нас помочь собрать из этих лепестков цветик-семицветик. Оказывается, они волшебные и спутались. Цветок мы можем собрать только тогда, если вы правильно составите описательный рассказ о животных. Это схема описательного рассказа о животных (показывает).

Рассказ составляем полными предложениями. Нужно классифицировать животное, определить среду обитания, величину животного, покров (чем покрыто тело) и чем питается. Послушайте мой рассказ. Это ежик. Ежик живет в лесу. Ежик дикое животное. Он маленький, тело его покрыто иголками. Он любит грибы и яблоки, ловит мышей.

Берите по одному лепестку. Дети составляют рассказ.

В: Молодцы, ребята! Все с заданием справились. Посмотрите, какой красивый цветок. Посчитайте, сколько здесь лепестков, какого они цвета?

Дети считают и определяют цвет.

В: А вот и сердцевина. На ней игра «Назови детеныша».

Играем (собака- щенята, лиса- лисята). Воспитатель кидает мяч ребенку и называет животное, а ребенок бросает мяч обратно воспитателю и называет детеныша.

В конце занятия воспитатель хвалит детей за хорошее занятие.

Познавательно-развивающее занятие «Наши младшие друзья (дикие и домашние животные)» (средняя группа) Программное содержание:

  1. Уточнить представления детей о классификации животных (дикие, домашние).

  2. Развитие связной речи, обогащение словаря, проведение дикционного тренинга.

  3. Развитие нестандартности мышления путем создания проблемных ситуаций.

Разминка в кругу. Ход занятия.

Дети играют свободно. Воспитатель (В) созывает детей: Собирайтесь детвора!

Дети (Д): Тара-ра, тара-ра (идут к воспитателю).

В: Начинается игра! (становятся в круг).

Д: Тара-ра, тара-ра! Скачут по кругу изображая лошадок.

В: Скачет конь наш

Чок-чок-чок

Слышен топот быстрых ног

Хоп- хоп- хоп

Хоп- хоп- хоп

Тру- у- у- у- у-у (останавливаются)

Речевая разминка.

Игры пальчиковые.

«Утречко»

Утро настало

Солнышко встало!

Эй, братец Федя,

Разбуди соседей.

Вставай, Большак!

Вставай, Указка!

Вставай, Середка!

Вставай, Сиротка!

И Крошка- Митрошка!

Привет, Ладошка!

Все проснулись и потянулись.

Пальчик, пальчик,

Где ты был?

С этим пальцем в лес ходил,

С этим пальцем воду носил,

С этим пальцем дрова рубил,

С этим пальцем кашу варил!

Тары-бары

Трали-вали

Три бабушки

На бульваре (трут ладошками)

В: Сейчас я вам задам вопрос, а вы дружно отвечайте.

Шесть мышат в камышах шуршат?

Д: Шесть мышат в камышах шуршат.

Затем вопрос детей и ответ.

Основной блок

В: Сегодня мы будем путешествовать. Вот и транспорт готов.

Как он называется? (паровоз, поезд)

Что у него есть? (вагоны)

Сколько вагонов?

Где первый вагон, второй?

А кто это сидит на перроне и ждет посадки?(на столе лежат сюжетные картинки с изображением животных)

Сейчас мы с вами распределимся на две группы и выберем проводников. Для каждого вагона свой проводник. Даю задание. Первая проблемная ситуация

В: Нужно рассадить животных таким образом, чтобы в первом вагоне ехали дикие животные, а во втором - домашние животные. Проводники помогают пассажирам занять свои места.

Назовите пассажиров первого вагона.

Кого мы здесь видим?

Чем они отличаются от других животных?

Кто за ними ухаживает?

Где они живут?

Что вы знаете о пассажирах второго вагона?

Как они называются?

Как еще их можно назвать?(звери)

Расскажите, чем они отличаются от других животных?

Где живут?

Чем питаются?

Пассажиры все удобно расселись в вагонах. Поехали! (имитируют поезд).

Чтобы не было скучно в пути споем песню:

Вот поезд наш едет

Колеса стучат

А в поезде нашем

Ребята сидят

Чу- чу- чу

Чу- чу- чу

Бежит паровоз

Далеко- далеко

Ребят он повез Вторая проблемная ситуация Остановка «Сплюшкино»

Здесь выходят пассажиры, которые зимой впадают в спячку, а весной просыпаются, пробуждаются.

С первого вагона кто-нибудь выходит? (нет)

Кто должен выйти со второго вагона? (медведь и еж)

Третья проблемная ситуация

В: Ребята, уже наступила зима. Ежик и медведи спят. А наши пассажиры задержались в пути. Мы должны им помочь.

Д: Что мы можем для них сделать?

В: Я предлагаю построить для них домики. Подумайте и скажите одинаковой ли величины нужны им домики? Какой нужен домик ежику по величине? А мишке? (показываем образец). Ежик хочет, чтобы ему построили вот такой дом, а мишке- вот этот. (Строят дом из кубиков).

Звери говорят им спасибо.

В: Я вижу, ребята, вы устали. Встали все дружно на зарядку.

Двигательная разминка.

А сейчас, все по порядку

Встали дружно на зарядку

Руки в стороны согнули

Вверх подняли, помахали.

Спрятали за спину их

Посмотрели через правое плечо

Через левое еще

Дружно сели

Дружно встали

Вверх подняли руки, опустили

Песня «Солнышко, грей в морозный день»

Путешествие продолжается, занимайте места. Четвертая проблемная ситуация. Теория решения изобретательских задач.

В: Обратите внимание на оставшихся пассажиров. Что общего между дикими и домашними животными? (Тело покрыто шерстью, четыре лапы.) Чему нужно научиться животным? Например, чем вам нравиться лиса? Чему бы вы у нее научились? (Хитрости.)

Объявляется конечная остановка. Попрощаемся с животными. Много интересного и полезного мы узнали о них. До свидания!

Посмотрите, ребята, зайчик остался.

Что ты хочешь, зайчик?

Зайчик просит помощи у вас, он сегодня идет в гости к другу, а друг попросил его принести портрет. Зайчонок не знает, как быть. Он не умеет рисовать, лепить. А мы можем помочь зайчику? Предлагаю составить портрет зайчика из разрезанных частей.

Дети составляют портрет зайчика из разрезанных картинок.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, животное, развитие речи, описательный рассказ, Буква, слово, вагон, воспитатель, ежик, связная речь.


Похожие статьи

Способы обучения пониманию рецептивной устной иноязычной речи

Формы поисковой деятельности учащихся на уроке литературы (общие задачи подготовки полилога на основе анализа сюжета и композиции произведения)

Декларативные знания китайских студентов о частях речи

Динамика ранних форм мышления и проблема генезиса детской речи

Некоторые способы создания комического в дискурсе лимерика

Методика совершенствования темпа речи студентов-переводчиков

Специфика описания языкового образа человека по данным собственно образных слов

Из опыта применения зрительных опор для развития навыков монологической речи при обучении иностранному языку в неязыковом вузе

Реализация экспрессивной функции образных единиц в прямой речи

Психолого-педагогическое обоснование методики работы над синтаксическими синонимами при обучении русскому языку как неродному

Похожие статьи

Способы обучения пониманию рецептивной устной иноязычной речи

Формы поисковой деятельности учащихся на уроке литературы (общие задачи подготовки полилога на основе анализа сюжета и композиции произведения)

Декларативные знания китайских студентов о частях речи

Динамика ранних форм мышления и проблема генезиса детской речи

Некоторые способы создания комического в дискурсе лимерика

Методика совершенствования темпа речи студентов-переводчиков

Специфика описания языкового образа человека по данным собственно образных слов

Из опыта применения зрительных опор для развития навыков монологической речи при обучении иностранному языку в неязыковом вузе

Реализация экспрессивной функции образных единиц в прямой речи

Психолого-педагогическое обоснование методики работы над синтаксическими синонимами при обучении русскому языку как неродному

Задать вопрос