Тенденции посещения культурных учреждений в Вологодской области | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №9 (44) сентябрь 2012 г.

Статья просмотрена: 1635 раз

Библиографическое описание:

Антонова, М. А. Тенденции посещения культурных учреждений в Вологодской области / М. А. Антонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 9 (44). — С. 89-93. — URL: https://moluch.ru/archive/44/5325/ (дата обращения: 16.11.2024).

Распад СССР, становление нового государства породили серьезные трансформации в социокультурной сфере страны и региона в частности. В статье предлагается рассмотрение вопроса об изменении тенденций посещения культурных учреждений в Вологодской области. Доказанная низкая культурная активность вологжан позволяет судить о низкой степени вовлеченности культурного капитала населения в экономику региона.

Ключевые слова: культурные учреждения, культурный капитал, культурные услуги.


Изучение социокультурных изменений в период серьёзных трансформаций общества, связанных с распадом СССР, становлением нового государства, позволяет сформировать наиболее полную картину развития общества, человека и экономики. Именно поэтому для анализа выбраны временные промежутки, обеспечивающие изучение и сравнение изменений, произошедших в советское время (1990 г.), переходном периоде к суверенному российскому государству (1995 г.), а также на современном этапе (2000 г., 2005 г., 2010 г.).

Целью исследования послужил вопрос об изменении предпочтений вологжан в части посещения культурных учреждений за прошедший 20-ти летний период глобальных изменений в государстве и обществе.

Результаты социологических опросов, проводимых ИСЭРТ РАН, позволяют сделать вывод о сформировавшемся в Вологодской области низком спросе на услуги учреждений культуры, а также позволяют выявить территориальные особенности в вопросах востребованности культурных услуг. По итогам опроса населения посещение общественных мест, в частности учреждений культуры, занимает последнее место в приоритетах времяпрепровождения вологжан. В сельской местности готовность проводить время вне дома, связанное с посещением культурных мероприятий, высказывают лишь 3,2% респондентов, что в 3,5 раза меньше, чем среди жителей Череповца, и в 2,5 раза ниже, чем в Вологде. В основном вологжане в своё свободное время занимаются просмотром телевизора, ведением домашнего хозяйства и общением с друзьями (табл. 1).

Таблица 1

Распределение ответов населения Вологодской области на вопрос:
«Как Вы проводите свободное время?», (
в % от ответивших)

Вариант ответа

Вологда

Череповец

Районы

Смотрю телевизор

60,7

66

63,9

Занимаюсь домашним хозяйством

37,9

47,6

56

Общаюсь с друзьями

42,1

56,4

28,7

Читаю книги, прессу

34,5

29

17,1

Путешествую по региону, России, за рубежом

9

17

1,6

«Сижу» в Интернете

20,3

31,6

13,9

Слушаю музыку

20,9

18,1

11,7

Занимаюсь спортом

8,2

11,2

4

Посещаю общественные места

8,5

11,4

3,2

Другое

5,4

4,8

1,7

Источник: данные опроса «Социокультурный портрет региона», проведённого ИСЭРТ РАН в 2010 году


К возможностям, способствующим накоплению культурного капитала населением региона, относятся обеспеченность учреждениями культуры и образования, средствами массовой информации, коммуникативными средствами [3, с. 77]. Анализ данных деятельности учреждений культуры позволяет оценить насыщенность культурно-досуговой инфраструктуры и культурную активность вологжан [9, с. 37].

В регионе за последние 20 лет сформировались следующие тенденции посещения культурных учреждений. Относительная численность посещений спектаклей населением снизилась почти наполовину (рис. 1). Регион занимает 47 место в России по посещаемости театров. В среднем по России 217 человек из 1000 являются зрителями театральных постановок, активность вологжан ниже в 1,5 раза.

Рис. 1. Численность зрителей театров в Вологодской области на 1000 чел. [6].


На протяжении долгого времени в СССР число действующих киноустановок постоянно увеличивалось. Киносеть по принадлежности была разделена на государственную, профсоюзную и ведомственную. Большинство государственных киноустановок находилось в сельской местности, развитая инфраструктура обеспечивала широкий охват населения показом фильмов и высокие валовые сборы отечественных картин в прокате. На современном этапе развитие технологий, альтернативных показу лент в кинотеатрах, возможности просмотра фильмов посредством сети Интернет и кабельного телевидения, существенное сокращение количества киноустановок в области (более чем на 90%) привели к резкому снижению посещений киносеансов в расчёте на одного человека с 12 в 1990 году до 0,8 – в 2010 году (рис. 2). По оценкам экспертов, основная часть россиян посещает кинотеатр раз в квартал и лишь 5 – 10% делают это регулярно.

Рис. 2. Показатели деятельности кинотеатров в Вологодской области [6].


Вологодская область обладает богатым культурно-историческим наследием, занимая 9 место по посещаемости музеев в России. Однако в советское время их посещаемость всё же была выше. В период резких трансформационных изменений, связанных с распадом СССР, она снизилась на 50%, позднее наблюдался её рост. В 2010 году уровень посещаемости музеев был ниже, чем в 1990 году. Кроме того, количество музейных единиц в 2010 году по сравнению с 1990 годом существенно выросло – на 76% (рис. 3). Значительное увеличение числа музеев на территории области и их посещений было вызвано активной реализацией Федеральной целевой программы «Культура России 2006 – 2011 гг.». Высокий спрос на данные услуги Вологодской области формируется за счет туристов. С каждым годом въездной туристский поток на территорию региона возрастает (на 50% в 2005 – 20010 гг.), основную его часть составляют экскурсанты, которые приезжают организованными группами на срок, не превышающий сутки [2, с. 69].


Рис. 3. Показатели деятельности музеев Вологодской области [6, 8].


Из анализа видно, что все культурные учреждения Вологодчины теряют своих посетителей и потребителей услуг. Частота посещения культурных учреждений также отражает негативную тенденцию снижения спроса. Реже, чем раз в год, культурными услугами пользуется значительное количество вологжан, и их цифра растёт с каждым годом (табл. 2). Следует отметить, что при ответе на вопрос о степени пользования услугами учреждений культуры большая доля населения затрудняется ответить (порядка 30% в каждом случае). Можно заметить, что кинотеатры посещаются чаще, чем музеи и театры. Реже всего посещают учреждения культуры жители сельской местности.


Таблица 2

Распределение ответов на вопрос: «В какой степени Вы пользуетесь услугами учреждений (участвуете в мероприятиях)?»
(Вариант ответа: реже, чем раз в год; в % от ответивших)

Территория

Театр

2008/2010

Музей

2008/2010

Кинотеатр

2008/2010

Вологда

22,1/32,4

26,6/26,3

16,0/23,3

Череповец

28,6/35,9

27,8/38,1

21,1/15,5

Районы

16,2/18,4

21,2/25,2

14,9/19,7

Источник: данные опроса «Социокультурный портрет региона», проведённого ИСЭРТ РАН в 2008 и 2010 гг.


Среди причин непосещения и редкого посещения учреждений культуры респонденты в большинстве случаев называют отсутствие свободного от работы времени – более 30%, а также финансовые трудности – 24,8%. [1, с. 66-67]. В Советском Союзе расходы на культурно-просветительские услуги занимали долю порядка 4,3 % в бюджетах семей, после его распада доля резко снизилась на 60% и составила 1,8%. В настоящее время высокие потребительские расходы вологжан по другим статьям не позволяют в полной мере удовлетворять потребности в накоплении культурного капитала. Среднестатистический житель Вологодской области в 2010 г. тратил на услуги учреждений культуры 177 руб. в месяц, что составляло порядка 2% всех потребительских расходов. Существует положительная динамика расходов на услуги учреждений культуры, но данные изменения пропорциональны росту потребительских расходов в целом. Доля указанных расходов в общем объеме расходов в период 2000–2010 гг. варьировалась в пределах 1 – 2% (рис.4). Тратить семейных средств на культуру стали меньше на половину.

Рис. 4. Динамика расходов на оплату учреждений культуры в Вологодской области [10].


Также одной из важных причин низкого спроса на культурные услуги следует отметить неудовлетворенность людей их качеством. Среди опрошенных вологжан преобладают неудовлетворительные оценки обеспечения населенных пунктов услугами культуры и досуга (табл. 3).

Таблица 3

Распределение ответов на вопрос: «Оцените уровень обеспечения жителей Вашего населённого пункта услугами культуры и досуга» (в 2010 г., в % от ответивших)

Вариант ответа

Вологда

Череповец

Районы

Плохо

4,5

1,3

5,5

Неудовлетворительно

10,7

8,0

23,5

Удовлетворительно

43,2

43,7

51,5

Хорошо

35,3

39,4

17,6

Отлично

6,2

7,5

2,0

Источник: данные опроса «Социокультурный портрет региона», проведённого ИСЭРТ РАН в 2010 году


В настоящее время явно прослеживается снижение культурной активности вологжан. После распада СССР резко снизилась посещаемость общественных учреждений культуры (такая тенденция сформирована наличием в советское время системы социальной защиты населения, которая заключалась в создании на средства государства, предприятий и организаций фонда общественного потребления, используемого для реализации различных социальных программ). Кроме того, отдельно создавались фонды социально-культурных мероприятий, обеспечивающие доступ к услугам в сфере культуры для всех слоёв населения. К бесплатным и льготным услугам относились обучение, лечение, услуги культурно-просветительных и спортивных организаций [5, с. 180]. Провозглашённая в СССР гласность открыла широкий доступ к информационным потокам и вызвала новые потребности населения, долго находившегося в условиях информационного голода. Уменьшение финансирования учреждений культуры повлияло на качество предоставляемых населению услуг, а, следовательно, послужило причиной снижения посещаемости общественных мест.

Сильнейший скачок в развитии технологий в последние годы, переход к информационному обществу привели к переходу в новое информационно-культурное поле. В условиях трансформаций общества изменилась система ценностей людей, посещение общественных мест и культурных учреждений повсеместно стало уходить на второй план. Развитие сети Интернет и телекоммуникационных технологий в настоящее время сделало доступ людей к информационным потокам и культурным объектам более полным и удобным. Многие исследователи отмечают, что достаточное количество свободного времени современный человек проводит за просмотром телевизора и в сети Интернет. Выполненный в статье анализ показал, что количество учреждений культуры в области и их посещаемость значительно снизились, а за 20 лет показатели советского периода не были достигнуты. Лишь обширная музейная сеть на Вологодчине с каждым годом обеспечивает прирост посетителей, но опросы общественного мнения демонстрируют снижающийся тренд популярности музеев среди населения. Наиболее часто из всех общественных мест люди готовы посещать кинотеатры. Низкая культурная активность вологжан и наметившийся тренд к ее снижению говорят о низкой степени вовлеченности культурного капитала населения в экономику региона, что в свою очередь делает менее эффективным формирование качественного кадрового потенциала, повышение общего культурного уровня и укрепление ценностей людей.


Литература:

  1. Антонова, М.А. Культурный капитал населения Вологодской области [Текст] / М.А. Антонова // Проблемы развития территорий. – 2012. – № 2(58). – С. 62-69.

  2. Дубиничева, Л.В. Привлечение инвестиций в туристскую сферу Вологодской области [Текст] /Л.В. Дубиничева, В.С. Орлова // Проблемы развития территорий. – 2011. – № 3(55). – С. 67-76.

  3. Модернизация экономики региона: социокультурные аспекты [Текст] / А.А. Шабунова, К.А. Гулин, М.А. Ласточкина, Т.С. Соловьева. – Вологда : ИСЭРТ РАН, 2012. – 158 с.

  4. Наука и инновации [Текст] : стат. сборник / Вологдастат. – Вологда, 2005 – 2010. – 91 с.

  5. Олимских, Н.Н. Социальная защита населения: понятие и содержание [Текст] / Н.Н. Олимских // Вестник Удмуртского университета. – 2007. – № 2. – С. 179-186.

  6. Регионы России. Социально-экономические показатели [Текст] : стат. сборник / Росстат. – М., 2001 – 2011. – 990 с.

  7. Статистический ежегодник Вологодской области [Текст] : стат. сборник / Вологдаоблкомстат. – Вологда, 1994 – 2000. – 287 с.

  8. Сфера услуг [Текст] : стат. сборник / Вологдастат. – Вологда, 2007. – 100 с.

  9. Шабунова, А.А. Оценка населением социокультурной среды региона [Текст] / А.А. Шабунова, Н.А. Окулова // Социологические исследования. – 2011. – № 6. – С. 36-44.

  10. Доходы, расходы и потребление в домашних хозяйствах Вологодской области (по материалам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств): стат. бюллетень / Вологдастат. – Вологда, 2000 – 2011.

Основные термины (генерируются автоматически): Вологодская область, вологда, культурная активность вологжан, распад СССР, Россия, вариант ответа, культурный капитал, свободное время, сельская местность, Социокультурный портрет региона.


Задать вопрос