Полвека на службе медико-профилактического образования студентов педагогического вуза | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Полвека на службе медико-профилактического образования студентов педагогического вуза / В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 9 (44). — С. 337-345. — URL: https://moluch.ru/archive/44/5327/ (дата обращения: 16.11.2024).

В статье описана история становления и развития деятельности одной из ведущих кафедр гражданской обороны, сформированных полвека тому назад в педагогических вузах Российской Федерации, в соответствии с приказом министра просвещения РСФСР «Об организации кафедр гражданской обороны в педагогических институтах». На протяжении первых 25 лет кафедра гражданской обороны ЛГПИ им. А.И.Герцена готовила медицинских сестёр гражданской обороны запаса - из студенток педагогического института, получающих высшее педагогическое образование. В 1996 году кафедре было присвоено современное ее наименование: кафедра медико-валеологических дисциплин. В течение последних 15 лет, сохраняя свои межфакультетские функции, кафедра медико-валеологических дисциплин работает в составе факультета безопасности жизнедеятельности, где имеются все условия для успешной реализации её возможностей.

Ключевые слова: кафедра гражданской обороны; кафедра медико-валеологических дисциплин; медико-валеологическое образование студентов; медико-профилактическая подготовка будущего педагога; профилактика социальных отклонений; превентология.


This article is about a history of formation and development of one of the leading Faculties for the civil protection, created a half of century ago in pedagogical high schools of the Russian Federation, according to the Order of the Minister of Education of RSFSR «About organization of civil protection Faculties in Pedagogical Institutes».

During the first 25 years civil protection Faculty of the Leningrad State Pedagogical Institute, Named after A.I. Herzen, has been training reserve staff nurses for civil protection – they were students of pedagogical institute, going into higher pedagogical education. This responsible work was carried out at high educational and methodic level, with a great volume of not only theoretical, but also a special practical medical training of the students for the specific activity of the highest important their secondary social role. However, in the late eighties, this work was scaled, and in 1996 our Faculty received its modern name: the Faculty of medico-valeological disciplines. During the last 15 years, keeping its interfaculty functions, our Faculty of medico-valeological disciplines is working as a part of the Faculty of life safety, and there has all the conditions for successful realization of its opportunities. Here, at the Faculty of life safety, the detailed medical and valeological training of students is supplemented with a studying of issues of prevention of social deviations and prevention of drugs dependence among young scholars and students.

Key words: Civil protection Faculty; Faculty of medico-valeological disciplines; Medical and valeological training of students; Medical and preventive training for the future teacher; Prevention of social deviations; Prevention of drugs dependence; Preventology.


1. Кафедра гражданской обороны (1962-1987 годы).

В 2012 году исполняется 50 лет со дня основания кафедры медико-валеологических дисциплин, входящей в течение последних 15 лет в состав факультета безопасности жизнедеятельности РГПУ имени А.И.Герцена.

Кафедра гражданской обороны (именно так она называлась первые 25 лет своей деятельности) была организована в Ленинградском ордена Трудового Красного Знамени государственном педагогическом институте имени А.И.Герцена 29 сентября 1962 года, в соответствии с приказом министра просвещения РСФСР «Об организации кафедр гражданской обороны в педагогических институтах» - от 23 августа 1962 года.

Целью создания кафедр гражданской обороны в педагогических институтах, как и в ряде других гуманитарных вузов, было решение Правительства страны обеспечить формирования гражданской обороны достаточной численностью подготовленных резервных кадров среднего медицинского персонала, а также – обеспечить подготовку квалифицированного преподавательского состава для средних школ, чтобы на должном уровне обучать школьников основам гражданской обороны. Такое решение в начале 60-х годов было продиктовано нарастанием международной напряжённости в условиях холодной войны и учитывало возможность военного конфликта, с прогнозируемым применением вероятным противником средств массового поражения. Сейчас, по истечении полувека, такое предположение может показаться необоснованным, но в те годы приходилось считаться с реальной возможностью подобного развития событий. Подтверждением этого может служить «Карибский кризис» 1962 года, когда весь мир оказался на грани ядерной катастрофы.

На протяжении первых 25 лет кафедра занималась подготовкой студентов по тематике гражданской обороны. Преподавателями кафедры осуществлялась подготовка дипломированных специалистов (медицинских сестёр гражданской обороны) - из числа студенток педагогического института. За эти годы более тридцати пяти тысяч студенток ЛГПИ им. А.И.Герцена, вместе с дипломом об окончании педагогического вуза, получили дипломы медицинской сестры гражданской обороны. За это же время не менее шести тысяч студентов – юношей, обучавшихся на кафедре, получили свидетельства об окончании курса «Гражданская оборона», что в дальнейшем давало им право на преподавание данного учебного предмета в школе. При этом обращала на себя внимание основательность проводившейся тогда на кафедре медицинской подготовки студенток. Занятия проводились в течение четырёх семестров, а общий объём учебной нагрузки составлял 360 часов аудиторных занятий. Курс подготовки медицинских сестёр гражданской обороны включал лекции, практические и семинарские занятия, доклиническую практику и клиническую практику.

Необходимо подчеркнуть, что программа обучения включала не только аудиторную подготовку с доклинической практикой, но также и клиническую практику в медицинских учреждениях. Особое внимание уделялось практическому освоению навыков оказания первой медицинской помощи больным и пострадавшим, наряду с усвоением методов и техники ухода за больными, и с реальным исполнением обязанностей медицинской сестры лечебного отделения больницы.

В интересах проведения учебного процесса, за кафедрой были закреплены 10 городских лечебных учреждений, включая Институт скорой помощи и ряд крупных больниц г. Ленинграда, где студентки проходили клиническую практику. Занятия по программе клинической практики проводились врачами больниц, с привлечением среднего медицинского персонала больничных отделений. Качество проведения учебных занятий контролировалось преподавателями кафедры.

Учебно-методические материалы для подготовки студенток, включая методические пособия по клинической практике, разрабатывались преподавателями кафедры, и после утверждения их на методических совещаниях кафедры, они издавались в издательстве Института и выдавались студенткам и преподавателям клинических баз для подготовки к проведению занятий. Кафедра являлась межфакультетской и, в соответствии с правительственным распоряжением, она обеспечивала медицинскую подготовку студенток всех факультетов нашего Педагогического института.

Кафедра гражданской обороны ЛГПИ им. А.И.Герцена со времени своего создания, в течение многих лет являлась головной среди аналогичных кафедр педагогических вузов Северо-Западного региона Российской Федерации, работавших в таких городах, как Мурманск, Архангельск, Сыктывкар, Череповец, Вологда, Великий Новгород, Псков. Преподаватели нашей кафедры периодически выезжали на места, в периферийные институты - для обмена опытом и контроля качества работы кафедр и курсов гражданской обороны (ГО). С этой же целью ежегодно, в январе на кафедре ГО ЛГПИ им. А.И.Герцена проводились учебно-методические конференции для преподавателей кафедр этих вузов. Периодически проводились также инспекционные выезды преподавателей кафедры в периферийные педагогические институты Северо-Западной зоны РСФСР для контроля качества подготовки медсестёр ГО.

Студенты изучали на кафедре следующие основные учебные предметы:

  • Внутренние болезни с уходом за больными и курсом лекарствоведения;

  • Анатомия и физиология человека;

  • Медицинская помощь при травмах и поражениях;

  • Инфекционные болезни и основы эпидемиологии;

  • Организация и тактика медицинской службы гражданской обороны (ОТМС ГО);

  • Гражданская оборона (для юношей).

Обучение на кафедре завершалось экзаменами по отдельным профильным предметам, а также и заключительным государственным экзаменом. Студенткам, успешно завершившим обучение, выдавались государственные дипломы медицинских сестёр гражданской обороны. Выпускниц ставили на учёт в районных военкоматах по месту жительства. Данный диплом предоставлял студенткам – выпускницам педагогического вуза, возможность работать в последующем в должности медицинской сестры в лечебно-профилактическом учреждении, и это иногда оказывалось полезным.

На кафедру, с момента её основания, была возложена ответственность по руководству работой отделения Красного Креста Педагогического института им. А.И.Герцена, включая организацию донорства крови, а также - ответственность за подготовку санитарной дружины Института, составлявшейся обычно из преподавателей и студентов. Следует отметить, что санитарная дружина нашего института ежегодно принимала участие в районных и городских соревнованиях санитарных дружин, где она, как правило, занимала призовые места. Руководил подготовкой санитарной дружины один из преподавателей кафедры.

2. Время перемен (1988-1995 годы).

К началу 90-х годов, в связи с изменением политического курса нашего государства и сменой социально-политических ориентиров, работа кафедры по подготовке медицинских сестёр гражданской обороны была прекращена. Одновременно было завершено также и обучение студентов - юношей по программе курса «Гражданская оборона».

Получилось так, что отработанные в течение многих лет основные направления теории и практики организации учебно-методической деятельности кафедры ГО, как и налаженная система работы по медицинской подготовке студенток педагогического вуза, - все эти виды учебной работы были свёрнуты.

Следует заметить, что подобные изменения происходили также и в других педагогических институтах страны, что сопровождалось как сокращением объёма учебной работы, так и изменениями штатного расписания профессорско-преподавательского состава на кафедрах гражданской обороны. Это привело к необходимости выбора новых направлений и профилей учебно-воспитательной деятельности кафедр ГО и определило целесообразность изменения их наименования. Такие изменения происходили и в других гуманитарных вузах, а также и в классических университетах, что сопровождалось закрытием ряда кафедр, либо значительным сокращением штата их сотрудников, с необходимостью переориентации основных направлений своей учебной деятельности, с разработкой новых учебных курсов, составлением новых учебных планов и программ обучения.

На базе кафедр гражданской обороны в педагогических институтах страны были образованы кафедры с самыми различными наименованиями:

  • кафедры медицинской подготовки;

  • кафедры медико-биологических дисциплин;

  • кафедры возрастной физиологии, гигиены и охраны здоровья детей;

  • кафедры основ медицинских знаний и охраны здоровья;

  • кафедры анатомии, физиологии и валеологии;

  • кафедры охраны здоровья и безопасности жизнедеятельности, и другие.

Кафедра гражданской обороны ЛГПИ им. А.И.Герцена (Заведующий кафедрой – ветеран Великой Отечественной войны, кандидат медицинских наук, доцент Нечипоренко Пётр Иванович), - с 1988 года стала именоваться кафедрой медицинской подготовки.

Коллективу высококвалифицированных преподавателей кафедры медицинской подготовки руководством Института (Ректор – доктор физико-математических наук, профессор Г.А.Бордовский, проректор по учебной работе – доктор педагогических наук, профессор В.П.Соломин) - были поставлены задачивентрировать свои усилия на нааву преподавателей были поставлены задачи сконцентрировать свои усилия на наарввлении форвле по обучению будущих педагогов основам возрастной анатомии, физиологии и гигиены, а также - основам медицинских знаний, с формированием навыков оказания первой медицинской помощи больным и пострадавшим при неотложных состояниях и в чрезвычайных ситуациях.

Наряду с этим, обращалось внимание на необходимость воспитания у студентов культуры здоровья, с изучением основ здорового образа жизни и методов профилактики возникновения наиболее распространённых заболеваний. Однако это происходило в условиях значительного сокращения объёма учебного времени на изучение студентами медико-профилактических учебных дисциплин, что потребовало внесения существенных изменений в содержание и тематику учебных программ и учебных занятий.

Сложившаяся ситуация обусловила выбор наиболее актуальных учебных курсов и привела к необходимости обоснования наиболее рациональной последовательности их изучения, с применением наиболее эффективных методов подачи учебного материала и форм контроля знаний студентов. В результате, к 1991 году на кафедре была разработана, апробирована и рекомендована к использованию в педагогических вузах программа обучения студентов основам медицинских знаний и валеологии.

Следует заметить, что наша кафедра явилась инициатором преподавания в педагогическом вузе основ валеологии и здорового образа жизни, и этот ценный опыт она распространяла среди других педагогических вузов Северо-Западного региона Российской Федерации, подтверждая свой статус ведущей в учебно-методическом направлении профильной кафедры, среди педагогических высших учебных заведений Северо-Западного региона Российской Федерации.

Учитывая накопленный на кафедре опыт, было принято решение, наряду с преподаванием основ медицинских знаний, уделять особое внимание обучению студентов педагогического вуза основам валеологии, нормам и правилам здорового образа жизни, методам профилактики наиболее распространённых заболеваний, а также необходимости соблюдения гигиенических норм и требований к условиям проведения учебного процесса в образовательных учреждениях. В связи с этим, в состав кафедры медицинской подготовки были введены сотрудники кафедры охраны труда и школьной гигиены (Зав. кафедрой – доктор биологических наук, профессор Храброва Ольга Петровна). Образовавшаяся объединённая кафедра медицинской подготовки с 1991 года стала именоваться кафедрой основ медицинских знаний.

С этого же года наш Педагогический институт получил статус Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Одновременно были определены также и сформировавшиеся в новых условиях основные направления учебной деятельности кафедры основ медицинских знаний (Зав. кафедрой – доктор медицинских наук, профессор Варшамов Юрий Львович):

  • возрастная анатомия, физиология и школьная гигиена;

  • валеология, основы здорового образа жизни и профилактика вредных привычек у детей и подростков;

  • внутренние болезни, их профилактика и первая медицинская помощь при заболеваниях и отравлениях;

  • инфекционные болезни, их профилактика и противоэпидемические мероприятия в очаге инфекции;

  • первая медицинская помощь при травмах и несчастных случаях;

  • медицина катастроф, с изучением основ организации и тактики оказания медицинской помощи пострадавшим в очагах чрезвычайных ситуаций различного происхождения.

Крупные аварии и катастрофы 80-х и 90-х годов прошлого столетия наглядно показали, что проблемы организации службы гражданской обороны на объектах народного хозяйства, на предприятиях и в учреждениях – постоянно заслуживают особого внимания. В этой связи, задачи повышения эффективности формирований гражданской обороны и министерства по чрезвычайным ситуациям для обеспечения безопасной жизнедеятельности и защиты населения от техногенных опасностей и экологических катастроф – эти вопросы оказались не только в центре общественного внимания, но они оказались также и в центре внимания системы образования и воспитания учащейся молодёжи. Время показало, что кампания по свёртыванию медико-профилактической подготовки студентов педагогических и других гуманитарных вузов оказалась недостаточно обоснованной.

Медико-профилактические и гигиенические знания всегда были необходимы студентам педагогического вуза. Они нужны всем будущим учителям, воспитателям, методистам и организаторам учебно-воспитательной деятельности. Эти знания остаются востребованными и в наши дни. Они особенно полезны для повышения эффективности здоровьесберегающей работы педагогов с детьми и подростками в образовательных учреждениях любого направления и уровня подготовки.

3. Кафедра медико-валеологических дисциплин (с 1996 года) факультета безопасности жизнедеятельности (с 1997 года).

В 90-е годы вновь стали актуальными вопросы обучения студентов основам гигиенических нормативов организации учебного труда, учитывая физиологические особенности развивающегося организма ребёнка, а также и факторы риска нарушений здоровья учащихся в учебном процессе. Стало особенно актуальным обучение основам валеологии, как нового направления учебно-воспитательной деятельности, имеющего целью формирование, укрепление и сохранение здоровья человека и пропагандирующего здоровый образ жизни в качестве эффективного метода первичной профилактики наиболее распространённых заболеваний.

В этой связи в 1996 году кафедре было присвоено её новое, современное наименование, и она стала называться кафедрой медико-валеологических дисциплин (Зав. кафедрой – доктор медицинских наук, профессор Макарова Людмила Павловна).

Новое название кафедры не только отражало необходимость изучения студентами основ медицинских знаний, но оно вполне соответствовало нарастающей востребованности формирования у детей и подростков стремления к здоровому образу жизни и возрастающей актуальности распространения знаний по предупреждению вредных привычек и других проявлений отклоняющегося (девиантного) поведения среди учащейся молодёжи.

Именно эти вопросы составляют в настоящее время основу программ учебно-воспитательной работы кафедры, отражая главные направления её деятельности, сформировавшиеся на протяжении последних двух десятков лет, что нашло своё проявление в ряде учебно-методических пособий, подготовленных и выпущенных в это время коллективом кафедры (См. Список основных учебно-методических пособий, выпущенных сотрудниками кафедры, - в конце данной статьи).

С 1997 года кафедра медико-валеологических дисциплин (Кафедра МВД) Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена работает в составе вновь образованного факультета нашего Университета – факультета безопасности жизнедеятельности (ФБЖ) – первого такого факультета в педагогических вузах нашей страны, призванного обучать студентов методам обеспечения безопасности человека в различных экологических, производственных, бытовых и социальных условиях жизни и деятельности (Основатель факультета и первый его декан – подвижник и энтузиаст в разработке и реализации педагогических подходов к решению проблем безопасности жизнедеятельности человека, - доктор педагогических наук, профессор Михайлов Леонид Александрович).

В рамках факультета, вот уже более 15 лет, кафедра обеспечивает изучение студентами медико-биологических, медико-психологических, медико-экологических и медико-социальных основ безопасности жизни и деятельности людей.

На кафедру возлагаются задачи обеспечения подготовки студентов Факультета БЖ по организации, тактике и методам оказания первой медицинской помощи пострадавшим и больным при острых заболеваниях, травмах и несчастных случаях, а также в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций различного происхождения.

При этом кафедра продолжает выполнять и свои межфакультетские функции, осуществляя подготовку студентов различных факультетов Герценовского педагогического университета по программам следующих учебных курсов и дисциплин:

  • возрастная анатомия, физиология и гигиена;

  • валеология;

  • основы здорового образа жизни;

  • основы педиатрии и гигиены;

  • основы медицинских знаний и профилактика болезней;

  • первая медицинская помощь при заболеваниях и поражениях;

  • медицина катастроф;

  • безопасность жизнедеятельности и здоровье человека;

  • медико-профилактические основы безопасной жизнедеятельности;

  • профилактика формирования наркотической зависимости;

  • профилактика социальных отклонений (превентология);

  • основы социальной медицины.

Уровневая система подготовки студентов проводится на кафедре в полном соответствии с требованиями к минимуму содержания образовательных программ и уровню подготовки учащихся, предъявляемыми Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ГОС ВПО). Кафедра переходит на образовательные стандарты третьего поколения, с применением инновационных методов и программ обучения студентов.

Ещё в 2004 году были разработаны и включены в учебный процесс две новые программы специализации:

  • профилактика социальных отклонений (превентология),

  • реабилитация зависимых детей и подростков (реабилитология).

Однако поскольку реабилитология относится к области социальной медицины, а превентология – к сфере социальной педагогики, предпочтение было отдано специализации по превентологии - как относящейся к компетенции педагога, работника педагогической сферы деятельности, выпускника педагогического университета.

Необходимо отметить, что в последние годы заметно возрастает роль университетов в разработке научно-методологических подходов к решению задач профилактики зависимого поведения подростков, предупреждения болезней зависимости и к разработке методов обучения принципам здорового образа жизни и путей укрепления здоровья учащихся. Всё это заметно усиливает роль и существенно повышает значение медико-валеологической подготовки студентов в педагогическом университете.

Коллектив кафедры активно занимается обновлением программно-методического обеспечения учебного процесса, что направлено на совершенствование системы медико-валеологического образования, наряду с совершенствованием профилактической антинаркотической подготовки студентов педагогического вуза. Данная деятельность обусловлена необходимостью разработки содержания основных блоков образовательных программ и их апробации, в соответствии с требованиями ГОС ВПО к повышению эффективности системы уровневого высшего педагогического образования.

Особенно актуальной областью научных исследований в настоящее время является разработка и апробация для образовательных учреждений новых моделей организации профилактической работы в области предупреждения зависимого поведения и борьбы с наркоманией. Поэтому разработанные на кафедре программы подготовки специалистов по профилактике (превенции) наркомании и других социальных девиаций в образовательной среде, как и подготовка педагогов–превентологов – всё это имеет несомненное теоретическое и практическое значение.

Большая заслуга в разработке и апробации указанных программ принадлежит непосредственно доктору медицинских наук, профессору Корчагиной Галине Александровне, заведовавшей кафедрой медико-валеологических дисциплин с 2000 года по 2008 год.

Научная деятельность сотрудников кафедры встраивается в программу научной работы Факультета БЖ по тематике: «Комплексное исследование состояния безопасности жизнедеятельности человека».

Предметом изучения сотрудниками кафедры является состояние здоровья школьников и студентов г. Санкт-Петербурга, а также предупреждение распространения наркомании и токсикомании среди детей и подростков, исходя из оценки ситуации с потреблением психически активных веществ (ПАВ) среди подростков и учащейся молодёжи, диктующей нам такую необходимость. Указанные исследования проводятся в рамках целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту», с целью изучения распространённости потребления ПАВ среди студентов и выявления социально - психологических факторов, способствующих распространению наркомании и токсикомании среди молодёжи. Проведены также исследования по теме: «Клинические и психологические особенности лиц, употребляющих психостимуляторы, влияющие на поведение, связанное с риском ВИЧ-инфицирования».

Сотрудники кафедры активно участвуют в научно-практических конференциях, проводимых как в вузах Санкт-Петербурга, в частности, в нашем Университете, так и в других городах – в Москве, Липецке, Нижнем Новгороде, Челябинске, Ярославле и в Севастополе. При активном содействии профессора Г.А.Корчагиной кафедра активно включилась в международное научно-методическое сотрудничество по профилактике распространения наркомании и токсикомании среди молодёжи.

Ещё с конца 70-х годов, в соответствии с распоряжением ректора Университета, сотрудники кафедры в течение более 25 лет осуществляли медицинское сопровождение летней полевой практики студентов факультетов географии и биологии на базе Геостанции «Железо», находящейся в Лужском районе Ленинградской области.

В связи с 50-летием кафедры Медико-валеологических дисциплин, необходимо подчеркнуть, что особую ценность на всём протяжении её деятельности в университете, составляли и продолжают составлять её кадры – коллектив опытных, высокообразованных преподавателей и ответственный, знающий своё дело вспомогательный учебный персонал.

Кафедра медико-валеологических дисциплин - это коллектив, который располагает большим опытом работы в таком особом для педагогического вуза направлении, как формирование у студентов основ медицинских знаний, воспитание медико-гигиенической культуры учащихся и формирование культуры здоровья.

У истоков становления и развития кафедры находились такие её руководители, как Максим Иванович Тришин, Михаил Алексеевич Сластихин, Николай Петрович Свинухов, Пётр Иванович Нечипоренко и другие, широко известные и преданные делу специалисты.

В работе кафедры в течение многих лет, на принципах совмещения с основной своей деятельностью, принимали участие работники практического здравоохранения, сотрудники медицинских учреждений, научно-исследовательских институтов и высших учебных заведений, некоторые из которых вошли затем в штат кафедры. Это, например, такие сотрудники, как доктор медицинских наук, профессор Варшамов Юрий Львович, проработавший на кафедре 25 лет и руководивший ею в период с 1991 года по 1995 год, а также доктор медицинских наук, профессор Макарова Людмила Павловна, заведовавшая кафедрой с 1995 года по 2000 год и плодотворно работающая в должности профессора кафедры в настоящее время. Именно на их долю пришлось руководить коллективом в наиболее трудные, 90-е годы - в этот сложный период многочисленных перестроек и коренной ломки установившихся традиций, переоценки ценностей и смены социально-политических и экономических государственных приоритетов, - в эти трудные годы поиска и выбора путей дальнейшего развития и изыскания возможностей для их успешной реализации.

Кафедра Медико-валеологических дисциплин благополучно преодолела все испытания этого нелёгкого времени перемен, так же как это преодолели и другие структуры нашего Университета, - во многом, благодаря разумной политике руководства РГПУ им. А.И.Герцена во главе с ректором, - академиком Российской Академии Образования (РАО) - Геннадием Алексеевичем Бордовским. Кафедра многим обязана активной, деятельной поддержке со стороны проректора по учебной работе, профессора Соломина Валерия Павловича, сменившего в апреле 2011 года академика Г.А.Бордовского на посту ректора нашего университета.

Кафедра медико-валеологических дисциплин (Кафедра МВД) продолжает выполнять свою полезную работу в стенах Университета. Отмечая заслуги коллектива кафедры, нужно вспомнить добрым словом тех, кто закладывал, создавал и совершенствовал научно-методическую базу и учебно-методические основы образовательного процесса по формированию медико-валеологической культуры студентов – тот ценный капитал, который принимает, впитывает и приумножает новое, молодое пополнение преподавательского состава кафедры.

Многие годы успешно работали на кафедре её заслуженные ветераны – доктор биологических наук, профессор О.П. Храброва, доктор медицинских наук, профессор Ю.Л. Варшамов; кандидаты медицинских наук, доценты: Н.С. Арутюнова, В.Л. Береснев, П.И. Егоров, С.И. Жолудев, В.В. Корхов, В.Г. Мосин, Ю.Ф. Никифоров, М.Г. Пелисов, Л.А. Попова, Н.П. Свинухов, А.А. Семёнов; старшие преподаватели: Л.К. Березовская, Е. Д. Епишин, В.Л. Расновский, Ю.Ф. Сундуков, С.П. Шипулин, А.Н. Шипулин, Б.Н. Кудрявцев, Ф.С. Кудрявцев, и многие другие.

Среди преподавателей, в течение многих лет проработавших на кафедре по совместительству и активно себя проявивших в педагогической, творческой, воспитательной, научной и учебно-методической деятельности, необходимо отметить доктора медицинских наук, профессора Хорошинину Л.П. (профессора кафедры геронтологии и гериатрии Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И.Мечникова); кандидата медицинских наук Стрелянную Е.В. (заместителя заведующего наркологическим отделением Городской клинической инфекционной больницы им. С.П.Боткина) и кандидата педагогических наук Винтухову Л.В. (заместителя главного врача по научно-методической работе Санкт-Петербургского городского Центра медицинской профилактики). Эти наши бывшие сотрудницы не теряют связи с кафедрой, - они всегда готовы оказать нам свою помощь и содействие.

Из тех, кто работает на кафедре в настоящее время, нужно отметить, что уже более 38 лет работает на кафедре в должности лаборанта ветеран кафедры, Е.Ю. Пазыркина. Более 30 лет плодотворно трудится ветеран кафедры, награждённый почётным знаком «Отличнику санитарной обороны» за образцовую подготовку санитарных дружин ЛГПИ им. А.И.Герцена, кандидат медицинских наук, доцент М.А. Морозов – автор целого ряда учебных пособий для студентов.

Более 25 лет активно работает на кафедре кандидат медицинских наук, доцент Бахтин Ю. К., который обычно выполняет большой объём учебной работы. С 2005 года доцент Ю.К.Бахтин принимает деятельное участие в организации донорского движения в Университете, а с 2009 года он также выполняет ответственные обязанности заместителя заведующего кафедрой по организации учебного процесса.

В течение последних 20 лет эффективно трудится в наших рядах кандидат медицинских наук, доцент Сопко Г. И., сочетая работу на кафедре с ответственной деятельностью в масштабах Факультета и Университета – сначала в качестве заведующего учебной частью кафедры, а затем – в должности заместителя декана Факультета по учебно-методической работе. Доцент Г.И.Сопко временно исполнял обязанности заведующего Кафедрой социальной безопасности и декана Факультета БЖ, а в течение ряда лет он являлся также членом Совета Факультета БЖ и Учёного Совета РГПУ им. А.И.Герцена. В настоящее время доцент Г.И Сопко является учёным секретарём Диссертационного Совета Факультета БЖ РГПУ им. А.И.Герцена.

Вот уже 17 лет плодотворно работает на кафедре доктор медицинских наук, профессор Макарова Л.П., заведовавшая кафедрой в период 1995-2000 годов, а затем исполнявшая обязанности зав. кафедрой в 2008-2009 годах. Профессор Л.П.Макарова постоянно выполняет большой объём учебной, консультативной и научно-методической работы на кафедре МВД, на факультете БЖ и в масштабах Университета. На протяжении многих лет она является членом ряда Диссертационных Советов Университета и заместителем председателя Диссертационного Совета на Факультете БЖ. Профессор Л.П.Макарова в 2007-2009 годах принимала активное участие в разработке и реализации Инновационной образовательной программы РГПУ им. А.И.Герцена. С 2010 года Л.П.Макарова является научным руководителем учебной программы подготовки магистров по курсу: «Профилактика социальных отклонений (Превентология)».

Активно включились в учебно-методическую работу новые сотрудники кафедры, которые вошли в её состав за последние 5-7 лет. Это заведующий кафедрой, доктор медицинских наук, профессор Л.Г. Буйнов; профессор кафедры, доктор медицинских наук Н.Н. Плахов; доценты кафедры, кандидаты педагогических наук Л.П. Борисова, М.С. Матусевич и Л.И. Сыромятникова.

Доктор медицинских наук, профессор Буйнов Леонид Геннадьевич, принятый по конкурсу на кафедру в 2008 году и возглавляющий её с 2009 года, привлекает к работе новые, молодые и активные преподавательские и научно-исследовательские кадры.

Профессор Л.Г.Буйнов мобилизует коллектив на более интенсивное выполнение научно-исследовательской и учебно-методической работы, а также на решение инновационных задач в направлении медико-профилактической подготовки будущих педагогических кадров системы народного образования. Под руководством профессора Л.Г.Буйнова на кафедре ведётся активная работа по подготовке учебных курсов по выбору студентов, по разработке новых курсов и программ подготовки бакалавров и магистров педагогического образования, а также по подготовке аспирантов естественнонаучного образования.

Кафедра МВД имеет широкие перспективы дальнейшей своей деятельности в педагогическом университете и большие возможности прогрессивного развития в составе факультета БЖ (Декан факультета – доктор педагогических наук, профессор Станкевич Пётр Владимирович). Здесь кафедра успешно реализует свои возможности уже более 15 лет и по праву прочно занимает принадлежащее ей место в технологической цепи подготовки высококвалифицированных, широко образованных педагогических кадров.

4. Список основных учебно-методических пособий, выпущенных сотрудниками кафедры МВД (в хронологическом порядке):

  1. Кудрявцев Ф.С., Тришин М.И. Методические разработки по гражданской обороне: Планы классно-групповых, семинарских и практических занятий по программе педагогических институтов. /Редактор М.А.Сластихин. – Л.: ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1970. – 46 с.

  2. Сластихин М.А., Брусенцова М.Д., Корхов В.В. Медицинская помощь при заболеваниях и отравлениях: Учебное пособие - Л.: ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1970. – 74 с.

  3. Сластихин М.А., Кудрявцев Ф.С., Козуб О.Ф. Методические разработки по организации и проведению комплексной военно-спортивной игры «Зарница» в пионерском лагере /Под общей редакцией М.А.Сластихина. - Л.: ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1971. – 43 с.

  4. Сластихин М.А., Корхов В.В. Медицинская помощь при травмах: Учебное пособие. - Л.: ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1974. – 320 с.

  5. Нечипоренко П.И. Рекомендации по укомплектованию отрядов первой медицинской помощи врачебными кадрами и организации их специальной подготовки. Л.: ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1975. – 20 с.

  6. Мосин В.Г. Инфекционные болезни и основы эпидемиологии: Учебно-методическое пособие для преподавателей по подготовке медицинских сестёр в вузах. Л.: ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1978 – 170 с.

  7. Нечипоренко П.И., Свинухов Н.П. Из опыта подготовки медицинских сестёр запаса в педагогических вузах Ленинграда. М., 1979. – 30 с.

  8. Нечипоренко П.И. Работа санитарной дружины в очагах массового поражения: Методическая разработка для студенток, проводящих занятия по гражданской обороне в общеобразовательной школе. – Л.: ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1981. – 24 с.

  9. Нечипоренко П.И. Первая медицинская помощь и её организация: Методическая разработка для самостоятельной подготовки студенток. – Л.: ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1982. – 20 с.

  10. Варшамов Ю.Л., Егоров П.И., Морозов М.А., Нечипоренко П.И., Пелисов М.Г. Основные вопросы программы подготовки медицинских сестёр (Для выпускного экзамена) / Отв. редактор – начальник кафедры ГО ЛГПИ им. А.И.Герцена, канд. мед. наук П.И.Нечипоренко – Л., ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1983. – 16 с.

  11. Морозов М.А. Первая медицинская помощь при травмах: Методические рекомендации для студенток педагогических институтов, ведущих занятия с учащимися школ во время педпрактики / Отв. редактор – начальник кафедры ГО ЛГПИ им. А.И.Герцена, канд. мед. наук П.И.Нечипоренко – Л., ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1984. – 16 с.

  12. Нечипоренко П.И. Первая врачебная помощь и её организация: Методическая разработка для самостоятельной подготовки студенток / Научный редактор – канд. мед. наук, доц. Ю.П.Астанин. – Л.: ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1984. – 24 с.

  13. Нечипоренко П.И., Березовская Л.К., Егоров П.И., Стрекаловская Н.М. Методическое пособие по организации и проведению практических занятий со студентами в больницах по курсам «Общий уход за больными и поражёнными» и «Внутренние болезни, Рационные поражения и поражения ОВ» / Редакционная коллегия: Ю.Л.Варшамов, В.Г.Мосин, А.А.Семёнов. - Л.: ЛГПИ им. А.И.Герцена; - Псков, ПГПИ им. С.М.Кирова; 1985. – 43 с.

  14. Мосин В.Г., Нечипоренко П.И. Инфекционные болезни и основы эпидемиологии: Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов. - Л.: ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1985. – 160 с.

  15. Семёнов А.А. Медицинские и социально-психологические последствия употребления алкоголя: Методическая разработка для студентов, выходящих на педагогическую практику. - Л.: ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1986. – 46 с.

  16. Варшамов Ю.Л., Нечипоренко П.И., Полянин А.В., Никифоров Ю.Ф. /Научный редактор П.И.Нечипоренко. Организация и тактика медицинской службы гражданской обороны: Методические рекомендации для самостоятельной подготовки студенток. - Л.: ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1986. – 48 с.

  17. Варшамов Ю.Л. Методическая разработка темы: «Средства и способы радиационной, химической и бактериологической разведки» /Научный редактор П.И.Нечипоренко: Методическая разработка для самостоятельной подготовки студенток при подготовке к практическим занятиям по теме, а также для самоподготовки студентов, изучающих курс «Гражданская оборона». – Л.: ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1986. – 26 с.

  18. Нечипоренко П.И. Организация и тактика медицинской службы гражданской обороны (Темы I-V). / Научный редактор - доктор мед. наук Ю.Л.Варшамов: Методическая разработка для самостоятельной подготовки студенток. - Л.: ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1987. – 67 с.

  19. Пелисов М.Г. Методическая разработка темы № 2 по лекарствоведению: «Элементы латинской грамоты. Рецепт» / Научный редактор - канд. мед. наук, доц. А.А.Семёнов: Методическая разработка для подготовки студенток по курсу «Лекарствоведение». – Л.: ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1987. – 26 с.

  20. Варшамов Ю.Л., Пелисов М.Г. Методическая разработка темы № 7: «Поражения ОВ и сильнодействующими ядовитыми веществами» / Научный редактор – канд. мед. наук, доц. Ю.Ф.Никифоров: Разработка предназначена для самостоятельной подготовки студенток к теоретическим и практическим занятиям, а также для использования в учебном процессе во время педпрактики в школе. – Л.: ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1987. – 32 с.

  21. Морозов М.А. Десмургия / Научный редактор – кандидат мед. наук Л.Н.Русинов: Методические рекомендации для студенток, занимающихся доклинической практикой по хирургии на кафедре гражданской обороны. - Л.: ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1987. – 56 с.

  22. Нечипоренко П.И., Морозов М.А., Жолудев С.И., Семёнов А.А., Шипулин С.П. Методические рекомендации по хирургии (клиническая практика) / Научные редакторы – П.И.Нечипоренко, Ю.Л.Варшамов: Методические рекомендации для организации прохождения клинической практики студенток ЛГПИ им. А.И.Герцена. – Л.: ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1988. – 55 с.

  23. Семёнов А.А., Пелисов М.Г. Методическая разработка темы № 6: «Обезболивающие средства» (Раздел «Лекарствоведение») /Научные редакторы – В.А.Смирнов, В.И.Скоробогатов: Методическая разработка для самостоятельного изучения темы студентками II-III курсов пединститута на кафедре гражданской обороны. – Л.: ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1989. – 47 с.

  24. Попова Л.А. Наследственные болезни и врождённые пороки развития /Научный редактор – доктор мед. наук, проф. Ю.Л.Варшамов: Методическая разработка для самостоятельной подготовки студентов. – Л.: ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1990. – 19 с.

  25. Морозов М.А. Травма и медицинская помощь / Научный редактор – доктор мед. наук И.Н.Ершова: Методическая разработка для подготовки студентов к занятиям с учащимися школ во время педагогической практики. - Л.: РГПУ им. А.И.Герцена, 1991. – 50 с.

  26. Соломин В.П., Варшамов Ю.Л., Храброва О.П., Расновский В.Л. Основы медицинских знаний и валеологии. Программы для педагогических вузов: Учебно-методическая разработка. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 1991. – 26 с.

  27. Морозов М.А. Первая медицинская помощь при травмах и несчастных случаях: Учебное пособие для студентов. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена «Образование», 1992. - 95 с.

  28. Бахтин Ю.К. Ботулизм. Роль педагога в предупреждении заболевания / Научный редактор – доктор мед. наук, проф. Ю.Л. Варшамов: Учебно-методическая разработка для подготовки студентов. – СПб: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена «Образование», 1992. - 28 с.

  29. Новиков И.В., Варшамов Ю.Л., Попов А.В. Обеспечение жизнедеятельности людей в чрезвычайных ситуациях. /Научный редактор – доц. В.С.Ласкавый: Учебное пособие для студентов педагогических и гуманитарных вузов: Выпуск I. Чрезвычайные ситуации и их поражающие факторы. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена «Образование», 1992. – 148 с.; Выпуск II. Защита в чрезвычайных ситуациях. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена «Образование», 1993. – 115 с.; Выпуск III. Аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные и другие неотложные работы при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. – СПб.: Изд-во «Образование», 1993. – 90 с.

  30. Попова Л.А., Соломин В.П., Варшамов Ю.Л., Киселёва Е.Г. Медико-социальные аспекты охраны здоровья школьников: Методическая разработка для самостоятельной подготовки студентов педагогического вуза по курсу «Валеология» /Научный редактор – канд. мед. наук, доцент Г.И.Сопко. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена «Образование», 1994. – 60 с.

  31. Морозов М.А. Первая медицинская помощь при травмах: Учебное пособие для студентов. – СПб.: Издательство «Питер», 1995. – 256 с.

  32. Валеология: Учебное пособие. /Под общей редакцией проф. В.П.Соломина, проф. Ю.Л.Варшамова. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 1995. – 205 с.

  33. Основы медико-биологических дисциплин: Учебное пособие / Под ред. проф. В.П.Соломина и д-ра мед. наук Л.П.Макаровой. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 1998. – 246 с.

  34. Программы подготовки педагога - валеолога (Специальность 040700): Учебно-методическое пособие. / Под общей редакцией проф. В.П.Соломина, проф. Л.П.Макаровой, доц. Л.А.Михайлова, доц. Г.И.Сопко. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 1999. – 94 с.

  35. Соломин В.П., Варшамов Ю.Л., Новиков И.В. и др. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях мирного времени: Учебное пособие для студентов педагогических и гуманитарных вузов. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 1999. – 107 с.

  36. Основы валеологии: Учебное пособие / Под ред. В.П.Соломина, Л.П.Макаровой, Л.А.Поповой. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 1999. – 205 с.

  37. Подготовка учителя безопасности жизнедеятельности: Учебно-образовательные программы. /Редакционная коллегия: В.П.Соломин, Л.А.Михайлов, Г.И.Сопко – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. – 270 с.

  38. Пелисов М.Г., Соломин В.П., Бахтин Ю.К. Основы медицинских знаний и профилактика болезней: Учебное пособие для студентов и преподавателей педагогических вузов. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2002. – 184 с.

  39. Макарова Л.П. Основы возрастной анатомии и физиологии: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2003. – 90 с.

  40. Соломин В.П., Корчагина Г.А., Пелисов М.Г., Медико-валеологические проблемы здоровья человека: Учебное пособие. / Под ред. В.П.Соломина.– СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2004. – 148 с.

  41. Галанкин Л.Н., Корчагина Г.А., Куликов А.М., и др. Здоровая молодёжь – здоровое общество. Монография. /Под ред. проф. Л.П.Симбирцевой. – СПб.: «Нордмедиздат», 2005. – 368 с.

  42. Матусевич М.С. Активные формы работы с подростками и молодёжью по профилактике аддиктивного поведения: Методические рекомендации по организации профилактической работы с подростками и молодёжью. – СПб.: Издательское агентство «ВиТ принт», 2006. – 112 с.

  43. Здоровьесберегающие технологии в социальной сфере: Учебно-методический комплекс / Коллектив авторов. Под редакцией проф. В.П.Соломина. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2007. – 235 с.

  44. Основы здорового образа жизни петербургского студента: Учебник / Коллектив авторов. Под редакцией проф. В.П.Соломина. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2008. – 320 с.

  45. Корчагина Г.А. Молодёжь выбирает здоровье. Программы и методы профилактики наркомании: Учебно-методическое пособие. / Под ред. проф. Л.П.Симбирцевой. – СПб.: Изд-во Островитянин, 2010. – 64 с.

  46. Соломин В.П., Бахтин Ю.К., Станкевич П.В., Стрелянная Е.В. Наркомания и социально опасные инфекции: Учебное пособие. / Под редакцией профессора В.П.Соломина. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2011. – 207 с.

  47. Морозов М.А. Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний: Учебное пособие / М.А.Морозов. – СПб.: Спец. Лит, 2012. – 167 с.

Врезка1

Основные термины (генерируются автоматически): гражданская оборона, кафедра, Методическая разработка, Учебное пособие, медицинская помощь, наука, Научный редактор, Здоровый образ жизни, педагогический вуз, учебный процесс.


Похожие статьи

Значение медико-валеологического образования студентов и опыт его реализации в педагогическом университете

Изучение профессиональной готовности будущего социального педагога к практической деятельности на рабочих местах

Влияние конкурсов педагогического мастерства на развитие творческого потенциала личности учителя географии

Решение задачи об управлении обучением студенческого коллектива

Влияние социального страхования на качество жизни работников промышленного предприятия

Психологические факторы эффективной деятельности руководителя терапевтического отделения

О компонентах профессиональной готовности учащихся педагогических колледжей

Роль передового педагогического опыта в процессе непрерывного образования

О необходимости формирования культуры профессионального здоровья учащихся профессиональных училищ

Опыт работы педагога-психолога в системе дошкольного образования

Похожие статьи

Значение медико-валеологического образования студентов и опыт его реализации в педагогическом университете

Изучение профессиональной готовности будущего социального педагога к практической деятельности на рабочих местах

Влияние конкурсов педагогического мастерства на развитие творческого потенциала личности учителя географии

Решение задачи об управлении обучением студенческого коллектива

Влияние социального страхования на качество жизни работников промышленного предприятия

Психологические факторы эффективной деятельности руководителя терапевтического отделения

О компонентах профессиональной готовности учащихся педагогических колледжей

Роль передового педагогического опыта в процессе непрерывного образования

О необходимости формирования культуры профессионального здоровья учащихся профессиональных училищ

Опыт работы педагога-психолога в системе дошкольного образования

Задать вопрос