Мотив к занятию спортом формируется из потребностей. Для юных школьников формирование спортивной мотивации определяется удовлетворением двигательных потребностей, потребностей в безопасности, в социальных связях, в самоактуалтзации. Управление спортивной мотивацией младших школьников через удовлетворение их актуальных потребностей позволяет повысить количество занимающихся и их спортивные результаты.
Ключевые слова: спортивная мотивация, актуальные потребности, физическое воспитание, теория управление мотивацией, побуждение.
Motive in sports consists of needs. For younger school children forming the sports motivation is determined by the satisfaction of motor, security, social relations. Motivation management of elementary school students through the satisfaction of their current needs to improve in quantity and their sports performance.
Keywords: sports motivation, needs, physical education, theory of motivation management, motivation.
В формировании мотивации широкое распространение за рубежом получили теории мотивации А. Маслоу, Д. МакКлелланда, Ф. Герцберга и др. успешно применяемые в теории управления, делающие основной упор на определении перечня и структуры потребностей людей. Теория А. Маслоу внесла исключительно важный вклад в понимании того, что лежит в основе стремления людей к деятельности. Согласно данной теории, всякое человеческое поведение в каждый момент времени определяется суммой одновременно актуальных мотивов, связанных со стремлением личности к удовлетворению своих потребностей. В последние годы данная теория все чаще находит свое применение и в психологии спорта. Анализ ее содержания и назначение ее с последующей модификацией позволил включить ее в методику формирования спортивной мотивации у юных спортсменов.
Наблюдая за людьми, исследователи определили, что потребности служат мотивом к действию. Когда потребность ощущается человеком, она пробуждает в нем состояние устремленности. Побуждение - это ощущение недостатка в чем-либо, имеющее определенную направленность. Оно является поведенческим проявлением потребности и сконцентрировано на достижении цели. Цель в этом смысле - это нечто, что осознается как средство удовлетворения потребности. Когда человек достигает такой цели, его потребность оказывается удовлетворенной, частично удовлетворенной или неудовлетворенной. Например, если ребенок младшего школьного возраста ощущает потребность в защите от физических опасностей, это может побудить его попытаться достичь цели путем изучения и совершенствования техники приемов на занятиях единоборствами (бокс, борьба, дзюдо и т.д.). Достигнув определенного уровня тренированности (умений), он путем самооценки может обнаружить, что защита эта на самом деле не такая эффективная, как он предполагал. Это может заставить его тренироваться с меньшим усердием или искать другие средства и методы, а в некоторых случаях и другой вид спорта (что и происходит в большинстве случаев), где его потребность будет удовлетворена.
Таким образом, степень удовлетворения, полученная при достижении поставленной цели, влияет на поведение спортсмена. В этой связи, роль преподавателя, тренера или учителя при управлении формированием спортивной мотивации у младших школьников, заключается в изучении и выявлении их актуальных потребностей с целью создания условий для возможности их удовлетворения спортсменом при занятиях в секции. Не секрет, что набор в спортивные секции в группы НП (начальной подготовки) и начало занятий спортом, а следовательно и массовый отсев, приходится на первую половину учебного года. Чему свидетельствуют исследования Антипин В.Б. Попов А.Л. о том, что одной из основных причин, по которой юные школьники покидают спорт, является недостаточное удовлетворение их актуальных потребностей.
Основное направление при формировании спортивной мотивации у младших школьников сводится к удовлетворению следующих потребностей:
1) физиологических;
2) в безопасности;
3) в социальных связях;
4) уважения;
5) в самоактуализации.
1. Физиологические потребности. В них включены потребности школьников в движении, отдыхе, активном отдыхе (как разновидности отдыха), рациональном питании, питьевой воде.
Потребность в движении. Всякому ребенку свойственна потребность в новых впечатлениях, переходящая в не насыщаемую познавательную потребность, и естественная потребность в движении. На естественную потребность в движении, и необходимо, прежде всего, опираться при формировании у младших школьников мотивов занятий спортом, актуализировать ее, сделать более четкой и осознанной ими. Необходимо обеспечить и переход от потребности к деятельности. Для этого важно продумать вопрос о содержании учебно-тренировочной деятельности, в которой реализуется данная потребность, ее общей атмосфере, о типе общения с учащимися.
2. Потребности в безопасности (включают потребности в защите от физических и психологических опасностей).
Для удовлетворения потребности в безопасности существуют следующие направления, в которых необходимо:
1) добиться, чтобы дети доверяли и постоянно оказывали помощь друг другу во время занятий спортом. Так как взаимное доверие позволяет как взрослым спортсменам со стажем, так и начинающим младшим школьникам быстрее овладеть определенными навыками и умениями в упражнениях. Доверие к партнеру позволяет более слабому ребенку спокойно без скованности и напряжения заниматься в группе;
2) создать условия способствующие отсутствию тревоги, беспокойства, неуверенности перед выполнением деятельности, перед возможными ошибками, неуспехом;
3) не допускать во время спортивных, подвижных игр или другого активного занятия (отдыха) оскорблений, унижений, грубого обмена ударами и т.п. по отношению к друг другу;
4) обеспечить психическую и техническую подготовленность юных школьников к соревнованиям;
5) обеспечить психологическую и духовную поддержку перед выступлением на соревнованиях.
3. Потребности в социальных связях (еще называемые потребностями в причастности, включают чувства социального взаимодействия, привязанности и поддержки).
Характерным для младшего школьного возраста является то, что юные спортсмены «идут на коллектив», для них очень важно пребывание в коллективе, где бы с ними считались. Учитывая известное в психологии положительное влияние коллектива и благоприятных межличностных взаимоотношений на укрепление мотивации к занятиям спортом у юных спортсменов, следует уделять значительное внимание этому аспекту.
Например, бокс является индивидуальным видом спорта и в нем нет совместных групповых действий (как, например, в спортивных играх), но эффект воспитательной работы и успешность выступления на ринге в большей степени зависят от того, как сплочен коллектив, какие взаимоотношения складываются между его членами.
Как показывают наблюдения, сплоченность коллектива во многом зависит от создавшейся системы отношений между членами группы, составляющими ее костяк, общих интересов, единой деятельности, связанной с преодолением трудностей в тренировках и соревнованиях. Тренер, преподаватель или воспитатель, ведущий работу с группой спортсменов начальной подготовки и поставивший цель сформировать сплоченный коллектив, должен в первую очередь выяснить, чем интересуются дети, что побуждает заниматься их спортом, каковы взаимоотношения спортсменов между собой, как относятся они к тренировке, соблюдению режима.
Очень важно, чтобы в коллективе были ребята, пользующиеся авторитетом. На таких спортсменов необходимо опираться в работе по сплочению группы.
Правильно воспитанный коллектив играет немаловажную роль в формировании у спортсменов положительных мотивов занятий спортом и участия в соревнованиях.
4. Потребности уважения (включают потребности в самоуважении, личных достижениях, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании, одобрении, авторитете).
При удовлетворении потребностей уважения рекомендуется принимать во внимание следующее:
1. Относиться к занимающимся как к равноправным союзникам в достижении спортивного интереса и мастерства.
2. Обеспечивать положительную обратную связь с достигнутыми спортивными результатами. Это создает позитивный эмоциональный фон, на котором более успешно развивается последующая деятельность.
3. Делегировать занимающимся дополнительные права и полномочия в принятии важных и ответственных решений, а также привлекать их к выработке этих решений.
4. Стимулировать спортивный рост ребенка (средствами массовой информации, поездкой на соревнования, награждение спортивной формой, присвоением спортивных разрядов, присвоением звания лучшего спортсмена месяца, года и т.п.) в соответствии с достигнутыми результатами.
5. Потребности самоактуализации (включают потребности в реализации своих потенциальных возможностей и способностей, целей, и росте как личности).
Для удовлетворения потребности в самоактуализации предлагаются следующие направления:
1. Творчески проводить занятия, ставя каждый раз разные задачи, избегая стандарта и однообразия.
2. Обеспечивать занимающихся знаниями, которые позволили бы им полностью использовать свой потенциал в данной деятельности.
3. Давать школьникам упражнения и задания, требующие от них полной самоотдачи (преимущественно упражнения направленные на развитие отдельных физических качеств: силу, гибкость, быстроту, ловкость, выносливость).
4. Ставить перед занимающимися реально достижимые цели и обучать самостоятельной их постановке: правильно соразмеряя цели со своими возможностями.
5. Планировать соревновательные цели и задачи в соответствии с подготовленностью ребенка.
Важно отметить, что самоактуализация может стать мотивом поведения, лишь, когда удовлетворяются все остальные потребности.
Поскольку с развитием спортсмена как личности расширяются его потенциальные возможности, потребность в самоактуализации никогда не может быть полностью удовлетворена. Поэтому и процесс мотивации поведения через потребности, представляется бесконечным.
Специфические особенности спорта, заключающиеся в существенном отличии тренировочной деятельности от соревновательной, накладывают определенный отпечаток на возникновение, формирование и сохранение спортивной мотивации у занимающихся.
Результаты опроса специалистов Купецкова В.Н., Евсеев Ю.И. свидетельствуют о том, что значительную часть учащихся детских спортивных школ, больше всего привлекает овладение приемами единоборств и развитие физических качеств, а не упорная работа, связанная с подготовкой и участием в соревнованиях и сами соревнования. В этой связи, предполагается, что на этапе начальной спортивной специализации, особенно в группах начальной подготовки первого года обучения, мотивация спортивной деятельности младших школьников должна быть направлена преимущественно на тренировочный процесс, а участие в соревнованиях должно носить сугубо добровольный характер, с учетом достигнутого ребенком необходимого уровня тренированности (психической и технической подготовленности).
Важным аспектом при управлении процессом формирования спортивной мотивации, является учет индивидуально-психологических особенностей занимающихся, их интересов, склонностей, способностей, увлечений. В этом и заключается индивидуальный подход при работе с юными спортсменами.
Таким образом, данный подход в решении проблемы управления формированием спортивной мотивации младших школьников, через удовлетворение их актуальных потребностей, позволяет укреплять у них уверенность, коллективизм, чувство собственного достоинства. А так же, положительное отношение к учебно-тренировочным занятиям и тренеру. Готовность к дальнейшему совершенствованию в спорте и сохранение значительной части контингента занимающихся в спортивных школах на этапе начальной спортивной специализации.
Литература:
Антипин, В.Б. Формирование мотивации занятия боксом у юношей путем удовлетворения актуальных потребностей: дис.канд.пед.наук / В.Б.Антипин - Омск, 2006 – С. 79
Евсеев, Ю.И. Валеологическая и профессионально-ориентированная направленность физического воспитания. - N21. 2005 - С. 139
Купецкова В. Н. Формирование навыков безопасного в нач. шк. // Воспитание школьников : теорет. и науч.-метод. журн. - 2007. - № 6. - C. 33-41.
Попов, А.Л. Спортивная психология: Учебное пособие для специализированных вузов / А.Л. Попов. - М., 2000 - С. 152
Сластенин, В.А. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. – С. 426