«Значительные проблемы, стоящие перед нами,
не могут быть решены на том же уровне мышления,
на котором мы их создали».
Альберт Эйнштейн
Задачей данной статьи является рассмотрение в теоретическом плане совокупности понятий, связанных с аксиологическим (ценностным) подходом к ведению предпринимательской деятельности; осмысление и раскрытие духовно-нравственного аспекта применения инноваций в работе малого коммерческого предприятия с целью повышения его конкурентоспособности.
Ключевые слова: ценностный (аксиологический) подход; предпринимательство; малый бизнес; субъект малого предпринимательства; инновация; духовно-нравственная экономика; монополия; конкурентоспособность.
Рыночные преобразования, их темпы и успех в значительной степени зависят от решения проблем, которые связаны с развитием предпринимательской деятельности, определяющей в современном мире наиболее важные экономические процессы и тенденции.
Превращение предпринимательской деятельности в решающий фактор экономического развития непосредственно зависит от создания условий, которые позволяют в достаточно короткие сроки решительным и инициативным людям, обладающим необходимыми качествами и способностями, стать цивилизованными бизнесменами.
Установление конкретного круга аспектов, характеризующих сущность любого понятия, является исходным моментом для формулирования целей, структуры и объема дальнейших исследований. Уделим особое внимание исследованию сущности базовых понятий, используемых в данной статье.
Ценностный (аксиологический) подход.
Считается, что понятие «аксиология» (от греч. axia - ценность и logos - слово, идея) введено в научный оборот еще в 1902 г. французским философом П. Лапи, а уже в 1908 г. его активно использовал немецкий ученый Э. Гартман.
В философских словарях аксиология определяется как наука о ценностях. Более развернутое определение дается в «Педагогическом словаре» Г.М. Каджаспировой: аксиология - философское учение о материальных, культурных, духовных, нравственных и психологических ценностях личности, коллектива, общества, об их соотношении с миром реальностей, изменении ценностно-нормативной системы в процессе исторического развития [9].
Человек живет в состоянии мировоззренческой оценки происходящих событий, он ставит перед собой задачи, принимает решения, реализует свои цели. При этом его отношение к окружающему миру (обществу, природе, самому себе) связано с двумя подходами – практическим и абстрактно-теоретическим (познавательным). Роль связующего звена между практическим и познавательным подходами выполняет аксиологический (ценностный) подход.
Ценностный подход нацелен на выявление заложенных в предмете познания возможностей, которые бы удовлетворяли те или иные материальные или духовные потребности как самого познающего человека, так и других людей. В этом аспекте знание берется с точки зрения его культурных параметров, сточки зрения возможности знания служить человеку, его благу, благу людей.
Идеи аксиологического подхода.
Вне человека и без человека понятие ценности существовать не может, так как оно представляет собой особый человеческий тип значимости предметов и явлений. Ценности не первичны, они производны от соотношения мира и человека; ценности подтверждают значимость того, что создал человек в процессе истории. К ценностям относятся только положительно значимые события и явления, связанные с социальным прогрессом.
Принципы аксиологического подхода.
равноправие всех философских взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей (при сохранении разнообразия их культурных и этнических особенностей);
равнозначность традиций и творчества, признание необходимости изучения и использования учений прошлого и возможности открытия в настоящем и будущем;
равенство людей, прагматизм вместо споров об основаниях ценностей; диалог вместо безразличия или отрицания драг друга.
Эти принципы позволяют включиться в диалог и совместно работать различным наукам и течениям, искать оптимальные решения.
Ценности – (по В.П. Тугаринову) – не только предметы, явления и их свойства, которые нужны людям определенного общества и отдельной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей, но также идеи и побуждения в качестве нормы и идеала [12].
Экономическое познание как частный случай научного познания и человеческой деятельности насквозь пропитано ценностями и без них немыслимо. Экономические знания всегда ценностно-ориентированы и эта направленность определяет весь процесс познания – от выбора объекта познания, методов познания до практического использования полученных результатов.
Согласно принятым во многих странах стандартам, предпринимательство – это вид человеческой деятельности, направленной на организацию и осуществление важных и трудных проектов. Она ассоциируется с попытками сделать что-то новое или же улучшить что-либо уже существующее. Основная роль в этой деятельности принадлежит предпринимателям, которые сводят вместе деньги, материальные ресурсы, рабочую силу, в результате создают новое дело и управляют им [5].
Предпринимательство - инициативная, самостоятельная, осуществляемая от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность деятельность граждан, физических и юридических лиц, направленная на систематическое получение дохода, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг [11].
Предпринимательство является одним из видов труда, нравственно равноправным с другими видами труда.
Церковь благословляет всякий труд, направленный ко благу людей; при этом не отдается предпочтения никакому из видов человеческой деятельности если таковая соответствует христианским нравственным нормам. В притчах Господь наш Иисус Христос постоянно упоминает о разных профессиях, не выделяя ни одну из них. Он говорит о труде сеятеля (Мк. 4. 3-9), слуг и домоправителя (Лк. 12. 42-48), купца и рыбаков (Мф. 13. 45-48), управителя и работников в винограднике (Мф. 20. 1-16) [4].
В данном положении сформулировано важное признание равноправности функционально различных видов экономической деятельности людей. В приведенном перечислении названы: предприниматель (купец), менеджер (домоправитель), наемные работники (слуги и работники в винограднике) и свободные труженики (сеятель, рыбаки) [8].
Субъектами предпринимательской деятельности в РФ могут быть не ограниченные в своей дееспособности граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, а также российские и иностранные юридические лица.
В РФ регулирование предпринимательской деятельности основывается на нормах гражданского права в отличие от большинства зарубежных государств, где предпринимательская деятельность регулируется нормами торгового (коммерческого, хозяйственного) права.
Право на занятие предпринимательской деятельностью закреплено в статье 34 Конституции РФ, в соответствии с которой каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности [1, ст.34, п.1].
Отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, регулирует гражданское законодательство.
Гражданским кодексом РФ определены права граждан заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица [2, ст.23], а также право создавать юридическое лицо самостоятельно или совместно с другими лицами. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться, в частности, в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий [2, ст.48, ст.50].
Предпринимательство часто отождествляется с понятием «бизнес». Хотя оба эти понятия тесно связаны, у них все же разный смысл.
Термин «бизнес» в переводе с английского «business» означает дело, занятие, торговля, коммерция. Бизнесмен – это деловой человек, стремящийся сделать прибыльной свою деятельность.
Слово «бизнес» имеет несколько значений. Это не только предпринимательство, но и какое-либо дело, покупка, коммерческое или производственное предприятие, политика отдельного предпринимателя или целой фирмы. Синонимами слова «бизнес» являются коммерция, торговля, отрасль, фирма, деловая активность [5, стр.8].
Бизнес – понятие более широкое, чем предпринимательская деятельность, поскольку к бизнесу относится совершение любых единичных разовых коммерческих сделок, в любой сфере деятельности, направленных на получение дохода (прибыли).
В законодательстве слово «бизнес» не употребляется, но широко используется термин «предпринимательство» [15].
Малый бизнес - бизнес, осуществляемый в малых формах, опирающийся на предпринимательскую деятельность частных предпринимателей, небольших фирм, малых предприятий. Малый бизнес характерен для некоторых видов и форм производства, торговли, сферы услуг [11].
Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
в промышленности - 100 человек;
в строительстве - 100 человек;
на транспорте - 100 человек;
в сельском хозяйстве - 60 человек;
в научно-технической сфере - 60 человек;
в оптовой торговле - 50 человек;
в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица [3, ст.3].
Инновации – [фр. Innovation; лат. mnovatio – обновление, перемена] – новшество, нововведение, качественно новое изобретение [10].
В словаре «Научно-технический прогресс» слово «инновация» (нововведение) означает результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, внедрение новых организационных форм [7].
Инновации – нововведения в области техники, технологии, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, а также использование этих новшеств в самых разных областях и сферах [11].
Известный отечественный ученый Раис Ахметович Фатхутдинов считает целесообразным разграничить понятия «новшество» и «инновация».
Новшество – оформленный результат фундаментальных исследований, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности.
Новшества могут оформляться в виде открытий; изобретений; патентов; товарных знаков; рационализаторских предложений и т.д.
Инновация – конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта [13, стр.15-16].
Трудно не согласиться со словами Раиса Ахметовича Фатхутдинова: «Итоги последних лет свидетельствуют о возникновении некоторых тенденций улучшения экономической ситуации в стране. Однако, анализируя 15-летний период рыночных преобразований в РФ, с сожалением вынужден констатировать, что большинство воспроизводственных и социально-экономических показателей ухудшилось. Имея огромные природные ресурсы, значительный научно-производственный и кадровый потенциал, Россия плетется в хвосте мирового сообщества по качеству жизни, производительности труда и эффективности использования ресурсов, качеству товаров, конкурентоспособности различных объектов и другим показателям» [13, стр.7].
Важнейшим фактором повышения эффективности использования потенциала страны в настоящее время является обеспечение качества (конкурентоспособности) управленческих решений, которые, как известно, разрабатываются экономистами и менеджерами. Поэтому обеспечение конкурентоспособности руководителей, экономистов и менеджеров является главным условием повышения конкурентоспособности организации. Особенно это важно в связи с присоединением России в Всемирной торговой организации, механизм функционирования которой резко увеличивает глобальную мировую конкуренцию [13, стр.8].
В августе 2009 года в ходе неформальной встречи президента России с лидерами думских фракций, Дмитрий Анатольевич Медведев призвал изменить структуру экономики: «России нужно движение вперед, этого движения пока нет. Топчемся на месте, и это четко продемонстрировал кризис». Другого выхода, как уйти от сырьевой направленности экономики, по мнению Медведева, у России нет. «Так дальше развиваться нельзя. Это тупик. И кризис поставил нас в такие условия, когда мы должны будем принять решение по изменению структуры экономики. Иначе у нашей экономики нет будущего», - цитирует Дмитрия Медведева ИТАР-ТАСС [16, 17].
В 2008 году, в Екатеринбурге, коллективом ученых Уральского Института Бизнеса имени Ивана Александровича Ильина (А.П. Ветошкин, Н.А. Каратеева, А.М. Миняйло) был представлен первый в отечественной литературе системный опыт религиозно-философского постижения особого типа социально-хозяйственного уклада и способа производства, главной целью которого является духовное возрастание и совершенствование человека: духовно-нравственная экономика [6].
В настоящее время практически всем ясно, что Россия находится в глубочайшем кризисе, который характеризуется системным характером и широтой охвата. Первопричиной его является кризис духовный. В результате социальных катаклизмов XX века, отрыва от корней и традиционных оснований бытия нашим народом потеряно самосознание, В большинстве своем он имеет смутное представление о влиянии духовных законов на хозяйственную и социальную практику. Обществом утеряно понимание жизненного значения духовности в православной традиции, что негативно сказывается на социально-экономическом, политико-правовом и социокультурном развитии России.
Подход к осознанию кризиса и путям его преодоления может быть разный. С обыденной стороны кризис представляется, во внешних его проявлениях, как падение уровня производства в экономике, ухудшение во всех сферах общества: культуре и образовании, государственности и правосознании, политической жизни и социальном обеспечении. Но в глубинных своих основаниях кризис может быть рассмотрен как переломный момент, как момент выздоровления.
В экономическом плане это означает процесс передачи исчерпывающего свой ресурс типа хозяйствования общества, со сложившимся индустриальным укладом функционирующей экономики, - к зарождающемуся обществу с новым укладом жизни, более высокой степенью [6, стр.23].
Что такое духовно-нравственная экономика? Подчеркнем особо, что она является высшим типом хозяйствования одухотворенного православием человека, общества живущего по духовным законам. Выделим основные моменты для характеристики хозяйственного развития нового типа.
Во-первых. Экономика, в том числе и духовно-нравственная, не является главенствующей в преодолении кризиса, а только средством в духовном возрастании и спасении человека. И все разговоры о том, что вначале необходимо решить экономические проблемы, а затем решать духовные, являются вредными. А если выразиться строго, в какой-то степени и пагубными. Экономика, в сущности - только один аспект, одно измерение человеческой деятельности. Чтобы понять экономику верно, нужно понять ее относительность. Экономика как определенный способ хозяйствования является не целью, а средством спасения человека, как духовно-нравственного существа, на основе социальной практики, в процессе его воспроизводства и жизнедеятельности. Она находится под определяющим воздействием духовных факторов, являющимися несравненно более важными - религии, культуры, этики, нравственности и так далее.
Во-вторых. Социально-экономические процессы конца XX начала XXI века в странах мирового сообщества показали, что без решения главной задачи радикального изменения типа хозяйствования, социально-эффективную экономику в преобладающем большинстве стран мира не удастся создать. В итоговых документах экономических конференций, проведенных под эгидой ООН в Рио-де-Жанейро (1992), Йоханесбурге (2002) отмечалось, что преодоление все увеличивающегося разрыва между бедными и богатыми, обеспечение социальной защищенности малоимущих можно решить только на путях создания духовно-нравственной экономики.
В-третьих. Для перехода к духовно-нравственной экономике необходимо мобилизовать все имеющиеся ресурсы, функционирующие в существующей экономике - природные, финансовые, людские, интеллектуальные, информационные и духовные. Эти ресурсы находятся в руках представителей существующей индустриальной экономики, мышление которых закономерно формировалось в ее лоне, с определенным характером для данного типа хозяйствования и укладом жизни. Потенциал данного уклада исчерпан. Для перехода к духовно-нравственной экономике, ростки которой только начинают прорастать, потребуются новые люди, одухотворенные православием. Только они могут созидать хозяйство будущего как духовно-нравственную экономику, которая принципиально отличается от существующей. Уже сейчас необходимо взращивать таких людей. И это задача не только Православной Церкви, но и государства, и в первую очередь образования.
В четвертых. Возникает необходимость радикального пересмотра всех базовых экономических категорий, присущих ныне существующей рыночной экономике. Русскому народу необходимо с православных позиций взглянуть на организацию нового типа хозяйства – духовно-нравственного в своей корневой основе [6, стр.3-5].
Если вести речь о переходе на новый тип хозяйствования, к духовно-нравственной экономике, то следует выделить два взаимосвязанных потока. Первый поток - это поток духовного делания, стремление к воссозданию Святой Руси. Это потребует напряжения и огромной работы по воцерковлению народа. Воцерковление - это новый образ жизни человека, обретение им красоты православной веры, утверждение в Духе и Истине. К этому мы должны сегодня стремиться в первую очередь. Мы должны встать на путь духовного обновления, одухотворить нашу жизнь, чтобы быть способными создавать второй поток - построение нового типа хозяйства.
Эти два потока взаимосвязаны. Первый является главенствующим, он формирует основу и способствует возникновению духовно-нравственного хозяйства. Но и новый тип хозяйствования, как необходимое средство и условие, способствует духовному возрастанию человека.
В этих целях необходимо осуществить духовно-нравственный прорыв к сильной России.
Это общество характеризуется преобладанием духовно-нравственных ценностей жизни над утилитарно-материальными; стремлением к высочайшей степени нравственности и образованности, бережным отношением к человеку как личности. В таком обществе все ресурсы используются на благо человека, заключающееся в его духовном развитии, реализации его творческого потенциала. Личность здесь характеризуется развитым чувством Родины, высоким патриотизмом, готовностью защиты своего Отечества, жертвенной любовью к ближним, в особенности к старикам и детям [6, стр.9-12].
Общество духовной цивилизации также характеризуется развитой наукой, системой здравоохранения и спорта, отсутствием в государстве системы игрового бизнеса и всех явлений, противоречащих духовному возрождению и повышению нравственного уровня нации. Оно обладает подлинной симфонией власти и Церкви, рачительным отношением к природным ресурсам, сбережением их для последующих поколений, в отличие от рыночной экономики, культивирующей все возрастающие материальные потребности и взращивающие общество потребления, что ведет к подрыву основ материального благополучия нации, производству бессмысленных, а зачастую и вредных продуктов производства.
Общество духовно-нравственной цивилизации в основе своей хозяйственной деятельности ориентируется на духовно-нравственную экономику. Главным ядром такого общества является семья. Задача всех и прежде всего, государства - повседневное ее укрепление, материальная поддержка, особенно многодетных семей [6, стр.12-13].
Первейшей задачей общественных наук, ученых дать теоретическую основу и обоснование духовно-нравственного общества, а мыслящей интеллигенции - повести народы России к новым вершинам духовно-нравственного развития. Изменится духовно-нравственный климат в нашем Отечестве в лучшую сторону, мы естественно, выйдем на траекторию развития духовно-нравственной экономики. Теоретико-экономическая и практическая мысль должны развиваться в этом направлении. Это магистральный путь развития России.
Изменяя духовно-нравственный климат в нашем отечестве в лучшую сторону, мы естественно, выйдем на траекторию развития духовно-нравственной экономики [6, 12-13].
VII Всемирный Русский Народный Собор (декабрь 2002) сформировал и раскрыл «Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании». Они основываются на десяти заповедях, данных Богом, на историческом опыте их усвоения христианством и другими религиями, традиционно исповедуемыми в России. Эти принципы и правила не следует воспринимать как буквальное воспроизведение библейского текста. Они должны стать духовно-нравственной установкой и социально-этической нормой, исходящих из Божьих заповедей в их широком понимании и конкретного преломления в социально-хозяйственном опыте нашего народа. Это своеобразный этический манифест, раскрывающий идеальную модель хозяйствования и социально-трудовых отношений.
Не являясь нормативным документом, он, тем не менее, может стать общественным морально-этическим ориентиром хозяйствования и труда.
Нравственные принципы и правила хозяйствования сводятся к следующим:
Не забывая о хлебе насущном, нужно помнить о духовном смысле жизни. Не забывая о личном благе, нужно заботиться о благе ближнего, благе общества и отчизны.
Богатство – не самоцель. Оно должно служить созиданию достойной жизни человека и народа.
Культура деловых отношений, верность данному слову помогает стать лучше и человеку, и экономике.
Человек – не «постоянно работающий механизм». Ему нужно время, для отдыха, духовной жизни, творческого развития.
Государство, общество, бизнес, должны вместе заботиться о достойной жизни тружеников, а тем более о тех, кто не может заработать себе на хлеб. Хозяйствование – это социально-ответственный вид деятельности.
Работа не должна убивать или калечить человека.
Политическая власть и власть экономическая должны быть разделены. Участие бизнеса в политике, его воздействие на общественное мнение может быть только прозрачным и открытым. В экономике нет места коррупционерам и другим преступникам.
Присваивая чужое имущество, пренебрегая имуществом общим, не воздавая работнику за труд, обманывая партнера, человек преступает нравственный закон, вредит обществу и себе.
В конкурентной борьбе нельзя употреблять ложь и оскорбления, эксплуатировать порок и инстинкты.
Нужно уважать институт собственности, право владеть и распоряжаться имуществом. Безнравственно завидовать благополучию ближнего, посягать на его собственность [6, 12-13].
Мир вступил в третье тысячелетие. XX век продвинул человечество по пути овладения новыми научными знаниями и технологиями. Пронизанный телекоммуникационными связями мир как будто стал меньше, рушатся преграды между странами и людьми.
Рыночная экономика должна быть основана на принципе эквивалентного обмена товарами и услугами. Процесс такого обмена регулируется отношениями между спросом и предложением. Современная рыночная экономика в любой стране сложна и многопланова, что требует государственного регулирования. Государство не может быть в стороне от рыночных процессов, но оно не может и не должно полностью подменять рыночный механизм. Основная задача экономического развития рыночного хозяйства как раз и состоит в создании сбалансированной системы, в рамках которой государство лишь корректировало бы негативные рыночные факторы и тенденции, направляло общее развитие в русло удовлетворения интересов общества, не пускало хозяйствование развитие на самотек [6].
Рынок – это наиболее строгий арбитр и самый демократичный регулятор экономического отбора полезных обществу производств, в результате действия которого неуклонно повышается средний уровень эффективности национальной экономики в целом.
Конкретно-исторические условия развития нашего общества свидетельствуют о сохранении в его экономической сфере высокого уровня монополизма.
Монополия (от греч. μονο — один и πωλέω — продаю) – исключительное право на осуществление какого-либо вида деятельности (производства, промысла, применения, использования определенных объектов, продуктов) предоставляемое только определенному лицу, группе лиц, государству [11].
Альтернативой монополизму является открытая экономика, развитие взаимовыгодных форм и цивилизованных методов производственной состязательности среди производителей товаров и услуг. Это возможно осуществить лишь при демонополизации производства, отказе от модели чистой и двойной монополии и при переходе к новой рыночной модели: олигополии, осуществлении корпоративизации в сфере материального производства и расширении одновременно с этим сферы малого и среднего предпринимательства.
Не соперничество, а сотрудничество и здоровая соревновательность должны стать важнейшим условием построения регулируемого, социально ориентированного и цивилизованного рынка. Она выступает всеобщей формой развития здоровой рыночной экономики [6, стр.283].
Конкуренция (от лат. concurrentia – столкновение, соперничество) – состязание между производителями (продавцами) товаров, а в общем случае – между любыми экономическими, рыночными субъектами; борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод [11].
Инновационный подход к ведению современного бизнеса предполагает внедрение в процессы производства и обслуживания все более совершенных технологий и тщательно разработанных систем качества и сервиса, отвечающих постоянно растущим запросам потребителей.
Применение инноваций служит малому коммерческому предприятию пропуском на новые отраслевые и региональные рынки.
Одновременно с этим необходимо учитывать, что современная экономика постоянно требует соотнесения координации результатов работы каждой отдельной фирмы, каждого отдельного предпринимателя и отрасли народного хозяйства в целом.
Можно достаточно быстро получить прибыль, применив инновационные технологии, но при этом резко ухудшить макроэкономическую ситуацию (например, вырубить лес; сбросить ядовитые отходы производства в водоем; сократить численность работников, заменив их машинами). Но основное содержание хозяйствования состоит не в максимизации прибыли, а в заботе о человеке, работнике и потребителе, в честном удовлетворении его законных и разумных потребностей.
Правомерно говорить о том, что мировое сообщество в настоящее время остро нуждается в создании более оптимальной модели рыночных отношений, в рамках которой олигополия и корпоративизм гармонично переплетались бы с интересами малого и среднего предпринимательства и требованиями свободной конкуренции. Такой органический синтез вряд ли мыслим в России в ближайшей перспективе. Однако демонополизация производства и создание условий для здоровой состязательности на основе сотрудничества и взаимопомощи являются магистральным направлением экономического развития [6, стр.285].
В настоящее время трудно переоценить умение предпринимателя повышать конкурентоспособность своего предприятия за счет более гибкого подхода к клиентам, повышения качества выпускаемого продукта и количества дополнительных услуг, эффективного управления персоналом, а также использования современных и духовно-нравственных методов ведения хозяйства.
Духовно-нравственный аспект ведения предпринимательской деятельности подразумевает, что применение инноваций в работе малого коммерческого предприятия, с целью повышения его конкурентоспособности, - должно быть направлено на созидание, и не должно приводить к разрушительным последствиям.
Фатхутдинов Р.А. дает три определения, связанные с конкурентоспособностью:
Конкурентоспособность – способность субъекта быть лидером, успешно конкурировать (соперничать) со своими конкурентами на конкретном рынке в конкретное время по достижению одной и той же цели.
Конкурентоспособность фирмы – способность фирмы выпускать конкурентоспособную продукцию, преимущество фирмы по отношению к другим фирмам данной отрасли внутри страны и за ее пределами.
Конкурентоспособность менеджера – преимущество менеджера по отношению к другому менеджеру, характеризующееся умением разработать систему обеспечения конкурентоспособности данного объекта, управлять коллективом по достижению целей системы [14, стр.413].
Современный экономический словарь дополняет [11]:
Конкурентоспособность товаров – способность товаров отвечать требованиям конкурентного рынка, запросам покупателей в сравнении с другими аналогичными товарами, представленными на рынке.
На современном этапе технологической революции фирмы стремятся увеличивать удельный вес новшеств, реализованных в инновациях, что позволяет им повышать уровень монополизма в данной сфере и диктовать покупателям и конкурентам свою политику. Благосостояние общества определяется не массой факторов производства и не объемом инвестиций, а эффективностью инновационной деятельности, дающей конечный результат [13, стр.17].
При этом все выше ценится способность менеджеров идентифицировать содержание и ценность сервисных продуктов, определить их отличительные характеристики и выбрать такую систему их производства, предоставления и потребления, которая позволяла бы получать устойчивые в долгосрочном плане конкурентные преимущества.
Подведем итог.
В настоящее время в России все больше возрастает значимость ценностного подхода к научному планированию предпринимательской деятельности и внедрению инноваций.
Ценностный подход предполагает социальную ответственность перед обществом, ориентацию на будущее, соотнесение целей предпринимательской деятельности с принципами христианской морали.
Религия входит в само основание человеческой истории, его культуры и хозяйства, творя наиболее значимые и высшие идеалы для общества. Религиозная вера есть внутренне присущая человеку связь с сущей Истиной, с безусловным началом и средоточием всего существующего, с абсолютным бытием. Невозможно понять дух и культуру народа, его социально-хозяйственный строй жизни, если не знать его религиозной веры и идеалов.
С позиции православного вероучения основные нравственные нормы применительно к хозяйству и социальному устроению рассматриваются в понятиях добра, свободы, достойного существования, счастья и смысла человеческой жизни [6].
Главным условием повышения конкурентоспособности организации является обеспечение конкурентоспособности его руководителей, экономистов и менеджеров.
В стремлении повысить конкурентоспособность собственного бизнеса посредством инноваций руководитель малого коммерческого предприятия должен ориентироваться на духовно-нравственный аспект ведения предпринимательской деятельности, который можно сформулировать в нескольких пунктах:
Первый. Ориентация на людей. Люди – это самый жизненно важный ресурс организации. Высокая оплата труда персонала, разработка широких социальных программ. Инвестиции в охрану окружающей среды, забота о физическом и моральном здоровье своих сотрудников;
Второй. Стремление к честной прибыли: духовно-нравственные принципы ведения бизнеса подразумевают предложение качественных продуктов и услуг своим клиентам, по экономически-обоснованным ценам;
Третий. Отказ от стремления к получению прибыли любой ценой, неприемлемость получения дополнительной прибыли в ущерб своим партнерам, ориентация на человеческие ценности и духовно-нравственную экономику;
Четвертый. Социальная ответственность перед обществом, благотворительность;
Пятый. Целостное восприятие реалий окружающей действительности, повышение своего духовно-нравственного сознания и глубокая гражданская позиция;
Шестой. Дух соперничества, то есть умение добиваться успеха в условиях острой конкуренции;
Седьмой. Внешняя перспектива - способность вступать в союзы и добиваться поддержки извне, в том числе у ключевых финансовых и государственных фигур;
Восьмой. Открытость хозяйственной деятельности предприятия финансовому и налоговому контролю;
Девятый. Гибкость и способность принимать решения в условиях неопределенности;
Десятый. Ориентация на будущее;
Таков духовно-нравственный аспект ведения предпринимательской деятельности и применения инноваций в работе малого коммерческого предприятия.
Литература:
Федеральный закон от 14.06.1995 № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации, статья 3.
Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – М.: Российское библейское общество, 1999. – 1371 с.
Алейников А.Н. Предпринимательская деятельность: Учебно-практическое пособие / А.Н.Алейников - М.: Новое издание, 2003. – 304 с.
Ветошкин А.П., Каратеева Н.А., Миняйло А.М. Духовно-нравственная экономика. Монография. Екатерибург: Издательство УрГУ, 2008. – 702 с. Издание 2-е.
Горохов В. Г. , Халипов В. Ф. Научно-технический прогресс: Словарь / Сост. В. Г. Горохов, В. Ф. Халипов. М.: Политиздат, 1987. - 366 с.
Ильин И.А. О частной собственности / Русская философия собственности XVII-XX вв. [Текст] / И.А. Ильин – СПБ.: 1993 г.
Каджаспирова Г. М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / Г. М. Каджаспирова, А. Ю. Каджаспиров - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 176 с.
Никитина В.Ю. Большой словарь иностранных слов. – М.: ООО «Дом Славянской книги», 2012. – 992 с.
Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 495 с.
Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. – Л.: Изд.-во ЛГУ, 1960. –180 с.
Фархутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для ВУЗов. 6-е изд. – СПБ.: Питер, 2010. – 448 с.: ил. – (Серия «Учебник для ВУЗов»).
Фархутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: учебник. – 9-е изд., испр. И доп. – М.: Издательство «Дело» АНХ, 2008. – 448 с., С. 413.
Яковлева, А.В. О государственном регулировании малого бизнеса и преодолении безработицы в России [Электронный ресурс]: Проблемы современной экономики / Электрон.журн. - N 3(31) – Режим доступа к журн.: http://www.m-economy.ru/