В статье рассматриваются вопросы, касающиеся научно-теоретических основ, сути и значения формирования у учащейся молодежи Узбекистана культуры свободного мышления как педагогическая проблема на основе преподаваемых в профессиональных колледжах общеобразовательных предметов, национальных ценностей.
Ключевые слова: глубоко мыслящий гражданин, формирование личности, свобода личности, свободное мышление, национальная педагогика, педагогическая инновация, формирование широкого мировоззрения национальные ценности
In article the questions, concerning scientific-theoretical bases, an essence and value of formation at studying youth of Uzbekistan of culture of free thinking as a pedagogical problem on a basis teaching in professional colleges of general educational subjects, national values are considered.
Keywords: Deeply conceiving citizen, formation of the person, a personal freedom, free thinking, national pedagogics, a pedagogical innovation, formation of wide outlook national values
Президент Республики Узбекистан И. Каримов в процессе развития демократического государства в качестве первого условия формирования духовности свободного гражданина определил задачу по обеспечению понимания своих прав и умения бороться за них. У свободного гражданина развивается умение логично, рационально мыслить, рассуждать. Он задумывается о судьбе своего народа, Родины. Правильно осознавая противоречие между правдой и ложью, будет делать логические выводы. Такая личность не верит в ложные идеи, корыстные учения. Так, свободная личность остерегается от подражательства, поверхностного подхода. [6,47].
От независимой личности требуется высокая духовность, глубокие знания. Независимость и просвещение – понятия, находящиеся на одном уровне. Знания формируют человека в качестве личности с сильной верой и волей, не боящейся различных трудностей, а также терпеливого, великодушного человека. Действительно, сегодняшнее справедливое, демократическое правовое общество – это общество людей, знающих свои права, обладающих высокой духовностью, гармонично развитых личностей. Первым условием высокой духовности является независимость, чтобы члены общества ощущали себя свободными и независимыми гражданами. Понятие “гражданин” созвучно и схоже по смыслу со словом “гражданин”. Так, само слово “гражданин” исторически возникло и утвердилось в процессе борьбы за свободу и независимость, равноправие. Поэтому гражданское общество отвергает рабство и подчинение, любую расовую, национальную дискриминацию. Только в условиях независимости личность по настоящему ощущает себя свободным и независимым. Так, свобода каждого человека связана со свободой Родины, в которой он проживает, свободой того народа, к которому он принадлежит. Лишь в условиях независимости личность может ощущать себя по-настоящему свободной и независимой. Каждый человек в своей Родине, среди своего народа может развиваться как независимая личность, проявлять свой потенциал, свои таланты.
Правовые гарантии свободы гражданина и личности еще не означают, что лицо на деле полностью осознало себя независимым гражданином и свободной личностью. Достижение этого зависит от ряда факторов. В профессиональных колледжах для достижения таких целей нужно решить следующие проблемы:
для осознания гражданином и лицом сущности свободы и независимости необходимо в рамках общеобразовательных дисциплин определить соответствующие темы и совершенствовать их;
создать серию учебной литературы, комментирующих основы предметов, способствующих формированию и развитию духовного уровня гражданина и личности, его духовного мира;
определить в преподавании общеобразовательных дисциплин эффективные средства обучения, направленные на обеспечение осознание и глубокое знание своих прав;
с целью обеспечения понимания собственных сил и возможностей, укрепления веры в себя создать комплекс внеклассных занятий, направленных на развитие независимого мышления;
создать методические разработки по обучению культуре дискуссий, позволяющей развивать независимое мышление в решении проблемных ситуаций, сознательное отношение и позиции к событиям и случаям, твердые жизненные позиции;
для воспитания умения связывать свои личные интересы с интересами общества, в отношениях с социальной средой – жителями махалли, членами семьи, друзьями, родственниками, окружающими, социальными институтами формировать и развивать чувства уважения ко взрослым и детям;
в рамках общепринятых дисциплин разработать серию учебников творческого направления, развивающих гармонично развитую личность, умеющую независимо мыслить как свободный гражданин свободного общества.
В случае положительного решения данных педагогических проблем при осознании лицом себя в качестве свободного, независимого гражданина или личности он приобретает качества справедливой личности, глубоко понимающей свою подлинную независимость, свободу, и формируется в качестве свободно мыслящего человека, полностью понимающего свой долг перед Родиной и народом. Вместе с тем, он развивается в качестве рассудительного лица, обладающего глубокими знаниями, реализующего и защищающего социальную справедливость.
В формировании у учащихся культуры независимого мышления, решении истекающих задач можно достичь через преподавание общеобразовательных дисциплин, а именно: “Изучение Конституции Республики Узбекистан”, “Основы духовности”, “Родной язык и литература”, в процессе обучения писать сочинение, а также имеются большие возможности внешкольных мероприятий по данным предметам.
Посредством преподавания общеобразовательных дисциплин лицо получает все возможности для проявления своих способностей в качестве обладателя духа и мышления. Гражданин на основе ощущения себя свободным, ведения независимой деятельности начинает понимать свою причастность к самоопределению. В нем начинают формироваться чувства сопричастности к жизни общества, судьбе народа и Родины [5,63]. Известный просветитель, один из основоположников национального просвещения А. Авлони отмечал, пусть человек с юности учится мыслить таким образом, чтобы каждое его действие в юных и молодых годах опиралось на общественное самосознание и стремление работать для человечества, созидание добра [10,21].
С введением в республике Национальной программы по подготовке кадров в действие, началом творческого этапа в сфере образования и воспитания в деле реформирования системы подготовки кадров возник вопрос комплексного решения недочетов и проблем, доставшихся в наследство от советского строя. Есть большое различие между прежней и нынешней системами образования. В настоящее время наблюдается обновление нашего общества в духе независимости, происходящие позитивные изменения в системе образования, которые дают весомые плоды.
В этой связи в средних специальных, профессиональных учреждениях образования все более традиционным становится проведение занятий на основе демократических принципов, с использованием передовых педагогических технологий. Называемые не традиционными занятия становятся традиционными. Личность человека развивается в гармонии с прогрессом времени. Исходя из этого, в результате превращения не традиционных уроков в составную часть образовательного процесса велением времени для современной педагогики стали инновационные, новые подходы.
В учреждениях среднего специального профессионального образования в процессе преподавания общеобразовательных дисциплин обогащение содержания занятий при использовании научных трудов выдающихся мыслителей нашего народа играет важную роль в воспитании учащихся независимо мыслящими личностями. Научные выводы и заключения мыслителей прошлого имеют важное значение для современного процесса образования и воспитания. Научное наследие основоположников эпохи Восточного Возрождения Ибн Сино, Беруни, Фароби, содержащиеся в нем передовые и независимые мысли и сегодня не утратили своего значения для мировой науки, современной национальной педагогики, национального самосознания и его отображения – гармонично развитой личности, способной независимо мыслить, и служит неиссякаемым научным источником в узбекской системе образования и воспитания. Вместе с тем, в организации общеобразовательных дисциплин необходимо критически изучить данные идеи и анализировать их.
Деятельность мыслителей Востока, особенно поэтов-просветителей в ХУIII-XIX веках и в начале прошлого века, ученых-джадидов, ставших основоположниками национальной системы образования и воспитания являясь примером для нашей молодежи, играют важную роль в их гармоничном развитии. В реализуемой в стране Национальной программе по подготовке кадров и государственных стандартах выдвигается задача по воспитанию молодежи личностями, обладающими крепкой волей, трудолюбивыми, стремящимися к новшествам, преодолевающими любые трудности и преграды, овладевшими несколькими профессиями. Вопрос преподавания им глубоко научно обоснованных знаний, нового подхода к их воспитанию является актуальной задачей преподавателей средних специальных профессиональных учебных заведений. Сегодня интеллигент, овладевший профессией учителя поднимается до уровня эксперта, то есть специалиста сферы. Происходящие в процессе определения формы и содержания преподавания и воспитания в общеобразовательных школах, профессиональных колледжах и других учебных заведениях предполагает новый подход к развитию самостоятельного и свободного мышления. На этой основе передовые учителя, методисты и ученые в ходе преподавания общеобразовательных дисциплин в профессиональных колледжах с применением современных передовых информационных технологий разрабатывают модели занятий. Одним из основных направлений в преподавании общеобразовательных дисциплин в профессиональных колледжах является достижение конкретных результатов через применение наиболее эффективных средств педагогики и информационных технологий.
Еще одно направление перестройки и совершенствования системы среднего специального, профессионального образования – это обучение, с учетом характеристик, возможностей и способностей лица, направленное на максимальное развитие его как личности. Только в том случае, если в обществе каждый человек сумеет найти свое место в соответствии со своими устремлениями и возможностями, можно построить развивающееся государство. Как известно, полноценная деятельность человека в обществе, то есть его ежедневная деятельность требует от него высокого уровня общего развития и высокой культуры. В этой связи нашей общей задачей является призыв молодежи к глубокому овладению знаниями, на основе сознательности и логического мышления развивать качества свободного мышления в решении любых возникающих проблем.
Значит, в соответствии с диалектикой времени и развития перед преподавателями современных профессиональных колледжей и академических лицеев все еще актуальным остается вопрос формирования культуры свободного мышления на основе преподавания общеобразовательных дисциплин и внешкольных мероприятий.
При преподавании предметов, входящих в систему общественно-гуманитарных дисциплин, психология рассматривает процесс самостоятельного мышления каждого человека, его формирование, гипотезу о том, что в процессе рассуждения человек познает неизвестное, новое; педагогика исследует пути формирования и развития творческой деятельности, подготовки молодежи к активному труду через развитие их самостоятельного мышления; тем временем, философия изучает причины и свойства возникновения формы и содержания мышления, особенности исторического развития.
Закономерности психического состояния, позволяющие развивать самостоятельное мышление отображены в трудах Я. А. Понамарева [9]. В исследованиях А.В. Брушлинского понятие самостоятельного мышления рассматриваются в качестве процесса, деятельности, поиска неизвестного [1].
Однако еще не разработаны серьезная научно-педагогическая и методическая литература, направленная на формирование у учащейся молодежи культуры независимого мышления.
Исходя из этого, можно считать, что вопросы создания эффективных методический пособий и разработок по развитию навыков свободного мышления на основе глубокого освоения учащимися средних специальных профессиональных учреждений образования общеобразовательных дисциплин и через внешкольные мероприятия являются сегодня чрезвычайно актуальными. Учащиеся колледжа должны знать отличие и взаимосвязь между понятиями независимое мышление, свободное мышление, функции культуры свободного мышления.
Профессиональные колледжи и академические лицеи не только дают точные знания, но и на основе усвоенных знаний, полученных результатов формируют у учащихся навыки логического, критического и свободного мышления. В своей работе мы попытались обосновать вопрос о том, какими способами, при помощи каких дисциплин возникают данные навыки.
В настоящее время уделяется серьезное внимание развивающей роли образования в психологии и педагогики. В выполнении этих задач имеет важное значение развитие навыков свободного мышления у учащихся профессиональных колледжей и академических лицеев. Учитель дает знания учащимся в рамках изучаемого предмета, однако еще недостаточно оптимальных путей усвоения знаний, оригинальных, конкретных методов по теме. Одной из важнейших причин этого является не хватка в педагогике научно обоснованных рекомендаций по формированию качеств свободного мышления у учащихся профессиональных колледжей, не разработанность эффективной методической литературы по данному вопросу в процессе общеобразовательных дисциплин.
В данном направлении нужно особо отметить научную деятельность известного узбекского ученого психолога, доктора педагогических наук, профессора В.М. Каримовой, внесшей большой вклад своими научными исследованиями и рекомендациями в формирование и развитие самостоятельного мышления у молодежи в общеобразовательных школах и средних специальных профессиональных учреждениях образования. Вместе с тем, в изучении вопроса имеются немалые заслуги ученой З.Т.Нишановой, подробно исследовавшей самостоятельное творческое мышление учащихся общеобразовательных школ и студентов высших учебных заведений [8].
Значит, методы обучения и воспитания в системе профессионального образования должны быть направлены на развитие свободного творческого мышления, разработку своеобразных методов обучения общеобразовательных дисциплин.
Литература:
Брушлинский, A.B. Проблемы психологии субъекта Текст. /A.B. Брушлинский.- М.: Изд-во «ДиректМедиа Паблишинг», 2008. 221 с.
Выготский Л.С. Воображения и творчество в детском возрасте. 3-е издание. – М.: «Просвещение», 1991, –93 с.
Гончаров В.С. Типы мышления и учебная деятельность. Пособие по пецкурсу. Свердловский госпединститут, СГПИ. –1988. –72 с.
Дмитриев Г. Д. Критический анализ дидактической мысли США. – М .: Педагогика», 1987, –104 с.
Жўраев Н. Ғоявий иммунитет ёки маънавий халоскорлик туйғуси. –Т.: “Ўзбекистон”, 2001. – 63 б.
Комилов Н. Комил инсон – миллат келажаги. –Т.: Ўзбекистон”, 2001. – 47 б.
Миллий истиқлол ғояси: асосий тушунчалар, тамойиллар ва атамалар (қисқа изоҳли тажрибавий луғат). –Т.: “Янги аср авлоди”, –2002, –192 б.
Нишонова З.Т. Мустақил ижодий фикрлашни ривожлантиришнинг психологик асослари. Психология фанлари доктори илмий даражасини олиш учун ёзилган диссертация. Низомий номидаги ТДПУ, – Т:. 2005. –391 б.
Пономарёв, Я.А. Психология творчества Текст. / Я.А. Пономарев. -М.: Наука, 1976.-304 с.
Хўжаева Д. Авлоний: Миллатим ўлмиш нега бемор? //“Фан ва турмуш” ж. –Т., 1993. –№ 7-8 сон, Б. 21.