Значительное количество аварий на автотрассах происходит из-за того, что водитель заснул за рулем. Засыпает водитель всего на несколько мгновений, за которые может случиться «непоправимое». Однако бороться с этим крайне сложно. Разрабатываются системы наблюдения непосредственно за водителем или приборы контролирующие расстояние между кабиной и разметкой дороги. Все это сложно и будет массово внедряться только в будущем. В настоящее время резко снизить количество аварий с самыми тяжелыми последствиями можно с помощью виброполос.
В случае незапланированного съезда с основной полосы движения в кювет или выезда на встречную полосу автомобиль наезжает на виброполосу и испытывает вибрацию, которая создает шумовое воздействие на водителя, что способствует резкому повышению его внимания к дорожной ситуации и предупреждает возможную аварию. Таким образом, устройство виброполос очень эффективный и недорогой способ повышения безопасности дорожного движения.
Автомобильные дороги имеют большое значение для развития экономики Пермского края и улучшения жизни населения в целом. За последние три года в Пермском крае было построено и реконструировано более 90 километров автомобильных дорог. Были реализованы такие масштабные проекты, как строительство Красавинского моста через р. Кама, строительство Западного и Южного обходов города Перми, строительство перехода Старцева – Ива, обхода п. Полазны. В 2010 г. началась масштабная реконструкция автомобильной дороги федерального значения Пермь – Екатеринбург, в рамках которой реализуется строительство обхода с. Лобаново.
В связи с высоким ростом автомобилизации последних лет в нашей стране приводит к увеличению числа дорожно – транспортных происшествий, в этих условиях роль дорожной разметки значительно возрастает. Разметка всегда находится в поле зрения водителей и пешеходов, информируя их о порядке движения. Поэтому условия нанесения и эксплуатации должны обеспечивать ее постоянное наличие и хорошую видимость. Для удовлетворения этих требований разрабатываются новые виды разметки, требующие качественно новые технологии.
Безопасность дорожного движения представляет собой сложный комплекс факторов связанные с состоянием транспортных средств, дорожных конструкций, условий движения, психофизиологического поведения водителей, плотность транспортных потоков и др. Одним из путей решения этой проблемы является создание конструктивных элементов на дорожной одежде, способствующих генерации колебаний транспортных средств в режимах некомфортного восприятия водителем условий движения. Для выбора оптимальных параметров такой конструкции необходимы математические модели, включающие в себя характеристики автотранспортных средств (АТС), скорость движения, общая длина, глубина, ширина и шаг неровности, материалы элементов конструкции виброполосы [1].
Преимущества устройства виброполос, заключается в снижении количества смертельных случаев и получения серьезных травм, вызванных засыпанием либо потерей бдительности водителями с последующим съездом с проезжей части. Снижение аварийности варьирует от 18 % до 70 % [2].
Исследования также указывают на очень высокий коэффициент отношения выгоды к затратам по устройству виброполос, что делает их одними из самых рентабельных средств повышения безопасности (рис. 1).
Рис. 1. Виброполоса
Можно совмещать виброполосы с разметкой, что позволяет продлить срок жизни разметочного материала за счет снижения истирающего воздействия снегоуборочной техники. Так, в ходе эксперимента нами было установлено, что после зимней эксплуатации светоотражающий эффект линии разметки, совмещенной с виброполосой оказался почти в три раза выше аналогичных показателей линии обычной горизонтальной разметки.
Виброполосы рекомендуется устраивать на новых дорогах или дорогах, не имеющих дефектов покрытия проезжей части и обочины. На действующих автомобильных дорогах решения об устройстве виброполос принимаются на основе анализа аварийности [3].
Для нанесения виброполосы можно использовать специальную фрезу SS – 200 (рис. 2), оснащенную системой автоматизации режимов фрезерования. Вес фрезы 900 кг. В рабочем состоянии фреза устанавливается в качестве навесного оборудования на фронтальный погрузчик, оснащенный гидромотором с гидравлическим потоком не менее 150 л/мин.
Рис. 2. Фреза SS – 200
Перед устройством виброполосы, очищают поверхность покрытия и устанавливают направляющие маячки или наносят направляющую маркировку через каждые 10 м. Толщина асфальтобетона должна быть не менее 7 см. Фреза устанавливается в качестве навесного оборудования на фронтальный погрузчик, после чего производится настройка режимов фрезерования. Погрузчик с фрезой в автоматическом режиме наносит углубления цилиндрической формы с заданными интервалами. Скорость выполнения работ зависит от прочности покрытия и составляет 0,8-1,0 км/ч. После нанесения виброполосы удаляют асфальтобетонный гранулят и промывают поверхность покрытия водой. При устройстве виброполос впервые на данном участке автомобильной дороги, необходимо установить в начале и конце участка информационные щиты «ВНИМАНИЕ! Через 300 метров экспериментальный участок с устройством виброполос протяженностью 1000 метров».
Виброполосы не устраиваются на участках автомобильных дорог, проходящих через населенные пункты, в местах устройства автомобильных развязок, объектов дорожной инфраструктуры и дорожного сервиса. Не допускается применение виброполос на мостах и других искусственных сооружениях [4].
Виброполосы подразделяются на прикромочную и осевую. Осевая виброполоса применяется на участках автомобильных дорог, где запрещен выезд на полосу встречного движения.
Ширина виброполосы предусматривается 30 или 40 см в зависимости от ее типа и категории автомобильной дороги. Виброполосы могут выполняться с постоянным интервалом между сегментами, равным 30 см, или с поочередным интервалом 30 см и 60 см. В некоторых случаях допускается применять шумовые полосы с поочередным интервалом 60 см и 120 см.
Размеры фрезеруемых сегментов: длина 18÷20 см, глубина 1,3÷1,6 см, ширина 30 и 40 см. Большие длина и глубина применяются на дорогах с наличием большой интенсивности движения грузовых автомобилей. Расстояние между центрами сегментов при постоянном интервале - 30 см, при переменном интервале – поочередно 30 и 60 см или 60 и 120 см [5].
Таким образом, предпринятая мера позволит значительно снизить аварийность на автомобильных дорогах России, привлечь внимание водителей к соблюдению правил скоростного режима.
Литература:
Поезжаева Е.В., Юшков В.С. Исследование параметров шумовой полосы с помощью математической модели // Известия Самарского научного центра Российской Академии Наук. Самара 2012 г. С. 422-424.
Юшков В.С. Новые подходы по нанесению горизонтальной дорожной разметки // Приволжский научный вестник № 2. Издательский центр Научного просвещения. Ижевск 2012 г. С. 17 – 19.
Юшков В.С. Шумовые полосы для снижения аварийности на автомобильных дорогах // Журнал «Молодой ученый» № 3 Чита 2012 г. С. 86 – 87.
Юшков Б.С., Кычкин В.И., Юшков В.С., Отчик Е.А. Разработка математической модели взаимодействия автомобиля и шумовой полосы // Вестник ПНИПУ «Охрана окружающей среды, транспорт, безопасность жизнедеятельности» № 2 Пермь 2012 г. С. 79 – 85.
Юшков Б.С., Юшков В.С., Кычкин В.И. Конструктивные особенности виброполосы в качестве дорожной разметки // Журнал «Народное хозяйство. Вопросы инновационного развития». Изд-во МИИ наука Москва № 2 2012 г. С. 71 – 75.