Видео Интернет-ресурсы в учебном процессе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Краснова, Т. И. Видео Интернет-ресурсы в учебном процессе / Т. И. Краснова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 9 (44). — С. 281-283. — URL: https://moluch.ru/archive/44/5359/ (дата обращения: 17.10.2024).

Владение несколькими иностранными языками становится неотъемлемым условием существования и успешного функционирования в современном мире. Изучение иностранного языка, бесспорно, наиболее эффективно в естественной языковой среде в окружении носителей языка. В этом случае языковые нормы иноязычной речи усваиваются не в виде осознаваемых правил языка, а чисто интуитивно. Но в реалиях российской действительности данный метод недоступен для большинства обучаемых. Таким образом, задача современного преподавателя иностранного языка в вузе состоит в том, чтобы максимально приблизить учебную ситуацию к реальной языковой среде, чему, несомненно, способствует Интернет. На Интернет, как известно, вышли все крупнейшие агентства новостей, многие радио- и телевизионные станции. Теперь можно не только прочитать сводку новостей на иностранном языке в сети, но и посмотреть видеоролик, который может стать учебным материалом, полностью соответствующим реалиям страны изучаемого языка. Данная стратегия обучения иностранному языку предполагает реальное погружение студентов в аутентичную языковую среду. Видео из сети Интернет на занятии представляет язык в живом контексте, связывает аудиторное занятие с реальным миром и показывает язык в действии, обогащает уже имеющиеся в арсенале преподавателя материалы и средства обучения. Грамотное использование видеоматериалов из сети Интернет может значительно способствовать подготовке студентов к ситуациям реального общения и снять возможные трудности.

Исследователи данной проблемы находят очень много положительных моментов в использовании видеоматериалов в процессе преподавания иностранных языков. Это и повышение мотивации студентов, получение богатого культурологического контекста в связи с аутентичностью используемого материала, а также понимание паралингвистических особенностей разговорной речи. Видеосюжет создает основу для эмоционального восприятия слухо-зрительных ситуаций. Это восприятие усиливается благодаря тому, что видео наглядность представляет собой совокупность самых разнообразных видов наглядности: зрительной, слуховой, речемоторной. Надо отметить, что среди дидактических принципов наглядность как одно из слагаемых интенсификации учебного процесса занимает одно из ведущих мест.

В отечественной методике традиционно выделяют четыре аспекта цели обучения иностранному языку:

  • учебно-практический

  • воспитательный

  • образовательный

  • развивающий [1].

Попробуем рассмотреть значимость видео Интернет ресурсов относительно указанных аспектов. В соответствии с учебно-практическим аспектом студенты должны овладеть иностранным языком как средством общения. При использовании видео из Интернета обучающиеся овладевают одним из четырех видов речевой деятельности – аудированием, то есть умением понимать аутентичную речь, как при непосредственном общении, так и по радио, телевидению и другим средствам массовой информации.. Воспитательный аспект обучения иностранному языку предполагает формирование у студентов мировоззрения, нравственности, ответственности за себя и происходящее вокруг. Для реализации данного аспекта необходимо использование видеофрагментов проблемного характера, способствующих обсуждению и формированию собственного мнения на существующую проблему. Образовательный аспект подразумевает приобретение знаний о культуре страны изучаемого языка [1]. Студенты должны обладать знаниями о национальной психологии, жизненных ценностях, манере общения и использовании невербальных средств при разговоре. Такую культурологическую информацию в условиях русскоязычной среды мы можем дать студенту только из разнообразия аутентичных источников информации, из которых наиболее доступным является Интернет. Развивающий аспект обучения иностранному языку обеспечивает осознание средств выражения мыслей, сравнение и сопоставление явлений родного и иностранного языков; развития чувства языка, языковой догадки, памяти во всех ее видах [1]. Систематический просмотр фрагментов, посвященных стране изучаемого языка, стимулирует образное мышление, влияет на чувства, формирует вкус. Новостные ролики помогают развить у студентов интерес непрерывного слежения за событиями в мире, к их анализу и обобщению.

В условиях учебной аудитории просмотр видеофрагментов из сети Интернет должен стать не пассивной, а четко организованной и максимально познавательной деятельностью. Преподаватель должен умело интегрировать видеоматериал в занятие, предусмотрев задания для трех основных этапов: допросмотрового, просмотрового и послепросмотрового. В результате регулярного просмотра видеоподкастов происходит определенная адаптация к условиям предъявления сюжетов, настройка на заданный режим просмотра, устойчивая работоспособность.

Многие Интернет ресурсы размещают видео эпизоды с готовыми заданиями. Компания Australia Network (http://australianetwork.com/learningenglish/vodcast.htm) регулярно выпускает бесплатные видеоподкасты для изучающих английский язык. Они собраны в несколько программ разной направленности:

  • The Business of English

  • Living English

  • English Bites

  • Passport to English – IELTS Speaking Test

  • Ten Words About

  • Talkabout.

Программа The Business of English на данный момент состоит из 15 видео эпизодов, предназначенных для студентов среднего и продвинутого уровней, в которых разыгрываются ситуации общения в сфере бизнеса, такие как встречи, презентации и переговоры. К каждому эпизоду предлагается транкрипт и подробное объяснение использования речевых клише в различных обстоятельствах.

В программе Living English новый эпизод появляется раз в неделю и ориентирован на студентов от элементарного до среднего уровней владения английским языком. Герои программы показаны в различных бытовых ситуациях, будь то обсуждение планов на будущее или регистрация в гостинице. Огромный выбор заданий к каждому видео эпизоду позволит преподавателю эффективно использовать данный вид деятельности на занятии. Например, после просмотра эпизода № 28 о визите к врачу студентам предстоит выполнить следующие упражнения:

  1. Прослушать и повторить ключевые фразы из видеосюжета, прочитать пояснения по употреблению слов и выражений.

  2. Прослушать фразы из видеосюжета, в которых употребляется время Present Perfect Continuous, прочитать пояснения о вариантах употребления данного времени, а затем сделать грамматический он-лайн тест.

  3. На примерах из видеосюжета разобрать употребление ‘prefer’ и ‘would rather’.

Программа English Bites функционирует уже несколько лет и поэтому насчитывает огромное количество серий информативного и развлекательного характера. Последние выпуски сопровождаются только транскриптом, но в архиве можно найти видеосюжеты с тестами и глоссарием. Данная программа будет интересна студентам среднего и продвинутого уровней.

Passport to English дает возможность присутствия в качестве зрителя на устной части экзамена IELTS. После просмотра можно загрузить документ с комментариями экспертов по поводу каждого ответа кандидата.

Программы Talkabout и Ten Words About основаны на 10 видеосюжетах из фильма “This Australian Life”, которые носят культурологический характер и рассказывают о жизни в Австралии. Эти программы дополняют основной видеосюжет, поясняя незнакомую лексику и снабжая необходимой информацией и разъяснениями эксперта. Видеосюжеты рассчитаны на студентов со средним уровнем владения языком.

Британский совет на своем сайте (http://learnenglish.britishcouncil.org/en/listen-and-watch) разместил три великолепных подборки с видеосюжетами:

  • Word on the Street

  • Britain is Great

  • Overcooked.

Каждый видеофрагмент разбит на сцены по 3-4 минуты и сопровождается оригинальными практическими заданиями с флэш анимацией. На предпросмотровом этапе проводится предварительное обсуждение темы сюжета, в ходе которого повторяется лексика, близкая тематике видеосюжета, а также стимулируется интерес к просмотру. После просмотра студенты должны выполнить упражнения, направленные на проверку понимания содержания фрагмента и на отработку лексических и грамматических единиц, встречающихся в видеофрагменте. Иногда предлагается обсудить увиденное, сопоставить с реальными ситуациями из жизни, проанализировать сходства и различия с культурой своей страны.

Следующий Интернет ресурс, заслуживающий пристального внимания преподавателей – канадский сайт WatchMojo (http://watchmojo.com). Короткие видеосюжеты освещают такие темы как – автомобили, бизнес, технологии, юмор, образование, мода, кино, здоровье, история и многое другое. Каждый подкаст сопровождается транскриптом, но, к сожалению, не содержит никаких упражнений. Сюжеты длятся 2-4 минуты, они очень информативны и высокого качества, есть крупные планы с видом говорящего и сочетание их с общими планами и с показом ситуаций. А современные проблемы, затронутые в подкастах, могут стать основой для дискуссии, так как обладают значительным потенциалом в плане решения коммуникативных и познавательных задач.

Таким образом, создание иноязычного окружения на аудиторных занятиях способствует достижению ощутимых качественных результатов в овладении иноязычным общением. Аутентичный видеоматериал приближает студентов к реальным условиям употребления языка, и стимулирует использование разнообразных лингвистических средств в речи. При недостаточно развитой способности студентов к аудированию аутентичной речи можно порекомендовать самостоятельную, индивидуальную тренировку, так как предложенные видеоподкасты находятся в свободном доступе в сети Интернет.


Литература:

  1. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 238 с.

  2. Фокина К.В. Методика преподавания иностранного языка: конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2008. – 158 с.

  3. Flowerdew J., Miller L. Second Language Listening: Theory and Practice. – Cambridge University Press, 2005. – 224 p.



Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, IELTS, видеосюжет, Интернет, студент, язык, английский язык, аутентичная речь, студент среднего, уровень владения.


Задать вопрос