В условиях рыночной экономики торговле принадлежит важная роль связующего звена между производством и потреблением. Торговля представляет собой «деятельность, состоящую в покупке товаров, услуг или ценностей для дальнейшей перепродажи, для сдачи внаем или передачи за дополнительную плату права пользования или извлечения выгоды» [1, с. 23].
Нельзя недооценивать значимость торговых предприятий для экономики и качества жизни населения:
1. Торговля оказывает существенный вклад в экономику РФ.
За последние 20 лет торговля в России является наиболее активно развивающейся отраслью. По данным журнала «Финам» в 2011 году «оборот розницы вырос на 7,2% и составил 19,1 трлн.руб., оборот оптовой торговли увеличился на 4,6% - до 38,3 трлн.руб.». Торговле принадлежат ведущие позиции по вкладу в российский валовой внутренний продукт – в 2011 году оборот сектора торговли в ВВП России составил 19% [2].
2. Предпринимательская активность в торговле стимулирует инновации.
В секторе торговли работает около половины малых предприятий РФ. Именно малые и средние торговые предприятия часто первыми начинают продажи новых товаров, производители которых еще не достигли необходимого масштаба для создания широкой дистрибуции и выхода в розничные сети. Таким образом, наличие достаточного количества малых и средних торговых предприятий и их высокое качество стимулируют инновационную активность в стране.
3. Сектор торговли оказывает существенный вклад в занятость населения.
По данным Росстата, на 01.01.2012 в секторе торговли РФ действовало более 3 миллионов хозяйствующих субъектов (число организаций розничной торговли 373 тысячи, число организаций оптовой торговли – 1286 тысяч, число индивидуальных предпринимателей, действующих в розничной торговле, – 1709 тыс.чел.). Сектор торговли – лидер среди всех секторов российской экономики по количеству созданных рабочих мест: численность занятых в сфере торговли на конец 2011 года составила в среднем 18% от всего занятого населения страны (в среднем за 2007 год – 17,6%, за 2008 год – 17,3%, за 2009 год – 17,3%, за 2010 год – 17,5%) [3].
4. Сектор торговли играет значимую роль в обеспечении уровня жизни населения.
Уровень развития торговли способен влиять на конечные цены для потребителей.
Наличие достаточного количества торговых площадей разнообразных форматов обеспечивает географическую доступность товаров для населения. Уровень обеспеченности населения торговыми площадями сегодня входит в число индикаторов, отражающих качество жизни в том или ином регионе.
Развитая и высоко эффективная торговля фактически выступает участником сферы контроля за качеством продукции, попадающей к потребителям, и таким образом способна обеспечить положительный вклад в борьбе государства за безопасность здоровья и жизни населения.
Разнообразие каналов торговли также позволяет обеспечить и необходимое разнообразие ассортиментных позиций, предлагаемых потребителю. Учет интересов, потребностей и предпочтений максимально широкого перечня групп населения также позволяет судить о качестве жизни в том или ином регионе.
5. Сектор розничной торговли может выступать опережающим индикатором развития экономки.
Именно обороты розничной торговли используются в большинстве развитых стран как индикаторы ожидаемого состояния экономики, так как снижение потребительской активности, неминуемо приводящее к падению темпов экономического роста, быстрее всего отражается на динамике розничного товарооборота.
Таким образом, состояние сектора торговли обладает критической значимостью для большинства аспектов жизни страны и ее граждан. На потребительском рынке торговые организации, реализуя товары и услуги, способствуют своевременному доведению товаров из сферы производства в сферу потребления в необходимом количестве, необходимом ассортименте и надлежащего качества.
На современном этапе развития рыночных отношений усиливается роль инвестиционной политики, от которой во многом зависит развитие предприятий торговли. В связи с этим инвестиционную деятельность в торговле необходимо рассматривать как основное средство обеспечения экономического роста торговых предприятий, включающее процессы вложения различных форм капитала, а также совокупность практических мер по их реализации.
В широком смысле слова, инвестиции – это многоаспектное рисковое вложение средств в различных формах и в различные объекты на определенный срок для достижения целей инвестора.
В системе функционирования торговых предприятий инвестиции играют довольно важную роль, а именно:
инвестиции способствуют созданию и модернизации основных фондов торговых предприятий, что позволяет улучшать процесс и качество обслуживания потребителей;
инвестиции позволяют совершенствовать технику и технологию за счет развития научно-технического прогресса;
инвестиции обеспечивают условия развития малого бизнеса в торговле, решая тем самым социальные проблемы (содействие занятости населения, снижение социальной напряженности);
инвестиции создают условия для развития торговли как основной бюджетообразующей отрасли народного хозяйства, имеющей существенное значение в формировании валового внутреннего продукта;
инвестиции выступают главным инструментом реализации инновационной политики в торговой сфере за счет развития и создания принципиально новых направлений автоматизации торговых процессов.
В связи с этим, полагаем, что инвестиции в торговле представляют собой рисковые вложения средств инвестора в торговое предприятие в целях обновления материально-технической базы данного предприятия, расширения торговой сети, внедрения новых технологий и возможности получения при этом прибыли или иного полезного эффекта в будущем.
Сегодня представляется актуальным проведение научных исследований, направленных на поиск путей совершенствования механизмов инвестиционной деятельности в торговле с целью повышения эффективности инвестиций в условиях нестабильности экономических отношений.
Прежде всего, задачи совершенствования инвестиционной деятельности в торговле вытекают из состояния инвестиций. По данным Росстата в 2011 году в основной капитал сферы торговли было привлечено 342 млрд.руб. инвестиций, что составляет всего 3,2% от общего объема инвестиций в основной капитал (от 10776,8 млрд.руб.). При этом, объем инвестиций в оптовую и розничную торговлю, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования сократился в 2011 году к уровню 2010 года на 10% [4].
Явный недостаток инвестиций в сферу торговли обуславливает значительный износ средств производства предприятий торговли. Степень износа основных фондов всех коммерческих организаций России, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, на конец 2011 года в среднем составила 54,4% против 51,7% на конец 2010 года. При этом, наибольшая степень износа основных фондов - у торговых организаций – 74,2%, на втором месте после торговли – организации рыболовства и рыбоводства (64,7%), на третьем – организации отрасли строительства (48,9%) [5]. Торговые предприятия испытывают острый недостаток оборотных средств, в результате чего стремятся увеличить надбавки на товары.
Необходимость решения проблемы инвестирования торговли определяется не только недостатком инвестиционных ресурсов, но и тем, что торговля является одной из бюджетообразующих сфер экономики России. Совокупные поступления в консолидированный бюджет РФ по итогам 2011 года составили 9734 млрд.руб. В 2011 году вклад организаций торговли в консолидированный бюджет РФ составил 1003 млрд.руб. (10,3%), уступая однако по этому показателю отраслям обрабатывающего производства (17,4%) и добычи полезных ископаемых (28,2%), но значительно опережая сельское хозяйство (0,5%), строительство (5,3%) и транспорт (7,6%) [6].
Активизация инвестиционной деятельности в торговле России предполагает изучение теоретических и практических аспектов функционирования инвестиционного процесса, что позволит глубже понять современную ситуацию на рынке инвестиций в торговле. Анализ теоретических материалов показывает, что рост инвестиций в торговлю будет способствовать решению множества проблем, и в частности:
развитию научно-технического прогресса в отрасли;
продвижению российских товаров на внешний рынок;
расширению границ экспорта товаров;
созданию новых рабочих мест и развитию кадрового потенциала;
совершенствованию инфраструктуры товарного рынка.
Основными задачами, оказывающими влияние на эффективное развитие инвестиционных отношений в сфере торговли, выступают, прежде всего:
обеспечение юридических гарантий защиты инвестиций;
выработка мер страхования инвестиций от экономических и политических рисков;
содействие развитию малого бизнеса;
совершенствование нормативно-правовой базы по реализации инвестиционной политики в торговле;
принятие документов по оценке уровня инвестиционной привлекательности торговых предприятий.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод – инвестиции являются основой развития торговых предприятий. Необходимость активизации инвестиционной деятельности в сфере торговли определяется ролью инвестиций как основного средства обеспечения экономического роста торговых предприятий.
Литература:
Организация предпринимательской деятельности в розничной торговле: учеб. пособие / Е.Е. Кузьмина и др.; под общ. ред. Е.Е. Кузьминой. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 481 с.
Материалы сайта Финам.ru - [Электронный ресурс]. - [2012] - Режим доступа: http://www.finam.ru/analysis/newsitem64EE2/default.asp
Материалы сайта Федеральной службы государственной статистики - [Электронный ресурс]. - [2012] - Режим доступа:http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/population/wages/
Материалы сайта Федеральной службы государственной статистики - [Электронный ресурс]. - [2012] - Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/B12_04/IssWWW.exe/Stg/d03/1-inv.htm
О наличии и движении основных фондов коммерческих организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, за 2011 год - [Электронный ресурс]. - [2012] - Режим доступа: http://chuvash.gks.ru/Bgd/Free/WEBKRA08/IssWWW.exe/Stg/180612/osnf2011.htm
Материалы сайта «Сообщество финансистов России» - [Электронный ресурс]. - [2012] - Режим доступа: http://sfr.bujet.ru/reports/185201/