Основная идея и актуальность:
Дети в нашей группе очень любят русские народные сказки и по их просьбе мы им часто их читаем. С младшей группы мы учили детей не только слушать сказки, но и задумываться над тем, что происходит в сказке, как развиваются события и как персонажи взаимодействуют друг с другом, а также чему нас учит та или иная сказка.
Однажды, после прочтения сказки «Теремок», дети заметили, что животные, которые собрались в теремке, очень разные и в обычной жизни, например в лесу, они вместе жить не смогли. «Лиса и волк, съели бы и лягушку, и мышку, и зайчика» — сказали они. Этот детский вывод заставил задуматься и нас. Мы прочитали сказку еще раз, более внимательно и спросили детей, почему, по их мнению, разные звери, дружно живут в одном теремке? «Они дружат, — ответили дети. «А еще теремок похож на наш детский сад, мы все разные, но мы все вместе». Эту фразу мы часто говорили детям, потому что группа у нас не только интернациональная, но ее посещают и дети с ОВЗ. Так возник наш новый проект, который мы назвали «Теремок для друзей».
Цель : Создать условия для формирования детского коллектива, для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе работы над проектом.
Задачи :
Образовательные:
Учить детей задавать вопросы и искать на них ответы при помощи взрослых.
Развивающие:
- Развивать речь детей, умение поддерживать беседу.
- Развивать внимание и воображение.
Воспитательные:
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, трудится, заниматься.
- Воспитывать уважение к труду сверстников, желание прийти на помощь товарищу.
Ресурсное обеспечение:
Книги с иллюстрациями к русской народной сказке «Теремок», пластилин, доски для лепки, цветные карандаши, краски «гуашь», кисти, баночки для воды, акварельная бумага, различные виды кукольного театра: магнитный кукольный театр, пальчиковый, би-ба-бо, лошковый театр, фетр, клей, ножницы, деревянные бусины, нитки, фурнитура для рукоделия, фотографии детей группы, фотоаппарат, компьютер.
Ожидаемые результаты:
Дети познакомятся более глубоко с русской народной сказкой «Теремок», научатся рисовать и лепить героев сказки, познакомятся с разными видами театров. Проект благотворно отразится на развитии познавательно-исследовательских и коммуникативных способностях детей, а также поможет сплотить детей, сформирует детскую общность.
Методы и средства реализации:
Образовательные области |
Совместная деятельность детей и воспитателей |
Совместная деятельность детей и родителей |
Самостоятельная деятельность детей |
Социально-коммуникативное развитие |
Беседы с детьми: «Почему звери в теремке живут вместе?» «Как животные, герои сказки живут в природных условиях?» Сюжетно ролевая игра: «Теремок в нашей группе». Игра «Вежливые слова» (как попросить товарища о помощи и поблагодарить потом?). |
Заседание детско-взрослого клуба «Задоринка» — тема: «Теремок». Инсценировка сказки родителями для детей. |
Рассматривание в книжном уголке книг с иллюстрациями разных художников к сказке «Теремок» Самостоятельные игры детей в «Теремок». |
Познавательное развитие |
НОД. «Как построить домик — теремок из строительного материала». «Знакомство детей с ножницами» «Как вырезать квадраты из фетра для строительства теремка». «Знакомство детей с разными видами театров: пальчиковый, лошковый, бибабо, магнитный». «Сенсорное развитие: шнуровки, пазлы, трафареты, вкладыши». Посещение спектакля «Теремок» в театральной студии «Юный актер». |
Посещение родителями вместе с детьми кукольного спектакля «Русские народные сказки для маленьких» в театре кукол. |
Дидактические игры «шнуровки, пазлы, трафареты, вкладыши» Разрезные картинки «Собери сказку», «Собери героев сказки «Теремок». Строительство домиков из строительного материала. |
Речевое развитие |
НОД Чтение детям русской народной сказки «Теремок», ответы на вопросы воспитателя, пересказ сказки. Чтение детям сказок и рассказов о дружбе: Осеева Сочинение сказки «Теремок для друзей». |
Заседание детско-родительского клуба «Задоринка» — темы: «Дружат взрослые и дети», «Вязаная сказка — проект семьи Барченко». |
Рассматривание книг со сказкой «Теремок» в книжном уголке, беседы о сказке, пересказ сказки. Придумывание и рассказывание своих элементов сказки. |
Художественно-эстетическое развитие |
НОД Рисование: «Теремок» гуашью, цветными карандашами. Лепка: «Теремок и его герои». Конструирование: «Строим наш теремок из квадратов фетра». Аппликация: «Украшение теремка: приклеиваем окошки, цветочки». Декоративно-прикладное творчество: «Делаем героев нашего теремка из деревянных бусин, оформляем лица, приклеиваем волосы». |
Домашнее задание: нарисовать проект домика — теремка вместе с родителями, придумать сказку «Теремок на новый лад». |
Рисование по теме «Теремок» свободное время. «Раскрашивание иллюстраций к сказке «Теремок» В книжном уголке рассматривание иллюстраций и репродукций разных художников по теме: «Теремок». |
Физическое развитие |
Подвижные игры на прогулке: «Скворцы в скворечниках», «У медведя во бору». Русские народные игры — «Царь по городу гуляет», «Золотые ворота». Физкульт-минутки «Теремок, теремок, Он не низок, не высок». «Мы построим теремок». |
Заседание взросло-детского клуба «Задоринка» «Мама папа я — спортивная семья (игры и эстафеты). |
Подвижные игры в свободное время по выбору детей. |
Этапы реализации |
сроки |
Виды деятельности |
цель |
исполнители |
Подготовительный |
Сентябрь- декабрь |
Чтение детям русской народной сказки «Теремок» в обработке разных писателей, прослушивание аудиозаписей сказки в исполнении известных актеров. Рисование и лепка теремка и героев сказки. |
Познакомить детей более глубоко с русской народной сказкой «Теремок». Познакомить детей с разными видами театров: пальчиковым, бибабо, ложковым, магнитным. |
Воспитатели, дети, родители. |
Основной |
Январь-март |
Создание макета домика-теремка: склеивание квадратов фетра в виде кубика и треугольника для стен и крыши, склеивание кубиков и крыши между собой. Оформление окошек блестящим фетром, приклеивание домика-теремка к основе, украшение основы декоративными элементами «цветы». Изготовление «жителей» теремка. Каждый ребенок делает свою копию из деревянного шарика: приклеивает ручки, фотографию, волосы из ниток. Девочки заплетают косички, делают прически. Игры в домик — теремок. Размещение куколок — копий на разных этажах. Сочинение сказки, про наш домик — теремок. Разучивание ролей. Съемка сказки. |
Научить делать домики — макеты, куколок — копий, сочинять сказки с участием куколок — копий, разучивать роли, участвовать в съемках сказки. |
Воспитатели, дети, родители. |
Заключительный |
Апрель |
Показ сказки детям младшей группы, родителям и сотрудникам комплекса, рассказ детей о том, как они делали домик — теремок, куколок копий, сочиняли и снимали сказку. |
Научить детей самостоятельно рассказывать, как создавался проект. Показать снятую сказку. |
Дети Воспитатели, родители. |
Итоговые мероприятия:
Показ сказки детям младшей группы, родителям и сотрудникам комплекса. Открытый досуг «Теремок для друзей».
Рефлексия:
Дети более глубоко познакомились с русской народной сказкой «Теремок», научились рисовать и лепить героев сказки, познакомились с разными видами театров. Проект благотворно отразился на развитии познавательно-исследовательских и коммуникативных способностях детей, а также помог сплотить детей и сформировать детскую общность.
Литература:
- От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования. Под ред. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. М.: «Мозаика-Синтез» 2015.
- Пропп В. Я. «Русская сказка» М. «Лабиринт» 2011.
- Пропп В. Я. «Морфология Волшебной сказки». М. «Лабиринт» 2011.
- Пропп В. Я. «Исторические корни волшебной сказки» М. «Лабиринт» 2011.
- Русские народные сказки. Сборник. Рисунки И. Билибина. М. «Эгмонт» 2006.
- Народные русские сказки. Из сборника А. Н. Афанасьева. Художник Т. А. Маврина М. «Речь» 2017.
- Кот-воркот, сборник народных сказок, песенок и загадок. Художник Ю. А. Васнецов. М. «Нигма» 2015.
- Русские народные сказки. Рисунки Е. Рачева. М. «Лабиринт» 2018.