Распад СССР, становление нового государства породили серьезные трансформации в социокультурной сфере страны и региона в частности. В статье предлагается рассмотрение вопроса об изменении тенденций посещения культурных учреждений в Вологодской области. Доказанная низкая культурная активность вологжан позволяет судить о низкой степени вовлеченности культурного капитала населения в экономику региона.
Ключевые слова: культурные учреждения, культурный капитал, культурные услуги.
Изучение социокультурных изменений в период серьёзных трансформаций общества, связанных с распадом СССР, становлением нового государства, позволяет сформировать наиболее полную картину развития общества, человека и экономики. Именно поэтому для анализа выбраны временные промежутки, обеспечивающие изучение и сравнение изменений, произошедших в советское время (1990 г.), переходном периоде к суверенному российскому государству (1995 г.), а также на современном этапе (2000 г., 2005 г., 2010 г.).
Целью исследования послужил вопрос об изменении предпочтений вологжан в части посещения культурных учреждений за прошедший 20-ти летний период глобальных изменений в государстве и обществе.
Результаты социологических опросов, проводимых ИСЭРТ РАН, позволяют сделать вывод о сформировавшемся в Вологодской области низком спросе на услуги учреждений культуры, а также позволяют выявить территориальные особенности в вопросах востребованности культурных услуг. По итогам опроса населения посещение общественных мест, в частности учреждений культуры, занимает последнее место в приоритетах времяпрепровождения вологжан. В сельской местности готовность проводить время вне дома, связанное с посещением культурных мероприятий, высказывают лишь 3,2% респондентов, что в 3,5 раза меньше, чем среди жителей Череповца, и в 2,5 раза ниже, чем в Вологде. В основном вологжане в своё свободное время занимаются просмотром телевизора, ведением домашнего хозяйства и общением с друзьями (табл. 1).
Таблица 1
Распределение ответов населения Вологодской области на вопрос:
«Как Вы проводите свободное время?», (в % от
ответивших)
Вариант ответа |
Вологда |
Череповец |
Районы |
Смотрю телевизор |
60,7 |
66 |
63,9 |
Занимаюсь домашним хозяйством |
37,9 |
47,6 |
56 |
Общаюсь с друзьями |
42,1 |
56,4 |
28,7 |
Читаю книги, прессу |
34,5 |
29 |
17,1 |
Путешествую по региону, России, за рубежом |
9 |
17 |
1,6 |
«Сижу» в Интернете |
20,3 |
31,6 |
13,9 |
Слушаю музыку |
20,9 |
18,1 |
11,7 |
Занимаюсь спортом |
8,2 |
11,2 |
4 |
Посещаю общественные места |
8,5 |
11,4 |
3,2 |
Другое |
5,4 |
4,8 |
1,7 |
Источник: данные опроса «Социокультурный портрет региона», проведённого ИСЭРТ РАН в 2010 году |
К возможностям, способствующим накоплению культурного капитала населением региона, относятся обеспеченность учреждениями культуры и образования, средствами массовой информации, коммуникативными средствами [3, с. 77]. Анализ данных деятельности учреждений культуры позволяет оценить насыщенность культурно-досуговой инфраструктуры и культурную активность вологжан [9, с. 37].
В регионе за последние 20 лет сформировались следующие тенденции посещения культурных учреждений. Относительная численность посещений спектаклей населением снизилась почти наполовину (рис. 1). Регион занимает 47 место в России по посещаемости театров. В среднем по России 217 человек из 1000 являются зрителями театральных постановок, активность вологжан ниже в 1,5 раза.
Рис. 1. Численность зрителей театров в Вологодской области на 1000 чел. [6].
На протяжении долгого времени в СССР число действующих киноустановок постоянно увеличивалось. Киносеть по принадлежности была разделена на государственную, профсоюзную и ведомственную. Большинство государственных киноустановок находилось в сельской местности, развитая инфраструктура обеспечивала широкий охват населения показом фильмов и высокие валовые сборы отечественных картин в прокате. На современном этапе развитие технологий, альтернативных показу лент в кинотеатрах, возможности просмотра фильмов посредством сети Интернет и кабельного телевидения, существенное сокращение количества киноустановок в области (более чем на 90%) привели к резкому снижению посещений киносеансов в расчёте на одного человека с 12 в 1990 году до 0,8 – в 2010 году (рис. 2). По оценкам экспертов, основная часть россиян посещает кинотеатр раз в квартал и лишь 5 – 10% делают это регулярно.
Рис. 2. Показатели деятельности кинотеатров в Вологодской области [6].
Вологодская область обладает богатым культурно-историческим наследием, занимая 9 место по посещаемости музеев в России. Однако в советское время их посещаемость всё же была выше. В период резких трансформационных изменений, связанных с распадом СССР, она снизилась на 50%, позднее наблюдался её рост. В 2010 году уровень посещаемости музеев был ниже, чем в 1990 году. Кроме того, количество музейных единиц в 2010 году по сравнению с 1990 годом существенно выросло – на 76% (рис. 3). Значительное увеличение числа музеев на территории области и их посещений было вызвано активной реализацией Федеральной целевой программы «Культура России 2006 – 2011 гг.». Высокий спрос на данные услуги Вологодской области формируется за счет туристов. С каждым годом въездной туристский поток на территорию региона возрастает (на 50% в 2005 – 20010 гг.), основную его часть составляют экскурсанты, которые приезжают организованными группами на срок, не превышающий сутки [2, с. 69].
Рис. 3. Показатели деятельности музеев Вологодской области [6, 8].
Из анализа видно, что все культурные учреждения Вологодчины теряют своих посетителей и потребителей услуг. Частота посещения культурных учреждений также отражает негативную тенденцию снижения спроса. Реже, чем раз в год, культурными услугами пользуется значительное количество вологжан, и их цифра растёт с каждым годом (табл. 2). Следует отметить, что при ответе на вопрос о степени пользования услугами учреждений культуры большая доля населения затрудняется ответить (порядка 30% в каждом случае). Можно заметить, что кинотеатры посещаются чаще, чем музеи и театры. Реже всего посещают учреждения культуры жители сельской местности.
Таблица 2
Распределение ответов на вопрос: «В какой степени Вы
пользуетесь услугами учреждений (участвуете в мероприятиях)?»
(Вариант ответа: реже, чем раз в год; в % от ответивших)
Территория |
Театр 2008/2010 |
Музей 2008/2010 |
Кинотеатр 2008/2010 |
Вологда |
22,1/32,4 |
26,6/26,3 |
16,0/23,3 |
Череповец |
28,6/35,9 |
27,8/38,1 |
21,1/15,5 |
Районы |
16,2/18,4 |
21,2/25,2 |
14,9/19,7 |
Источник: данные опроса «Социокультурный портрет региона», проведённого ИСЭРТ РАН в 2008 и 2010 гг. |
Среди причин непосещения и редкого посещения учреждений культуры респонденты в большинстве случаев называют отсутствие свободного от работы времени – более 30%, а также финансовые трудности – 24,8%. [1, с. 66-67]. В Советском Союзе расходы на культурно-просветительские услуги занимали долю порядка 4,3 % в бюджетах семей, после его распада доля резко снизилась на 60% и составила 1,8%. В настоящее время высокие потребительские расходы вологжан по другим статьям не позволяют в полной мере удовлетворять потребности в накоплении культурного капитала. Среднестатистический житель Вологодской области в 2010 г. тратил на услуги учреждений культуры 177 руб. в месяц, что составляло порядка 2% всех потребительских расходов. Существует положительная динамика расходов на услуги учреждений культуры, но данные изменения пропорциональны росту потребительских расходов в целом. Доля указанных расходов в общем объеме расходов в период 2000–2010 гг. варьировалась в пределах 1 – 2% (рис.4). Тратить семейных средств на культуру стали меньше на половину.
Рис. 4. Динамика расходов на оплату учреждений культуры в Вологодской области [10].
Также одной из важных причин низкого спроса на культурные услуги следует отметить неудовлетворенность людей их качеством. Среди опрошенных вологжан преобладают неудовлетворительные оценки обеспечения населенных пунктов услугами культуры и досуга (табл. 3).
Таблица 3
Распределение ответов на вопрос: «Оцените уровень обеспечения жителей Вашего населённого пункта услугами культуры и досуга» (в 2010 г., в % от ответивших)
Вариант ответа |
Вологда |
Череповец |
Районы |
Плохо |
4,5 |
1,3 |
5,5 |
Неудовлетворительно |
10,7 |
8,0 |
23,5 |
Удовлетворительно |
43,2 |
43,7 |
51,5 |
Хорошо |
35,3 |
39,4 |
17,6 |
Отлично |
6,2 |
7,5 |
2,0 |
Источник: данные опроса «Социокультурный портрет региона», проведённого ИСЭРТ РАН в 2010 году |
В настоящее время явно прослеживается снижение культурной активности вологжан. После распада СССР резко снизилась посещаемость общественных учреждений культуры (такая тенденция сформирована наличием в советское время системы социальной защиты населения, которая заключалась в создании на средства государства, предприятий и организаций фонда общественного потребления, используемого для реализации различных социальных программ). Кроме того, отдельно создавались фонды социально-культурных мероприятий, обеспечивающие доступ к услугам в сфере культуры для всех слоёв населения. К бесплатным и льготным услугам относились обучение, лечение, услуги культурно-просветительных и спортивных организаций [5, с. 180]. Провозглашённая в СССР гласность открыла широкий доступ к информационным потокам и вызвала новые потребности населения, долго находившегося в условиях информационного голода. Уменьшение финансирования учреждений культуры повлияло на качество предоставляемых населению услуг, а, следовательно, послужило причиной снижения посещаемости общественных мест.
Сильнейший скачок в развитии технологий в последние годы, переход к информационному обществу привели к переходу в новое информационно-культурное поле. В условиях трансформаций общества изменилась система ценностей людей, посещение общественных мест и культурных учреждений повсеместно стало уходить на второй план. Развитие сети Интернет и телекоммуникационных технологий в настоящее время сделало доступ людей к информационным потокам и культурным объектам более полным и удобным. Многие исследователи отмечают, что достаточное количество свободного времени современный человек проводит за просмотром телевизора и в сети Интернет. Выполненный в статье анализ показал, что количество учреждений культуры в области и их посещаемость значительно снизились, а за 20 лет показатели советского периода не были достигнуты. Лишь обширная музейная сеть на Вологодчине с каждым годом обеспечивает прирост посетителей, но опросы общественного мнения демонстрируют снижающийся тренд популярности музеев среди населения. Наиболее часто из всех общественных мест люди готовы посещать кинотеатры. Низкая культурная активность вологжан и наметившийся тренд к ее снижению говорят о низкой степени вовлеченности культурного капитала населения в экономику региона, что в свою очередь делает менее эффективным формирование качественного кадрового потенциала, повышение общего культурного уровня и укрепление ценностей людей.
Литература:
Антонова, М.А. Культурный капитал населения Вологодской области [Текст] / М.А. Антонова // Проблемы развития территорий. – 2012. – № 2(58). – С. 62-69.
Дубиничева, Л.В. Привлечение инвестиций в туристскую сферу Вологодской области [Текст] /Л.В. Дубиничева, В.С. Орлова // Проблемы развития территорий. – 2011. – № 3(55). – С. 67-76.
Модернизация экономики региона: социокультурные аспекты [Текст] / А.А. Шабунова, К.А. Гулин, М.А. Ласточкина, Т.С. Соловьева. – Вологда : ИСЭРТ РАН, 2012. – 158 с.
Наука и инновации [Текст] : стат. сборник / Вологдастат. – Вологда, 2005 – 2010. – 91 с.
Олимских, Н.Н. Социальная защита населения: понятие и содержание [Текст] / Н.Н. Олимских // Вестник Удмуртского университета. – 2007. – № 2. – С. 179-186.
Регионы России. Социально-экономические показатели [Текст] : стат. сборник / Росстат. – М., 2001 – 2011. – 990 с.
Статистический ежегодник Вологодской области [Текст] : стат. сборник / Вологдаоблкомстат. – Вологда, 1994 – 2000. – 287 с.
Сфера услуг [Текст] : стат. сборник / Вологдастат. – Вологда, 2007. – 100 с.
Шабунова, А.А. Оценка населением социокультурной среды региона [Текст] / А.А. Шабунова, Н.А. Окулова // Социологические исследования. – 2011. – № 6. – С. 36-44.
Доходы, расходы и потребление в домашних хозяйствах Вологодской области (по материалам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств): стат. бюллетень / Вологдастат. – Вологда, 2000 – 2011.