Осуществление профессионально-методической подготовки магистров при изучении курса по выбору «Организация внеклассной работы по безопасности жизнедеятель-ности» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (44) сентябрь 2012 г.

Статья просмотрена: 913 раз

Библиографическое описание:

Абрамова, В. Ю. Осуществление профессионально-методической подготовки магистров при изучении курса по выбору «Организация внеклассной работы по безопасности жизнедеятель-ности» / В. Ю. Абрамова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 9 (44). — С. 260-263. — URL: https://moluch.ru/archive/44/5377/ (дата обращения: 19.12.2024).

Целевые приоритеты подготовки современного специалиста, определенные Федеральным государственным стандартом высшего профессионального образования, требуют пересмотра содержания профессионального образования, повышения степени его вариативности как необходимого условия повышения профессиональной деятельности магистров [6].

Основным звеном в системе профессиональной подготовки магистров и определяющим фактором будущей профессиональной компетентности является методическая подготовка. В связи с этим встает вопрос о необходимости профессиональной подготовки студентов с учетом обновления образовательных стандартов по основам безопасности жизнедеятельности. Образовательный стандарт по ОБЖ ориентирован на становление таких качеств выпускника школы, как гражданственность и патриотизм; ответственность за личную безопасность и безопасность общества; осознанное выполнение и пропаганда правил здорового, экологически целесообразного, безопасного образа жизни; ответственное отношение к здоровью и человеческой жизни как главной ценности. Важная роль в достижении отмеченных педагогических результатов принадлежит внеклассной работе по ОБЖ в современной школе [2]. Ввиду этого современный специалист должен уметь методически грамотно организовать и проводить внеклассную работу по ОБЖ в школе.

В правительственных документах указано на то, что базовым звеном образования является общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенного объема знаний, но и на развитие личности, его познавательных и созидательных способностей. Приоритетом в образовании должно стать воспитание как органически составляющая педагогическую деятельность, интегрированное в общий процесс обучения и развития. Важнейшими задачами воспитания являются формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности успешной социализации в обществе. Достижение поставленных задач невозможно только в рамках предметного содержания урочной формы, на первый план в решении этих задач выдвигается внеклассная занятость учащихся. Поэтому вопрос организации внеклассной работы по предметам в школе становится особенно актуальным [1].

Для повышения уровня методической подготовки магистров возникла необходимость создания курса по выбору «Организация внеклассной работы по безопасности жизнедеятельности». Данный курс по выбору изучается студентами магистерской программы «Образование в области безопасности жизнедеятельности» на первом курсе во втором семестре и нацелен на развитие профессионально-методической подготовки магистров, овладение теоретико-практическими аспектами комплексного использования педагогических технологий в процессе обучения.

Программа курса по выбору «Организация внеклассной работы по безопасности жизнедеятельности» направлена на реализацию задач профессиональной подготовки магистров в области педагогической деятельности, научно-исследовательской, управленческой, проектной, методической и культурно-просветительской деятельностей. В ходе освоения содержания данного курса, выпускник-магистр должен приобрести профессиональные компетенции, необходимые для осуществления следующих видов деятельности: педагогической, методической, проектной [4].

В области методической деятельности:

  • способен применять современные методики и технологии организации внеклассной работы по различным направлениям безопасности жизнедеятельности;

  • определять наиболее рациональные формы внеклассной работы к конкретным темам ОБЖ;

  • уметь составлять план проведения внеклассной работы по предмету;

  • определять задачи внеклассных мероприятий и находить взаимосвязи курса «Основы безопасности жизнедеятельности» с внеклассным материалом;

  • освоить навыки работы с методической литературой по данной теме;

В области педагогической деятельности студенты должны уметь организовать внеклассную работу по ОБЖ как часть целостного процесса обучения и воспитания с использованием технологий, соответствующих возрасту; уметь организовать взаимодействие с коллегами и родителями при проведении внеклассной работы по ОБЖ; осуществлять самообразование и личностный рост.

Способность и умение самостоятельно проектировать внеклассные занятия по ОБЖ, использовать новые методики относится к области проектной деятельности студента.

Курс по выбору позволяет магистрам ознакомиться с современными тенденциями в области методики внеклассной работы по ОБЖ; самостоятельно проектировать внеклассные занятия по ОБЖ с учетом комплексного и вариативного использования форм, средств и методов обучения. Важным направлением при изучении данной дисциплины является совершенствование диагностических, оценочных и проектировочных умений студентов для решения профессиональных задач.

Внеклассная работа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» является одной из основных форм развития интереса учащихся к предмету. Тщательно организованная и методически грамотно построенная внеклассная работа углубляет предметные знания учащихся, расширяет их представления о применении теоретических знаний на практике. Следовательно, знания теоретических основ организации и проведения внеклассной работы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» играет важную роль в становлении магистров и возможности их осуществлять различные виды деятельности в образовательных учреждениях различного типов и уровней.

Овладение основными формами и методами организации и проведения внеклассной работы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» позволяет магистрам не только усвоить теоретические основы методической деятельности, но и легче пройти профессиональную адаптацию.

Программа курса разработана в соответствии с федеральным государственным стандартом и ориентирована на углубленное изучение магистрами использование такой формы обучения как внеклассная работа по ОБЖ в учебно-воспитательном процессе.

Изучение курса по выбору «Организация внеклассной работы по безопасности жизнедеятельности» строится на основе сочетания лекционных и практических занятий. Программа курса рассчитана на 6 часов лекций и 14 часов практических занятий. Так как объем лекционных занятий невелик, то он содержит материал установочного характера: история становления внеклассной работы в школе, особенности внеклассной работы в современной школе по курсу ОБЖ, цели и задачи внеклассной работы по ОБЖ и методологические основы организации внеклассной работы по ОБЖ. На лекциях студенты знакомятся с основными задачами преподавателя ОБЖ по организации и осуществлению внеклассной работы, особенностями содержания и направлениями внеклассной работы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», реализуемыми в общеобразовательных учреждениях, эффективными формами, методами и приемами организации внеклассной работы с учащимися, взаимосвязями урочных и внеклассных занятий по курсу ОБЖ.

Практические занятия имеют своей целью углубленное изучение учебной дисциплины, привитие студентам навыков самостоятельной работы с литературой, формирование и развитие научного мышления, умение активно участвовать в творческой дискуссии, аргументировано излагать и отстаивать свое мнение, делать выводы. Ознакомление с конкретными способами внеклассной работы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» и происходит на практических занятиях. Практическая часть курса позволяет студентам проанализировать программы курса ОБЖ, определить, какие знания и умения целесообразно развивать в процессе внеклассных занятий, выявить наиболее эффективные формы и методы внеклассных занятий, познакомится с методическими требованиями к организации и проведению внеклассных занятий, обучиться технологично выстраивать учебный процесс. На практических занятиях студенты разрабатывают систему внеклассных мероприятий. Защита подготовленных внеклассных мероприятий проходит на практическом занятии и учитывается при выставлении итоговой аттестации.

Для освоения учебного курса используются как традиционные формы занятий (лекции и практические занятия), так и активные и интерактивные формы занятий (деловые игры, решения ситуационных задач, разбор конкретных ситуаций).

На самостоятельное изучение учебного материала выносятся вопросы, являющиеся важными для освоения данного курса, но на которые выделяется недостаточно аудиторного времени. С целью формирования и развития профессиональных навыков студенты должны выполнить и подготовить реферативное сообщение по внеклассной работе безопасности жизнедеятельности.

Изучение курса по выбору «Основы безопасности жизнедеятельности» заканчивается дифференцированным зачетом. На зачете студенты должны защитить проект внеклассного массового мероприятия по ОБЖ и представить методические разработки по данному курсу, такие как: календарно-тематическое планирование внеклассных занятий на учебный год (кружки и общешкольные мероприятия); план-конспект одного кружкового занятия по ОБЖ; план-конспект экскурсии по внеклассной работе БЖ.

В соответствии с целями и задачами курса определено и содержание курса. Содержание основано на принципах научности, интегративности, гуманизации и демократизации. В содержании можно выделить несколько основных тем учебного материала. При изучении темы «История становления внеклассной работы в школе» студенты знакомятся с основными этапами развития внеклассной работы. Основные положения внеклассной работы были заложены в 20-30гг. ХХв. в период становления всеобщего образования в стране. Ученые-педагоги организовывали и планировали жизнь ребенка в школе, обращали особое внимание на характер и содержание социальной роли ученика, степень его социальной активности. Исследования тех лет заложили научно-методический фундамент построения и организации внеклассной работы школы в целях формирования гармонично развитой личности учащихся.

В настоящее время приоритетом в учебно-воспитательном процессе является формирование и развитие личности, понимание эффективности процессов становления и саморазвития личности, ее социального воспитания в сфере внеклассной работы. Это позволило определить основные подходы во внеклассной работе как особой форме учебно-воспитательного процесса. В современной методической литературе указывается на то, что внеклассная работа должна, с одной стороны, организовывать свободное время учащегося, а с другой стороны, формировать у учащегося личностную индивидуальность.

Затем студенты знакомятся с целями и задачами внеклассной работы по ОБЖ, ее местом в учебно-воспитательном процессе. Несмотря на то, что внеклассная работа строится на принципах добровольности и должна отвечать личным интересам школьников и тем самым учитывать его индивидуальные возможности и интересы, учитель не должен исходить только из желаний ученика. Он должен выполнять свою направляющую роль и методически грамотно планировать внеклассную работу. Студенты должны уметь выявить и сформулировать задачи внеклассной работы по ОБЖ: усовершенствование знаний, умений, приобретенных на уроках; расширение мировоззрения учеников; развитие их творческих способностей, самостоятельности; патриотическое воспитание.

Студенты должны уметь учитывать возрастные и психолого- педагогические особенности учеников в разных классах при составлении программ внеклассных занятий по ОБЖ.

Одними из ключевых тем курса «Организация внеклассной работы по безопасности жизнедеятельности» являются темы, на которых студенты теоретически и практически знакомятся с методами и методическими приемами во внеклассной работы по ОБЖ [7]. При проектировании внеклассных занятий по данной теме, студенты демонстрируют теоретические знания по вопросам взаимосвязи методов и приемов, зависимости их выбора от целей, задач, содержания.

В теме «Виды и формы внеклассной работы по ОБЖ» студенты разрабатывают проекты массовых, групповых и индивидуальных внеклассных занятий по ОБЖ, тем самым знакомятся с разнообразием форм и видов внеклассной работы. Кружки, факультативы, олимпиады, конкурсы, викторины, дискуссии – вот тот неполный перечень форм внеклассной работы по ОБЖ, который исследуют студенты.

Планирование внеклассных занятий требует от студента знания Государственного стандарта по ОБЖ, учебного плана, программы дисциплины, учебно-методического комплекса по ОБЖ в школе, требования к выпускнику. Ознакомление студентов с теоретическими положениями организации внеклассной работы по ОБЖ, проектирование студентами внеклассных занятий по ОБЖ, обсуждение студентами конкретных внеклассных занятий по ОБЖ являются важными составляющими данного курса по выбору и направлены на профессионально-методическую подготовку магистров [5].

Введение в методическую подготовку магистров подобных курсов создает условия для эффективной научно-педагогической практики и способствует формированию профессиональной готовности магистров.


Литература:

  1. Государственная стратегия развития Российской Федерации до 2010 г. – М., 2005.

  2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. – Специальность 033300 Безопасность жизнедеятельности. – М., 2005.

  3. Сборник нормативных документов. Основы безопасности жизнедеятельности/ сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2008.

  4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. – Квалификация магистр. – 2009.

  5. Попова Р.И., Елизарова И.С. Особенности методической подготовки магистров педагогического вуза к организации внеклассной работы с учащимися по экологической безопасности// Высшее образование сегодня. – М. – 2011. - № 4. – С. 83-86.

  6. Соломин В.П. Концепция, модель и анализ опыта реализации многоуровневого естественнонаучного педагогического образования/ Непрерывное педагогическое образование. – Вып. XVI – теоретические основы многоуровневого естественнонаучного педагогического образования: Коллект. моногр./ В.П. Соломин. – СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002.

  7. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учебное пособие/ Л.А. Михайлов, В.П. Соломин, Э.М. Киселева и др.; под ред. Михайлова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.

  8. Топоров И.К. Методика преподавания курса ОБЖ в общеобразовательных учреждениях: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2000.



Основные термины (генерируются автоматически): внеклассная работа, ОБЖ, занятие, Основа безопасности жизнедеятельности, курс, студент, безопасность жизнедеятельности, учебно-воспитательный процесс, выбор, программа курса.


Похожие статьи

Курс по выбору «Компетентностные стереометрические задачи» как средство совершенствования предметно-профессиональной компетентности будущих учителей математики

Воспитательные функции педагога в процессе формирования студенческого коллектива в ССУЗе

«Дневник исследователя» как средство организации исследовательской и проектной деятельности учащихся

Пропедевтический курс как педагогическое условие развития профессиональной компетенции студентов-регионоведов в курсе языковой подготовки

Возможности историко-профессиональных альбомов в формировании гражданско-профессиональной позиции обучающихся

Успешность как основание учебной деятельности в рамках компетентностного подхода к обучению химии

Изучение профессиональной готовности будущего социального педагога к практической деятельности на рабочих местах

Педагогические условия формирования профессиональной компетентности студентов технического вуза через научно-исследовательскую деятельность

Методика формирования исследовательской компетентности агронома при изучении ОО «Химия» в вузе

Методические аспекты формирования общекультурных компетенций у бакалавров безопасности жизнедеятельности

Похожие статьи

Курс по выбору «Компетентностные стереометрические задачи» как средство совершенствования предметно-профессиональной компетентности будущих учителей математики

Воспитательные функции педагога в процессе формирования студенческого коллектива в ССУЗе

«Дневник исследователя» как средство организации исследовательской и проектной деятельности учащихся

Пропедевтический курс как педагогическое условие развития профессиональной компетенции студентов-регионоведов в курсе языковой подготовки

Возможности историко-профессиональных альбомов в формировании гражданско-профессиональной позиции обучающихся

Успешность как основание учебной деятельности в рамках компетентностного подхода к обучению химии

Изучение профессиональной готовности будущего социального педагога к практической деятельности на рабочих местах

Педагогические условия формирования профессиональной компетентности студентов технического вуза через научно-исследовательскую деятельность

Методика формирования исследовательской компетентности агронома при изучении ОО «Химия» в вузе

Методические аспекты формирования общекультурных компетенций у бакалавров безопасности жизнедеятельности

Задать вопрос