Происходящие в современном обществе изменения обусловливают повышение требований к адаптационным возможностям человека, к его персональным ресурсам. Вместе с тем для значительной части различных социальных групп данные требования оказываются превышающими их актуальные возможности. Это связано с ограничением ресурсов для эффективной социализации, связанным с явлениями психической депривации. К данной категории людей могут быть отнесены лица с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, лица с глубокими нарушениями зрения.
В связи с имеющимися проблемами биологического характера инвалиды по зрению испытывают на себе влияние психической депривации, обусловленной различными объективными и субъективными факторами. Обращаясь к выделенным Лангмейер Й., Матейчек З. видам психической депривации, следует отметить, что при глубоких нарушениях зрения имеет место сенсорная депривация, связанная с понижением количества сенсорных стимулов и их ограниченной изменчивостью; когнитивная депривация, возникающая как вторичный эффект сенсорной депривации и определяющая недостаточную возможность понимать, предвосхищать и регулировать происходящее; депривация идентичности (социальная), связанная с ограничением возможности для усвоения автономной социальной роли [3]. Возможны и другие виды депривации, которые преимущественно являются вторичными относительно сенсорной депривации.
Психическая депривация трактуется как психическое состояние, возникшее вследствие жизненных ситуаций, связанных с недостаточной мерой удовлетворения некоторых основных психических потребностей в течение длительного времени. В связи с такой трактовкой понятия Лангмейер Й., Матейчек З. вводят понятие «депривационная ситуация». Это такая жизненная ситуация, в которой отсутствует возможность удовлетворения основных (жизненных) психических потребностей, в том числе, потребности в определенном количестве, изменчивости и виде (модальности) стимулов; потребности в основных условиях для действенного учения; потребности в первичных общественных связях (особенно с материнским лицом), обеспечивающих возможность действенной основной интеграции личности; потребности общественной самореализации, предоставляющей возможность овладения раздельными общественными ролями и ценностными целями [3]. Весь комплекс условий, в которых осуществляется жизнедеятельность человека с глубокими нарушениями зрения, создает «депривационную ситуацию» и может быть обозначен понятием «особые условия жизнедеятельности».
Е.В. Потапова рассматривает категорию «особые условия жизнедеятельности личности» относительно лиц с проблемами в развитии и определяет их как «внешние обстоятельства медико-биологического, социально-правового, учебно-воспитательного и внутренне психологического характера, детерминирующие совокупность способов взаимодействия человека с внешним миром (как природным, так и социальным) на основе его адаптации к окружающей действительности и субъектной активности, определяющие эффективность самореализации личности в различных видах деятельности» [5, с. 9]. В такой интерпретации понятие «особые условия жизнедеятельности» в большей степени отражает объективную сторону бытия, внешние ресурсы личности. Вместе с тем жизнедеятельность человека, осуществляемая в системе «человек – жизненная среда», в большей степени регулируется субъективными факторами. Внешние ресурсы чаще всего в жизненном пространстве людей с нарушениями психофизического развития оказываются ограниченными, поэтому по большей части внутренние ресурсы принимают на себя компенсаторную функцию, а, следовательно, требуют большего напряжения для эффективного самоосуществления, поддержания оптимального уровня ресурсности и сохранения психологического здоровья субъекта.
И.П. Волкова, ссылаясь на исследования Агеева Е.Д. (1981, 1999), Солнцевой Л.И. (1980,1998), Сорокина В.М. (2003) и др., отмечает, что наличие глубокой зрительной патологии, как и любого другого дефекта, может приводить к нарушению равновесия и взаимодействия человека с предметной и социальной средой и обусловливать нарушения адаптации на всех уровнях функционирования человеческой психики – психофизиологическом, психологическом, личностном, социально-психологическом [1]. Адаптация осуществляется посредством актуализации и использования ресурсов личности.
В психологии понятие «ресурсы» связывается с адаптацией и преодолением трудных жизненных ситуаций. Ресурсы – это «…те индивидуальные особенности, в зависимости от которых задачи мобилизации, адаптации к стрессовой ситуации, ее преодоления и предотвращения неблагоприятных последствий решаются легче или, напротив, труднее» [4, с. 41]. Современные подходы к исследованию личности в различных условиях жизнедеятельности (Посохова С.Т., Бурлачук А.Ф., Коржова Е.Ю., Василюк Ф.Е., Леонтьев Д.А. и др.) позволяют рассматривать взаимодействие в системе «человек - жизненная среда» как актуализацию внутренних ресурсов личности. Личностные ресурсы могут быть представлены как система способностей человека к устранению противоречий с жизненной средой, преодоления неблагоприятных жизненных обстоятельств посредством трансформации ценностно-смыслового измерения личности, задающего ее направленность и создающего основу для самореализации [2].
И.П. Волкова, исследуя проблемы социальной адаптации и интеграции людей с глубокими нарушениями зрения, вводит понятие «адаптационно-интеграционный потенциал личности», которым обозначает интегральное личностное образование, представляющее собой систему разноуровневых индивидуально-типологических и личностных характеристик, опосредующих субъектную активность незрячих и слабовидящих людей в процессах социализации. По мнению автора, адаптационно-интеграционный потенциал личности выполняет в интеграции самореализационную функцию, обеспечивает внутреннюю готовность инвалидов по зрению к партнерскому взаимодействию, стремление к самораскрытию, развитию способностей и личностному росту в процессе включения в общество. В структуре адаптационно-интеграционного потенциала личности И.П.Волкова выделяет четыре базовые составляющие: коммуникативные свойства и установки, ценностно-смысловые характеристики, обеспечивающие сознательную активность личности, неосознаваемые механизмы личностной активности (Эго-защиты, неосознаваемые компоненты жизненного опыта), биосоциальные характеристики и аномальные факторы (индивидуально-типологические свойства, пол, возраст, степень зрительного нарушения, время утраты/снижения зрения, длительность жизнедеятельности в условиях зрительной депривации) [1].
С целью анализа личностных ресурсов лиц с нарушениями зрения в нашем исследовании были использованы следующие психодиагностические методики: шкала Д.А. Леонтьева «Смысложизненные ориентации», тест жизнестойкости С. Мадди, адаптированный Д.А.Леонтьевым, Е.И.Рассказовой, опросник «Типы поведения в стрессовых ситуациях» С.Нормана, копинг-тест Р.Лазаруса, опросник «Потери и приобретения персональных ресурсов» Н.Водопьяновой, М.Штейн. В исследовании приняли участие лица с глубокими нарушениями зрения (18 человек) в возрасте от 31 до 79 лет, имеющие приобретенный дефект. Анализ эмпирических данных осуществлялся с вычислением основных статистических показателей, использованием факторного анализа. Математико-статистические процедуры проводились посредством программы Statistica 6.0. К интерпретации факторов были привлечены только признаки, маркирующие факторы с нагрузкой более 0,7.
В результате была получена структура факторов, представленная в таблице 1.
Таблица 1
Факторная структура данных диагностического комплекса.
Факторы |
Объяснимая дисперсия, % |
Переменные (факторные нагрузки) |
1 фактор «Осмысленность жизни» |
31,1 |
Локус контроля - Я (0,88), Цели в жизни (0,88), Процесс жизни (0,79), Приобретения (0,76) |
2 фактор «Психологическая защита» |
22,28 |
Положительная переоценка (0,85), Потери (0,85), Самоконтроль (0,84), Бегство-избегание (0,79) |
3 фактор «Жизнестойкость» |
11,29 |
Принятие ответственности (-0,78), Контроль (0,77), Жизнестойкость (0,77), Проблемно-ориентированный копинг (0,76) |
4 фактор «Поведение в стрессовых ситуациях» |
10,99 |
Стратегия, ориентированная на избегание (0,89), Стратегия поиска социальной поддержки (0,86), Стратегия отвлечения (0,72) |
Проведённая факторизация показала, что фактор «Осмысленность жизни» является ведущим по уровню дисперсии. По своим содержательным характеристикам он отвечает за убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать и реализовывать решения; наличие в жизни целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу; восприятие процесса жизни как наполненного смыслом в условиях гармонии и стабильности взаимоотношений; высокий уровень стрессоустойчивости, связанный с приобретением и сохранением внутренних ресурсов. Локус контроля – Я является доминирующей переменной в данном факторе, что позволяет обозначать убежденность в возможности контролировать свою жизнь и процесс самореализации в качестве наиболее значимого личностного ресурса в исследуемой выборке.
Второй фактор «Психологическая защита» включает переменные, раскрывающие наиболее значимые стратегии психологической защиты. Следует отметить, что копинг-стратегии, связанные с положительной переоценкой и самоконтролем (усилением по регулированию своих чувств и действий), могут рассматриваться в качестве позитивных психологических защит. Вместе с тем фактор показывает значимость стратегии защиты, связанной с мысленным стремлением и поведенческими усилиями, направленными на избегание проблемы. Отмеченные стратегии защиты проявляются в связи с появлением в жизни факторов, представляющих угрозу адаптации.
Третий фактор «Жизнестойкость» отвечает за убежденность в необходимости активно и самостоятельно выбирать свой путь, несмотря на отсутствие гарантии успеха, ориентацию на решение проблемы. При этом следует отметить, что указанные характеристики в исследуемой выборке сопряжены с нежеланием признавать свою роль в проблеме и ее решении. Думается, данная комбинация переменных может быть обусловлена особыми условиями жизнедеятельности, связанными с нарушениями зрения. Испытуемые на рациональном уровне понимают необходимость решения проблем, а на поведенческом уровне избегают брать на себя ответственность в связи с ограниченными возможностями.
Четвертый фактор «Поведение в стрессовых ситуациях» отражает значимость таких стратегий поведения в особо напряженных ситуациях как ориентация на избегание, поиск социальной поддержки и отвлечение. Ориентация на избегание решения проблемы является ведущей стратегией в данном факторе.
Полученные данные позволили выделить некоторые значимые психологические характеристики в структуре внутренних ресурсов личности в условиях зрительной депривации. Особо следует отметить представленность в структуре личностных ресурсов лиц с глубокими нарушениями зрения (независимо от возраста) стратегии психологической защиты, связанной с избеганием решения проблем. Данная переменная в том или ином виде вошла в структуру выделенных факторов и в достаточной степени может отражать один из ведущих способов реагирования инвалидов по зрению в особо напряженных жизненных ситуациях. Вместе с тем, показана значимость других, более конструктивных стратегий поведения. Это позволяет полагать, что в работе по социальной адаптации и реабилитации инвалидов по зрению эффективными будут методы, связанные с обучением конструктивным способам решения жизненных задач.
Отметим также, что рассогласованность переменных в содержании третьего фактора заслуживает дополнительного анализа, учитывающего время возникновения дефекта, возрастную и половую принадлежность испытуемых. Кроме того, она показывает исследователю недостаточную состоятельность стандартизованных методик самоотчета в исследовании поставленной проблемы. Полученные данные необходимо дополнять изучением поведенческих характеристик испытуемых, поскольку та информация, которая сообщается личностью в самоотчетах, может представлять собой лишь отражение влияния социальных установок или же намерений субъекта, которые не проявляются в деятельности. Особую актуальность данный факт приобретает в исследованиях, связанных с влиянием на личность факторов депривации, в которых жизненная реальность субъекта зачастую не соответствует либо общепринятым социальным представлениям, либо собственным представлениям субъекта.
Работа выполнена в рамках Государственного задания вузу Минобрнауки РФ, №6.3626.2011
Литература:
Волкова И.П. Психология социальной адаптации и интеграции людей с глубокими нарушениями зрения: автореф. дисс… д-ра психол. наук. Санкт-Петербург, 2010. 43 с.
Калашникова С.А. Личностные ресурсы как интегральная характеристика личности// Молодой ученый. – 2011. - №8 (31). – Том 2. - С. 84 – 87.
Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. Прага: Авиценум, Медицинское издательство, 1984. 334 с.
Леонтьев Д.А. Психологические ресурсы преодоления стрессовых ситуаций: к уточнению базовых конструктов // Психология стресса и совладающего поведения в современном российском обществе. Материалы II Международной научно-практической конференции. Кострома, 2010. Том 2. С. 40-42.
Потапова Е.В. Психологическое сопровождение личности в особых условиях жизнедеятельности (на примере детей, больных сколиозом): автореф. дисс… канд. психол. наук. Новосибирск, 2010. 22 с.