Туркмено-российские отношения, развивающиеся с новым импульсом в современную эпоху, имеют глубокие исторические корни. В одном из своих выступлений Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов отметил, что «с Российской Федерацией у нас вековые исторические и гуманитарные связи, богатейший опыт взаимодействия в самых различных областях. На нынешнем этапе эти отношения насыщаются новым содержанием, отвечающим долгосрочным интересам народов Туркменистана и России» [8].
Первоначально туркмено-российские отношения носили преимущественно экономический характер, чему способствовало развитие торговли между двумя народами. Северная ветка Великого шелкового пути, проходившая через Хорезм, и в частности город Гургандж (территория северного Туркменистана), играла важную роль в развитии торгово-экономических связей с русскими княжествами.
Великий Шёлковый путь, пересекавший степи, моря и пустыни на протяжении веков, наряду с развитием торговых связей способствовал и сближению народов. Груженные товарами караваны из Китая проходили многие тысячи километров, прежде чем достигали великой азиатской реки Джейхун (Амударья). Затем, после переправы через реку, караваны попадали в город Амуль (нынешний Туркменабат, расположенный на западе Туркменистана), который являлся важным пунктом на Великом Шёлковом пути. Из Амуля торговые пути расходились по нескольким направлениям, одним из которых было северное, соединявшее город с Хорезмом. Именно отсюда караванные дороги направлялись к реке Волге. Волга служила тем рубежом, который способствовал взаимному соприкосновению народов Восточной Европы и Средней Азии.
Ещё в IХ-Х веках среднеазиатские купцы, а именно, хорезмийцы принимали активное участие в торговле с Восточной Европой [2, с. 3-4]. Хорезмийские купцы, торговавшие в Поволжье, часто бывали в Хазаране (торговая часть города Итиля). По словам арабского путешественника Х векаИбн Хаукаля, «на рынке в Булгаре … можно было встретить меха, которые туда привозили русы, меха эти доходили до Хорезма по причине частого проникновения хорезмийцев в Булгар и к славянам» [5, с. 52].
Огромную роль в истории торговых и культурных связей Средней Азии с Восточной Европой в IХ - ХI вв. играл город Гургандж - столица Хорезма (современный Куня-Ургенч). История Куня-Ургенча привлекает к себе огромное внимание местных и зарубежных ученых также и благодаря тому, что на территории города сохранились великолепные памятники зодчества – величественные мавзолеи, стройные минареты и др. - которые являются несравненными образцами средневекового архитектурного искусства. Выгодное географическое месторасположение - перекресток торговых путей - ещё в средние века способствовало превращению Гурганджа в крупный торговый и ремесленный центр. Столица Хорезма являлась важным звеном Великого шелкового пути, и её роль в развитии торговых отношений с Восточной Европой трудно переоценить. Купцам Гурганджа принадлежало ведущее место как во внутренней торговле с кочевыми племенами, так и во внешней – с дальними странами.
Рис. 1. Минарет Кутлуг Тимура в Куня-Ургенче.
В Х в. город приобрел большое экономическое и политическое значение благодаря тому, что являлся одним из основных пунктом караванной торговли с Южной Русью. Из Гурганджа в русские княжества поставлялись рис, сушеные фрукты, хлопчатобумажные, шерстяные и шелковые ткани, ковры и другие товары. Русские купцы играли значительную роль в торговом обороте Гурганджа. Интересные сведения в этом отношении приводит арабский путешественник Ахмед ибн Фадлан, который провел в столице Хорезма зиму 921-922 гг., направляясь в Волжскую Булгарию в составе посольства багдадского халифа. Согласно его описанию купцы из русских княжеств вели весьма оживленную торговлю в городе, т.к. они привозили очень ходовые товары – рабов, меха соболей и др. пушных зверей [6, с. 75]. По словам Ибн Фадлана русские купцы имели меньше опыта торговли, чем хорезмийские. Мусульманские купцы производили сложные торговые операции, в городах к их услугам имелись менялы, совершавшие расчеты не только наличными деньгами, но и расписками [5, с. 54]. Торговля в основном была меновая, деньги служили лишь единицей счета. Купцы оценивали свой товар в определенную сумму и меняли его на другой, такой же оцененный товар. Свидетельством оживленной торговли южных княжеств с Хорезмом является тот факт, что в Гургандже имелись целые кварталы русских купцов [3, с.313]. Интересный факт из жизни города приводит арабский путешественник Ибн ал-Асыр. Согласно его сведениям русские жители совместно с местным населением стойко обороняли город от нападения монгольских завоевателей [7, с. 35-36].
Караванная торговля требовала сложного обслуживания. Караваны насчитывали от нескольких десятков до нескольких тысяч вьючных животных. В городах и селениях строились караван-сараи, в них имелись худжры (комнаты) для купцов и обслуживающего персонала, а также помещения для лошадей и верблюдов, мулов и ослов, необходимый фураж и провиант. Иногда в караван-сараях можно было продать или купить оптом товар, узнать коммерческие новости и цены [5, с. 54]. При караванах часто держали переводчиков (толмачей). Караваны были не только торговой организацией. Зачастую они везли ремесленников, художников, мастеров, ученых, путешественников, иногда купцам поручались дипломатические дела. Так, караван 922 г., следовавший из Багдада в Волжскую Булгарию, кроме торговых целей, выполнял дипломатические, военно-технические и религиозные поручения. В составе посольства был тюрок, славянин, а также и вышеуказанный араб Ахмед ибн-Фадлан (секретарь посольства), который оставил свои записи [4, с. 23-24].
Развитие международной торговли способствовало росту Гурганджа и развитию в нем ремесленного производства. Город стал средоточием самых искусных ремесленников Хорезма. В ХII в. здесь насчитывалось 50 основных специальностей ремесла. Женщины Гурганджа были искусными вышивальщицами, а кузнецы, плотники, резчики по слоновой кости и дереву, швейники, производители шелка славились своим изящным искусством и тонким ремеслом. В городе было много базаров, и на каждом царил строгий порядок. Была введена специальная должность – мухтасиб, который наблюдал за состоянием базаров. Он проверял качество товаров, чистоту посуды, свежесть продуктов, следил за точностью мер и весов и пресекал обман и мошенничество [1, с. 102 ].
Торговля являлась предметом особых забот в существовавшем в ХII-ХIII вв. государстве Куняургенчских туркмен. Сохранился указ солтана Текеша, в котором предписывалось одинаково справедливо относиться ко всем купцам – дальним и ближним, не препятствовать торговым сделкам, обеспечивать безопасность на дорогах, защищать товары и жизнь купцов от грабежа и насилий [1, с. 102]. Хорошо организованная охрана караванных путей стимулировала развитие внутренней и особенно, внешней торговли.
Рис. 2. Мавзолей солтана Текеша в Куня-Ургенче.
Об оживленных торгово-экономических связях двух народов говорят найденные на территории России многочисленные клады с восточными монетами VII –XI веков. Развитие данных отношений корректировалось в зависимости от политической обстановки в регионе. Спад торговых отношений наблюдался в период вторжения войск Чингиз хана и почти двухвекового господства татаро-монгольских ханов Золотой орды над Русью и Средней Азией. Но даже и это не могло приостановить торговлю между двумя народами.
Возрождение Великого шелкового пути в настоящее время является символом продолжения многовековых традиций. На современном этапе развитие торгово-экономических отношений между Туркменистаном и Россией имеет динамичный и поступательный характер. Реализуя эффективное и взаимовыгодное партнерство, государства опираются как на богатый исторический опыт, прочные узы дружбы, добрососедства, уважения друг к другу, связывающие народы двух стран, так и на осознание реалий сегодняшнего дня, наличие огромного потенциала двустороннего партнерства. Продуктивная работа Межправительственной туркмено-российской комиссии по экономическому сотрудничеству, создание Туркмено-российского и Российско-туркменского деловых советов при Торгово-промышленных палатах обеих стран, открытие Торговых домов в Ашхабаде и Москве является ярким подтверждением этому.
Литература:
Буниятов З.М. Государство хорезмшахов – Ануштегинидов. – М., 1986. – 247 с.
Гундогдыев О. Огузы, туркмены и Россия. – А., 2001. – 170 с.
История Туркменской ССР. - А.,1959. - Т. 1. – 545 с.
Материалы по истории туркмен и Туркмении. –
Очерки из истории туркменского народа и Туркменистана в VIII - ХIХ вв. – А., 1954. – 406 с.
Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу. Перевод под ред. И.Ю. Крачковского. – М.–Л., 1939. – 216 с.
Тизенгаузен В. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой орды. – Спб., 1884. - Т. 1. - с. 588.
Туркменистан. 2011, 1 сентября.