В данной статье проанализированы теоретические основы формирования конкурентной среды предприятия в рыночных условиях, проведен анализ и оценка конкурентоспособности предприятия в рыночных условиях хозяйствования. С использованием PEST-анализа был проведен стратегический анализ деятельности, исследованы конкурентные преимущества предприятия дорожно-строительной отрасли ООО «ПАЛАТКА ТРАНССТРОЙ». На основании проведенных исследований сделаны выводы и даны рекомендации по укреплению конкурентных позиций предприятия.
Ключевые слова: Магаданская область, конкурентоспособность, PEST-анализ, дорожно-строительная отрасль
Оценка конкурентоспособности чаще происходит при использовании различных методов, так как это обусловлено спецификой деятельности организации, а также особенностями отрасли и целью исследования. Проведем анализ конкурентоспособности предприятия с использованием PEST-анализа.
Объектом исследования является дорожно-строительная компания ООО «ПАЛАТКА ТРАНССТРОЙ». Основной вид деятельности — капитальный ремонт и содержание, своевременное и полное выполнение которых необходимо, чтобы сохранять и поддерживать транспортно-эксплуатационное состояние дороги в течение всего срока эксплуатации на уровне, обеспечивающем установленные для данной категории требования к потребительским свойствам дороги.
Основным заказчиком является ФКУ «ДСД Дальний Восток».
Главным направлением в развитии строительной компании является повышение качества выполняемых работ, постоянное внедрение современных технологий и применение новейших материалов.
Рынок дорожного строительства в России за последние десять лет демонстрирует тенденцию роста, этому способствуют Государственная программа «Развитие транспортной системы», национальный проект «Безопасные и качественные дороги».
Дорожно-строительная отрасль отличается тем, что взаимодействие покупателя и продавца осуществляется специфическим образом, так как в большинстве случаев в роли покупателя выступают государственные и муниципальные органы власти, а со стороны продавцов действуют дорожно-строительные предприятия, конкурирующие между собой [3]. Кроме того, дорожно-строительная отрасль имеет свою специфику и как вид деятельности, в частности, небольшой объем работ, выполняемых на одном участке, приводит к необходимости ведения работ на разных объектах, нередко находящихся на значительном удалении друг от друга, немалое влияние оказывает и специфичность технологии дорожного строительства. Применение современных технологий позволяет обеспечить качество выполняемых работ и соответствие дорожного полотна нормативным требованиям.
В таблице 1 представлены основные конкуренты (рассматривались предприятия, основным видом деятельности которых является строительство дорог и автомагистралей, имеющие положительные финансовые результаты), предприятия проранжированы по величине выручки от продаж [1].
Таблица 1
Предприятия-конкуренты ООО «ПАЛАТКА ТРАНССТРОЙ»
Предприятия |
Выручка, тыс. руб |
Активы, тыс. руб |
Рент. продаж, % |
Рент. СК, % |
Период работы, лет |
ООО «Магаданская дорожная компания» (ИНН 4909111900) |
1 373 820 |
1 016 360 |
4,1 |
6 |
11 |
ООО «СЕВЕРОВОСТОКДОРСТРОЙ» (ИНН 4907000867) |
696 975 |
635574 |
20,2 |
29 |
9 |
ООО «Тенькинская дорожная компания» (ИНН 4909123462) |
674 407 |
398 879 |
2,8 |
20,4 |
6 |
ООО «КОЛЫМАДОРСТРОЙ» (ИНН 4909107804) |
409 495 |
399 353 |
4,8 |
8,1 |
12 |
ООО «Сусуманская дорожная компания» (ИНН 4905101122) |
389 746 |
406 862 |
18,5 |
19,3 |
6 |
ООО «Аткинская Дорожная Компания» (ИНН 4909122892) |
213 618 |
337 091 |
10,4 |
13,7 |
6 |
ООО «ДСК МАГАДАН» (ИНН 4909132682) |
175 246 |
507 467 |
3,6 |
1,8 |
1 |
ООО «МДСК» (ИНН 4900004975) |
157 273 |
423 615 |
4,1 |
-2,2 |
21 |
ООО «ПАЛАТКА ТРАНССТРОЙ» (ИНН 4907017444) |
131 560 |
235 135 |
8,4 |
2,1 |
15 |
ООО «Дорожная ремонтно-строительная компания» (ИНН 4909113390) |
111 666 |
90 633 |
-0,1 |
0,3 |
10 |
По объему выручки ООО «ПАЛАТКА ТРАНССТРОЙ» занимает 258 место среди всех предприятий Магаданской области и 9 место в категории «Строительство, ремонт и обслуживание дорог, мостов, тоннелей, аэродромов и ЖД путей». По стоимости бизнеса предприятие занимает 132 место среди всех компаний в регионе и 9 место в отрасли.
Среди конкурентных преимуществ предприятия можно выделить: длительный период существования на рынке (более 10 лет); предприятие имеет действующие лицензии на право пользования недрами (на срок до 2026 г.); является членом СРО; предприятие финансово устойчиво, не зависит от заемных средств; предприятие характеризуется обеспеченной платежеспособностью.
Таблица 2
PEST -анализ ООО «ПАЛАТКА ТРАНССТРОЙ»
Political Бюрократизация и уровень коррупции; Государственное регулирование в отрасли (новые технологии, стандарты); Государственное регулирование конкуренции (пресечение рейдерских схем) |
Economic Темпы роста экономики; Инфляция Кредитно-денежная и налогово-бюджетная политика страны; Затраты предприятия на энергоресурсы |
Social Демографические изменения (уменьшение количества работников); Мобильность населения (отток работников); Обеспечение кадрами и квалифицированными специалистами; Уровень образования населения страны (прохождение практики студентов и повышение квалификации сотрудников компании); Влияние СМИ (отношение жителей к ремонту дорог) |
Technological Развитие технологий (повышение качества — опыт зарубежных компаний); Минимизации потерь энергоресурсов; Государственная техническая политика |
Environmental Ужесточение законодательства по охране окружающей среды; Экологичность применяемых технологий в строительстве (в компании существует отдел охраны окружающей среды) |
Legal Изменение законодательства в госзакупках; Сервис для проведения госзакупок; Законодательство по технологиям; Изменение законодательства для СРО |
Определенные политические и социальные аспекты в большей степени влияют на организацию, чем экологические. Также мы видим, что государство проявляет воздействие на компанию. Предприятие нередко вынуждено действовать в условиях нехватки информации о конкурентной среде, а также недостаточного представления о том, что её отличает от конкурентов, а что — нет. В связи с этим, разумно развивать данное направление, важно
Для повышения эффективности деятельности и конкурентоспособности на предприятии необходимо создавать благоприятную инновационную атмосферу, способствующую развитию и разработке уникальных научных технологий. Для этого необходимо: разрабатывать системы модернизации и улучшения качества продукции и услуг; проводить стимулирующие мероприятия (премии, надбавки); совершенствовать методы сбора маркетинговой информации; усовершенствовать систему разработки, утверждения и внедрения инновационных проектов [2].
Литература:
- Арбатская, Е. А. Подходы к оценке конкурентоспособности предприятия / Е. А. Арбатская // Известия ИГЭА. — 2015. — № 1 (81). — С. 118–121.
- Даниленко М. И., Илюхина Ю. В. Инновационная деятельность предприятия и пути её совершенствования / М. И. Даниленко, Ю. В. Илюхина // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2019. № 6–1. С. 98–101.
- Лазаренко, А. А. Методы оценки конкурентоспособности / А. А. Лазаренко // Молодой ученый. — 2014. — № 1 (60). — С. 374–377.