На современном этапе вопрос культурного образования и воспитания выдвигается на первый план. Как показывает анализ культуры в целом и духовной культуры в частности, то можно отметить, что данный аспект вызывает интерес и находится в начале изучения. Очень важен переход от раскрытия ее структуры состава к изучению системы связей между различными основополагающими моментами и установлению устойчивых взаимосвязей.
Содержание того или иного культурного аспекта определяется совокупностью присущих ему элементов, в которых раскрывается их предназначение, направление и цели. Классификация аспектов духовного мира студенческой молодежи может сочетать в себе как структурный подход, так и собственно социокультурный.
Главными и основополагающими критериями в классификации являются личностные качества студента. Это зависит не только от отдельной личности, но и от группы людей, влияющих на культуру и существующую в современном обществе динамику в сторону индивидуализации на фоне социального неравенства.
Если рассматривать процессы индивидуализации, то они происходят неравномерно в различных социальных группах, сферах культуры. Современная западная социология утверждает, что процесс индивидуализации связан со сферой рынка труда.
Появление тенденции индивидуализации связано с типовыми общественными условиями – социальными, экономическими, правовыми и политическими, - которые были созданы лишь в немногих странах и только на позднем этапе развития.
Классификация по различным сферам культуры
Образование
Получаемые в процессе образования знания и навыки, их понимание и степень усвоения и применения
Образовательные ценности, включая профессиональный выбор, и нормы (формирование профессиональной идентичности )
Тенденции утраты стабильности, снижение возможностей распределения шансов через высшее образование
Труд и занятость
Информация о рынке труда, информационные основы трудовой мотивации
Трудовые ожидания выпускников в условиях рыночных отношений, в том числе ситуации массовой и структурной безработицы
Субъективные аспекты трудовой жизни, трансформация коллективного в личную судьбу
Досуг
Потребление информации как вида проведение досуга
Перенос форм восприятия из сферы досуга в другие сферы сознания
Стандартизация досуга, развитие игровых форм, сферы развлечений
Политика
Развитие политическое сознание, политической культуры
Переход к новой интеграции на основе компонентов субкультуры и развитие альтернативной культуры молодежи
Можно отметить, что обосновано и утилитарное отношение к знаниям, этот момент обедняет студенчество в культурном смысле. Выпускники начинает осознавать, что узкопрофессиональных знаний недостаточно, не только чтобы чувствовать себя интеллигентным человеком, но и для карьерного успеха. Что характерно, важными для них становятся повышение общей культуры, овладение навыками творческого подхода к решению вопросов, развитие нестандартного мышления.
Студентов и выпускников высших учебных заведений процессы индивидуализации захватывают в большей мере, чем другие группы молодежи.
В социокультурном аспекте индивидуализация показывает, что развивается отношение к собственной судьбе как к единому жизненному плану. У будущих специалистов формируется самостоятельность в выборе дальнейшего пути и схемы принятия решений.
По мнению ведущих российских исследователей молодежных проблем, когда речь идет о молодежной культуре, то социокультурный подход выступает как важнейший фактор будущего обустройства в жизни. По этой причине, прежде всего, должны исследоваться как негативные, так и позитивные явления в молодежной среде, дающие более полную картину состояния молодежной культуры. Среди позитивных тенденций в молодежной среде были выявлены такие факторы, как:
повышение образовательного уровня,
развитие экономической и предпринимательской инициативы,
открытость, коммуникабельность, восприимчивость к новому,
стремление к самостоятельности и самореализации.
Среди наиболее характерных негативных проявлений в молодежной среде следует отметить снижение интеллектуального и культурного уровня, социально-политическую неграмотность, эгоцентризм, утрату чувства патриотизма и национализм.
Основное место в обеспечении эффективности культурно-просветительской работы принадлежит структуре управления воспитательным процессом в институте. Она включает в себя: студенческий совет, студенческий клуб культурно-массовой работы, студенческий профсоюзный комитет, информационный отдел, библиотеку.
За организацию и проведение воспитательной работы в институте отвечают:
заместитель директора по воспитательной работе, который осуществляет общее руководство и координацию воспитательной деятельности в вузе, обеспечивает комплексный подход к формированию личности будущих специалистов;
специалисты по работе со студенческой молодёжью, деятельность которых направлена на развитие органов студенческого самоуправления вуза, повышение общественной активности обучающихся, вовлечение их в социально-значимую деятельность: председатель профсоюзного комитета студентов, руководитель студенческого клуба, методист по социально-правовой работе со студентами, руководитель информационного отдела, психолог;
заместители деканов факультетов, осуществляющие непосредственное руководство организацией и проведением воспитательной работы со студентами факультетов;
заведующие и заместители заведующих кафедрами, обеспечивающие единство учебного и воспитательного процесса через различные аудиторные и внеаудиторные формы работы преподавателей и кураторов групп.
В целях повышения эффективности влияния преподавательского корпуса на культурное и профессиональное становление будущих специалистов, обеспечение и эффективной адаптации студентов к условиям обучения в вузе функционирует система кураторства.
Работа кураторов является неотъемлемой частью воспитательного процесса вуза. Направлена она на формирование студенческих объединений, интеграцию их в различные сферы деятельности вуза, на создание условий для творческой самореализации обучающихся, максимального раскрытия их способностей и возможностей, координацию и коррекцию различных влияний на студентов с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.
Таким образом, подводя итоги, можно сделать вывод о том, что несмотря на положительные тенденции, наметившиеся в последнее время в различных сферах социокультурноуй жизни молодежи, наметилась тенденция к расслоению в основополагающих социальных структурных элементах здорового общества. Нашей основной задачей на данном этапе мы считаем возможность попытаться нивелировать наметившиеся тенденции и свести к минимуму факторы, влияющие на расслоение, сделать акцент на духовно-нравственных аспектах жизни молодежи в условиях их обучения и воспитания в процессе обучения в высшем учебном заведении. Способствовать этому призвана система кураторства, особенно на первых двух курсах обучения, когда еще проходит адаптация учащихся вуза в новых для них условиях
Литература:
Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. – М: Прогресс-Традиция, 2000. С. 198-199
Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. – М: Прогресс-Традиция, 2000, с. 188-190.
Дракер П. Посткапиталистическое общество // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. М.: Academia 1999. С.99-100
Согомонов А. Назад в университет! // Отечественные записки, 2002, №2(3). С. 103
Сергеев В.К. Молодежь и город: лицом к лицу (Молодежная культура мегаполиса в условиях социальных трансформаций). – М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2002.
Иванов В.Н., Ладодо И.В., Сергеев В.К. Москва. ХХ-ХХI вв.: город и мы. – М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2001.