Тоталитаризм как исторический феномен XX века активно исследуется представителями различных отраслей научного знания и сегодня. Интерес к этой теме остается на высоком уровне по ряду причин. Во-первых, не смотря на обилие работ, нет однозначного мнения относительно комплекса причин возникновения тоталитарных государств. Во-вторых, учитывая огромные потери, которое понесло человечество в связи с тоталитаризмом, существует необходимость разработки политико-правовых механизмов, исключающих возможность появления новых тоталитарных режимов. Поэтому проблема изучения явления тоталитаризма особенно актуальна для юридических специальностей.
Цель данной работы: дать сущностную характеристику тоталитарного государства как политико-правового явления.
Задачи:
Рассмотреть понятийный аппарат тоталитаризма в историческом контексте.
Выявить признаки тоталитарного государства.
Изучить классификацию тоталитарных режимов
Проанализировать причины становления тоталитарных режимов.
Выявить специфику правовой системы тоталитарных государств.
Пионером в исследовании тоталитаризма считается австрийский философ и писатель Боркенау Франц, который в своей работе «Тоталитарный враг» (1940) описывал идеологическую сторону фашизма. Говоря об истории исследований данного феномена, упоминают также работы Ф. Хайека «Путь к рабству», К. Поппера «Открытое общество и его враги», Х. Арендт «Истоки тоталитаризма», К. Фридриха и 3. Бжезинского "Тоталитарная диктатура и автократия" (1956), а также более поздние исследования российских ученых: Бутенко А.П., Миронова А.В., Мирского Г.И., Мазурова И. В., Кочесокова Р.Х., Рассохи И.Н.
Анализируя понятийный аппарат тоталитаризма, можно сделать вывод, что во всех случаях под данным феноменом понимается государственная система, которая характеризуется всеобъемлющим вмешательством политической власти во все стороны жизни общества с полным его подчинением правящей элите и осуществлением тотального контроля. Интересен тот факт, что общепринятое в советские времена определение тоталитаризма, совпадает и с более ранними определениями западных ученых, и с более поздними – российских ученых. Однако советское государство в СССР было не принято относить к тоталитарным режимам по вполне понятным причинам. В связи с этим встает проблема выявления характерных черт, на основании которых государство может быть определено как тоталитарное.
Активные исследования феномена тоталитаризма на предмет выявления его характерных признаков приходятся на период после второй мировой войны.
К. Фридрих и З. Бжезинский в вышеупомянутой работе "Тоталитарная диктатура и автократия" предлагают для определения тоталитаризма следующие шесть признаков [11,c.88], совокупность которых они называют «тоталитарным синдромом»: 1) главенствующая идеология, которая охватывает все стороны общественной жизни; 2) наличие единственной партии, которую возглавляет один лидер; 3) наличие террористического полицейского контроля;4) монополия на средства массовой информации и коммуникации; 5) монополия на вооруженные силы; 6) централизованная плановая экономика. При этом авторы отмечают, что плановая экономика может присутствовать и в конституционных системах, а контроль над вооруженными силами имеют все современные государства.
«Тоталитарный синдром» Фридриха и Бжезинского в последующем подвергался критике за отсутствие системности, хотя другие исследователи повторяли эти признаки в дополненном или уточненном варианте.
Один из наиболее подробных «реестров» признаков тоталитаризма, приведенный И.Н. Рассохой [9], содержит десять пунктов, которые в определенной мере обобщают более ранние исследования. Анализируя эти признаки, можно сделать вывод, что и здесь «ядро» «тоталитарного синдрома» К. Фридриха и З.Бжезинского дополнено такими важными характеристиками как отсутствие демократических прав и свобод; официальная регламентация всех сторон жизни общества и человека, включая ограничения в одежде, передвижении, проведении досуга и так далее; агрессивный характер внешней политики, сочетающийся с самоизоляцией страны (закрытое общество); милитаризация экономики и всего общества.
Таким образом, для выявления признаков тоталитарного государства разные авторы, как отечественные, так и зарубежные, определяют характерные черты тоталитарных режимов, как правило, повторяя, уточняя или дополняя друг друга. Особенности проявления того или иного признака зависят от формы тоталитарного режима.
Большинство исследователей сегодня выделяют две разновидности тоталитарного режима: левого толка и правого, в соответствии с известной классификацией политических течений. Имея в наличии все признаки тоталитарного государства, «левые» и «правые» тоталитарные системы по ряду позиций существенно отличаются друг от друга. Эти отличия касаются особенностей механизмов экономического регулирования, идеологических оснований, социальной структуры, на которую опиралась правящая элита.
Правая разновидность тоталитаризма представлена двумя формами - итальянским фашизмом и немецким национал-социализмом, которые называют также крайне правыми или ультрарадикальными. К правым их относят потому, что обычно они сохраняли рыночную экономику, институт частной собственности, применяли механизмы экономического саморегулирования.
К праворадикальным, помимо указанных выше, относят также режимы Франко в Испании (1939-1977), Новое государство Португалии (1926-1974), Железную гвардию Румынии (1927 -1941), ряд других государств.
Левой разновидностью тоталитаризма считается советский коммунистический режим, Северная Корея, которая признается идеологический детищем Советского Союза, правление Мао Цзэдуна в Китае, Кубинская республика. Характерными чертами этого режима являются национализация экономики и ее централизованный плановый характер, идеология, основанная на коллективной цели построения «светлого будущего» - коммунизма, сильная государственная власть, контролирующая все стороны жизни общества.
Различия между германским и советским тоталитаризмом были следствием различий в их социально-экономических и идеологических основах. Правый и левый типы тоталитаризма, несмотря на имеющиеся между ними различия, сходятся по своим базовым характеристикам и представляют собой два самостоятельных типа одного и того же тоталитарного общественно-исторического феномена. Почему возникает тоталитаризм? Ответ на этот вопрос можно найти, рассматривая конкретные исторические условия, в которых возникает данный режим.
По выражению Бутенко А.П. [5], тоталитаризм возникает там, где человек и все стороны его жизни и деятельности оказываются под контролем правящей элиты, и где «специфические черты этого политического режима выступают не изолированно, а в органическом единстве как взаимодействующая целостность этих основных черт».
Важным условием становления тоталитарного режима большинство исследователей считают монопартийность (нацистская партия в Германии, фашистская партия в Италии, коммунистическая партия в Советском Союзе, трудовая партия КНДР и др.). Именно монопартийные государства, по мнению Арона [4, с.224], уже стоят на пороге перехода к тоталитарному режиму, так как только в условиях полипартийности возможно широкое участие общества в политической жизни, монопартийность же приводит к деполитизации общества и в конечном счете к формированию тех «атомизированных масс» [3, с.27], которые и составят социальную базу тоталитаризма.
Возникновению тоталитаризма предшествует кризис в обществе, который поражает все сферы общественной жизни. Ядром перехода к тоталитарной диктатуре становятся тоталитарные партии и их вожди. Этот переход обеспечивается именно единством экономических, социально-политических, психологических предпосылок. Несомненно, частью этого единства являются особенности правовой системы государства.
Правовая система призвана обеспечить стабильность в обществе, поддерживать определенный порядок. В тоталитарном государстве правовая система подчинена мощной государственной машине. Государство стояло над нормами права, исполнительная власть – над законодательной, при практически полном отсутствии независимости судебной власти. Права граждан, как правило, зафиксированные законодательно, носят чисто декларативный характер.
Правовая система в тоталитарном государстве идеологизирована также как и все стороны жизни общества. В советской правовой системе идеологизация находила свое выражение в строго классовом подходе к субъектам права[2,с.126].
Правовая система в тоталитарном политическом режиме опирается не на законотворчество, а на правящую партию и ее вождя. Основой правовой системы нацизма было положение: «Воля вождя – высший закон» или, как говорил Г.Геринг, фюрер – это и есть закон [6]. В нацистской Германии это положение декларировалось под лозунгом соблюдения интересов народа. Закон можно и нужно нарушать, если того требуют интересы народа. Здесь опять проявляется тот характерный признак тоталитаризма, о котором мы уже говорили: соблюдение видимости демократии.
Особенность советской правовой системы можно проиллюстрировать примером из работы Солженицына А.И., когда председатель ревтрибунала г. Рязани (1919 г.) произносит: «Мы руководствуемся не законами, а нашей революционной совестью»[10,с. 118]. В этом состоит главный принцип коммунистического суда.
Особенностью анализируемой системы является наличие законодательных норм, которые не действовали на практике. Например, в Конституции СССР 1936 года декларировались основные демократические права и свободы человека, однако реализация их на практике была по большей части не возможна или формальна (например, свобода слова выражалась в свободе говорить и писать то, что разрешено партией). Юридически устанавливалось наличие двух форм социалистической собственности: государственной и колхозно-кооперативной (групповой), хотя фактически наблюдалось полное огосударствление экономики, прежде всего это касалось средств производства.
Для проведения своей политики в рамках демократической Веймарской конституции Германии нацисты приняли «Закон о защите народа и государства» от 24 марта 1933 г., который создал правовую основу для получения всеобъемлющих полномочий Гитлеру и его партии.
Еще одной особенностью правовой системы тоталитарных государств является давление на судебную практику. Так, высшие нацистские руководители имели право отменять судебное разбирательство и вынесенные судом приговоры, если их они не устраивали. Общеизвестен судебный фарс сталинских «троек».
Общественная структура тоталитарного государства проще чем, например, демократического: стремление к уничтожению инакомыслия приводит к однопартийности и тотальному контролю над всеми сферами общественной жизни. Единственная партия определяет и контролирует все стороны жизни общества. Фактически происходит «сращение» партийного и государственного аппарата и это подкрепляется и поддерживается правовой системой. В 6-й статье Конституции СССР 1977 года сказано, что «вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма»[8]. Те структуры, которые должны быть вне государства, напр. профсоюзы, общественные объединения (в СССР напр. ДОСААФ), движения (комсомол) - они строго следовали линии партии и правительства. Как писал русский философ Иван Ильин: «Тоталитарный режим держится не основными законами, а партийными указами, распоряжениями и инструкциями» [7].
Для тоталитарного общества характерно и определенное правосознание. Так, например, «советское правосознание представляло собой синтез социалистических идей и рудиментарных правовых представлений о праве, законности, правосудии, легитимности государственной власти, справедливом правопорядке, о правовом статусе личности, неприкосновенности собственности, о методах регулирования гражданско-правовых отношений, о преступлениях и наказаниях»[1].
Таким образом, в правовой системе тоталитарного государства особенно ярко проявляется принцип «создания видимости демократии», видимости главенства закона в жизни общества. Сущность тоталитарного режима как политико-правового явления заключается в том, что формально все происходит в соответствии с нормами закона, но и законотворчество, и судебное производство, и деятельность государственных структур были всецело подчинены интересам правящей партии.
Литература:
Абдурахманова, И. В.Трансформация массового правосознания в России в первой четверти XX в. :Историко-правовой аспект : Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. [Электронный ресурс].-URL: http://www.regiment.ru/Lib/D/42.htm
Алексеев, С.С. Уроки: Тяжкий путь России к праву./С.С. Алексеев.- М.: Юрист, 1997.- 437с.
Арендт, Х. Истоки тоталитаризма/Х. Арендт. — М.: ЦентрКом, 1996.- 387с.
Арон, Р. «Демократия и тоталитаризм»/Р. Арон. - М.: Текст, 1993- 473с.
Бутенко, А. П. Социологические вопросы истории и теории тоталитариз ма/А.П. Бутенко// [Электронный ресурс]. - URL: http://www.xserver.ru/user/svitt (дата обращения: 18.06.2012)
Захарчук, О. С. Правовая концепция нацизма (Германия 1933–1939 гг)/ О.С.Захарчук// Журнал "Право: Теория и Практика".- 2010.- №2. [Электронный ресурс].-URL: http://www.yurclub.ru/docs/pravo/0703/16.html (дата обращения: 12.05.2012)
Ильин И.А. О тоталитарном режиме. Из работы «О грядущей России» [Электронный ресурс].-URL: http://www.patriotica.ru/gosudarstvo/ilin_total.html (дата обращения: 12.08.2012)
Конституция (Основной Закон) СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК. Принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г. [Электронный ресурс]. -http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1977.htm#ii (дата обращения: 12.08.2012)
Рассоха, И.Н. Тезисы о тоталитаризме/И.Н. Рассоха// [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rus-lib.ru/book/27/69/69-7/147-155.html (дата обращения: 05.06.2012)
Солженицын, А. И. Архипелаг ГУЛАГ, т. 1/ А. И.Солженицын.-М.: Центр "Новый мир", 1990.- 396с.
Фридрих К., Тоталитарная диктатура и автократия/ К.Фридрих, 3. Бжезинский.- М.: «ИНИОН», 1993 .- 415с.